Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:38, курс лекций
1. Конфликтные точки. Классификация конфликтных точек. Сокращение числа конфликтных точек или снижение степени их опасности
2. Факторы, влияющие на зрительное восприятие водителя в темное время суток. Меры ОДД для улучшения ориентировки водителя в темноте и предотвращения ослепления водителей.
3. Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и ОДД
4. Улично-дорожная сеть. Характеристики и основные схемы УДС
5. Применение схем одностороннего движения. Преимущества и недостатки. Условия введения. Обеспечение информации
6 Применение схем реверсивного движения. Преимущества и недостатки. Условия введения. Обеспечение информации
1.
Конфликтные точки.
Конфликтные
точки - это места, где в одном
уровне пересекаются траектории движения
ТС или ТС и пешеходов, а также
места отклонения или слияния (разделения)
транспортных потоков. Наиболее часто
такое взаимодействие участников ДД
возникает на пересечениях дорог, где
встречаются потоки различных направлений.
Вместе с тем часть конфликтов
происходит и на перегонах дорог
при перестроениях автомобилей
в рядах (маневрировании) и при
переходе проезжей части пешеходами
вне перекрестков. Таким образом,
возникает возможность
Существуют
различные подходы к
m=n0+3nc+5nП
где n0, 3nc, 5nП — число точек соответственно отклонения, слияния в пересечения.
Классификация конфликтных точек.
Отклонение. Автомобили движутся в транспортном потоке с присущей потоку установившейся скоростью. Потенциально опасная зона и установившаяся конфликтная точка возникает между траекториями движения автомобиля, отклоняющегося от потока, в котором он двигался, и автомобиля следующего за ним и намеривающего продолжить движение по прямой. При выполнения маневра водителю автомобиля необходимо снизить скорость, чтобы избежать попутного столкновения. Следовательно, возникает задержка автомобиля. На полосе движения возникает зона помех и возможность столкновения. Конфликтная точка столкновения становится особенно опасной, а задержка продолжительной, если маневрирующий автомобиль вынужден предварительно остановиться. Такая ситуация возникает часто.
Слияние. В отличие от манёвра отклонения слияние не может быть выполнено в любой момент времени. Для этого необходимо, чтобы в потоке, с которым происходит слияние, образовался достаточный разрыв между транспортными средствами. При слиянии в транспортный поток водителю необходимо снизить скорость или остановиться, в результате этого возникает задержка автомобиля. При этом образуется зона помех и возможного столкновения. Она начинается на расстоянии остановочного пути автомобиля, и заканчивается, где скорость автомобиля достигает скорости потока. Протяженность опасной зоны зависит от снижения скорости автомобилем в процессе выполнения маневра, быстрота его разгона после поворота, а также от скорости и тормозной динамики автомобиля.
Пересечение. Опасная зона и установившаяся конфликтная точка возникает при движении автомобиля, движущихся в разных направлениях. При этом возникает зона помех и возможность столкновения. Задержки образуются вследствие снижения скорости и остановки автомобиля на перекрестке.
Взаимодействие транспортных средств на дорогах является сложным явлением, и упрощенные оценки соответствующих конфликтных точек дают возможность лишь приблизительно приставить сложность того или иного транспортного узла. Реальная опасность конфликтной точки зависит от многих факторов, таких как интенсивность конфликтующих потоков, условия видимости для водителей, состояние покрытия проезжей части дороги, траектория, по которой совершается маневр и другое.
Сокращение
числа конфликтных точек
1. Разделение
движения в пространстве
2. Разделение движения во времени - это направление ОДД охватывает методы, обеспечивающие в основном с помощью ПДЦ, дорожных знаков и световых сигналов светофоров разделение транспортных и пешеходных потоков во времени. Это обеспечивается: разделение перевозок во времени, установление приоритета на перекрестках, светофорное регулирование на пересечениях, регулирование движения на перекрестках, светофорное регулирование на пересечениях, регулирование движения на ж/д переездах.
2. Факторы, влияющие на зрительное восприятие водителя в темное время суток. Меры ОДД для улучшения ориентировки водителя в темноте и предотвращения ослепления водителей.
Большую часть информации (85 — 95%) водитель получает в результате зрительного восприятия.
Снижение видимости, а, следовательно, и нарушение зрительного восприятия водителя в темное время суток бывает различным и зависит от ряда факторов. К ним относятся: географическое положение местности, наличие лунного света, плотность облаков, особенности местности (лес. горы, равнина), время года, метеорологические условия (дождь, туман, снег) и т.д.
Основными причинами ДТП в темное время суток являются: ухудшение видимости и плохое освещение дорог, ослепление водителей фарами встречных автомобилей, неисправность приборов наружного освещения автомобиля или неправильное пользование ими, снижение работоспособности водителей в ночное время.
Очень часто причинами ДТП является засветка глаз водителя светом фар, в результате чего он на короткое время полностью или частично теряет способность к зрительному восприятию. Такое состояние обычно называют ослеплением. Причинами ослепления чаще всего является нарушение водителями правил пользования светом фар, их неисправность и неправильная установка.
Правилами дорожного движения предусмотрено, что для предупреждения ослепления водители должны переключать дальний свет на ближний не менее чем за 150 м до встречного ТС, а также во всех случаях, когда возможно ослепление других водителей; в том числе и движущихся в попутном направлении. При ослеплений водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться. Однако эти простые правила не всегда выполняются.
Мероприятия, направленные на предупреждение ослепления водителей, имеют важное значение для повышения безопасности движения. Самое основное из них — контроль за исправностью и правильной установкой автомобильных фар. Установлено, при разрегулировке фары вверх всего на 3° дальность видимости в режиме дальнего света снижается на 25 % (соответственно должна быть снижена и скорость движения), а слепящее действие фары возрастает почти на 50 %. В режиме же ближнего света слепящее действие фар увеличивается в десятки раз. Для более точной установки светораспределения автомобильных фар вводятся Компенсаторы нагрузки, учитывающие нагрузку автомобиля. Для зашиты глаз водителя от ослепления предполагаются различные технические устройства, которые, однако, широкого распространения не получили (дымчатые тонированные стекла, которые поглощают часть света днем — эффект светозащитных очков, противоослепляюшне очки.
В темное время суток необходимо ориентировать автомобиль по правой обочине дороги, т.е. взгляд водителя должен быть отвернут вправо от встречного автомобиля и перенесен вниз на границу между проезжей частью и обочиной. Очень помогает такой ориентировке дорожная разметка, обозначающая правый край проезжей части. Для улучшения видимости и облегчения управления автомобилем в тумане необходимо применять противотуманные фары. Противотуманные фары из-за широкого угла светораспределения обеспечивают также и освещение обочин дороги, что повышает безопасность движения на поворотах.
Для предупреждения попутных столкновений в тумане на автомобилях устанавливаются задние противотуманные фары (фонари) сила света которых превышает обычные системы сигнализации в несколько раз. Повышение надежности водителей и обеспечение безопасности движения в темное время суток должно проводиться комплексно по следующим направлениям:
Нарисовать светораспределение европейской (правый и левый руль), американское.
3. Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и ОДД
Для обеспечения
эффективного и безопасного функционирования
системы ВАДС необходимо совершенствовать
подготовку водителей, улучшать конструкцию
и техническое состояние
С позиции
системного подхода эта деятельность
может быть рассмотрена как
1-й уровень предусматривает создание системы законодательных и иных нормативных правовых актов, а также стандартов, технических правил, содержащих общие требования безопасности по всем компонентам системы ВАДС.
2-й уровень предусматривает непосредственную реализацию требований системы законодательных и иных нормативных правовых актов 1-го уровня в процессе создания транспортных средств, строительства, реконструкции и содержания УДС, организации дорожного движения, а также при подготовке водителей и обучении населения правилам безопасности движения.
3-й уровень предусматривает организацию контроля надежности функционирования всех компонентов системы ВАДС в процессе дорожного движения и принятие соответствующих мер для восстановления должного уровня безопасности системы.
Исходя из требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основные направления обеспечения БД можно сгруппировать в следующие семь блоков.
Каждый из блоков представляет определенные направления деятельности, участниками которой могут быть как государственные, так и иные структуры любых форм собственности, функционирующие в рамках закона.
На государственном уровне решаются наиболее фундаментальные проблемы дорожного движения — разработка законодательных и иных нормативных актов, планирование развития автомобилизации, принятие решений о структуре органов управления в рассматриваемой сфере, разработка программ дорожного строительства, утверждение государственных стандартов.
На уровне субъектов Федерации рассматриваются практические вопросы обеспечения функционирования системы ВАДС. Все они входят в компетенцию соответствующих структур управления и подведомственных им организаций и решаются применительно к конкретному региону. Эти направления охватывают основные виды деятельности по обеспечению эффективного функционирования системы ВАДС, главным образом, применительно к задачам, которые должны решаться специалистами по ОДД. В числе названных направлений важное значение имеют также деятельность медицинских служб по оказанию помощи пострадавшим в ДТП, работа средств массовой информации (газеты, радио, телевидение) по пропаганде безопасности движения, обучение различных категорий населения в школах, других учебных заведениях правилам дорожного движения, работа органов страхования и др.
Таким образом, инженеру по организации движения приходится сталкиваться с весьма широким спектром вопросов, охватывающих самые разные области знаний. Как видим, для решения проблем дорожного движения необходимы познания в области юриспруденции, экономики, психологии, педагогики, инженерных наук, включая специальные познания в градостроительстве, дорожном и автомобильном деле.
Информация о работе Лекции по организации дорожного движения