Теоретические основы товароведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:35, реферат

Краткое описание

В условиях рыночной системы хозяйствования коммерческая деятельность на рынке совершается вокруг товара. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Именно товар на рынке определяет судьбу предприятия-изготовителя и предприятия–продавца (если они представлены в разных юридических лицах). Коммерческий успех зависит от наличия совершенного, высококачественного, выгодного для покупателя и потребителя товара. Потребителю нужно от производителя одно – удовлетворить свои нужды и решить тем самым возникшие проблемы, получить пользу от приобретённого товара. Конкурентоспособный предприниматель – коммерсант, понимая стоящую перед ним сложную задачу выбора делает ставку на то, что товар означает для покупателя, а не для продавца.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы товароведения.docx

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Раздел №1. «Теоретические основы товароведения».

Введение

В условиях рыночной системы хозяйствования коммерческая деятельность на рынке совершается вокруг товара. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Именно товар на рынке определяет судьбу предприятия-изготовителя и предприятия–продавца (если они представлены в разных  юридических лицах). Коммерческий успех зависит от наличия совершенного, высококачественного, выгодного для покупателя и потребителя товара. Потребителю нужно от производителя одно – удовлетворить свои нужды и решить тем самым возникшие проблемы, получить пользу от приобретённого товара. Конкурентоспособный предприниматель – коммерсант, понимая стоящую перед ним сложную задачу выбора делает ставку на то, что товар означает для покупателя, а не для продавца.

В настоящее время слово «товар»  приобретает новое значение, так  как расширяется круг изучаемых  объектов, входит большее количество различных видов продукции, например средств транспорта, оборудования и средств производства, основные виды сырьевых продуктов и т.д. В современных экономических отношениях возрастает роль услуг, как особой группы благ, необходимых человеку. Услуги обладают рядом признаков, как и товары, поэтому в условиях товарного производства они становятся товаром и к ним предъявляются аналогичные требования: классификации, ассортимента, качества и т.д.

Товар - это продукт труда, способный  удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный  для обмена. Становление товара как  предмета обмена обусловило необходимость  его изучения и описания. Развитие и становление производства повлекло за собой увеличение ассортимента производимых товаров, необходимость совершенствования и глубокого изучения товароведения, которое можно разделить на три этапа: товароведно-описательный, товароведно-технологический, товароведно-формирующий.

Товароведно-описательный этап приходится на период с середины XVI до начала XVIII в. Совершенствование производства привело к расширению номенклатуры товаров, развитие торговых связей — к расширению области их распространения.

Задачи товароведения на этом этапе  развития торговли сводились к составлению  руководств с описанием назначения, свойств и методов потребления  товаров. На товароведно-описательном этапе товары, как правило, описывались в алфавитном порядке без систематизации.

Товароведно-технологический этап развития товароведения длился с начала XVIII до середины XX в. Он совпал с периодом развитого промышленного производства, который сопровождался бурным развитием производительных сил и повышением потребностей, расширением функциональных свойств товаров и географии их производства. Произошел переход от описания товаров к исследованию влияния факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров, разработке методов исследования показателей качества и т.д. На этом этапе товароведение приобрело характер научной дисциплины.

Началом товароведно-формирующего этапа развития товароведения следует считать 30-е гг. XX в., когда произошло примерное разграничение объектов товароведения и материаловедения, и материаловедение выделилось в самостоятельную науку. Товароведение как самостоятельная дисциплина перестает детально изучать сырье, материалы и технологию производства товаров. Главным направлением в товароведении становится, дальнейшее раскрытие сущности потребительной стоимости, разработка методов количественной оценки отдельных потребительских свойств товаров и потребительной стоимости в целом, с целью оптимизации процессов управления качеством и ассортиментом товаров. На этом этапе в две самостоятельные дисциплины выделяются товароведение продовольственных и непродовольственных товаров.

Товароведение опирается на экономическую  теорию, рассматривающую различные  теории потребления, на философию, политологию, социологию и др. Эти дисциплины являются для товароведения методологической основой изучения потребительской  стоимости.

Цель данного учебного пособия - дать необходимые знания по специальности и развить у учащихся навыки самостоятельной работы. Этому способствует выбранная логика построения книги, ее структура. Они призваны помочь учащемуся уяснить основные положения, содержащиеся в учебном пособии, упростить восприятие материала, помочь закрепить его. Все главы, завершаются кратким перечнем вопросов, которые помогут учащемуся уяснить для себя, освоил ли он данную тему. В приложении приведены примеры практических заданий и тесты для закрепления и контроля знаний.

1.1 Предмет, цели, задачи товароведения. Товар как объект коммерческой деятельности.

Термин «Товароведение»  происходит от двух слов – «товар»  и «ведать» (изучать, знать), и в  прямом понятии означает « знание о товаре». Товароведение - это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров. Товар является продуктом труда, предназначенного для обмена. Товароведение как научная дисциплина возникло и формировалось в процессе развития товарного производства. Любой товар обладает двумя экономическими свойствами: потребительной ценностью и стоимостью. Потребительная ценность - это конкретная полезность товара, характеризует потребительную стоимость данного товара. Например, потребительная стоимость хлеба состоит в том, что она удовлетворяет потребности людей в еде. Потребительная стоимость товаров создаётся конкретным трудом. В результате труда вещество природы: сырьё, материалы преобразуются в полезный товар для потребления, удовлетворяющий в нём потребность людей. Стоимость - это овеществлённый в товаре труд людей. Реальная оценка этого труда проявляется в обмене, когда данный товар обменивается на другие товары. В период обмена выясняется, насколько он необходим потребителям. Количественное соотношение, в котором совершается товарообмен, называется меновой стоимостью. С появлением денег меновая стоимость выступает в форме цены.

Товароведение изучает преимущественно потребительные стоимости товаров, удовлетворяющие  личные и общественные потребности  людей. С переходом на рыночную систему  управления экономикой объектом товароведения  наряду с товаром становятся и  услуги, так как они обладают полезностью, имеют показатели качества и используют такие же методические приёмы.

Предметом товароведения  является изучение потребительных свойств  товаров удовлетворяющих материальные потребности людей определённого  качества и ассортимента, а также  всех тех изменений, которые происходят в товаре на всех этапах товародвижения.

Целью товароведения  является формирование необходимых  знаний о теоретических основах  товароведения, необходимых при  коммерческой деятельности.

Товароведение располагает своими терминами присущими  данной научной дисциплине. Основные из них: индивидуальная потребительная стоимость, совокупная общественная потребительная стоимость, потребительские свойства, качество, показатель качества, оценка качества, контроль и методы контроля качества, уровень качества, управление качеством, экспертиза качества, идентификация товаров, конкурентоспособность товара, сертификация товара, ассортимент товаров, формирование и развитие ассортимента, управление ассортиментом, информация о товаре, товарный знак, маркировка и другие.

Товароведение, как научная дисциплина, опирается  на гуманитарные, социально-экономические, а также математические и естественные дисциплины; товароведение тесно  связано с технологическими и специальными экономическими дисциплинами.

К основным задачам товароведения  в действующих экономических  условиях относятся:

  • исследование и разработка общих подходов к формированию потребительной стоимости товаров и выявление возрастающих потребностей в условиях рыночной экономики;
  • исследование и совершенствование классификации и кодирования товаров для различных групп товаров;
  • исследование закономерностей формирования и путей оптимизации ассортимента товаров в сфере обращения;
  • исследование и дальнейшая разработка принципов, методов и средств управлением качеством, разработка требований к качеству и закрепление этих требований в специальных документах;
  • изучение и разработка оптимальных условий использования, режимов хранения, ухода и транспортировки товаров, и их влияние на потребительские свойства товаров;
  • дальнейшее совершенствование  процесса обучения товароведению, расширение практики использования компьютерных технологий;
  • расширение области использования методов товароведения;
  • разработка и совершенствование методологии экспертиз товаров и их применение в учебном процессе;
  • прогнозирование появления на рынке новых товаров для удовлетворения растущих потребностей населения.

Товары, как  известно, обладают свойствами, благодаря  которым они становятся полезными  для человека. Полезность вещи определяется ее потребительной стоимостью. Каждый продукт труда обладает множеством свойств, однако его потребительную стоимость формируют лишь те из них, которые обусловливают полезность продукта труда.

Потребительная  стоимость (потребительная ценность) товара показывает, насколько он благодаря  своим свойствам удовлетворяет  конкретные нужды человека.

По своей  природе потребительские свойства являются физическими, химическими, биологическими и т.п. Потребительские свойства товаров (предметов потребления) можно  разделить на три класса:

1)  свойства, удовлетворяющие материальные потребности  (эргономические, утилитарные);

2)  свойства, удовлетворяющие нематериальные  потребности (культурные потребности,  потребности воспринимать прекрасное и т.д.);

3)  свойства, обеспечивающие удовлетворение  потребностей во времени (например, надежность).

Потребительная  стоимость товаров раскрывается в их потреблении.

В условиях рыночных отношений предпосылкой для  правильной оценки потребительной стоимости  товара является знание его рынка. Продавец товара должен представлять, в какой  мере удовлетворяется общественная потребность в той потребительной стоимости, носителем которой является данный товар.

Потенциальная потребительская ценность товара реализуется  в процессе удовлетворения физических, социальных потребностей, а также  материальных и нематериальных потребностей.

Товар может  рассматриваться как конкретный продукт, расширенный и обобщенный.

Конкретный  продукт - это базовая физическая сущность, которая имеет точные характеристики и предлагается под заданным описанием или кодом модели.

Понятие расширенного продукта включает в себя не только его образ, но и обслуживание (покупка автомобиля, например, увязывается с гарантийным обслуживанием, возможностью возврата и др.).

Обобщенный  продукт - это такой продукт, в котором потребительские свойства товара выражаются в полученном социально-экономическом эффекте.

Товар должен быть доведен до степени коммерциализации. Это означает освоение проектного выпуска  товара, достижение его проектной  себестоимости, завершение необходимых  испытаний и получение соответствующих документов, создание станций гарантийного обслуживания и др.

Товары делятся  на потребительские (личного пользования) и производственного назначения. Характер использования товаров каждой из этих групп различен, их покупка вызывается разными потребностями и определяется разными мотивами.

Потребительские товары (личного пользования) делятся на три группы:

  • изделия длительного пользования - холодильники, автомобили, мебель, одежда и др.;
  • изделия краткосрочного пользования- продукты питания, моющие средства и др., т.е. такие, которые потребляются либо сразу, либо ограниченное число раз;
  • услуги  - это действия, приносящие людям полезный результат (перепечатка на машинке рукописи, перевозка пассажиров, ремонт одежды и др.). Услуги считаются объектом продажи, но они не имеют вещной формы,  их нельзя упаковывать, хранить, транспортировать они могут быть потреблены лишь в момент их производства.

Товары  производственного назначения разбиваются на следующие категории:

  • основное оборудование;
  • вспомогательное оборудование;
  • узлы и агрегаты;
  • основные материалы;
  • вспомогательные материалы и сырье.

Такое деление  основывается на различном отношении  покупателя к этим товарам, а также  на различных требованиях к продаже, обслуживанию.

Спрос на товары производственного назначения формируется  в тесной взаимосвязи со спросом  на изделия личного потребления. Так, благоприятная конъюнктура  на автоматы для плазменной сварки листов алюминия может возникнуть как  отражение высокого спроса на алюминиевые  прогулочные лодки, становящиеся по тем или иным причинам модным товаром.

Вопросы для самопроверки

  1. Что является предметом товароведения.
  2. Каковы цели и задачи товароведения.
  3. Что называется товаром, какие потребительские свойства товаров вы знаете.
  4. Назовите виды товаров личного пользования и производственного назначения.
  5. Как вы понимаете, что такое услуги, в чём их специфика.

1.2 Классификация и кодирование  товаров

1.2.1 Значение и виды классификации товаров

Одной из важнейших  задач товароведения является научная  классификация товаров. Классификация - это последовательное распределение множества объектов на отдельные классы, группы и другие подразделения по наиболее общим для каждого уровня признакам. Без классификации невозможно развитие науки товароведения и торговой практики. Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления прейскурантов и каталогов, совершенствования системы стандартизации товаров. Размещение товаров на складах происходит также согласно классификации. Классификация требуется и при сертификации продукции.

Информация о работе Теоретические основы товароведения