Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 23:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента розничной торговой организации и выявление путей ее совершенствования. Необходимо отметить, что важнейшими показателями оптимального ассортимента продукции являются состояние розничного товарооборота, прибыль, рентабельность и другие показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.
ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………………3
1 Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях………………………………………....5
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничной торговой организации…………………..….…………………….….5
1.2 Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию ассортимента организации розничной торгов-ле..……………….….......……..11
2 Оценка состояния коммерческой деятельности по формированию торгового
ассортимента в объектах СООО «Арвитфуд» магазин «Престон» ........26
2.1 Организационно-экономическая характеристика торговой организа-ции.26
2.2 Анализ коммерческой деятельности по управлению ассортиментом товаров в организации…………………....…………….……………………….36
3 Совершенствование коммерческой работы по управлению ассортиментом в СООО «Арвитфуд» магазин «Престон»………………………..….…...54
3.1 Сильные и слабые стороны в коммерческой деятельности по управлению ассортиментом в организации…...……………………………..……………....54
3.2 Пути совершенствования коммерческой деятельности по формированию ассортимента организации…………..……….……..………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ..……………………………
Более прогрессивным является формирование ассортимента товаров в розничной торговле потребительским комплексом. В его основе лежит принцип комплексного удовлетворения спроса. При этом он ориентирован на более полное удовлетворение определенных потребностей, обеспечивает экономию времени покупателей, облегчает выбор товаров и услуг, способствует совершенствованию импульсивных покупок [, с. 249].
Цель управления товарным ассортиментом заключается в увеличении объема продаж за счет удовлетворения всех групп покупателей в качественных и разнообразных товарах. Задачами управления товарным ассортиментом являются:
- поддержание
оптимального соотношения
- максимальное
использование торговых
- удовлетворение спроса покупателей;
- обеспечение конкурентоспособности товаров по различным показателям.
В коммерческой работе необходимо помнить, что хорошо продуманная ассортиментная политика организации розничной торговли является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения конкурентных позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия.
Товарная политика организации - многообразная и сложная сфера деятельности, охватывающая комплекс вопросов:
- определение товарной номенклатуры и ассортимента продукции. Сложность: каждый товар имеет собственную стратегию маркетинга с учетом его жизненного цикла;
- инновационность организации: ориентироваться на создание принципиально новых изделий или следовать за организацией-лидером;
- определение
конкурентоспособности
- использование марочных названий, проблемы упаковки, развития комплекса услуг;
- стратегия вывода товаров на рынок и ухода с рынка и т.д.
Сложность управления товарной политикой организации связана с необходимостью координации комплекса работ, выполняемых разными ее подразделениями для достижения главной цели - завоевания и удержания возможно большей доли рынка. Это научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, исследование рынка, планирование производства, формирование спроса, сбыт, сервис и другие направления деятельности.
Итогом такой деятельности является широкая номенклатура (типы выпускаемой продукции) и разнообразный ассортимент выпускаемых изделий, что позволяет снизить коммерческий риск (см. таблицу 1.2).
Таблица 1.2 - Характеристика уровней товарного ассортимента
Уровень |
Наиболее распространенные варианты названий данного уровня |
Характеристика, классификационный признак |
1 |
Товарный ассортимент, номенклатура, продуктовый ассортимент |
Вся совокупность продуктов организации |
2 |
Ассортиментные группы, продуктовые линии, ассортиментные ряды |
Удовлетворяемые потребности |
3 |
Ассортиментные позиции, артикулы, индивидуальные или конкретные продукты, товарные единицы |
Набор и уровни характеристик |
Примечание. Источник собственная разработка на материалах учебного пособия [1,ст. 132].
Из представленной таблицы видно, что на первом уровне товарного ассортимента находится вся совокупность продуктов организации, представленная их товарным ассортиментом и номенклатурой продукции.
На втором уровне – ассортиментные группы, ряды и продуктовые линии, которые наиболее удовлетворяют определенным потребностям покупателей, например, оргтехника (телевизоры, DVD и пр.) или продукты питания.
Третий уровень товарного ассортимента – это конкретные продукты, товарные единицы или ассортиментные позиции, например, различные модели (торговые марки) телевизоров или определенная линия продуктов питания («Савушкин продукт», «Околица» и пр.).
Основными показателями характеризующими ассортимент являются структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна.
Структура ассортимента — это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина.
Показатели структуры ассортимента чаще выражают в процентах. Например, процентное соотношение сорочек, костюмов и других изделий определяет видовую структуру ассортимента в магазине "Мужская одежда".
Широта и глубина ассортимента должна соответствовать принятой ассортиментной политике, которая ориентирована на требования конкретного сегмента (сегментов) рынка [, с. 261].
Формирование ассортимента в организации должно быть оптимальной широты и глубины с учетом всех существующих факторов, при этом необходимо оптимизировать вложения денежных средств в товарные запаса, ускорив их оборачиваемость.
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и подгрупп товаров, включенных в ассортимент магазина, оценивается коэффициентом широты (Кш) и рассчитывается по формуле [8, с. 172]:
Кш = Гф / Гн
где Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.;
Гн — общее количество групп товаров, ед.
Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Вместе с тем он требует вложения дополнительных ресурсов в раличные товарные группы и подгруппы.
Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров в магазине утвержденному ассортиментному перечню. Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты (Кп) ассортимента, который определяют по формуле [8, с. 173]:
Кп = Вф / Вн
где Вф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.;
Вн — количество видов,
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента (Кг) оценивают по формуле [8, с. 173]:
Кг = Рф / Рн
где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.;
Рн — количество
Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимально использовать торговые площади; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен. Однако он увеличивает расходы на поддержание запасов и может затруднять сопоставление и выбор товара.
Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Коэффициент устойчивости (Ку) рассчитывается по формуле [8, с. 175]:
Ку = 1 — (Р'ф1 + Р'ф2 + ... + Р'фn / Рн * n) (1.4)
где Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.;
Рн — количество разновидностей
(видов) товаров,
n — количество проверок.
Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны (Ко). Коэффициент новизны характеризует степень обновления ассортимента, появление новых изделий и рассчитывается по формуле [8, с. 176]:
Ко = Ро / Рф
где Ро — количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.;
Рф — среднее количество
Общеизвестно, что аналогично рыночной и командной системам хозяйствования существует производственный и маркетинговый подход к планированию и управлению. При производственном подходе ассортимент производимой продукции определяется исходя из имеющегося производственного потенциала организации. Рыночный подход к планированию ассортимента ориентирован на достижение соответствия между структурой продаваемой продукции и потребностями рынка. Однако в рыночных условиях ассортиментная политика - дело самой организации, которая вынуждена самостоятельно формировать подходы к планированию и управлению своим ассортиментом, постепенно смещаясь от производственного подхода к маркетинговому.
Коммерческая работа по формированию ассортимента розничного товарооборота торговой организации должна включать следующие виды работ:
- маркетинговые исследования: потребителей, конкурентов, товаров, конъюнктуры, прогноза сбыта;
- планирование ассортиментной политики;
- ценообразование;
- выбор товародвижения;
- продвижение товара, включающее рекламу и стимулирование сбыта.
При этом основными принципами работы будут:
- ориентация деятельности
- дифференцированный подход как к товарным рынкам, так и к самим товарам;
- ориентация деятельности
- целенаправленное и активное воздействие на формирование спроса в ценовых и рыночных сегментах.
Обозначенные цели и их достижение определяют стратегию деятельности предприятия как стратегию роста и обеспечения устойчивого положения на рынке.
Основой проводимой ассортиментной политики будет увеличение ассортимента реализуемых товаров как «вширь» (разнообразие товарных позиций), так и «вглубь» (рост товарных разновидностей в пределах одной товарной группы).
При выборе каналов товародвижения предприятия желательно обойтись без участия посредников. Услугами посреднических структур необходимо пользоваться лишь в случаях поставки товаров, требующих предварительной доработки, подсортировки и упаковки или при отсутствии возможности закупки товаров, минуя посредническое звено. Это позволит увеличить уровень торговой надбавки в рамках предельного и снизить уровень цен за счет отсутствия оптовой надбавки, следовательно, привлечь дополнительный контингент покупателей.
При использовании политики стимулирования наиболее прогрессивными являются:
- товарный кредит;
- продажа с авансовым платежом;
- премии при покупке большого товара или скидка с цены;
- проведение дегустаций, лотерей и т.д.
Основными направлениями проводимой политики по связям с общественностью должны стать пресс-конференции для покупателей. Именно на них представители торговой организации могут услышать все положительное и отрицательное по продаже того или иного товара.
Следующий важный вопрос ассортиментной политики - обязательное составление и анализ платежного баланса по каждому торговому предприятию. В первую очередь он необходим для выяснения, какие товарные группы в каждом конкретном магазине пользуются спросом у населения. Кроме того, на основании платежного баланса определяется удельный вес товарных групп в товарообороте, товарных запасах, непосредственно товарные запасы в днях, а также расчет по каждому товару, произошло ли в результате его продажи вовлечение средств в оборот (+) или отвлечение средств из оборота (-). В этом вопросе главным должно быть следующее правило: оборачиваемость товаров в днях должна быть меньше хотя бы на один день, нежели сроки оплаты по договору по данной группе товаров. Только тогда у торговой организации будут все предпосылки для рентабельной работы и дополнительному выделению средств для проведения работ по маркетингу.
Таким образом, цели ассортиментного планирования (критерии формирования ассортимента) могут быть различными, порой противоречивыми. В качестве возможных целей укажем следующие:
- максимизация доли рынка за счет снижения цены, максимизации потребительской ценности товара, минимизации издержек реализации;
- максимизация валовой прибыли организации за счет максимизации выручки, минимизации издержек реализации, максимизации уровня рентабельности и т.д.
На основании поставленных целей необходимо сформировать желаемый ассортимент продукции организации, решив задачу выбора при определенных внешних и внутренних ограничениях.
Внешние (рыночные) ограничения:
Информация о работе Формирование ассортимента организации розничной торговли в современных