Товароведческая характеристика и оценка конкурентоспособности чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.На современном рынке чай является самым обожаемым напитком россиян и по уровню егоупотребления на душу народонаселения Российская Федерация занимает одно из лидирующих мест в мире, существенно уступая только Англии и Турции. Согласно статистике, ежедневно пьют чай 93% взрослого населения России и 98% детей, при этом треть из них выпивает по4 и более чашек в день, приблизительно 1,1 кг чая, а если взять за единицу измерения одно чаепитие, на которое уходит приблизительно 2 гр. сухого чая, получится, что средний россиянин выпивает примерно 550 чашек чая в год или 1,5 чашечки в день.

Содержание

Введение
1.История возникновения чая
1.1 Современное состояние рынка чая
1.2 Классификация и потребительские свойства чая
1.3 Факторы, влияющие на качество чая
1.4 Требования к упаковке и маркировке чая
1.5 Дефекты и фальсификация чая.
2.Товароведческая характеристика чаёв
2.1 Сравнительная характеристика трех образцов чая
2.2 Оценка конкурентоспособности чая
3. Практические предложения по повышению конкурентоспособности чая
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 240.90 Кб (Скачать файл)

 

 

На упаковке чая (см. Приложение) можно прочитать следующую информацию:

    1. наименование продукта,
    2. сведения об изготовителе,
    3. стандарт которым соответствует товар,
    4. информация о сертификации,
    5. основные потребительские свойства,
    6. пищевая ценность,
    7. условия хранения.

Органолептическая оценка качества чая соответствует ГОСТ 1938-90. Чай черный байховый фасованный.

 

Чай «CURTIS»

 Этот чай появился на нашем рынке в 2003 году под именем Curtis & Patridge как результат партнерства русской компании «Май» с английским чайным домом. Коллекция белого и зеленого, чёрного чая CURTIS — это лёгкие чаи с нежным ароматом и кусочками тропических фруктов. Неожиданные сочетания манго с чёрным чаем, питахайи с белым чаем подарят истинное наслаждение от каждого глотка.

Для проведения исследования выбран чай черный байховый листовой «CURTIS» высшего сорта.

Таблица 3.

Наименование показателя

Характеристика ГОСТ 1938-90

Фактически

Заключение

Аромат и вкус

Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус

Приятный вкус с    терпкостью, нежный аромат

Соответствует

Настой

Прозрачный, с светло-коричневым с желтоватым оттенком

Светло-коричневый с желтоватым оттенком

Соответствует

Цвет разваренного листа

Однородный с коричневатым оттенком

Однородный с коричневатым оттенком

Соответствует

Внешний вид

Ровный, однородный

Ровный, однородный

Соответствует


 

 

 На упаковке чая (см. Приложение) можно прочитать следующую информацию:

    1. наименование продукта,
    2. сведения об изготовителе,
    3. стандарт, которому соответствует товар,
    4. информация о сертификации,
    5. основные потребительские свойства,
    6. пищевая ценность,
    7. условия хранения.

Органолептическая оценка качества чая соответствует ГОСТ 1939-90. Чай чёрный байховый фасованный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Оценка конкурентоспособности чая

Конкурентоспособность в широком смысле слова – это оценочная категория, которая характеризует возможность оцениваемого объекта успешно конкурировать, т.е. высказывания о конкурентоспособности государства, компании, продукта или цены на этот продукт, могут быть одинаково корректны. Все зависит от конкретной ситуации и задач, для которых используется понятие "конкурентоспособность".

Известно, что спрос на товар определяется его конкурентоспособностью, которая понимается как совокупность качественных и стоимостных характеристик способных обеспечить удовлетворение конкретных потребностей покупателей и выгодно отличать друг от друга товары-аналоги. Тот товар, который в лучшей степени удовлетворяет покупателя, считается наиболее конкурентоспособным, т.е. товар, который окажется приоритетными при выборе потребителем продукции на рынке, и будет обладать высокой конкурентоспособностью.

Супермаркет «Пятёрочка» при построении, укреплении своих ассортиментных позиций должно и опираться на потребительские мотивы выбора продукции, а значит периодически проводить анализ спроса покупателей, а также оценку конкурентоспособности реализуемых товаров.

Для оценки конкурентоспособности чая были выбраны следующие параметры (параметры определены в ходе анкетирования):

1) Упаковка

2) Уровень качества чая

3) Уровень цены

4) Маркетинговые усилия в продвижении торговой марки - промо акции и количество представленных ассортиментных позиций.

Анализ конкурентоспособности марок проводился путем сравнительной оценки параметров их конкурентоспособности. Для анализа показателей конкурентоспособности была сформирована бальная шкала от 1 до 3 баллов, характеризующая уровни показателя конкурентоспособности:

    • уровень показателя «низкий»
    • уровень показателя «средний»
    • уровень показателя «высокий»

1.Оценка внешнего оформления упаковки

Таблица 3

Оценка (баллы)

Наименование ТМ

GREENFIELD

CURTIS

Лисма

3

2

2




 

 

 

 

Пояснение: На упаковке чая GREENFIELD, помимо товарного знака и наименования, размещён специальный значок с рекомендациями по приготовлению напитка. На упаковках сортов травяной коллекции имеются специальные символы, обозначающие действие напитка.

 

2.Экспертиза качества чая

Характеристики качественного весового черного байхового чая должны быть следующими:

    • Внешний вид (уборка) сухого чая: чаинки имеют округлую форму, легко отделяются друг от друга, при высыпании на ровную поверхность образуют горку с углом наклона 450С и меньше. Увеличение угла горки показывает либо на плохую скрученность листа, либо на повышенную влажность.
    • При заваривании чаинки раскручиваются и увеличивают общую поверхность чайного листа
    • Не содержит огрубевших побегов
    • Не допускается примеси в крупнолистовом чае мелкого или гранулированного, а также значительного количества высевок и крошек, посторонних включений, а также желтой чайной пыли
    • Не допускается плесень и затхлость

Так как целью нашего исследования не является определение сорта, да и это было бы затруднено, вследствие того, что практически все фасованные чаи представляют собой смесь нескольких сортов чая, т.е чайные «бленды» или «миксы», поэтому при анализе вкуса, аромата, интенсивности и прозрачности настоя ограничимся субъективной оценкой:

  1. Аромат и вкус настоя: Полный букет, тонкий и нежный аромат, приятный сильно терпкий вкус, без посторонних запахов и примесей.
  2. Интенсивность и прозрачность настоя: Яркий, интенсивный, прозрачный
  3. Цвет разваренного листа: Однородный, коричнево-красный.

Методика проведения экспертизы качества чая

Объекты исследования: чай черный байховый рассыпной марки:

1.                «GREENFIELD»,

2.                «CURTIS»,

3.                «Лисма

 

Методы исследования:

  1. Определение внешнего вида (уборки) сухого чая
  2. Определение аромата чая:
  3. Определение цвета, интенсивности и прозрачности настоя 
  4. Определение вкуса настоя
  5. Определение цвета заваренного листа

Результаты экспертизы качества чая

Таблица 4 

Показатели

Наименование торговой марки

«GREENFIELD»

«CURTIS»

«Лисма»

Внешний вид (уборка) сухого чая

Мелкорезанный лист, окраска неоднородная, преобладает нескрученный лист, примесь черешков и стебельков

Лист хорошо скручен, окраска ровная, однородная, лист ровный, посторонние примеси отсутствуют

Мелкорезанный лист, достаточно хорошо скрученный, присутствие незначительного количества нескрученных листьев

Аромат настоя

Тонкий приятный, аромат с оттенками: «медовый», «сенный» (2 тона)

Приятный аромат, немного грубоватый; с оттенками: «хлебный» или «солодовый», «табачный" (2 тона)

Легкий, приятный, аромат, с оттенками «медовый», «цветочный», «подсолнечный» (3 тона)

Интенсивность настоя

Цвет

темно-медный, яркий, «вышесредней» интенсивности

Цвет янтарный, яркий, «слабоинтенсивный»

Цвет насыщенный медный, яркий,

«среднеинтенсивный»

Прозрачность настоя

Чистый, прозрачный

Вкус настоя

Вяжущий вкус с «подсолнечно-сенным» оттенком(2 тона)

Слегка вяжущий вкус, с оттенком «солода»(1тон)

Сильно вяжущий вкус с «медово-сенным» оттенком,(2 тона)

Цвет разваренного листа

Коричнево-красный, неоднородный

Медно-коричневый неоднородный

Однородный медно-коричневый


 

 

3.Оценка уровня конкурентоспособности по качеству

Оценка (баллы)

Наименование ТМ

GREENFIELD

CURTIS

Лисма

2

3

2


 

Таким образом, из таблицы видно, что по уровню качества чаи «GREENFIELD» и «Лисма» равны, а у чая «CURTIS» этот показатель немного выше. Следовательно, по уровню качества чай «CURTIS» будет оцениваться как «высокий» (3 балла), остальные образцы – «средний» (2 балла)

4.Уровень цены

Для определения уровня цены анализируемых товаров рассмотрим их продажную цену за 100г чая:

1.«Greenfield» = 242 рубля

2.«Curtis» = 250 рублей

3.«Лисма» = 65 рублей

Таблица 6.

Оценка (баллы)

Наименование ТМ

Curtis

Лисма

Greenfield

3

1

2


 

 

По таблице видно, что по цене чаи «Curtis» и «Greenfield» довольно ярко уступают чаю «Лисма»

5.Маркетинговые усилия в продвижении торговой марки

Промо акции- это продвижение торговой марки через распространение информации о ее особенностях, ассортименте, новинках, конкурентных преимуществах)

Количество представленных ассортиментных позиций в супермаркете «Пятёрочка»:

  1. Greenfield – 22
  2. Curtis – 17
  3. Лисма – 16

Оценка торговых марок по количеству ассортиментных позиций

Таблица 7.

Оценка (баллы)

Наименование ТМ

Curtis

Greenfield

Лисма

2

3

2

Информация о работе Товароведческая характеристика и оценка конкурентоспособности чая