Технология формирования ассортимента товаров в магазинах непродовольственных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть технологию формирования ассортимента товаров в магазинах непродовольственных товаров.
В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить структуру ассортимента товаров в магазине и факторы, влияющие на их формирование в магазине.
2. Проанализировать технологию формирования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель».
3. Предложить пути совершенствования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель».

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Структура ассортимента товаров в магазине и факторы, влияющие на их формирование в магазине..…………………………….……….5
1.1. Структура ассортимента товаров………………………………5
1.2. Факторы, влияющие на его формирование ассортимента товаров……………………………………………….…………..8
1.3. Принципы и методы формирования и регулирование ассортимента товаров в магазине…………………….………10
2. Технология формирования ассортимента товаров в магазине непродовольственных товаров «Универмаг «Гомель»…….....……18
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Универмаг «Гомель»………..……………………………......18
2.2. Особенности и анализ формирования ассортимента магазина «Универмаг «Гомель»..…………………………………...…...27
2.3. Пути совершенствования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель»……………………………………........41
Заключение……………………………………………………………….44
Список использованных источников……………………………….…..48

Вложенные файлы: 1 файл

Технология формирования ассортимента товаров в магазинах непродовольственных товаров Универмаг Гомель.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

 

Для улучшения  работы магазина «Универмаг «Гомель» по формированию ассортимента необходимо проводить следующие мероприятия:

  • качество реализуемой продукции - важный показатель в деятельности торгового объекта, поэтому одним из способов обеспечения качества может стать выделение из ассортимента проблемных товаров и постоянный контроль за ними;
  • необходимо закупать конкурентоспособные товары, и тем самым повышать конкурентоспособность самой торговой организации. Для этого необходимо: изучение внешней и внутренней среды деятельности торгового объекта; определение занимаемой доли и изучение выбранного сегмента рынка; проведение гибкого реагирования на требования рынка посредством анализа факторов, влияющих на построение торгового ассортимента;
  • проведение постоянного контроля за работой по формированию и реализацией, направленной на обеспечение более полного удовлетворения спроса населения и получение наибольшего размера прибыли;
  • выявление и изучение возможных источников поступления товаров, отвечающих потребностям населения, и проведение анализа возможностей сотрудничества с потенциальными поставщиками товаров;
  • осуществлять внутримагазинную рекламу по следующим позициям: печатная реклама, оформление ценников в фирменном стиле, демонстрационная реклама, устная реклама, наличие витрин, привлекающие внимание покупателей.

Таким образом, реализация указанных мероприятий  позволит повысить эффективность деятельности розничной торговли магазина «Универмаг «Гомель».

Также для улучшения организации розничной торговли в магазине «Универмаг «Гомель» необходимо применить метод стимулирования продаж.

Стимулирование  продажи   представляет собой комплекс мероприятий, направленных на привлечение большего числа покупателей с целью увеличения сбыта товаров. Основными целями проведения таких мероприятий в магазине «Универмаг «Гомель» являются: увеличение числа покупателей (в том числе постоянных) и количества приобретаемых ими товаров; ускорение оборачиваемости товаров; устранение излишних товарных запасов; увеличение розничного товарооборота.

Для повышения  конкурентоспособности товаров в магазине «Универмаг «Гомель» необходимо провести мероприятия по разработке и реализации конкурентных стратегий на рынке. В эту группу включены: изучение конъюнктуры рынка и его сегментация, выбор целевого рынка и его сегмента определение условий деятельности на этом рынке, разработка и выбор конкурентных стратегий, способов продвижения товара, мероприятий по стимулированию сбыта, рекламный концепций; повышение эффективности рекламы и др.

На основании проведенного анализа в магазине «Универмаг «Гомель» рекомендуем для повышения эффективности формирования ассортимента товаров в магазине «Универмаг «Гомель» необходимо оптимизировать его широту и глубину на основе тщательного изучения спроса на товары.

  1. Повышение полноты и устойчивости ассортимента за счет: усиления контроля за соблюдением договорной дисциплины поставщиками, разработки в договорах эффективной системы санкций за нарушение условий договора, касающихся сроков поставки, количества и ассортимента поставляемых товаров; улучшение процесса нормирования товаров; расширение сети поставщиков на случай сбоев в работе постоянных поставщиков и для обновления ассортимента; введения системы штрафных санкций заведующей магазина, которые несвоевременно подают заявки на товары.
  2. Проведение дополнительных исследований покупательского спроса: анкетные опросы, специально организованные наблюдения, которые способствовали бы более точному определению объема и структуры спроса на товары.

3. Введение стратегического планирования ассортимента товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Формирование  ассортимента предприятий розничной  торговли требует специальных знаний в области коммерции, экономики, маркетинга. Это обусловлено принципами этой работы, среди которых ориентация на запросы конкретных групп потребителей и обеспечение рентабельной работы предприятия.

Если предприятие  торговли надеется добиться успехов  на розничном рынке, то оно обязано отслеживать все изменения, происходящие на нем, и своевременно на них реагировать. При формировании ассортимента это означает, что однажды сформированная модель ассортимента не дает гарантий рентабельной работы, так как обстановка на рынке очень динамична и требует ответной адекватной реакции. Изменяются экономическая ситуация, социальная и демографическая обстановка, денежные доходы потребителей. Соответственно изменяются потребительские запросы. Эти изменения и должны стать, прежде всего, объектом внимания коммерсанта.

Формируя конкурентоспособную  ассортиментную модель, коммерческая служба учитывает потенциальные  возможности своего предприятия, возможности поставщиков, стратегии конкурентов и другие важные факторы.

Хорошо продуманная  ассортиментная политика предприятия розничной торговли является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения конкурентных позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия.

Таким образом, была рассмотрена и проанализирована работа ОАО «Универмаг «Гомель» по формированию ассортимента. На формирование ассортимента товаров оказывает влияние ряд факторов таких, как производство, спрос. Методом сбора информации о реализованном спросе в практике деятельности магазина ОАО «Универмаг «Гомель» является статистический метод. Проведенный анализ структуры розничного товарооборота свидетельствовал об увеличении доли непродовольственных товаров в общем объеме продаж. В 2010 году она составила 79,2 %. Анализ товарооборачиваемости показал ускорение товарооборачиваемости непродовольственных товаров на 4 дня, в том числе по бумажно-беловым товарам - на 3 дня. Товарные запасы и в сумме, и в днях практически по всем группам товаров превышают установленный норматив.

Методами формирования ассортимента в организации являются метод ассортиментного перечня и по потребительским комплексам. Контроль за соблюдением ассортиментных перечней осуществляется путем проведения проверок, в процессе которых проверяется соответствие фактического наличия товаров обязательному ассортиментному перечню. В результате проведенных проверок было обнаружено по отдельным бумажно-беловым товарам несоответствие ассортимента товаров перечню.

Проведенные исследования в области коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров в магазине ОАО «Универмаг «Гомель» позволили выявить сильные и слабые стороны его деятельности.

К сильным сторонам в деятельности универмага можно  отнести:

-  работа  на достаточно стабильный и  хорошо известный сегмент рынка  - это население из всех районов г. Гомеля;

- рост розничного  товарооборота как в действующих  ценах, так и в сопоставимых;

-   рост  прибыли от реализации товаров;

-   снижение  уровня расходов от реализации  товаров;

-    реализация  товаров осуществляется методом  самообслуживания;

-   формирование  ассортимента методом ассортиментного  перечня и по потребительским  комплексам.

Но наряду со своими преимуществами магазин ОАО «Универмаг «Гомель» имеет и недостатки своей работы. К слабым сторонам можно отнести:

-    снижение    доли    непродовольственных    товаров    в    общем    объеме товарооборота;

-   отсутствие  системы сбора и анализа информации  о рынке;

-   слабо  используются технические инновации  в ведении розничной торговли;

-    ведется  недостаточно эффективная работа по изучению спроса населения, что приводит к закупке товаров сверх необходимой потребности и в дальнейшем превышению фактических товарных запасов по сравнению с нормативом;

-    низкий  уровень рекламной деятельности.

Для более успешной организации коммерческой работы магазина ОАО «Универмаг «Гомель» были разработаны следующие направления совершенствования:

• увеличить  долю рынка и повышать конкурентоспособность  с помощью маркетинговых исследований;

•    систематически анализировать деятельность конкурентов, выявлять их сильные и слабые стороны, использовать опыт их деятельности;

•    ввести должность маркетолога, который  бы занимался исследованием рынка  и определением влияния общих  и специфических факторов;

•    автоматизация  торгово-технологических  процессов и компьютерный учет товародвижения;

•    необходимо обновлять торгово-технологическое  оборудование, современное контрольно-кассовое, весо-измерительное и холодильное оборудование, способствующее росту пропускной способности магазинов, сокращению времени покупателей на приобретение товаров;

•    проводить  рекламные мероприятия, в том  числе особое внимание следует уделять рекламному оформлению магазинов и формированию рекламного бюджета;

•   расширение спектра платных услуг, в том  числе и бытовых;

•    систематически проводить анализ и контроль ассортимента, то есть обеспечение в продаже  продовольственных товаров с  учетом предпочтения покупателей, что требует регулярное изучение спроса;

•    предусматривать  также заключение договоров на поставку товаров с установлением сроков оплаты с учетом фактически сложившейся товарооборачиваемости;

•   автоматизация  и компьютеризация торгово-технологических  процессов, внедрение комплексных  систем обработки заказов, формирования ассортимента и его своевременного пополнения, учета выполнения договорных обязательств, оперативного учета реализации товаров в торговом зале.

Формирование  ассортимента необходимо производить  на основе систематического изучения спроса потребителей. С этой целью необходимо вести раздельный учет реализации отдельных товаров. В этом случае удобно использовать электронные таблицы Microsoft Excel и бухгалтерскую программу «1-С Бухгалтерия» под Windows (чтобы данные бухгалтерского учета можно было согласовывать с анализом и расчетами в электронных таблицах). С точки зрения затрат на автоматизацию процесса учета реализации товаров в универмаге отметим, что величина затрат на данное мероприятие будет минимальной, если правильно организовать процесс поступления и фиксирования информации; способствовать дальнейшему увеличению реализации непродовольственных товаров.

Сдерживающим  фактором работы организации в области  формирования ассортимента является то, что далеко не все товарные группы, включенные в ассортиментную модель магазина, обеспечивают доходность этой группы. Это объясняется тем, что социально-значимые товары, включаемые в ассортимент, имеют ограниченные торговые надбавки. Поэтому необходимо включать в ассортимент высокорентабельные товары, т.е. уровень валового дохода от реализации этих товаров определяется размером торговой надбавки на товар и должен перекрывать его издержкоемкость. В работе была рассчитана доходность ассортимента отдельных товарных групп.

Список  использованных источников

 

  1. Александров Ю. А. Экономика предприятия торговли: Учебное пособие / Ю.Л. Александров, Э. А. Батраева, И. В. Петрученя, А. М. Смирнова. - Красноярск, 2002. – 258 с.
  2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - К: Украинско- Финский институт менеджмента и бизнеса, 1999. – 478 с.
  3. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. – М.: ИНФРА - М, 1997. – 396 с.
  4. Волонцевич Е.Ф. Оценка эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия и основные направления ее повышения: Текст лекций для студентов специальности «Коммерческая деятельность» / Е.Ф. Волонцевич. - Гомель: ГКИ, 2001. - 40 с.
  5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркетинг, 2001. - 400 с.
  6. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли: учебник для высших учебных заведений. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 623 с.
  7. Коновалова Т. Ю. Ассортимент и качество. - М.: Владос, 2000. – 354 с.
  8. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения: учебник для вузов. - М.: Норма, 2006. – 563 с.
  9. Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова. – 2-е изд., перераб. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 479 с.
  10. Савинский А.И., Лаппо Л.Л. Розничная торговля и основы товароведения. – Мн.: БГЭУ, 2002.  – 456 с.
  11. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы розничной торговли. Розничная торговля. – 3- е. изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. -  800 с.
  12. Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. - Ставрополь, 2001. – 415 с.

Информация о работе Технология формирования ассортимента товаров в магазинах непродовольственных товаров