Формирование ассортимента организации розничной торговли в современных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента розничной торговой организации и выявление путей ее совершенствования. Необходимо отметить, что важнейшими показателями оптимального ассортимента продукции являются состояние розничного товарооборота, прибыль, рентабельность и другие показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………………3
1 Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях………………………………………....5
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничной торговой организации…………………..….…………………….….5
1.2 Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию ассортимента организации розничной торгов-ле..……………….….......……..11
2 Оценка состояния коммерческой деятельности по формированию торгового
ассортимента в объектах СООО «Арвитфуд» магазин «Престон» ........26
2.1 Организационно-экономическая характеристика торговой организа-ции.26
2.2 Анализ коммерческой деятельности по управлению ассортиментом товаров в организации…………………....…………….……………………….36

3 Совершенствование коммерческой работы по управлению ассортиментом в СООО «Арвитфуд» магазин «Престон»………………………..….…...54
3.1 Сильные и слабые стороны в коммерческой деятельности по управлению ассортиментом в организации…...……………………………..……………....54
3.2 Пути совершенствования коммерческой деятельности по формированию ассортимента организации…………..……….……..………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ..……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Ассортимент.doc

— 6.41 Мб (Скачать файл)

На этапе утверждения окончательного варианта структуры ассортимента рабочая группа, в которую входят специалисты маркетингового, экономического и других подразделений (производство, закупки, логистика), разрабатывает и согласовывает окончательный вариант решения по оптимизации ассортимента продукции предприятия.

Также нужно отметить, что эффективность оптимизации ассортимента зависит от того, насколько регулярно она проводится. В целом можно отметить, что структура ассортимента должна пересматриваться примерно раз в полгода (эта цифра может варьироваться в зависимости от отрасли и динамики рынка), а при смене маркетинговой политики и изменении внешних параметров, а также параметров производственного процесса - немедленно. При этом слишком частый пересмотр структуры ассортимента также нежелателен - для оценки прибыльности нового ассортимента требуется время. Кроме того, необходимо наличие жесткого регламента пересмотра ассортимента.

Он должен содержать следующие  основные положения:

- периодичность проведения оптимизации структуры ассортимента;

- состав подразделения, ответственного за проведение оптимизации структуры ассортимента;

- описание применяемой методики; перечень ответственных лиц и т.д.

Помимо оптимизации существующего  ассортимента, необходимо принимать во внимание перспективы выведения на рынок новых продуктов. И уже на этапе планирования нового ассортимента следует учитывать, какое влияние на деятельность предприятия окажет продвижение на рынок нового товара с учетом его качественных и ценовых характеристик.

Организация, претендующая на имидж продавца полного ассортимента продукции и (или) стремящаяся увеличить свою долю рынка, имеет обычно широкий ассортимент продукции. При этом она может мириться с тем, что часть товаров не обеспечивает желаемой прибыли или даже убыточна. Организации, стремящиеся к максимизации прибыли, как правило, имеют более узкий ассортимент продукции.

Формирование  ассортимента товаров в магазинах  торговой системы осуществляется в несколько этапов.

1. Определяется  ассортиментный профиль и направление  специализации магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией на розничном рынке с учетом специализации уже существующей сети магазинов в данном районе и ассортиментной стратегии конкурентов.

2. Устанавливается  структура ассортимента (перечень  и соотношение основных групп и подгрупп реализуемых товаров) в магазине. На этом этапе определяется количественное соотношение отдельных групп товаров и происходит их увязка с плановыми показателями магазина и рентабельностью групп и подгрупп товара.

3. Если торговля осуществляется по комплексам, то определяется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в размере потребительских комплексов и микрокомплексов.

             4. Осуществляется подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его с конкретной торговой площадью, рентабельностью товаров. Таким образом определяется количество видов и разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров (в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов) [, с. 242].

               Согласование и утверждение обязательного ассортиментного перечня магазина осуществляется с учетом ожидаемых изменений в спросе населения, а также исходя из имеющихся торговых и складских площадей, планируемого товарооборота, контингента обслуживаемых покупателей и других факторов.

            Проблемы планирования товарного ассортимента связаны с тем, что при многообразии товаров организации начинают конкурировать друг с другом, подрывая сбыт и затрудняя потребителям выбор.

Задача определения товарного ассортимента организации (что производить или продавать?) является задачей стратегического планирования, решаемой на уровне организации и ее бизнес-единиц. Данная задача затем конкретизируется в продуктовой программе организации как задача тактического планирования (в каком объеме производить или продавать?). Различаются и методы решения этих задач.

Значит, основной задачей коммерческой деятельности по формированию ассортимента является достижение наиболее полного удовлетворения  потребностей людей при экономном использовании имеющихся ресурсов, при условии оптимальной сбалансированности предложения товаров со спросом на них. Это предполагает, с одной стороны, постоянное совершенствование производства, а с другой - формирование и развитие потребностей каждого индивида и всего общества в целом с тем, чтобы обеспечить удовлетворения материальных, эстетических и моральных потребностей.

2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОРГОВОГО   АССОРТИМЕНТА В ОБЪЕКТАХ СООО «АРВИТФУД» МАГАЗИН «ПРЕСТОН»

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика торговой организации

 

 

Предприятие СООО «Арвитфуд» (совместное общество с  ограниченной ответственностью «Арвитфуд», далее СООО) зарегистрировано Министерством внешних экономических связей  Республики Беларусь и внесено в Реестр общереспубликанской регистрации 20 ноября 1996г. за № 269, в   ЕГР за № 100862974. СООО действует на основании Устава и  учредительного договора. Местонахождение (юридический адрес) изучаемого предприятия: Республика Беларусь, 220040, г. Минск, ул. М. Богдановича, 153, комн. 101.

СООО «Арвитфуд»  имеет текущий (расчетный) счет и  валютные счета в учреждениях  банка,  круглую печать со своим  полным фирменным наименованием, угловой штамп, иные печати и штампы, товарный знак (знак обслуживания) в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и иные реквизиты со своим наименованием. Товарный знак СООО «Арвитфуд» приведен на рисунке 2.


 

Рисунок 2 – Товарный знак СООО «Арвитфуд»

Примечание. Источник: Устав СООО «Арвитфуд».

 

Основной целью  деятельности СООО является осуществление  хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Участников СООО и членов трудового коллектива СООО, а также на удовлетворение потребностей населения в товарах, работах и услугах.

Согласно Устава основными видами деятельности являются:

- розничная торговля в неспециализированных магазинах  преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;

- хранение и складировани и некоторые другие.

СООО действует  на основе полного хозяйственного расчета  и обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства,  социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств, оно самостоятельно отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной  деятельности  и выполнение обязательств перед бюджетом, поставщиками, кредиторами и банками.

 В СООО  в соответствии с законодательством  и согласно сформированной им учетной политике организуется и ведется учет финансовой и хозяйственной деятельности, его филиалов и представительств, составляется и представляется бухгалтерская, статистическая и иная отчетность.

Организационная структура изучаемого предприятия  представлена в виде схемы на рисунке 3.








 

 

                           Рисунок 3 – Организационная структура  СООО «Арвитфуд»                                                                                  Примечание. Источник: собственная разработка на основе организационных данных             СООО «Арвитфуд».

Высшим органом  управления СООО является  Общее  собрание  Участников. Исполнительным  органом СООО является его Генеральный директор. Генеральный директор СООО избирается на Общем собрании Участников СООО  простым большинством голосов. Генеральный директор принимается на работу только по договору (контракту). Генеральный директор Общества осуществляет текущее руководство деятельностью СООО, обеспечивает выполнение решений Общего собрания Участников и других органов СООО, несет ответственность за деятельность СООО, соблюдение требований настоящего Устава. Генеральный директор подотчетен по всем вопросам своей деятельности Общему собранию Участников и органам, уполномоченным Общим собранием.

Заместители генерального директора производят контроль и анализ производства и финансового состояния фирмы, обеспечивают развитие предприятия согласно поставленным целям, осуществляют руководство техническими службами, координируют подразделения по разработке технического развития предприятия, обеспечению систематического повышения эффективности производства, производительности труда. Торговый отдел – изучение конъюнктуры рынка, разработка плана реализации продукции, подготовка и заключение договоров. Главный бухгалтер занимается контролем работы бухгалтерии, планово-экономического отдела и кассы предприятия, а также составлением отчетности. Функция бухгалтерии – ведение учета и отражение в регистрах бухучета всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Отдел кадров обеспечивает подбор, расстановку, изучение и использования рабочих кадров и специалистов, организацию системы учета кадров, анализ текучести кадров.

Как видно по схеме на предприятии существует линейная структура управления, которая характеризуется тем, что между ее элементами существуют только одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Предприятие СООО «Арвитфуд» использует стратегию роста, которая характеризуется тем, что уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям предыдущего года.

Юридический отдел осуществляет помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация по вопросам претензий и рекламаций, разногласий, защита интересов предприятия в судах и арбитражах, правовое обеспечение деятельности предприятия. 

Коммерческий  отдел организации занимает центральное место в аппарате управления. Его деятельность тесно связана с экономическим отделом, а также работой всех других служб. Основные его функции: изучение спроса; формирование товарного ассортимента; организация рационального товароснабжения; регулирование цен; стимулирование продажи товаров и другое.

Сеть магазинов  «Preston» состоит из трех магазинов розничной торговли: магазин «Престон Маркет», ул. Богдановича, 153, магазин «Preston», ул. Сурганова, 47а, магазин  «Престон», ул. Лобанка, 94.    

          Торговые объекты СООО «Арвитфуд» относят к формату "супермаркет", торгующий большим ассортиментом продовольственных товаров и определенной номенклатурой непродовольственных (как правило, это предметы повседневного спроса), работающий по принципу самообслуживания и рассчитанный на массового покупателя. В организации действует цеха различных собственных производств - хлебопекарня, кондитерский цех, мясной цех, салатный цех и т.д.

          Из дополнительных услуг, оказываемых магазином можно выделить:

- продажу периодических изданий;

- реализация   упаковочных   пакетов   с   логотипом предприятия;

- возможность  расчёта за покупку при помощи  пластиковой карточки,

- наличие пункта  обмена валют и аптечного киоска;

- наличие банкоматов;

- доставка продуктов на дом. 

    Все  торгово-техническое оборудование, используемое в магазине, соответствует экономическим, эргономическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям. В «Магазине «Престон» в основном используется метод самообслуживания, который основан на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета. Установлены современные кассовые аппараты, которые считывают цену товара при помощи сканара.  Через прилавок реализуются кулинарные изделия, свежее мясо,  рыба, кондитерские изделия собственного производства.

 Сеть супермаркетов «Preston» является социально направленной. У нас внедрена специальная программа лояльности для пенсионеров. Для этой социальной группы предусмотрена дополнительная скидка на товары в утренние часы, которая составляет 2%. В торговых объектах потребитель может не только купить необходимые товары, но и воспользоваться дополнительными сопутствующими услугами. В магазинах сети располагаются: банкоматы, пункты обмена валют, платежные терминалы, аптечные киоски, магазины цветов, салоны сотовой связи и другие сервисы дополнительных услуг.

«Preston» – это магазины, которые расположены в центре районов города Минска, для некоторых посетителей в шаговой доступности от мест проживания. В супермаркетах представлен широкий ассортимент высококачественных продуктов питания, а также наиболее востребованных товаров непродовольственных групп. Среди предложенного ассортимента особое внимание в сети уделяют товарам белорусского производства. Большим спросом у покупателей пользуются товары кулинарного и кондитерского цехов.

           В организации информацию получают за счет проведения комплексных маркетинговых исследований, включающих как изучение рынка и его конъюнктуры,  так и оценку возможности самого предприятия. Определением потребности  в товарах занимается коммерческий отдел.

В основе комплексного анализа показателей розничного товарооборота лежит их балансовая увязка, которая позволяет установить влияние поступления и состояния товарных запасов на выполнение плана и динамику товарооборота.

Формула товарного  баланса показателей розничного товарооборота [14, с. 207]:

Информация о работе Формирование ассортимента организации розничной торговли в современных