Товароведческая характеристика и оценка конкурентоспособности чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.На современном рынке чай является самым обожаемым напитком россиян и по уровню егоупотребления на душу народонаселения Российская Федерация занимает одно из лидирующих мест в мире, существенно уступая только Англии и Турции. Согласно статистике, ежедневно пьют чай 93% взрослого населения России и 98% детей, при этом треть из них выпивает по4 и более чашек в день, приблизительно 1,1 кг чая, а если взять за единицу измерения одно чаепитие, на которое уходит приблизительно 2 гр. сухого чая, получится, что средний россиянин выпивает примерно 550 чашек чая в год или 1,5 чашечки в день.

Содержание

Введение
1.История возникновения чая
1.1 Современное состояние рынка чая
1.2 Классификация и потребительские свойства чая
1.3 Факторы, влияющие на качество чая
1.4 Требования к упаковке и маркировке чая
1.5 Дефекты и фальсификация чая.
2.Товароведческая характеристика чаёв
2.1 Сравнительная характеристика трех образцов чая
2.2 Оценка конкурентоспособности чая
3. Практические предложения по повышению конкурентоспособности чая
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 240.90 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НEКОММEPЧECКАЯ ОPГАНИЗАЦИЯ

ВЫCШEГО ПPОФECCИОНАЛЬНОГООБPАЗОВАНИЯ

ЦEНТPОCОЮЗА PОCCИЙCКОЙ ФEДEPАЦИИ

«PОCCИЙCКИЙ УНИВEPCИТEТ КООПEPАЦИИ»

КАЗАНCКИЙ КООПEPАТИВНЫЙ ИНCТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафeдpа товаpовeдeния и тexнологии общecтвeнного питания

 

КУPCОВАЯ PАБОТА

по диcциплинe: Товароведение и конкурентоспособность кондитерских и вкусовых товаров

на тeму: «Товароведческая характеристика и оценка конкурентоспособности чая»

 

Pаботу выполнила:

cтудeнтка гpуппы 511

cпeциальноcти

Товаpовeдeниe и экcпepтиза товаpов

Загpeeва А.P

Научный pуководитeль:

доцeнт Валеев И.Р.

 

Казань 2014

Содержание

Введение

1.История возникновения чая

1.1 Современное состояние рынка чая

1.2 Классификация и потребительские свойства чая

1.3 Факторы, влияющие на качество чая

1.4 Требования к упаковке и маркировке чая

1.5 Дефекты  и фальсификация чая.

2.Товароведческая характеристика чаёв

2.1 Сравнительная характеристика трех образцов чая

2.2 Оценка конкурентоспособности чая

3. Практические предложения по повышению конкурентоспособности чая

Заключение

Приложения

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Выбранная тема чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. На современном рынке чай является самым обожаемым напитком россиян и по уровню его употребления на душу народонаселения Российская Федерация занимает одно из лидирующих мест в мире, существенно уступая только Англии и Турции. Согласно статистике, ежедневно пьют чай 93% взрослого населения России и 98% детей, при этом треть из них выпивает по4 и более чашек в день, приблизительно 1,1 кг чая, а если взять за единицу измерения одно чаепитие, на которое уходит приблизительно 2 гр. сухого чая, получится, что средний россиянин выпивает примерно 550 чашек чая в год или 1,5 чашечки в день.

Чай занимает особенное положение посреди импортируемых продовольственных продуктов – он фактические единственный включается в продовольственную корзину, состоящую из предметов первой необходимости для русского народонаселения. Вследствие своей общественной значимости как самого дешевого напитка, чай в магазинах постоянно был в наличии даже в эру товарного недостатка. Но тогда магазинам предлагалось 1 – 3 популярных сорта чая.

На сегодняшний день ассортимент чая поражает множеством и обилием видов и сортов, начиная с обычных и заканчивая различными чайными блендами.

В настоящее время лишь одна торговая группа «Май» предлагает наиболее 50 видов и брендов чая. Постоянное расширение ассортимента чая, его известность и высокая оборачиваемость делают чай привлекательным для многих товаропроизводителей и продавцов, поэтому чайный рынок непрерывно дополняется новыми «игроками», а ассортимент – новыми торговыми марками.

Еще одна характерная особенность чая – это гибкость его цены, такое свойство он «получил» за возможность «самому» формировать «свою» цену, методом смешивания в одном продукте самых различных сортов и видов чая, что делает чай доступным людям с разным уровнем заработка. Благодаря высочайшей дифференциации предложения, любой покупатель может сделать вывод по своему вкусу и кошельку.

Объектом исследования курсовой работы является сравнительная характеристика трёх образцов чая.

Предметом исследования является товароведческая характеристика и оценка конкурентоспособности чая.

Цель курсовой работы - на основе анализа теоретической и практической частей изучить сущность, классификацию, основные сорта чая, а также определить современное место чая на рынке и его конкурентоспособность.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования можно выявить следующие задачи курсовой работы:

1.Раскрыть современное состояние рынка чая.

2.Рассмотреть классификацию чая и его потребительские свойства.

3.Провести сравнительную характеристику образцов чая, определить их уровень конкурентоспособности и предложить рекомендации по повышению конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История возникновения чая

История чая берет начало более 5000 лет назад в Древнем Китае. Согласно легенде, император Шэнь-Нун был мудрым и просвещенным правителем. Один из дальновидных указов императора требовал, чтобы вся питьевая вода предварительно кипятилась, чтобы от нее невозможно было заразиться. И вот однажды, летним днем, во время посещения отделенного региона страны Шэнь-Нун и его свита остановились на отдых. В соответствии с указом, слуги стали кипятить воду для питья. Сухие листья с ближайшего кустарника упали в кипящую воду, отчего вода стала бурой. Будучи любознательным император заинтересовался полученным результатом и выпил немного получившейся жидкости. Шэнь-Нун нашел напиток освежающим и приятным. Так и появился чай, согласно легенде.

С момента открытия чая традиция добавления листьев чайного растения в кипящую воду, для получения ароматного и приятного напитка, прочно укрепилась в Китае и становилась все популярнее. Китайцы также заметили, что чай обладает многими полезными свойствами, благодаря чему длительное время считали его исключительно лечебным напитком. Традиция проникала во все сферы жизни.

В 800 году н.э. Лу Юй написал первую книгу о чае, “Ча Цзин” или “Трактат о чае”. Лу Юй был сиротой и воспитывался буддийскими монахами в одном из наилучших китайских монастырей. В зрелом возрасте он ушел в отставку и провел 5 лет в уединении. Благодаря собственной наблюдательности, он сохранил воспоминания о местах и событиях из своей жизни. Лу Юй записал и систематизировал разные способы выращивания и приготовления чая, какие применялись в Древнем Китае. Ему благодетельствовал сам император. Работа Лу Юй отражала дзен-буддийскую философию, которую автор впитал будучи ребенком. Он описал именно ту форму чайной церемонии, которую позже дзен-буддийские миссионеры представили в Японии. Первые семена чайного дерева были привезены в Японию буддийским монахом по имени Эйсай. Он видел, каково значение чая в Китае, как этот напиток способствовал укреплению вероисповедания. В настоящий момент Эйсай известен как “отец чая” в Японии, а чай до сих пор в данной стране ассоциируется с дзен-буддизмом. Распространение чая в Японии спонсировал сам император, благодаря чему достаточно скоро чай стал популярен при дворе, затем в монастырях, а позже – в различных сферах общества.

Чаепитие стало формой искусства в результате создания японской чайной церемонии. Лучшее описание этой сложной формы искусства дал греко-ирландский журналист-историк Лафкадио Херн. Он был одним из немногих иностранцев в то время, кому было предоставлено гражданство в Японии. В своих наблюдениях он писал: “Чайная церемония требует многих лет обучения и практики, чтобы владеть искусством… детали этого искусства означают не более, чем приготовление и подача чашки чая к столу. Крайне важный вопрос заключается в том, что действие должно быть произведено безупречно, в наиболее вежливой, наиболее изящной и очаровательной манере, насколько это возможно”.

Благодаря своим полезным свойствам, до 5 века н.э. чай в основном использовался как оздоравливающий напиток и применялся в медицине. Среди высших сословий Китая дарить пакетики чая на торжество стало модно. Чай был очень ценным подарком. Кроме того, чаепитие постепенно становилось обязательным мероприятием на встречах и во время домашних обедов. В то же время стала развиваться китайская чайная церемония, она становилась популярнее и популярнее, а затем достигла Японии.

На Цейлоне чайное дерево имеет более древнюю историю, но массовое распространение оно получило позже. Чай там собирают круглый год, но самый высококачественный – весной. Цейлонский, как и индийский, отличается терпким вкусом.

Чайное производство сегодня развито во Вьетнаме, Таиланде, Бирме, Малайе. Но удельный вес этих стран в производстве чая намного ниже по сравнению с вышеперечисленными.

В Америку чай впервые завезен англичанами в 1704 году. В Европе благодаря португальским и голландским мореплавателям чай распространился под названием «китайский».

До появления чая в России народы пили, да и сейчас еще пьют, настой из мяты, душицы, Иван-чая, барбариса, смородинового листа, плодов шиповника. У некоторых народностей, особенно у скотоводов, принято и сейчас еще употреблять соленый чай с добавлением в зависимости от сезона бараньего бульона или молока. В Россию чай проник через Сибирь из Монголии. Чаепитие началось во дворце царя, а затем распространилось среди народа.

Состав и свойства чая зависят от многих факторов, главными из которых являются особенности агротехнической обработки почвы, качество собранных листьев, время года, разновидность растений, район культивирования и т.д.

Чай относится к семейству чайных растений, насчитывающих 45 разновидностей. Из них лишь 2 вида имеют большое значение для культивации – субтропический (китайский) и тропический (индийский). Индийский чай отличается большими листьями и хорошей урожайностью, китайский – менее урожайный, с более тонкими листьями.

Дворянство могло позволить себе высшие сорта китайского чая, дорогие и редкие, либо завезённый из Европы ароматизированный чай. Купечество предпочитало не столь дорогие, но дающие тёмный настой чаи, которые пили в большом количестве, заваривая слабее, чем в дворянской среде. Простой народ пил наиболее дешёвый и низкосортный чай.

До середины XIX века распространение чая в России было географически чрезвычайно неравномерным: пили его в основном в городах, на территории Европейской России и Сибири. В то же время на Украине, в Среднем Поволжье, на Дону, равно как и в Белоруссии, чай был практически неизвестен. К концу XIX века в России впервые появился фальсифицированный чай, который употреблялся, в основном беднейшими слоями населения, а также попадал в различные заведения общественного питания низкого уровня, вроде станционных буфетов. До конца XVIII века розничная продажа чая была развёрнута только в Москве (оптовая торговля велась также на Ирбитской и Макарьевской ярмарках в Нижнем Новгороде). Даже в Петербурге до середины XIX века существовал всего один чайный магазин на весь город, в то время как в Москве в 1847 году количество специализированных чайных магазинов уже превышало сотню, а чайных и прочих заведений общепита, где подавали готовый чай, было более трёхсот. В первой половине XIX века до 60 % и более всего ввозимого в Российскую Империю чая потребляла Москва, остальное развозилось по городам и усадьбам Центральной России.

Во второй половине XIX века район распространения чая стал быстро увеличиваться: чайная торговля открылась в Одессе, Полтаве, Харькове, Ростове, Оренбурге, Самаре, Уральске, Астрахани. А к началу XX века Россия стала лидером по абсолютному потреблению чая в мире (исключая Китай, по которому нет достоверных сведений о собственном потреблении чая в это время). Общий оборот российской чайной торговли перед Первой мировой войной достигал нескольких сотен миллионов рублей в год, чайные склады и магазины имелись практически во всех крупных городах страны, ввоз чая в первые годы XX века достиг 57 тысяч тонн в год и продолжал расти.

На сегодняшний день чай считается самым знаменитым напитком в мире. Где-то из него сделали культ (Великобритания, Япония, Китай), где-то просто любят его за возможность быстро взбодриться, но в всякой стране, на всякой кухне, непременно найдется чайный лист.

 

 

1.1 Современное состояние рынка чая.

В настоящее время на российском рынке представлен огромный ассортимент чайных изделий. На Руси чай с испокон веков был национальным напитком. Имея относительно невысокую цену по сравнению с кофе и большую популярность, чай покупается практически всем населением страны. Но как раз низкая цена и высокая популярность продукта часто является причиной того, что в торговлю поступает товар откровенно низкого качества. Это происходит из-за неправильной технологии переработки чайного листа, при хранении с отступлением от норм, а также по многим другим причинам, например при упаковке чая не на специализированном предприятии, а подпольным способом из контрабандного либо списанного сырья. Поэтому вопрос экспертизы чая в наше время весьма актуален.

Информация о работе Товароведческая характеристика и оценка конкурентоспособности чая