Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 23:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента розничной торговой организации и выявление путей ее совершенствования. Необходимо отметить, что важнейшими показателями оптимального ассортимента продукции являются состояние розничного товарооборота, прибыль, рентабельность и другие показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.
ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………………3
1 Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях………………………………………....5
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничной торговой организации…………………..….…………………….….5
1.2 Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию ассортимента организации розничной торгов-ле..……………….….......……..11
2 Оценка состояния коммерческой деятельности по формированию торгового
ассортимента в объектах СООО «Арвитфуд» магазин «Престон» ........26
2.1 Организационно-экономическая характеристика торговой организа-ции.26
2.2 Анализ коммерческой деятельности по управлению ассортиментом товаров в организации…………………....…………….……………………….36
3 Совершенствование коммерческой работы по управлению ассортиментом в СООО «Арвитфуд» магазин «Престон»………………………..….…...54
3.1 Сильные и слабые стороны в коммерческой деятельности по управлению ассортиментом в организации…...……………………………..……………....54
3.2 Пути совершенствования коммерческой деятельности по формированию ассортимента организации…………..……….……..………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ..……………………………
Таблица
2.3 – Информация для
расчета влияния эффективности использования
трудовых ресурсов на прибыль предприятия
СООО «Арвитфуд» за 2010-2011 г.г.
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
Темп роста, % | |
2011 |
2012 | |||
1. Розничный товарооборот, млн р. |
133 661,00 |
221 284,00 |
87 623,00 |
165,56 |
2. Среднесписочная численность торговых работников, чел. |
430,00 |
395 |
-35 |
91,86 |
3. Прибыль от реализации, млн р. |
4 096,00 |
4 680,00 |
584,00 |
114,26 |
4. Производительность труда торго |
310,84 |
560,21 |
249,37 |
180,2 |
5.Фонд заработной платы работн |
8 251,3 |
14 088,1 |
5 836,8 |
170,74 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе учетных данных
СООО «Арвитфуд».
По информации, приведенной в таблице 2.3 видно, что в организации при снижении среднесписочной численности торговых работников на 8,14 % растет их производительность труда (рост составил 80,2 %), также выросла прибыль от реализации на 14,26 %. Однако значительно вырос фонд оплаты труда работников (больше, чем розничный товарооборот на 5,18%), что свидетельствует о снижении рентабельности трудовых ресурсов.
Для повышения рентабельности трудовых ресурсов необходимо укомплектовать штат магазина «Престон», повысить квалификацию продавцов, мерчандайзеров.
Одним
из основных требований
Финансовый результат
Таблица 2.4 – Основные экономические результаты торговой деятельности СООО «Арвитфуд» за 2010-2012 г.г.
Показатели |
Годы |
Отклонение (+;-) |
темп роста, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 от 2010 |
2012от 2011 |
2011 к 2010 |
2012к 2011 | |
1. Розничный товарооборот, млн р. |
|||||||
в действующих ценах |
87 099,00 |
133 661,00 |
221 284,00 |
46 562,00 |
87 623,00 |
153,46 |
165,54 |
коэффициент инфляции |
109,9 |
208,7 |
121,8 |
- |
- |
- |
- |
в сопоставимых ценах |
79 252,96 |
64 044,56 |
181 655,17 |
-15 208,4 |
117 610,6 |
80,81 |
283,64 |
2. Себестоимость реализованной продукции: |
|||||||
в сумме, млн р. |
68 684,00 |
114 892,00 |
150 255,00 |
46 208,0 |
35 363,00 |
167,28 |
130,78 |
в % к товарообороту |
78,86 |
85,96 |
67,91 |
0,20 |
-18,05 |
100,27 |
79,0 |
3. Доходы от реализации товаров: |
|||||||
в сумме, млн р. |
18 415,00 |
27 980,00 |
44 527,00 |
9 565,00 |
16 547,00 |
151,94 |
159,14 |
в % к товарообороту |
21,10 |
20,90 |
20,12 |
-0,20 |
-0,78 |
99,05 |
96,27 |
4. Расходы на реализацию: |
|||||||
в сумме, млн р. |
14 897,00 |
23 884,00 |
39 847,00 |
8 987,00 |
15 963,00 |
160,33 |
166,84 |
в % к товарообороту |
17,10 |
17,90 |
18,01 |
0,80 |
0,11 |
104,68 |
100,61 |
5. Прибыль (убыток) от реализации товаров: |
|||||||
в сумме, млн р. |
3 518,00 |
4 096,00 |
4 680,00 |
578,00 |
584,00 |
116,43 |
114,26 |
в % к товарообороту |
4,00 |
3,10 |
-0,90 |
77,50 |
|||
6. Прибыль (убыток) от операционной деятельности, млн р. |
-183,00 |
105,00 |
1055,00 |
288,00 |
950,00 |
-57,38 |
1004,76 |
в % к товарообороту |
0,21 |
0,08 |
0,48 |
-0,13 |
0,4 |
38,1 |
600 |
7. Налоги из прибыли |
|||||||
в сумме, млн. руб. |
724,00 |
897,00 |
989,00 |
173,00 |
92,00 |
123,9 |
110,26 |
в % к товарообороту |
0,83 |
0,67 |
0,45 |
-0,18 |
-0,22 |
80,72 |
67,16 |
8. Чистая прибыль: |
|||||||
в сумме, млн р. |
3 625,00 |
3 304,00 |
3 984,00 |
-321,00 |
680,00 |
91,14 |
120,56 |
в % к товарообороту |
4,20 |
2,47 |
1,8 |
-1,73 |
-0,67 |
23,8 |
72,87 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе учетных данных
СООО «Арвитфуд».
Торговая деятельность СООО «Арвитфуд» характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой розничного товарооборота. По данным таблицы можно сделать вывод, что на протяжении 3-х лет розничный товарооборот в действующих ценах увеличивался с 2010 года до 2012 на 134 157 млн р., однако в сопоставимых ценах в 2011 году он снизился на 15 208 мил р., что связано с инфляционными процессами в стране. Однако в 2012 году индекс потребительских цен снизился почти в два раза, что способствовало увеличению товарооборота на 283% по сравнению с 2011 годам.
Из-за особенностей белорусской экономики цены практически всегда растут, поэтому изменение цен можно называть просто инфляцией. Цены производителей промышленной продукции в 2011 году выросли ещё больше, чем потребительские - они выросли примерно в 2,5 раза. Поэтому и себестоимость реализованной продукции выросла в СООО «Арвитфуд» на 30 %.
Доля доходов от реализации и расходов на реализацию в организации за три года изменились незначительно. Темп роста доходов на реализацию товаров в 2012 году по сравнению с 2011 составил 159,14%, а к товарообороту замедлился на 3,23%. Темп роста расходов на реализацию в 2012 году – 166,84%. Прибыль от реализации товаров в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 1162 млн р., а в 2011 годом - на 584 млн р., однако рост прибыли по сравнению с 2011 годом замедлился на 2,17% (116,43% - 114,26%), а по отношению к товарообороту сумма прибыли уменьшилась на 0,98 млн р., а ее рост замедлился на 9,11% (77,5% - 68,39%). Данное снижение прибыли от реализации объясняется в первую очередь тем, что рост расходов на реализацию опережает рост доходов от реализации товаров.
Согласно данным отчета о прибылях и убытках (приложение) прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 950 млн р. А чистая прибыль организации в 2010 году составила 3 625 млн р., в 2011 году – 3 304 млн р., в 2012 году – 3 984 млн р.. В 2012 году рост прибыли составил 20% по сравнению с 2011 годом.
Для того чтобы организация получала прибыль, должно выполняться условие: темп роста валовой прибыли > темп роста выручки от реализации > темп роста расходов на реализацию. При сравнении 2010 и 2012 годов данное условие в СООО «Арвитфуд» не соблюдается. Темп роста расходов на реализацию товаров в организации больше темпа роста товарооборота. Однако рассмотрев экономические показатели можно сделать вывод, что организация работает стабильно, так как имеет прибыль. Однако для ее повышения организации необходимо повышать производительность труда и культуру обслуживания покупателей, что приведет к увеличению оборачиваемости товаров. Проводить работу по снижению издержек обращения (рациональное использование расходных материалов, электроэнергии, снизить порчу товаров за счет контроля за сроками и поставками продукции, за счет эффективной рекламы и выкладки товаров продавцом).
Коммерческая деятельность предполагает выполнение определенных коммерческих функций, которые прямо или косвенно обеспечивают получение доходов. Коммерческие операции, непосредственно приносящие доходы: продажа товаров, оказание услуг, сервисное обслуживание, реклама товаров, деятельность по стимулированию сбыта, управление товарными ресурсами. Коммерческий отдел осуществляет: формирование товарных запасов, поиск поставщиков и закупку товаров, выбор формы хозяйственных связей, также комплексное изучение рынка, требований потребителей и п..
Коммерческая работа в СООО «Арвитфуд» осуществляется в соответствии с «Законом о торговле», «Законом о защите прав потребителей», Правилами торговли.
В ассортиментный перечень Министерством торговли Республики Беларусь включаются товары, производимые в республике и поставляемые внутреннему рынку в объемах, достаточных для удовлетворения заявок торговых объектов всех форм собственности, а также продовольственные и непродовольственные товары, не вырабатываемые в республике, имеющие социальную значимость.
Формирование ассортимента в организации осуществляется в процессе определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности торговой сети «Preston» .
При разработке коммерческим отделом ассортиментного перечня в магазинах предусматривается удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота не менее 70 %. В ассортиментных перечнях для торговых объектов указывается: наименование товара, количество видов и разновидностей по каждому наименованию, которые должны быть в продаже. Работа по формированию ассортимента ведется с учетом ожидаемых изменений в спросе населения, а также исходя из имеющихся торговых и складских площадей, планируемого товарооборота, контингента обслуживаемых покупателей и других факторов.
Основная задача, которую ставят специалисты отдела СООО «Арвитфуд», – это сформировать ассортимент так, чтобы удовлетворить потребности покупателей, увеличить скорость оборачиваемости товаров и получить прибыль.
Ассортимент товаров подобранный для реализации в розничной торговой сети «Preston» очень разнообразен. Он включает сотни тысяч наименований и разновидностей товаров, выпускаемых предприятиями различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Эта огромная масса товаров доводится через розничную торговую сеть до конечных потребителей и отражает результат работы коммерческого отдела.
Согласно ассортиментному перечню ассортимент товаров широк и глубок: хлебобулочные изделия, кондитерские товары, молочные, бакалейные товары, мясо и мясные полуфабрикаты, рыба и рыбные полуфабрикаты, фрукты и овощи, вино-водочные и табачные изделия, пиво, безалкогольные напитки, консервы, мороженное, вкусовые товары, большой ассортимент детского питания и продуктов здорового питания. Также в торговом зале реализуются корма для животных и сопутствующие товары промышленной промтоварной группы: чулочно-носочные, сувенирные изделия, посуда, школьно-письменные принадлежности, предметы бытовой химии, автомобильные товары. Помимо этого в магазине имеется собственное производство по изготовлению кулинарных полуфабрикатов и кондитерских изделий, выпекаются хлеба-булочные изделия. Всего в магазинах Престон» реализуется более восьми тысяч наименований товаров.
Одним из основных видов деятельности коммерческого отдела является закупочная работа. Она включает комплекс операций: отбор, обработку и анализ информации, необходимой для обоснования коммерческих решений по закупкам; определение потребности в товарах, выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товара; установление хозяйственных связей с поставщиками товаров; контроль исполнения договоров поставки товаров.
Основная задача службы закупок: своевременное обеспечение потребности предприятия необходимым качественным товаром.
Осуществляя коммерческую деятельность при поиске поставщиков товаров, СООО «Арвитфуд» руководствуется следующими принципами:
- репутация и имидж, надежность;
- качество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам;
- возможный объем поставки и соблюдение сроков, графиков поставки;
- уровень цены на продукцию или услуги (сравнительный анализ цены /качество, цена/ количество);
- условия поставки и формы расчетов (поставки по плану, по требованию, упаковка, транспортные и страховые услуги, валюта расчетов);
- взаимоотношение с заказчиками (доверительные, тесные и др.);
- дополнительные услуги.
В общих чертах работу по поиску источников закупок товаров (поставщиков) можно представить в виде схемы (рисунок 5).
Рисунок 5 – Схема процесса выбора поставщиков
Примечание. Источник: собственная разработка.
Как видно из приведенной схемы, завершающим этапом для принятия решения о выборе поставщика является определение их рейтинга и ранжирование. Однако этот процесс является неоднозначным и носит творческий характер.
Информация о работе Формирование ассортимента организации розничной торговли в современных