Лекции по организации дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:38, курс лекций

Краткое описание

1. Конфликтные точки. Классификация конфликтных точек. Сокращение числа конфликтных точек или снижение степени их опасности
2. Факторы, влияющие на зрительное восприятие водителя в темное время суток. Меры ОДД для улучшения ориентировки водителя в темноте и предотвращения ослепления водителей.
3. Основные направления деятельности по обеспечению безопасности и ОДД
4. Улично-дорожная сеть. Характеристики и основные схемы УДС
5. Применение схем одностороннего движения. Преимущества и недостатки. Условия введения. Обеспечение информации
6 Применение схем реверсивного движения. Преимущества и недостатки. Условия введения. Обеспечение информации

Вложенные файлы: 1 файл

lekcii_po_organizacii_dorozhnogo_dvizheniya.docx

— 104.62 Кб (Скачать файл)

 

10. Направления оперативной ОДД  Стабилизация и снижение уровня  загрузки дороги (полосы)

 Все разработки  различных методов организации  движения имеют тесную взаимосвязь, и даже взаимопроникновение. Поэтому весьма сложно создать четкую и неоспоримую классификацию этих методов.

Можно условно  выделить семь наиболее значимых методических направлений и по каждому из них привести типичные способы реализации:

  1. Разделение движения в пространстве, т.е. маршрутизация перевозок, канализирование движения на перекрестках и перегонах, развязка движения в разных уровнях, введение одностороннего движения.
  2. Разделение перевозок во времени, т.е. разделение перевозок во времени, установление приоритета на перекрестках, светофорное регулирование на пересечениях, регулирование движения на ж.д. переездах.
  3. Формирование однородного транспортного потока, т.е. выделение улиц пассажирского движения, создание улиц грузового движения, выделений транзитного движения, специализация полос на проезжей части.
  4. Оптимизация скорости движения на улицах и дорогах, т.е. ограничение и контроль скоростного режима, меры по повышению скоростного режима, мероприятия по «успокоению» движения, зональные ограничения скорости.
  5. Решение проблем ОДД пешеходов, т.е. устройство пешеходных путей вдоль дорог, оборудование пешеходных переходов, создание пешеходных и жилых зон, организация движения на постоянных пешеходных маршрутах
  6. Решение проблем временных стоянок, т.е. организация околотратуарных стоянок, внеуличных стоянок, задерживающих стоянок, информация и контроль стояночного режима.
  7. Внедрение АСУД, т.е. математическая формализация УДС, разработка алгоритмов управления ДД, комплекса управляющих воздействий, аппаратурное обеспечение системы АСУД.

Снижение  уровня загрузки дорог является важной задачей, к которой часто приходится прибегать при решении вопросов ОД, но выделять его в самостоятельное направление нецелесообразно, т.к. эта задача требует комплексного решения способами, входящими практически во все семь блоков.

 

11. Направления оперативной ОДД.  Разделение потоков ТС и пешеходов  во времени

Все разработки различных методов организации  движения имеют тесную взаимосвязь, и даже взаимопроникновение. Поэтому  весьма сложно создать четкую и неоспоримую  классификацию этих методов.

Можно условно  выделить семь наиболее значимых методических направлений и по каждому из них  привести типичные способы реализации:

  1. Разделение движения в пространстве, т.е. маршрутизация перевозок, канализирование движения на перекрестках и перегонах, развязка движения в разных уровнях, введение одностороннего движения.
  2. Разделение перевозок во времени, т.е. разделение перевозок во времени, установление приоритета на перекрестках, светофорное регулирование на пересечениях, регулирование движения на ж.д. переездах.
  3. Формирование однородного транспортного потока, т.е. выделение улиц пассажирского движения, создание улиц грузового движения, выделение транзитного движения, специализация полос на проезжей части.
  4. Оптимизация скорости движения на улицах и дорогах, т.е. ограничение и контроль скоростного режима, меры по повышению скоростного режима, мероприятия по «успокоению» движения, зональные ограничения скорости.
  5. Решение проблем ОДД пешеходов, т.е.устройство пешеходных путей вдоль дорог, оборудование пешеходных переходов, создание пешеходных и жилых зон, организация движения на постоянных пешеходных маршрутах.
  6. Решение проблем временных стоянок, т.е. организация околотратуарных и контроль стояночного режима.
  7. Внедрение АСУД, т.е. математическая формализация УДС, разработка алгоритмов управления ДД, комплекса управляющих воздействий, аппаратурное обеспечение АСУД.

Разделение  движения во времени охватывает методы, обеспечивающие в основном с помощью  Правил дорожного движения, дорожных знаков и световых сигналов светофоров разделение транспортных и пешеходных потоков во времени. Благодаря этому  исключаются (или сводятся к минимуму) конфликты при проезде перекрестков, железнодорожных переездов, временно суженных мест на дорогах. Введение приоритета на пересечениях с помощью ПДД  является наиболее универсальным методом, при котором водители, исполняя существующие требования, самостоятельно организуют движение.

Существует  ряд положений Правил, устанавливающих  очередность проезда перекрестков и других мест. Так, на пересечениях равнозначных дорог приоритетом  на движение обладает водитель транспортного  средства, не имеющий помехи справа. Это правило действует не только на перекрестках, но и во всех других местах, где возможно движение (на территории автотранспортного предприятия, во дворах, на других закрытых территориях) Таким образом, с помощью этою положения реализуется одно из важных направлений организации движения — разделение транспортных потоков  во времени.

В Правилах установлены и другие нормативные  требования, определяющие очередность  проезда мест возможного конфликта  ТС между собой и с пешеходами. Например, Правила обязывают при  повороте налево уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления  прямо, и тем самым обеспечивается рассредоточение во времени при  проезде конфликтной точки. Существу также общее правило, требующее  от водителей транспортных средств, поворачивающих на перекрестке направо  или налево, уступать дорогу пешеходам, которые переходят проезжую часть  той дороги, в сторону которой  совершается поворот.

Введение  приоритета на пересечениях с помощью  дорожных знаков реализуется с использованием знаков 2. 1—2.7. Например, при движении по дороге, обозначенной знаком 2.1 «Главная дорога», водитель имеет преимущество при проезде всех перекрестков по отношению к водителям, находящимся  на пересекаемых дорогах. Таким образом, на главной дороге предоставляется  первоочередное право на движение и  обеспечивается меньшая потеря времени  на ожидание. Знаки 2.4 «Уступите дорогу»  и 2.5 «Движение без остановки запрещено» требуют от водителей предоставить другим водителям транспортных средств, находящихся на пересекаемой дороге, право на первоочередное движение, и таким образом обеспечивается разделение движения во времени при  проезде конфликтных точек.

Для попеременного  движения в местах сужения проезжей части при относительно невысокой  интенсивности движения применяют  два знака: 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед  встречным движением», которые как  бы упрощенно выполняют роль светофора.

Светофорное регулирование движения предназначено  для попеременного пропуска транспортных и пешеходных потоков по взаимно  конфликтующим направлениям. Прежде всего, это относится к перекресткам с интенсивным движением, где  с помощью только знаков и разметки нельзя обеспечить безопасность движения. Чем выше интенсивность движения, тем больше вероятность возникновения  конфликтов и тем меньше возможность  исключить эту опасность, не прибегая к светофорному регулированию.

Светофорное регулирование широко используют для  обеспечения безопасного перехода пешеходов через проезжую часть  и вне перекрестков. Причем в этих местах бывает целесообразным применять  вызывное устройство, с помощью которого пешеходы сами могут включать для  себя зеленый сигнал, останавливая при этом транспортный поток.

Характерным примером использования светофорной  сигнализации для разделения транспортных потоков во времени является регулирование  на реверсивной полосе — полосе проезжей части, используемой для попеременного  движения во встречных направлениях.

Примерно  такую же функцию выполняет светофорная  сигнализация и при поочередном  пропуске транспортных потоков в  местах временного сужения проезжей части (например, в местах производства дорожно-ремонтных или строительных работ), где нельзя организовать одностороннее  движение.

Во всех случаях, когда используется светофорная  сигнализация, может быть применено  и ручное регулирование с помощью  сигналов, подаваемых сотрудниками ДПС.

Особые условия  возникают, например, когда необходимо обеспечить безопасный пропуск транспортного  потока в зоне ДТП, если там возникают  заторовые ситуации. Здесь функции  регулирования выполняют сотрудники ДПС, прибывшие на место ДТТ.

Разделение  движения во времени обеспечивается временным распределением транспортных потоков. По мере развития автомобилизации  все чаще, особенно в крупных породах, возникают систематические заторы в связи с перегрузкой УДС. Облегчить ситуацию можно с помощью  таких организационных мероприятий, как плановое распределение определенных видов перевозок по времени суток  или запрет движения отдельных видов  транспортных средств в определенные периоды. Так, например, сокращения интенсивности  движения МПТ можно достичь путем  рассредоточения пассажиропотока  за счет назначения различного времени  начала рабочего дня (и его окончания) в близкорасположенных крупных  предприятиях и учреждениях. Широко известна и такая мера, как запрещение в городах или некоторых их зонах перевозок тяжеловесных грузов и движение тяжелых грузовых автомобилей  в дневное время (период наиболее высокой интенсивности транспортных потоков).

 

12. Направления оперативной ОДД.  Ликвидация опасных дорожных  условий.

Разделение  движения и пространстве: – Маршрутизация  перевозок; – Канализирование движения на перекрестках и перегонах; – Развязка движения в разных уровнях; - Введение одностороннего движения.

Разделение  движения во времени: - Разделение перевозок  во времени; -

Установление  приоритета на перекрестках; - Регулирование  движения на ж/я переездах; - Светофорное  регулирование на пересечениях.

Формирования  однородного транспортного потока: - Выделение улиц пассажирского движения; - Специализация полос на проезжей части; -Выделение транзитного движения; - Создание улиц грузового движения.

Оптимизация скорости движения на улицах и дорогах: - Ограничение и контроль скоростного  режима; - Меры по повышению скоростного  режима, - Зональные ограничения  скорости; - Мероприятия по «успокоению  движения».

Решение проблем  организации движения пешеходов. –  Устройство

пешеходных  путей вдоль дорог, - Оборудование пешеходных переходов; - Организация  движения па постоянных пешеходных маршрутах; - Создание пешеходных и жилых зон.

Решение проблем  стоянок: - Организация околотротуарных  стоянок; - Организация внеуличных стоянок; - Информация и контроль стояночного  режима; - Организация задерживающих  стоянок.

Внедрение АСУД: - Математическая формализация УДС; - Разработка алгоритмов управления ДД; - Аппаратурное обеспечение системы АСУД; - Разработка комплекса управляющих воздействий.

 

13. Канализированное движение

Канализированное  движение – это разделение транспортных потоков, чтобы ликвидировать самые  опасные конфликтные точки. Канализированное движение разделяется на: канализированное движение на перегонах и на канализированное движение в зоне перекрестков. Канализированное движение на перегонах предполагает разделение встречных потоков, чтобы  ликвидировать конфликтные точки  встречного столкновения, а также  разделение движения по полосам попутного  направления. Продольная разметка позволяет  упорядочить движение, сформулировать ряды. Средства канализирования на перегонах – устройство разделения полос. Для выделения полос используется разметка.

Канализированное  движение в зоне перекрестков предназначено  для сокращения числа и опасности  конфликтных точек за счет направления  автомобильных и пешеходных потоков  на безопасные траектории. Канализированное движение решает следующие задачи:

  • разделение попутных и встречных транспортных потоков;
  • резервирование лишней полосы проезжей части;
  • обеспечение правильного исходного и конечного положения автомобилей при выполнение маневра на перекрестке, что обуславливает движение по наиболее безопасным траекториям.
  • защита транспортных средств, ожидающих возможности выполнения маневра поворота налево или разворот;
  • обозначение путей для движения пешеходов;
  • защита пешеходов и технических средств организации дорожного движения (светофорные колонки, маячки, стойки дорожных знаков);
  • принудительное снижение скорости автомобилей в отдельных местах за чет сужения полосы, применение искусственных неровностей в виде бугров - замедлителей и др.

В чем заключается положительный эффект устройства пересечения в одном уровне канализированного типа?

Большое количество возможных направлений движения на пересечениях в одном уровне осложняет  условия проезда, так как не нередко  водитель, осуществляет тот или иной маневр поворота, создает помехи для  других автомобилей, заезжая на полосу, по которой они могли бы сделать  поворот. Средством улучшения условий  движения и предотвращение происшествий является канализирование движения - выделение для каждого направления  движения самостоятельной полосы на проезжей части.

Информация о работе Лекции по организации дорожного движения