Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть технологию формирования ассортимента товаров в магазинах непродовольственных товаров.
В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить структуру ассортимента товаров в магазине и факторы, влияющие на их формирование в магазине.
2. Проанализировать технологию формирования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель».
3. Предложить пути совершенствования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель».
Введение…………………………………………………………………...3
1. Структура ассортимента товаров в магазине и факторы, влияющие на их формирование в магазине..…………………………….……….5
1.1. Структура ассортимента товаров………………………………5
1.2. Факторы, влияющие на его формирование ассортимента товаров……………………………………………….…………..8
1.3. Принципы и методы формирования и регулирование ассортимента товаров в магазине…………………….………10
2. Технология формирования ассортимента товаров в магазине непродовольственных товаров «Универмаг «Гомель»…….....……18
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Универмаг «Гомель»………..……………………………......18
2.2. Особенности и анализ формирования ассортимента магазина «Универмаг «Гомель»..…………………………………...…...27
2.3. Пути совершенствования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель»……………………………………........41
Заключение……………………………………………………………….44
Список использованных источников……………………………….…..48
Анализируя данные, приведенные в табл. 2.3, можно отметить, что розничный товарооборот магазина ОАО «Универмаг «Гомель» в действующих ценах постоянно растет. Темп прироста розничного товарооборота в 2011 году к 2009 году составил 126,4 %. Анализ товарооборота в действующих ценах не позволяет реально оценить его изменение, так как значительное влияние на изменение этого показателя оказывают инфляционные процессы в Республике Беларусь.
Вместе с тем, розничный товарооборот в сопоставимых ценах за анализируемый период также увеличился, темпы прироста составили в 2011 году к 2009 году 78,6 %, что свидетельствует о росте физического объема продаж товаров.
Для обеспечения
бесперебойной и ритмичной
Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей в торговле. Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) за анализируемый период ускорилась на 9 дней. Такое ускорение вызвано снижением товарных запасов в днях, увеличением спроса на товары.
За анализируемый период растет сумма доходов от реализации: темп прироста в 2011 году по отношению к 2009 году составил 119 %. Наряду с этим, уровень доходов в целом снизился на 0,6 процентных пункта. Следует отметить достаточно высокий уровень доходов на протяжении исследуемого периода: 18,3 % в 2009 году, 18,4 % в 2009 году, 17,7 % в 2011 году. Это связано с тем, что ОАО «Универмаг «Гомель» реализует преимущественно непродовольственные товары, имеющие более высокую торговую надбавку.
За анализируемый период уровень расходов на реализацию товаров снизился на 3,2 %: с 23,4 % в 2009 году до 20,2 % в 2011 году.
ОАО «Универмаг «Гомель» является прибыльной торговой организацией. В 2009 году рентабельность продаж составила 1,16 %, в 2010 году 1,87 %, в 2011 году 2,5 % от общего объема розничного товарооборота.
За 2009 - 2011 годы численность работников универмага увеличилась на 67 человек. Однако отмечается снижение численности работников торгового зала за анализируемый период на 10 человек или 4,3 %.
Формирование ассортимента в розничной торговле - сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Знание и использование их обеспечивает наиболее успешное формирование ассортимента, который будет в наибольшей степени соответствовать поставленным целям.
Изучение влияния факторов осуществляется в процессе комплексного исследования рынка специалистами коммерческой службы.
Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров в розничной торговле, можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы той или иной торговой организации), специфические (отражают конкретные условия работы предприятия).
Рассмотрим влияние некоторых из них.
Производство товаров, являясь основным источником товарных ресурсов, влияет на структуру ассортимента в розничной торговле. Состояние промышленного производства дает реальную основу для включения тех или иных товаров в формируемый ассортимент. Отечественное производство должно быть основным источником формирования товарных ресурсов и ассортимента товаров. Только производство в состоянии обновлять и расширять свой ассортимент, предлагать новые изделия, создавать реальную основу для оптимальной широты торгового ассортимента.
Потребитель привыкает к определенным видам товаров, поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу. Поэтому немаловажным фактором является покупательский спрос. Он выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, который направлен на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.
Работа по изучению спроса в магазине «Универмаг «Гомель» представляет собой сбор, обработку и анализ информации, необходимой для принятия коммерческих решений, в частности, касающихся вопросов формирования ассортимента в розничной торговле.
Работой по изучению спроса занимается товаровед и непосредственно сами работники магазина. Они несут ответственность за проведение мероприятий по изучению спроса и за достоверность получаемой информации.
Заведующие секциями (отделами) организуют работу продавцов по вопросам организации изучения спроса, группируют и анализируют данные о спросе, вносят предложения по формированию ассортимента товаров.
Продавцы изучают в процессе общения с покупателями их требования к ассортименту и качеству товаров, мотивы выбора и причины отказа от покупки, принимают предварительные заказы от покупателей и ведут учет их выполнения. Товаровед анализирует по итогам месяца, квартала, полугодия, года сведения о реализации товаров и товарных запасах, делает соответствующие выводы для принятия правильных коммерческих решений по закупке товаров.
В Приложении 4 представлены сертификаты соответствия. А в Приложении 5 представлена заявка на текущий завоз товаров.
Изучается спрос в магазине ОАО «Универмаг «Гомель» путем:
• анализа данных статистической отчетности о динамике розничного товарооборота,
• товарных запасов в журналах учета неудовлетворенного спроса,
• путем опросов.
Если необходима информация, характеризующая рынок, на котором действует коммерсант, то следует использовать внешние источники информации. Если требуется информация о состоянии дел внутри организации, то следует использовать внутренние источники информации.
В Приложении 6 представлен договор поставки товаров.
Следует отметить, что в магазине ОАО «Универмаг «Гомель» преимущественно используются только внутренние источники информации и редко специалисты прибегают к внешним, однако целесообразно учесть внешнюю информацию при формировании ассортимента.
Источниками внешней информации для специалистов ОАО «Универмаг «Гомель» являются:
- данные
государственной статистики о
производстве и продаже
- материалы,
опубликованные в
Источниками внутренней информации являются:
- данные
статистической и
- данные о
товарных запасах и
- материалы оперативного учета реализации товаров;
- материалы
об изучении
В Приложении 7 представлена декларация о соответствии.
В процессе изучения спроса учитывают реализованный, неудовлетворенный и формирующийся спрос.
Наиболее распространенным методом сбора информации о реализованном спросе в практике деятельности ОАО «Универмаг «Гомель» является статистический метод. При изучении спроса, прежде всего, необходим анализ динамики развития розничной продажи по следующим направлениям: общие темпы роста, изменения структуры продажи товарных групп и отдельных товаров, а также анализ товарных запасов и товарооборачиваемости, а также анализируются данные инвентаризаций о товарных остатках. Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность организаций торговли. Анализ проводится в целом и в разрезе ассортиментных позиций.
Проанализируем изменение объема и структуры розничного товарооборота магазина ОАО «Универмаг «Гомель» за 2009-2011 гг. в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Анализ розничного товарооборота магазина ОАО «Универмаг «Гомель» за 2009 - 2011 гг.
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Отклонение (+. -) по уд. весу 2011 г. от 2009 г. | |||
| сумма, млн. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млн. руб. |
уд. вес, % |
сумма, млн. руб. |
уд. -вес, % |
|
Розничный товарооборот всего, в том числе |
15714 |
100 |
21612 |
100 |
35577 |
100 |
|
Товарооборот по продовольственным товарам |
4490 |
28,6 |
4490 |
20.8 |
11469 |
32.2 |
3.6 |
Товарооборот по непродовольственным товарам |
11224 |
71,4 |
15972 |
79,2 |
24108 |
67,8 |
-3.6 |
Как показывают данные таблицы 2.4, в структуре розничного товарооборота ОАО «Универмаг «Гомель» наибольший удельный вес занимает товарооборот по непродовольственным товарам (71,4 % в 2009 г., 79,2 % в 2010 г., 67,8 % в 2011 г.), что характерно для данного типа торгового объекта. Как отрицательный момент в деятельности универмага следует отметить снижение доли товарооборота по непродовольственным товарам на 3,6 % за исследуемый период.
Проведем анализ структуры розничного товарооборота по отдельным товарным группам в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Анализ структуры розничного товарооборота магазина ОАО «Универмаг «Гомель» за 2009-2011гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение (+,-) 2011 от 2009 г. | |||||||
|
2009 |
2010 |
2011 |
по сумме |
по уд. весу | ||||
|
сумма, млн. руб |
уд. вес, % |
сумма, млн. руб |
уд-вес. % |
сумма, млн. руб |
уд. вес, % | |||
1. Мясо и птица |
71 |
0,45 |
95 |
0,44 |
308 |
0.87 |
237 |
0,42 | |
2. Колбасные изделия и копчености |
956 |
6,08 |
1248 |
5.77 |
1868 |
5,25 |
912 |
-0,83 | |
3. Рыба и морепродукты пищевые |
28 |
0,18 |
46 |
0,21 |
225 |
0,63 |
197 |
0,45 | |
4. Молоко и молочная продукция |
287 |
1,83 |
399 |
1,85 |
1404 |
3,95 |
1117 |
2,12 | |
5. Кондитерские изделия |
288 |
1,83 |
342 |
1,58 |
1520 |
4,27 |
1232 |
2,44 | |
6. Хлеб и хлебобулочные изделия |
243 |
1,55 |
284 |
1,31 |
627 |
1,76 |
384 |
0,21 | |
7. Макаронные и изделия |
26 |
0,17 |
40 |
0,19 |
75 |
0,21 |
49 |
0,04 | |
8. Водка и ликероводоч ные изделия |
356 |
2,27 |
434 |
2,01 |
1108 |
3,11 |
752 |
0,84 | |
9.Безалкогольные напит ки |
101 |
0,64 |
131 |
0,61 |
262 |
0,74 |
161 |
0,1 | |
10. Другие продовольст-венные товары |
2134 |
13,58 |
1471 |
6,81 |
4072 |
11,45 |
1938 |
-2.13 | |
11. Итого продовольственных товаров |
4490 |
28,6 |
4490 |
20,8 |
11469 |
32,24 |
6979 |
3,64 | |
12. Одежда и белье |
2378 |
15,13 |
2567 |
11,88 |
4799 |
13,49 |
2421 |
-1.64 | |
13. Чулочно-носочные изделия |
477 |
3,04 |
503 |
2,33 |
950 |
2,67 |
473 |
-0.37 | |
14. Кожаная, текстильная и комбинированная обувь |
1033 |
6,57 |
1514 |
7.01 |
2183 |
6,14 |
1150 |
-0,43 | |
15.Парфюмерно-косметические товары |
336 |
2,14 |
630 |
2,92 |
1363 |
3,83 |
1027 |
1,69 | |
16. Галантерея |
1022 |
6,50 |
1529 |
7,07 |
2121 |
5,96 |
1099 |
-0.54 | |
17. Другие товары |
44 |
0,28 |
71 |
0.33 |
466 |
1,31 |
422 |
1,03 | |
18. Мебель |
428 |
2.72 |
190 |
0.88 |
24 |
0,07 |
-404 |
-2.65 | |
19. Ковры и ковровые изделия |
420 |
2,67 |
481 |
2,23 |
209 |
0,59 |
-211 |
-2,08 | |
20. Бумажно-беловые товары |
118 |
0.75 |
174 |
0,81 |
310 |
0.87 |
192 |
0,12 | |
21. Школьно-письменные и канцелярские принадлежности |
132 |
0.84 |
185 |
0.86 |
303 |
0,85 |
171 |
0,01 | |
22.Хозяйственные товары |
250 |
1.59 |
475 |
2.20 |
727 |
2,04 |
477 |
0,45 | |
23. Электротовары |
651 |
4.14 |
928 |
4,29 |
1493 |
4,20 |
842 |
0,06 | |
24. Телерадиотовары |
567 |
3,61 |
732 |
3,39 |
1249 |
3,51 |
682 |
-0,1 | |
25. Игрушки |
407 |
2,59 |
726 |
3,36 |
1390 |
3.91 |
983 |
1,32 | |
26. Другие непродовольственные товары |
2961 |
18.84 |
5267 |
24,37 |
6521 |
18,33 |
3560 |
-0,51 | |
27. Итого непродовольственных товаров |
11224 |
71,4 |
15972 |
79,2 |
24108 |
67,76 |
12884 |
-3,64 | |
28. Всего товаров |
15714 |
100 |
21612 |
100 |
35577 |
100 |
19863 |
- |
Из данных табл. 2.5 видно, что наибольший удельный вес в общем объеме розничного товарооборота ОАО «Универмаг «Гомель» занимает группа непродовольственных товаров.
Отметим, что в 2011 году в структуре розничного товарооборота наибольший удельный вес занимают одежда и белье (13,49 %), галантерея (5,96 %), кожаная, текстильная обувь (6,14 %), из продтоваров - это колбасные изделия и копчености (5,25 %), кондитерские изделия (4,27 %), молоко и молочная продукция (3,95 %). За анализируемый период увеличилась реализация хозяйственных товаров, парфюмерно-косметических товаров, игрушек, табачных изделий, бумажно-беловых товаров; в группе продовольственных товаров - кондитерских изделий, молочных продуктов, водки и ликеро-водочных изделий. Наименьший удельный вес занимают макаронные изделия (0,21 %), рыба (0,63 %), мебель (0,07 %), ковры (0,59 %), школьно-письменные принадлежности (0,85 %), бумажно-беловые товары (0,87 %). В целом, за анализируемый период наблюдается тенденция увеличения доли продовольственных товаров в общем объеме товарооборота на 3,64 %.
Для определения количества товаров, которые необходимо заказать или завести в магазин, работники ОАО «Универмаг «Гомель» учитывают размеры товарных запасов и их структуру. При анализе товарных запасов они определяют остатки отдельных видов изделий, сопоставляют их с реализацией и выявляют товары, завезенные в магазин в чрезмерно больших количествах.
Анализ товарных запасов начинают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами. Изучение их проводят не только в сумме, но и в днях. Данные о товарных запасах представлены в таблице 2.6.
Из данных таблицы 2.6 следует, что за анализируемый период происходит увеличение товарных запасов в сумме как в целом, так и по их структуре. Наблюдается отклонение фактических запасов от установленных нормативов в сторону увеличения. Завышенные запасы могут привести к замедлению товарооборачиваемости, росту расходов, связанных с хранением и реализацией товаров. Причинами могут быть: завоз товаров, не пользующихся спросом, неравномерное поступление товаров и др.
Таблица 2.6
Анализ товарных запасов в магазине ОАО «Универмаг «Гомель» за 2009-2011гг.
Показатели
|
Годы |
Темп роста или отклонение 2011 г в % к 2009 | ||||||||
2009 |
2010 |
2011 | ||||||||
норматив |
факт |
отклонение |
норматив |
факт |
отклон сние |
норматив |
факт |
отклон енис | ||
1.Продовольственные товары: в сумме, млн. р. |
200 |
211 |
11 |
450 |
509 |
59 |
700 |
787 |
87 |
373,0 |
в днях |
16 |
16,9 |
0,9 |
35 |
40,8 |
5,8 |
22 |
24,7 |
2.7 |
7,8 |
2.Непродовольственные товары: в сумме, млн. р. |
2500 |
2536 |
36 |
3400 |
3464 |
64 |
4200 |
4232 |
32 |
166.9 |
в днях |
80 |
81 |
1 |
76 |
78 |
2 |
60 |
63,2 |
3.2 |
-17,8 |
Итого |
2700 |
2747 |
47 |
3850 |
3973 |
123 |
4900 |
5019 |
119 |
182,7 |