Формирование ассортимента организации розничной торговли в современных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента розничной торговой организации и выявление путей ее совершенствования. Необходимо отметить, что важнейшими показателями оптимального ассортимента продукции являются состояние розничного товарооборота, прибыль, рентабельность и другие показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………………3
1 Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях………………………………………....5
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничной торговой организации…………………..….…………………….….5
1.2 Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию ассортимента организации розничной торгов-ле..……………….….......……..11
2 Оценка состояния коммерческой деятельности по формированию торгового
ассортимента в объектах СООО «Арвитфуд» магазин «Престон» ........26
2.1 Организационно-экономическая характеристика торговой организа-ции.26
2.2 Анализ коммерческой деятельности по управлению ассортиментом товаров в организации…………………....…………….……………………….36

3 Совершенствование коммерческой работы по управлению ассортиментом в СООО «Арвитфуд» магазин «Престон»………………………..….…...54
3.1 Сильные и слабые стороны в коммерческой деятельности по управлению ассортиментом в организации…...……………………………..……………....54
3.2 Пути совершенствования коммерческой деятельности по формированию ассортимента организации…………..……….……..………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ..……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Ассортимент.doc

— 6.41 Мб (Скачать файл)

По характеру  предъявляемого спроса товары условно  можно разделить на следующие группы: устойчивого спроса, твердо сформулированного спроса, альтернативного спроса, импульсного спроса.

Формируя ассортимент товаров, коммерческий отдел учитывает такой  фактор, как сезонность потребления  и производства отдельных продуктов. Так, зимой увеличивается потребление жиров, мяса, круп, а летом и осенью больше продается молочных продуктов, сахара, безалкогольных напитков.

В торговой сети «Престон» реализуются  мясные и рыбные полуфабрикаты, кондитерские изделия, выпечка и многие другие изделия собственного производства. Товароведы и технологи осуществляют контроль за ассортиментом данной продукции и вносят необходимые корректировки в ассортименте.

При внутреннем контроле в СООО «Арвитфуд» учитывается  рентабельность ассортимента, которая является важным качественным показателем, оценивающим ассортимент торгового объекта. Под рентабельностью торгового ассортимента понимают такой ассортиментный набор, который обеспечивает получение хозяйствующим субъектом прибыли либо в целом по номенклатуре товаров, включенных в ассортимент торгового объекта, либо по каждому товару. Это требует определенного превышения доходов над затратами по реализации товаров и налоговыми и неналоговыми платежами.

В таблице 2.6 рассмотрим показатели рентабельности изучаемого предприятия за 2010-2012 г.г. на основании документов бухгалтерской отчетности (отчет по труду, отчет по о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс - приложение А,Б, ).

 

Таблица 2.6 - Показатели рентабельности объектов розничной торговли                                        СООО  Арвитфуд» за 2010-2013 г.г.

Показатели

Годы

Отклонение (+,-)

Темп роста

(снижения), %

2010

2011

2012

2012 от 2010

2012 от 2011

2012 к 2010

2012 к 2011

1. Розничный товарооборот, млн р.

87 173,00

133 661,00

221 284,00

134 111,00

87 623

253,84

165,56

2. Прибыль от реализации товаров                  млн р.

3 518,00

4 096,00

4 680,00

1 162,00

584,00

133,03

114,26

3. Экономические (совокупные) ресурсы, млн р., всего, в т.ч.

14 227,4

25 589,30

33 547,10

19 319,70

7 957,8

235,79

131,10

-  стоимость основных средств,  млн р.

2 396,00

5 242,00

5 610,00

3 214,00

368,00

234,14

107,02

-  стоимость оборотных средств,          млн р.

5 396,00

12 096,00

13 057,00

7 661,00

961,00

241,98

107,94

-  фонд заработной платы, млн  р.

6 435,40

8 251,30

14 880,1

8 444,7

6 628,8

231,22

180,34

4. Доходы на реализацию товаров             млн р.

18 415,00

27 980,00

44 527,00

26 112,00

16 547,00

241,8

159,14

5. Расходы на реализацию товаров,             млн р.

14 897,00

23 884,00

39 847,00

24 950,00

15 963,00

267,48

166,84

6. Прибыль в % к:

             

- товарообороту

4,04

3,06

2,11

-1,93

-0,95

52,23

68,95

-  стоимости основных средств

146,83

78,14

83,42

-63,41

5,28

56,8

106,76

-  стоимости оборотных средств

35,64

33,86

35,84

0,2

1,96

100,56

105,85

- фонду заработной платы

54,67

49,64

31,45

-23,22

-18,19

57,52

63,36

7. Рентабельность расходов на  реализацию %

23,62

17,15

11,74

-11,88

-5,41

49,70

68,45


 

Примечание. Источник: собственная разработка на основе учетных данных СООО              «Арвитфуд».

 

Из представленной таблицы видно, что, несмотря на то, что розничный товарооборот в СООО «Арвитфуд» увеличился на 65%, прибыль организации выросла только на 14%. Основной причиной этого можно назвать значительный рост расходов на реализацию товара (темп роста 166,84%), из которых основной статьей является оплата труда, аренда торговых площадей, отчисления в ФСЗН, эксплуатационные расходы. Рентабельность расходов на реализацию товаров составила: в 2010 году 23,62%, в 2011 году 17,15%, в 2012-м  11,74%, т.е. доля прибыли с каждой единицы затрат на реализацию товаров составила 23,62; 17,15 и 11,74% соответственно по годам. Рентабельность продаж составила по годам –  4,04; 3,06; 2,11% соответственно по годам, т.е. уровень прибыльности реализации продукции, товаров снизился в 2012 году по сравнению с 2011 году на 31,05% (100-68,95).

Таким образом, прибыль в процентах к товарообороту  в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилась на 31,05% (100-68,95), к расходам на оплату труда – на 36,64% (100-63,36), однако к среднегодовой стоимости основных средств – выросла на 5,85%, т.к. рост среднегодовой стоимости основных средств составил всего 7,02%, что значительно ниже, чем рост остальных экономических ресурсов.

Несмотря на то, что в организации прослеживается тенденция снижения роста прибыли на реализации, рентабельность расходов на реализацию увеличилась в 2012году с 49,7% до 68,45%, однако коммерческому отделу необходимо снизить затраты на реализацию продукции.  

Для повышения прибыли и рентабельности торговой сети «Престон" необходимо повышать производительность труда и культуру обслуживания покупателей, что приведет к увеличению оборачиваемости товаров. Проводить работу по снижению издержек обращения (рациональное использование расходных материалов, электроэнергии, снизить порчу товаров за счет контроля за сроками и поставками продукции, за счет эффективной рекламы и выкладки товаров продавцом).

Поэтому коммерческая служба организации СООО «Арвитфуд», обобщив информацию о факторах влияния на торговый ассортимент, должна осуществлять его формирование с учетом основных положений, имеющих неизменное значение и содержание, т. е. с учетом принципов построения торгового ассортимента, которые были описаны в первой главе.

            Ассортимент наиболее полно характеризует результаты деятельности предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления, и торговли по организации производства этих товаров и рассматриваться как один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения на конкретном товарном рынке.

Проанализируем состояние  ассортимента, продаж и запасов товаров  по изучаемому предприятию СООО «Арвитфуд» за период с 2010 по 2012 годы и в дальнейшем выявим факторы, определяющие построение ассортимента товаров.

Анализ проведем, используя данные «Отчета о розничной торговле по форме 1-торг (розница)». Исходные данные для анализа сведем в таблицы 2.6 – 2.8 (приложение А,Б,В).

 

Таблица 2.6 – Укрупненная  структура розничного товарного  ассортимента  
СООО «Арвитфуд» за 2009-2011 г.г.

Наименование

товарных групп

Продано в розницу, млн р.

2010 год

2011 год

2012 год

всего

в т.ч. отеч. пр-ва

в т.ч. имп.

 пр-ва

всего

в т.ч. отеч. пр-ва

в т.ч. имп.

пр-ва

всего

в т.ч. отеч. пр-ва

в т.ч. имп.

пр-ва

Продовольственные товары

75 058

54 277

20 781

120 785

87 509

33 3276

201 596

143 620

57 976

Непродовольственные товары

12 041

4 068

7 973

12 802

2 757

10 045

19 660

4 242

15 418

ВСЕГО товаров

87 099

58 345

28 754

133 587

90 266

43 321

221 256

147 862

73 394

 

Структура товаров, %

2010 год

2011 год

2012 год

всего

в т.ч. отеч. пр-ва

в т.ч. имп.

 пр-ва

всего

в т.ч. отеч. пр-ва

в т.ч. имп.

пр-ва

всего

в т.ч. отеч. пр-ва

в т.ч. имп.

пр-ва

Продовольственные товары

86,18

93,03

72,27

86,46

92,70

73,43

91,11

97,13

78,99

Непродовольственные товары

13,82

6,97

27,73

13,54

7,30

26,57

8,89

2,87

21,01

ВСЕГО товаров

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

 

Структура товаров, %

2010 год

2011 год

2012 год

всего

в т.ч. отеч. пр-ва

в т.ч. имп.

 пр-ва

всего

в т.ч. отеч. пр-ва

в т.ч. имп.

пр-ва

всего

в т.ч. отеч. пр-ва

в т.ч. имп.

пр-ва

Продовольственные товары

100,00

72,31

27,69

100,00

72,46

27,54

100,00

71,24

28,76

Непродовольственные товары

100,00

33,78

66,22

100,00

36,39

63,60

100,00

21,58

78,42


 

Примечание. Источник: собственная разработка на основе  данных СООО «Арвитфуд».

 

Из представленной таблицы 2.6 видно, что на протяжении 2010 и 2011 анализируемых лет общая структура продаваемых товаров сохраняется практически неизменной: продовольственные товары занимают 86,18 - 86,46% от общей структуры товаров, непродовольственные 13,82 - 13,54%, однако в 2012 году структура продовольственных товаров изменилась, их реализовано на сумму 201 596 р., что на 4,65% больше, чем в 2011году.

Такое же соотношение между товарами отечественного производства (продовольственные составляют от 93,03% - 97,13,0%, непродовольственные 6,97% - 2,87 %) и импортного (продовольственные товары 72,27% - 78,99%). Данные цифры свидетельствуют о повышении реализации товаров отечественного производства в 2012 году.  В тоже время в структуре продовольственных товаров товары импортного производства составляют  около 28%, в структуре непродовольственных товаров – более 78%. Следует отметить, что в 2012 году реализация непродовольственных товаров импортного производства увеличилась, что привело к изменению структуры на 14,81% (36,39% - 21,58%).

Таким образом, структура товаров по принципу «продовольственные-непродовольственные товары» меняется незначительно, также она практически стабильна и в соотношении товаров «импортные - отечественные», хотя и наблюдается тенденция к увеличению продовольственных товаров отечественного производства.

Основной фактор успешного развития товарооборота  – обеспеченность торгового предприятия  товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем и структура розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов.

Используя данные таблицы 2.1, рассчитаем влияние на розничный товарооборот факторов, связанных с товарным обеспечением, для расчетов применяем формулу товарного баланса показателей розничного товарооборота [2.1] (таблица 2.7).

 

Таблица 2.7 –  Расчет влияния изменения товарных запасов на розничный                       товарооборот СООО «Арвтифуд»

Показатели

2011 год, млн р.

2012год,

млнр.

Отклонение,

  млн р.

Темп

  изм-ния, %

Влияние

  на т/о млн р.

Товарные запасы на начало года

5 891,00

16 661

10 770

282,82

10 770

- продовольственные

4 639

13 982

9 343

301,40

9 343

- непродовольственные

1 252

2 679

1 427

213,98

1 427

Поступление товаров

144 430

222 338

77 908

153,94

77 908

Прочее выбытие  товаров

5

7

2

140,00

-2

Товарные запасы на конец года,

16 661

17 736

1 075

106,45

-1 075

- продовольственные

13 982

14 733

751

105,37

-751

- непродовольственные

2 679

3 003

324

112,09

-324

Розничный товарооборот

133 661

221 284

87 623

165,56

+87 623


Примечание. Источник: собственная разработка на основе учетных данных                          СООО «Арвитфуд».

 

Из представленной таблицы 2.7  следует отметить значительное увеличение товарных запасов на начало 2012 года до 16 661 млн р., их темп роста составил более 300%. Однако на конец рассматриваемого периода товарные запасы увеличились незначительно, темп роста составил 106,45%, при этом запасы непродовольственных товаров увеличились на 12,09%, а запасы продовольственных товаров на 5,37% по сравнению с 2011 годом. Увеличение товарных запасов требует дополнительных затрат на реализацию товаров.

 На формирование розничного  товарооборота основное влияние  оказало поступление товаров, темп роста составил 153,94%, а темп роста розничного товарооборота составил 165,56% (товарооборот вырос на 87 623 млн р.), что является положительным результатом.

Дальнейший анализ коммерческой деятельности по управлению торговым ассортиментом в организации СООО «Арвитфуд» рассмотрим на конкретных видах товаров реализуемых в торговых объектах. Необходимо отметить, что для составления таблиц 2.8 и 2.9 использованы данные «Отчета о розничной торговле по форме 1-торг (розница)». В отчете за 2011 год немного изменилась форма данной отчетности, некоторые позиции были укрупнены, поэтому по ним в 2010 году  для анализа берем общие данные.

На протяжении трех лет в организации  СООО «Арвитфут» более широко представлены продовольственные товары, на   которые приходится около 80% (таблица 2.2) всего товарооборота.  

Рассмотрим структуру розничного ассортимента продовольственных товаров СООО «Арвитфуд».

 

Таблица 2.8 – Динамика структуры ассортимента продовольственных товаров по  
магазинам розничной торговли СООО «Арвитфуд»

Наименование

товарных  групп и товаров

Структура розничных продаж, %

 

2010 год

 

2011 год

   

 

всего, млн р.

всего %,

в т.ч. отеч. пр-ва

в т.ч. имп. пр-ва

 

всего, млн р.

всего,

%

в т.ч. отеч. пр-ва

в т.ч. имп. пр-ва

 

всего, млн р.

всего,

%

в т.ч. отеч. пр-ва

в т.ч. имп. пр-ва

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Мясо  и птица

5 995

7,99

10,94

0,28

4 685

3,88

5,53

0,17

7 174

3,56

4,84

0,37

Колбасные изделия и копчености

6 377

8,50

11,65

0,27

12 725

10,54

15,08

0,33

20 775

10,31

14,30

0,41

Рыба  и морепрод. пищевые, включая сельди

2 134

2,84

2,35

4,14

3 120

2,58

2,10

4,42

5 031

2,50

2,14

3,28

Пищевые масла и жиры

2 006

2,67

2,42

3,34

2 279

1,89

1,49

3,23

2 423

1,20

0,75

2,32

Молоко  и молоч. прод., сыры, мороженое

10 802

14,39

17,95

5,10

14 688

<p class="dash041e_0431_0

Информация о работе Формирование ассортимента организации розничной торговли в современных