Товароведная характеристика и экспертиза зеленого чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование чая в его теоретических аспектах и анализ полученных результатов в ходе органолептических исследований. При написании работы были поставлены следующие задачи:
 изучить классификацию чая;
 изучить химический состав и пищевую ценность чая;
 определить факторы, формирующие и влияющие на качество чая;
 изучить требования к качеству чая;
 изучить правила заваривания чая и чаепития;
 исследовать зеленый чай по органолептическим показателям;
 сделать выводы о соответствии показателей качества зеленого чая нормативным документам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Теоретическая часть…………………………………………………………….6
1.1 История чая……………………………………………………………………6
1.2 Классификация и ассортимент чая…………………………………………..7
1.3 Пищевая ценность и химический состав чая………………………………15
1.4 Факторы, влияющие на качество чая……………………………………….21
1.5 Технические требования…………………………………………………….26
1.6 Дефекты чая………………………………………………………………….27
1.7 Фальсификация чая………………………………………………………….28
1.8 Правила приемки…………………………………………………………….30
1.9 Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование чая……………...30
2 Экспериментальная часть……………………………………………………..32
2.1 Объекты исследования………………………………………………………32
2.1.1 «Ahmad Tea»……………………………………………………………….32
2.1.2 «AKBAR»…………………………………………………………………..33
2.1.3 «Принцесса Ява»…………………………………………………………..34
2.2 Методы исследования……………………………………………………….34
2.3 Результаты исследования…………………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованных источников…………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

chay_pechat.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Разновидностью качественной фальсификации чая следует считать также частичную или полную замену натурального продукта пищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов. Например, реализация спитого чая под видом натурального продукта. Ее легко отличить по низкому содержанию экстрактивных веществ.

Также широко распространена качественная фальсификация путем реализации низкокачественной продукции под видом высококачественной. Очень часто производят замену высококачественного чая популярных наименований (индийского, цейлонского, китайского) низкокачественными наименованиями (грузинским, азербайджанским, краснодарским и т. п.).

Количественная фальсификация чая (недовес, обмер) — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу или объем поверенными измерительными мерами веса и объема.

Информационная фальсификация чая — это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.

Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. При фальсификации информации о чае довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:

♦ наименование товара;

♦ страна происхождения товара;

♦ фирма-изготовитель товара;

♦ количество товара.

К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:

♦ каким способом изготовлены печатные документы;

♦ имеются ли подчистки, исправления в документе;

♦ является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю и др. [4].

 

 

 

 

1.8 Правила приемки

 

Чай принимают партиями. Партией считают количество упаковочных единиц с чаем одной или нескольких марок — для нефасованного чая; одного сорта, одной даты выработки и в однородной упаковке — для фасованного чая, оформленное одним документом о качестве.

 Документ о качестве должен содержать:

–наименование предприятия-изготовителя, его местонахождение и подчиненность;

–товарный знак предприятия-изготовителя; номер документа о качестве;

–наименование продукта и его сорт; дату выработки;

–массу нетто в упаковочной единице фасованного чая;

–количество ящиков и массу нетто чая;

–количество упаковочных единиц в одном ящике; результаты анализа;

–обозначение нормативно-технической документации.

 Для определения качества упаковки и маркировки потребительской и транспортной тары применяют выборочный одноступенчатый нормальный контроль II общего уровня контроля.

 Партию принимают, если количество единиц транспортной тары, не отвечающей требованиям нормативно-технической документации по упаковке и маркировке, меньше или равно приемочному числу, и бракуют, если оно больше или равно браковочному числу.

Для контроля органолептических и физико-химических показателей чая применяют выборочный одноступенчатый нормальный контроль специального уровня контроля .

 При получении неудовлетворительных результатов органолептических и физико-химических анализов хотя бы по одному показателю проводят повторные анализы на выборке объема, взятой от той же партии. Результаты повторных распространяются на всю партию [3].

 

1.9 Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование чая

 

1.9.1 Упаковка.

Нефасованный чай упаковывают в ящики по ГОСТ 10131 или в тару для продовольственных товаров, соответствующую требованиям нормативно-технической документации.

Допускается при внутриреспубликанских перевозках упаковывание чая в тканевые мешки по ГОСТ 8516 с вкладышами из полиэтилена по ГОСТ 19360.

В ящики вкладывают полиэтиленовые пакеты-вкладыши, соответствующие требованиям нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке, или двухслойные пакеты из подпергамента по ГОСТ 1760 и оберточной бумаги марки Д массой 60 г площадью 1 м2 по ГОСТ 8273 или их выстилают чистой оберточной бумагой марки Д массой 60 г площадью 1 м2 по ГОСТ 8273, фольгой по ГОСТ 745, подпергаментом по ГОСТ 1760. После наполнения ящиков чаем и утруски их немедленно закрывают крышками и забивают.

Отклонение массы нетто чая при упаковывании в ящики не должно превышать минус 200 г. [3].

1.9.2 Маркировка.

Транспортная маркировка — по ГОСТ 14192 с нанесением манипулядионного знака «Боится сырости». На каждую упаковочную единицу транспортной тары трафаретом наносят маркировку или наклеивают ярлык, характеризующие продукцию, с указанием:

а) товарного знака и наименования предприятия-изготовителя, его адреса;

б) наименования чая, номера марки, вида и сорта чая;

в) даты упаковывания;

г) обозначения настоящего стандарта;

д) массы брутто и нетто ящика в килограммах.

В каждый ящик с чаем вкладывают ярлык с указанием фамилии упаковщика.

1.9.3 Хранение и транспортирование.

Ящики с чаем должны храниться в сухом, чистом, хорошо проветриваемом помещении, не зараженном вредителями, на деревянных стеллажах с расстоянием 0,10—0,15 м от пола и не менее 0,5 м от стены. Укладывание ящиков в штабели проводится дном на крышку высотой не более 9 ящиков — для фанерных и 6 — из гофрированного картона с проходами между двумя-тремя рядами. Расстояние от источников тепла, водопроводных и канализационных труб должно быть не менее 1 м.

Относительная влажность воздуха в помещении, где хра¬нится чай, не должна быть выше 70 %.

Не допускается хранить в одном помещении с чаем ско¬ропортящиеся продукты и товары, имеющие запах.

Транспортируют чай в ящиках или пакетами по ГОСТ 23285 всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на соответствующем виде транспорта. Транспортные средства должны быть крытыми, сухими, чистыми и незараженными вредителями. Срок хранения нефасованного чая — 8 мес со дня его упаковывания [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Экспериментальная часть

 

В качестве объектов исследования были выбраны зеленые чаи разных торговых марок: «Ahmad Tea London», "Принцесса Ява", «AKBAR».

 

2.1 Объекты исследования

 

2.1.1 «Ahmad Tea»

 

Компания Ahmad Tea Ltd. основана в 1986 г в Великобритании, головной офис компании расположен в Лондоне, а основное чайное производство — в английском графстве Гемпшир в Саутгемтоне. Также компании принадлежат фабрики на Шри-Ланке, в Индии, в России и в Украине.

Ahmad Tea Ltd. является постоянным членом  Британского чайного бюро и  Британской чайной Ассоциации.

Уже много лет премиальные чайные смеси марки Ahmad Tea тесно ассоциируются с английским образом жизни и английской культурой. Именно англичане сделали чай одним из самых популярных напитков на Западе и вывели свою «формулу» идеального чаепития. Трепетное и уважительное отношение к чаю как к высококачественному, требующему тонкого подхода продукту успешно воплощается в великолепных чайных смесях Ahmad Tea.

Эталонные образцы каждого бленда Ahmad Tea хранятся в центральном офисе в Саутгемптоне и обновляются ежегодно после подтверждения их идентичности комиссией в составе главного ти-тестера (Вильяма Мэннинга), начальника производства и президента компании. О качестве работы ти-тестеров Ahmad Tea London говорит тот факт, что ароматизированные бергамотом чаи этой марки считаются лучшими в мире.

Несмотря на то, что сегодня чай выращивается в более чем тридцати странах, компания Ahmad Tea Ltd. в своих блендах черных чаев использует лучшие чаи только из Шри-Ланки, Индии и Кении. В зеленых — только лучшие китайские чаи. Благодаря идеальным климатическим условиям и колоссальному опыту именно в этих странах выращиваются чаи самого высокого качества [2].

Благодаря такому подходу к качеству Ahmad Tea Ltd. является участником Чайной палаты Великобритании (United Kingdom Tea Council, UKTC), попасть в состав этой организации могут только компании, чье производство размещено в Великобритании и ведущими бизнес на территории Великобритании. Ahmad Tea Ltd. соответствует высоким стандартам UKTC уже более 20 лет.

Компания Ahmad Tea Ltd. также обладает сертификатом ISO 9001:2000, являющимся признанным в мире сертификатом, удостоверяющем высочайшее качество всех этапов производства и бизнес процессов [2].

 

2.1.2 «AKBAR»

 

Созданная весной 1995 года, чайная компания «САПСАН» в короткие сроки добилась значительных результатов на российском чайном рынке. Это стало возможно благодаря серьезному подходу к кадровым вопросам, к вопросам организации структуры холдинга и концентрации усилий на обеспечении качества продукции, а также максимально быстрого сервиса.

На сегодняшний день Группа чайных компаний «САПСАН», которая объединяет производственные, транспортные и дистрибьюторские компании с общей численностью сотрудников около 600 человек, является одной из крупнейших и наиболее стабильных чайных компаний страны. Она входит в пятерку лидеров отрасли и принадлежащая ей доля чайного рынка составляет, по разным оценкам, около 9%.

Такой успех Группы чайных компаний «САПСАН» обусловлен высоким качеством предлагаемой продукции, разумной ценовой политикой, правильно сформированным ассортиментом, а также активными действиями по продвижению торговых марок, которые направлены как на конечного потребителя, так и на партнеров на всех уровнях дистрибьюции [4].

Ассортимент продукции чайной компании «САПСАН» включает в себя высококачественный чай, выращенный на лучших плантациях Шри-Ланки, Индии и Китая, который производится под популярными у покупателей торговыми марками:

«AKBAR»

«GORDON»

Ассормимент чая, представленный чайной компанией Сапсан, охватывает весь спектр современных потребительских предпочтений и вкусов, все больше и больше смещающихся в последнее время в сторону качественных и полезных для здоровья продуктов.

Продукция компании — многочисленные сорта листового и пакетированного чая, черного и зеленого, ароматизированного, фруктового и травяного, как в традиционной, так и в оригинальной подарочной упаковке - занимает сегодня достойное место на полках магазинов и супермаркетов отечественных и иностранных торговых сетей во всех регионах Беларуси, а также в странах ближнего зарубежья.

Группа чайных компаний «САПСАН» — постоянный участник престижных международных продовольственных выставок и ярмарок (World Food, PRODEXPO, Всемирный Фестиваль чая и кофе и т.д.), где ее продукция всегда находится в центре внимания посетителей и получает самые высокие оценки жюри дегустационных конкурсов [2].

 

2.1.3 «Принцесса Ява»

 

Компания "Орими Трэйд" была основана в 1994 году и быстро добилась успеха: создание собственных торговых марок, постоянное стремление к высшему качеству чая при сохранении демократичных цен, оправдали себя.

Наличие собственного производства позволяет "Орими Трэйд" обеспечивать постоянный контроль качества чайной продукции на всех этапах ее производства, и осуществлять стабильные поставки широкого ассортимента чайной и кофейной продукции во все уголки Беларуси  и в страны ближнего зарубежья.

На сегодняшний день "Орими Трэйд" уверенно лидирует на белорусском  чайном рынке. География чайных поставок включает в себя Цейлон, Индию, Китай, Индонезию, Кению и Вьетнам. По данным независимых исследований на торговые марки "Принцесса Нури", "Принцесса Ява" "Принцесса Гита" и "Принцесса Канди" приходится около 30 % потребительского спроса. Это значит, что каждая третья чашка чая, которую выпивают в Беларуси, производится "Орими Трэйд".

Принцесса Ява Традиционный.

Китайское название этого зеленого чая «чжу ча» или «жемчужный чай». По-английски он называется «порох» – за форму чаинок, скрученных в маленькие плотные комочки, похожие на крупинки артиллерийского пороха. Этот сорт пользуется большой популярностью в странах Средней Азии и севера Африки. В Марокко его заваривают в чайниках, добавляя в настой сахар, мяту или лимон [5].

 

2.2 Методы исследования

 

Для оценки качества чая, проведения экспертизы и глубокого изучения его свойств используют различные методы лабораторного исследования (химический и люминесцентный анализы, газовую хроматографию и спектрометрию и др.). Однако органолептические исследования чая по-прежнему являются определяющими при оценке его качества.

Органолептические свойства чая определяют специалисты в области дегустационной оценки — титестеры, пользуясь 10-балльной системой.

Органолептический метод оценки чая является пока единственным экспрессным методом, позволяющим в течение 1—2 мин определить всю совокупность свойств чая.

На восприятие органов чувств влияют многие факторы: чистота и относительная влажность воздуха, температура пробы и окружающей среды, освещенность помещения. Так, наилучшей температурой воздуха в комнате, где производится органолептический анализ (дегустация), считается 20-24 °С, а оптимальной температурой приготовленной для дегустации пробы — 80 °С. Относительную влажность воздуха, которая способствует лучшему восприятию запаха при органолептическом анализе чая, желательно поддерживать на уровне 60-70 %. Экспериментами также доказано, что свет обостряет обоняние и другие органы чувств, благоприятно действуя на общее состояние центральной нервной системы. Кроме того, в светлом помещении легче соблюдать качество визуального контроля. Поэтому дегустация чая производится в специально отведенном для этой цели помещении, в котором достаточно света для лучшего улавливания различий в оттенках чайного настоя и разваренного листа при опробовании чая, поддерживается определенная температура и влажность воздуха, а предметы обстановки не содержат резких запахов, чтобы титестер мог воспринимать тонкие оттенки вкуса и аромата.

Информация о работе Товароведная характеристика и экспертиза зеленого чая