Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть технологию формирования ассортимента товаров в магазинах непродовольственных товаров.
В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить структуру ассортимента товаров в магазине и факторы, влияющие на их формирование в магазине.
2. Проанализировать технологию формирования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель».
3. Предложить пути совершенствования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель».
Введение…………………………………………………………………...3
1. Структура ассортимента товаров в магазине и факторы, влияющие на их формирование в магазине..…………………………….……….5
1.1. Структура ассортимента товаров………………………………5
1.2. Факторы, влияющие на его формирование ассортимента товаров……………………………………………….…………..8
1.3. Принципы и методы формирования и регулирование ассортимента товаров в магазине…………………….………10
2. Технология формирования ассортимента товаров в магазине непродовольственных товаров «Универмаг «Гомель»…….....……18
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Универмаг «Гомель»………..……………………………......18
2.2. Особенности и анализ формирования ассортимента магазина «Универмаг «Гомель»..…………………………………...…...27
2.3. Пути совершенствования ассортимента в магазине «Универмаг «Гомель»……………………………………........41
Заключение……………………………………………………………….44
Список использованных источников……………………………….…..48
Для улучшения работы магазина «Универмаг «Гомель» по формированию ассортимента необходимо проводить следующие мероприятия:
Таким образом, реализация указанных мероприятий позволит повысить эффективность деятельности розничной торговли магазина «Универмаг «Гомель».
Также для улучшения организации розничной торговли в магазине «Универмаг «Гомель» необходимо применить метод стимулирования продаж.
Стимулирование продажи представляет собой комплекс мероприятий, направленных на привлечение большего числа покупателей с целью увеличения сбыта товаров. Основными целями проведения таких мероприятий в магазине «Универмаг «Гомель» являются: увеличение числа покупателей (в том числе постоянных) и количества приобретаемых ими товаров; ускорение оборачиваемости товаров; устранение излишних товарных запасов; увеличение розничного товарооборота.
Для повышения конкурентоспособности товаров в магазине «Универмаг «Гомель» необходимо провести мероприятия по разработке и реализации конкурентных стратегий на рынке. В эту группу включены: изучение конъюнктуры рынка и его сегментация, выбор целевого рынка и его сегмента определение условий деятельности на этом рынке, разработка и выбор конкурентных стратегий, способов продвижения товара, мероприятий по стимулированию сбыта, рекламный концепций; повышение эффективности рекламы и др.
На основании проведенного анализа в магазине «Универмаг «Гомель» рекомендуем для повышения эффективности формирования ассортимента товаров в магазине «Универмаг «Гомель» необходимо оптимизировать его широту и глубину на основе тщательного изучения спроса на товары.
3. Введение стратегического планирования ассортимента товаров.
Заключение
Формирование ассортимента предприятий розничной торговли требует специальных знаний в области коммерции, экономики, маркетинга. Это обусловлено принципами этой работы, среди которых ориентация на запросы конкретных групп потребителей и обеспечение рентабельной работы предприятия.
Если предприятие торговли надеется добиться успехов на розничном рынке, то оно обязано отслеживать все изменения, происходящие на нем, и своевременно на них реагировать. При формировании ассортимента это означает, что однажды сформированная модель ассортимента не дает гарантий рентабельной работы, так как обстановка на рынке очень динамична и требует ответной адекватной реакции. Изменяются экономическая ситуация, социальная и демографическая обстановка, денежные доходы потребителей. Соответственно изменяются потребительские запросы. Эти изменения и должны стать, прежде всего, объектом внимания коммерсанта.
Формируя конкурентоспособную ассортиментную модель, коммерческая служба учитывает потенциальные возможности своего предприятия, возможности поставщиков, стратегии конкурентов и другие важные факторы.
Хорошо продуманная ассортиментная политика предприятия розничной торговли является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения конкурентных позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия.
Таким образом, была рассмотрена и проанализирована работа ОАО «Универмаг «Гомель» по формированию ассортимента. На формирование ассортимента товаров оказывает влияние ряд факторов таких, как производство, спрос. Методом сбора информации о реализованном спросе в практике деятельности магазина ОАО «Универмаг «Гомель» является статистический метод. Проведенный анализ структуры розничного товарооборота свидетельствовал об увеличении доли непродовольственных товаров в общем объеме продаж. В 2010 году она составила 79,2 %. Анализ товарооборачиваемости показал ускорение товарооборачиваемости непродовольственных товаров на 4 дня, в том числе по бумажно-беловым товарам - на 3 дня. Товарные запасы и в сумме, и в днях практически по всем группам товаров превышают установленный норматив.
Методами формирования ассортимента в организации являются метод ассортиментного перечня и по потребительским комплексам. Контроль за соблюдением ассортиментных перечней осуществляется путем проведения проверок, в процессе которых проверяется соответствие фактического наличия товаров обязательному ассортиментному перечню. В результате проведенных проверок было обнаружено по отдельным бумажно-беловым товарам несоответствие ассортимента товаров перечню.
Проведенные исследования в области коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров в магазине ОАО «Универмаг «Гомель» позволили выявить сильные и слабые стороны его деятельности.
К сильным сторонам в деятельности универмага можно отнести:
- работа
на достаточно стабильный и
хорошо известный сегмент
- рост розничного
товарооборота как в
- рост прибыли от реализации товаров;
- снижение уровня расходов от реализации товаров;
- реализация
товаров осуществляется
- формирование
ассортимента методом
Но наряду со своими преимуществами магазин ОАО «Универмаг «Гомель» имеет и недостатки своей работы. К слабым сторонам можно отнести:
- снижение доли непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота;
- отсутствие
системы сбора и анализа
- слабо
используются технические
- ведется
недостаточно эффективная работ
- низкий
уровень рекламной
Для более успешной организации коммерческой работы магазина ОАО «Универмаг «Гомель» были разработаны следующие направления совершенствования:
• увеличить
долю рынка и повышать конкурентоспособность
с помощью маркетинговых
• систематически анализировать деятельность конкурентов, выявлять их сильные и слабые стороны, использовать опыт их деятельности;
• ввести должность маркетолога, который бы занимался исследованием рынка и определением влияния общих и специфических факторов;
• автоматизация торгово-технологических процессов и компьютерный учет товародвижения;
• необходимо
обновлять торгово-
• проводить рекламные мероприятия, в том числе особое внимание следует уделять рекламному оформлению магазинов и формированию рекламного бюджета;
• расширение спектра платных услуг, в том числе и бытовых;
• систематически проводить анализ и контроль ассортимента, то есть обеспечение в продаже продовольственных товаров с учетом предпочтения покупателей, что требует регулярное изучение спроса;
• предусматривать также заключение договоров на поставку товаров с установлением сроков оплаты с учетом фактически сложившейся товарооборачиваемости;
• автоматизация
и компьютеризация торгово-
Формирование ассортимента необходимо производить на основе систематического изучения спроса потребителей. С этой целью необходимо вести раздельный учет реализации отдельных товаров. В этом случае удобно использовать электронные таблицы Microsoft Excel и бухгалтерскую программу «1-С Бухгалтерия» под Windows (чтобы данные бухгалтерского учета можно было согласовывать с анализом и расчетами в электронных таблицах). С точки зрения затрат на автоматизацию процесса учета реализации товаров в универмаге отметим, что величина затрат на данное мероприятие будет минимальной, если правильно организовать процесс поступления и фиксирования информации; способствовать дальнейшему увеличению реализации непродовольственных товаров.
Сдерживающим фактором работы организации в области формирования ассортимента является то, что далеко не все товарные группы, включенные в ассортиментную модель магазина, обеспечивают доходность этой группы. Это объясняется тем, что социально-значимые товары, включаемые в ассортимент, имеют ограниченные торговые надбавки. Поэтому необходимо включать в ассортимент высокорентабельные товары, т.е. уровень валового дохода от реализации этих товаров определяется размером торговой надбавки на товар и должен перекрывать его издержкоемкость. В работе была рассчитана доходность ассортимента отдельных товарных групп.
Список использованных источников