Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть технологию формирования ассортимента товаров в магазинах непродовольственных товаров.
В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить структуру ассортимента товаров в магазине и факторы, влияющие на их формирование в магазине.
2. Проанализировать технологию формирования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель».
3. Предложить пути совершенствования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель».
Введение…………………………………………………………………...3
1. Структура ассортимента товаров в магазине и факторы, влияющие на их формирование в магазине..…………………………….……….5
1.1. Структура ассортимента товаров………………………………5
1.2. Факторы, влияющие на его формирование ассортимента товаров……………………………………………….…………..8
1.3. Принципы и методы формирования и регулирование ассортимента товаров в магазине…………………….………10
2. Технология формирования ассортимента товаров в магазине непродовольственных товаров «Универмаг «Гомель»…….....……18
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Универмаг «Гомель»………..……………………………......18
2.2. Особенности и анализ формирования ассортимента магазина «Универмаг «Гомель»..…………………………………...…...27
2.3. Пути совершенствования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель»……………………………………........41
Заключение……………………………………………………………….44
Список использованных источников……………………………….…..48
Рассматривая товарные запасы в динамике, отмети, что товарные запасы в сумме увеличились за анализируемый период на 82,7 %, при этом по продтоварам - на 273 %, по непродовольственным товарам - на 66,9 %. Товарные запасы в днях снизились на 17,8 дня по группе непродовольственных товаров, по продовольственным товарам увеличились на 7,8 дня.
Анализ товарных запасов также проводят в разрезе отдельных товарных групп. Данные представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Состояние товарных
запасов непродовольственных
Наименование товарных групп. |
Норматив |
Фактически |
Отклонение | |||
подгрупп |
в сумме, млн. р. |
в днях |
в сумме, млн р. |
в днях |
в сумме, млн. р. |
в днях |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Парфюмерно-косметические товары |
100 |
58 |
210 |
62 |
110 |
4 |
2.Галантерея |
295 |
70 |
300 |
68 |
5 |
-2 |
3. Другие товары |
14 |
60 |
20 |
61 |
6 |
1 |
4. Ковры и ковровые изделия |
1 |
19 |
1 |
20 |
- |
1 |
5. Электротовары |
270 |
82 |
281 |
86 |
11 |
4 |
6. Бумажно-беловые товары |
30 |
60 |
40 |
64 |
10 |
4 |
7. Школьно-письменные и канцелярские принадлежности |
45 |
75 |
51 |
78 |
6 |
3 |
8. Игрушки |
270 |
130 |
291 |
133 |
21 |
3 |
9. Строительные материалы |
10 |
35 |
12 |
37 |
2 |
2 |
10. Хозяйственные товары |
100 |
85 |
104 |
91 |
4 |
6 |
Анализируя данные таблицы 2.7, отметим, что по товарной группе «Галантерея» товарные запасы в днях ниже норматива на 2 дня, а по другим товарам - завышены как в сумме, так и в днях; кроме ковров, по которым товарные запасы в сумме соответствуют нормативу. По анализируемой группе «Бумажно-беловые товары» товарные запасы в сумме и в днях завышены на 10 млн. руб. и 4 дня.
Анализ товарооборачиваемости также свидетельствует о спросе населения на конкретные группы товаров. Данные представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8
Товарооборачиваемость товаров магазина ОАО «Универмаг «Гомель» за 2009-2011 гг., (дней)
Показатели |
Годы |
ускорение (-) |
замедление (+) | ||
| 2009 |
2010 |
2011 |
| |
1. Продовольственные товары |
30 |
32 |
35 |
- |
5 |
2. Непродовольственные товары, в том числе |
100 |
96 |
93 |
-7 |
- |
- бумажно-беловые товары |
67 |
64 |
66 |
-1 |
- |
ИТОГО |
54 |
58 |
45 |
-9 |
- |
Из данных таблицы 2.8 видно, что в 2011 году по сравнению с 2009 годом произошло ускорение товарооборачиваемости непродовольственных товаров на 7 дней, в том числе по бумажно-беловым товарам - на 1 день. По продовольственным товарам произошло замедление на 5 дней. В целом по товарным группам произошло ускорение товарооборачиваемости на 9 дней, что является положительной тенденцией в деятельности ОАО «Универмаг «Гомель». Работникам торгового отдела целесообразно и в дальнейшем поддерживать комплекс мероприятий по ускорению оборачиваемости товаров, в частности проводить рекламные мероприятия, уделять больше внимания изучению спроса на отдельные группы товаров и закупать их в том ассортименте, который востребован покупателями и ряд других мероприятий.
Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Для изучения товарного предложения товаров проведем расчет товарного обеспечения розничного товарооборота организации, используя формулу балансовой увязки (таблица 2.9).
Таблица 2.9
Товарное обеспечение розничного товарооборота товаров магазина ОАО «Универмаг «Гомель» за 2011 год
Показатели |
Ед. измер. |
План |
Фактически |
Отклонение (+,-) |
1. Продажа товаров |
млн. руб. |
312 |
310 |
-2 |
2. Прочее выбытие товаров |
млн. руб. |
8 |
8,5 |
0,5 |
3. Товарные запасы на конец года |
млн. руб. |
40 |
40 |
- |
Итого |
млн. руб. |
360 |
358,5 |
-1,5 |
4. Товарные запасы на начало года |
млн. руб. |
35 |
30 |
-5 |
5. Поступление товаров |
млн. руб. |
325 |
328,5 |
3,5 |
Итого |
млн. руб. |
360 |
358,5 |
-1,5 |
Анализ данных, представленных в таблице 2.9, позволяет глубже оценить итоги работы коммерческой службы, направленной на формирование товарных ресурсов, обеспечивающей не только выполнение показателей продаж, но и накопление товарных запасов в размерах, необходимых для поддержания стабильного ассортимента в ОАО «Универмаг «Гомель».
Таким образом, на невыполнение плана розничного товарооборота на 2 млн. руб. негативное влияние оказали заниженные товарные запасы на начало года на 5 млн. руб., увеличение прочего выбытия товаров на 0,5 млн. руб.
Наряду со сбором информации о внутригрупповой структуре продажи работа по изучению спроса требует сбора информации по учету неудовлетворенного спроса. Это спрос на такие товары, которые требуются покупателями, но отсутствуют по каким-либо причинам в продаже. Спрос неудовлетворенный в ОАО «Универмаг «Гомель» выявляется работниками торгового зала магазина в ходе устного общения с покупателями. Однако документально эта информация нигде не фиксируется. Таким образом, часть информации о неудовлетворенном спросе покупателей до коммерческих работников не доходит, что можно отметить как негативный момент в деятельности торговой организации.
На формирование торгового ассортимента оказывает влияние также тип магазина, размер торговой площади и зона его деятельности. Тип торговой организации, характеризующийся ассортиментным профилем и его торговой площадью, определяет направление в формировании ассортимента. В соответствии с типом магазина устанавливается номенклатура товарных групп и развернутый (детальный) ассортимент товаров для реализации в этих магазинах. Так, при формировании ассортимента универмага необходимо обеспечить универсальный ассортимент промышленных товаров и продовольственных товаров.
Для наиболее успешной работы по формированию ассортимента все эти факторы необходимо изучать и учитывать.
Для анализа полноты и устойчивости ассортимента должны рассчитываться соответствующие показатели - коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента.
Коэффициент полноты (Кп) рассчитывается по формуле:
где, Кп - коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;
Рф - фактическое количество
Рн - количество разновидностей
Значение коэффициента может варьироваться от 0 до 1. Коэффициент устойчивости ассортимента определяется по формуле:
где, Куст - коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год);
Р1 Р2, Р3, Р4 - фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
Рн - количество разновидностей
n — количество проверок.
Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента можно рассчитывать как по всему товарному ассортименту, так и по отдельным товарным группам, разновидностям.
Расчеты этих коэффициентов по отдельным товарным группам представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10
Полнота и устойчивость ассортимента товаров секции № 31 «Канцтовары, сувениры, часы» магазина ОАО «Универмаг «Гомель» за октябрь 2012 года
Наименование товаров |
Фактическое наличие разновидностей товаров по данным контрольных проверок ассортимент |
Количество товаров по ассорти- ментному перечню |
Коэффициент полноты ассорти-мента |
Коэффи-циент устойчивости | ||||
|
07.10.12 г. |
17.10.12 г. |
29.10.12г. |
1 проверка |
2 проверка |
3 проверка |
ассортимента | |
1. Тетради ученические |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2. Тетради общие |
1 |
2 |
2 |
2 |
0,5 |
1 |
1 |
0.8 |
3. Тетради и для рисования |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. Альбомы для рисования |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1,7 |
5. Тетради для раскрашивания |
3 |
3 |
4 |
2 |
1,5 |
1,5 |
2 |
1,7 |
6. Блоки для черчения, рисования |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7. Форматки чертежные |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8. Бумага писчая для записей |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
1,7 |
9. Блокноты |
2 |
3 |
3 |
3 |
0,7 |
1 |
1 |
0,9 |
10. Записные книжки |
4 |
5 |
5 |
4 |
1 |
1,25 |
1,25 |
1,2 |
Итого по отделу |
234 |
238 |
229 |
225 |
1,04 |
1,06 |
1,02 |
1,04 |
Из таблицы 2.10 видно, что в момент 1 проверки коэффициент полноты был ниже 1 по таким товарам, как тетради общие, блокноты, что говорит о недостаточной полноте ассортимента товаров, выбор товаров хуже. Соответственно коэффициент устойчивости ассортимента тоже был ниже 1 - 0,8 и 0,9 соответственно. В момент 2 и 3 проверок был полный ассортимент по всем бумажно-беловым товарам, коэффициент соответственно был выше 1.
Таким образом, но всем товарным группам, кроме тетрадей общих и блокнотов, был обеспечен устойчивый ассортимент товаров в отделе.
Коэффициент устойчивости
ассортимента товаров в целом
по отделу выше 1 - 1,04. Это говорит
о хорошей организации
Помимо проверки соответствия ассортимента утвержденному ассортиментному перечню также контролирующими органами проверяется санитарное состояние магазина, работников, рабочих мест, сроков хранения товаров, цен, сроков реализации и условий хранения товаров.
Таким образом, была рассмотрена и проанализирована работа магазина ОАО «Универмаг «Гомель» по формированию ассортимента. На формирование ассортимента товаров оказывает влияние ряд факторов таких, как производство, спрос. Методом сбора информации о реализованном спросе в практике деятельности ОАО «Универмаг «Гомель» является статистический метод. Проведенный анализ структуры розничного товарооборота свидетельствовал об увеличении доли непродовольственных товаров в общем объеме продаж. В 2009 году она составила 79,2 %. Анализ товарооборачиваемости показал ускорение товарооборачиваемости непродовольственных товаров на 4 дня, в том числе по бумажно-беловым товарам - на 3 дня. Товарные запасы и в сумме, и в днях практически по всем группам товаров превышают установленный норматив.
В Приложении 8 представлены рекламные буклеты.
Методами формирования ассортимента в организации являются метод ассортиментного перечня и по потребительским комплексам. Контроль за соблюдением ассортиментных перечней осуществляется путем проведения проверок, в процессе которых проверяется соответствие фактического наличия товаров обязательному ассортиментному перечню. В результате проведенных проверок было обнаружено по отдельным бумажно-беловым товарам несоответствие ассортимента товаров перечню.