Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:43, дипломная работа
Реструктуризация железнодорожного транспорта нашей страны вступает в завершающую стадию. Действовавший в течение десятилетий в условиях плановой экономики механизм централизованного управления практически полностью демонтирован. Внесены коренные изменения в систему управления отраслью, её производственные и организационно-управленческие структуры. Федеральный железнодорожный транспорт как единый производственно-технологический комплекс в России уже не существует.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. 5
1.1. Стратегический анализ 5
2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫХ СТРУКТУР. Реформирование железнодорожного транспорта. 12
2.1. Особенности российской тарифной системы 15
2.2. Модели реформирования 16
2.3. Зарубежный опыт реформирования железнодорожной отрасли 17
2.3.1. Реформирование железных дорог Швеции. 17
2.3.2. Реструктуризация железных дорог в Германии. 18
2.3.3. Реформа на железных дорогах Великобритании. 19
2.3.4. Третий этап реформирования ОАО «РЖД» 21
3. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 22
3.1. Текущее состояние хозяйства пути и сооружений 22
3.1.1. Анализ организационно-функциональной структуры управления путевым хозяйством 33
3.2. Текущее состояние хозяйства автоматики и телемеханики 34
3.3. Текущее состояние хозяйства электрификации и электроснабжения 36
3.4. Выводы 37
3.5. SWOT-анализ хозяйств инфраструктуры ОАО «РЖД» 38
3.6. Основные направления развития хозяйства инфраструктуры. 43
3.7. Стратегические цели ОАО «РЖД» при реформировании инфраструктуры 44
4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 45
4.1. Видение развития Дирекции инфраструктуры 45
4.2. Миссия Дирекции инфраструктуры 46
4.3. Цели и задачи Дирекции инфраструктуры 46
5. ЦЕЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.
6. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 49
6.1. Производственная структура Дирекции инфраструктуры 49
6.2. Целевая модель взаимодействия Дирекции инфраструктуры в целевом состоянии Холдинга ОАО «РЖД» 52
6.3. Модель обмена продуктами/услугами Дирекции инфраструктуры. 52
7. ОЦЕНКА РИСКОВ 57
7.1. Риски взаимодействия Дирекции инфраструктуры с другими бизнес-единицами 57
8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ СОЗДАНИЯ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 60
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Эффективное функционирование развитой
рыночной экономики обычно подразумевает
самостоятельность каждого
Однако даже в экономике рыночного
типа возможно, а иногда даже необходимо,
появление и развитие монополий.
Это можно объяснить
Кроме того, существование в рамках
рыночной экономики монопольных
структур может быть вызвано наличием
крайне высоких препятствий (например,
необходимость крупных
Обычно в экономической
При оценке проводимой реформы железных дорог в России, нужно учитывать, что поскольку реформа еще находится на этапе реализации, окончательные выводы можно будет сделать только на основании данных о состоянии железнодорожного транспорта после завершения всех плановых мероприятий реформы. Процесс реформирования железнодорожного транспорта в России начался в 1992 году. В это время был издан указ президента «Об акционировании на железнодорожном транспорте», в котором предусматривалось, что реструктуризация будет происходить путем приватизации отдельных предприятий и хозяйственных комплексов и создания на их базе акционерных обществ. Реализацию реформы предусматривалось осуществить в течение трех последовательных этапов [7], [1]. В рамках первого (подготовительного) этапа реформы (2001-2002гг.) планировалось осуществить внедрение нового механизма регулирования тарифов, сокращение перекрестного субсидирования за счет ликвидации необоснованных тарифных льгот некоторым категориям пользователей, а также создание открытого акционерного общества «Российские железные дороги». На втором этапе (2003-2005гг.) предусматривалось создание на базе финансово-хозяйственного комплекса ОАО «РЖД» самостоятельных акционерных предприятий с целью стимулирования конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. Наконец, на заключительном этапе (2006-2010гг.) планировалось осуществить продажу акций дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» на открытом рынке, а также провести оценку целесообразности и способов полного отделения сектора инфраструктуры от сектора эксплуатаций железных дорог.
Поскольку для страны в целом
характерны чрезвычайно большие
расстояния, железнодорожный транспорт
является основным транспортным средством
для большинства категорий
Более того, при разработке разного
рода государственных планов и концепций
развития, как в рамках отдельных
отраслей, так и для экономики
в целом следует четко
В России в обязанности перевозчика входит не просто перевозить грузы, а делать это публично, равнодоступно по всей сети железных дорог, обеспечивая содержание необходимой инфраструктуры для выполнения специальных и воинских перевозок, и по тарифам, установленным государством.
Тарифы
на грузовые перевозки — среднесетевые,
то есть они основаны на базе средневзвешенных
расходов, которые тратятся на перевозку
одной тонны на 10 километров. Однако реальная
себестоимость каждой конкретной перевозки
может в разы отличаться от расчетной среднесетевой,
так как зависит от многих факторов. Например,
повагонная отправка грузов значительно
затратнее, чем маршрутная;
, перевозка на тепловозной тяге
затратнее электровозной и т. д.
Для железной дороги как хозяйствующего субъекта такая система тарификации не оптимальна, но имеет высочайшую ценность для клиентов, потому что гарантирует равнодоступность перевозки — вне зависимости от степени развития инфраструктуры, региона, а также технологии, которую применяет железная дорога.
Еще одна специфическая черта российской тарифной системы — масштабное внутреннее перекрестное субсидирование перевозок одних грузов за счет других.
Схематично его можно представить так: тариф на перевозку нефтепродуктов существенно выше, чем на перевозку угля на то же расстояние, в результате от перевозок нефти ОАО «РЖД» имеет прибыль, а уголь везет, даже не покрывая всех затрат. В совокупности же деятельность компании остается безубыточной.
Третья
особенность наших тарифов —
Такая тарифная система — на самом деле мощнейший инструмент государственного макроэкономического регулирования — не позволяет перевозчику грузов развиваться по канонам рыночной компании, в результате ОАО «РЖД» сегодня скорее используется в интересах экономики в целом, а собственными коммерческими интересами руководствуется далеко не в первую очередь.
Кроме того, перевозчик у нас владеет железнодорожной инфраструктурой, что позволяет существенно повысить эффективность реализации государственных задач макроуровня, но создает значительный объем дополнительных обременений для бизнеса. [32]
Развивать конкуренцию в грузовых перевозках при существующей регуляторной среде и множестве нерыночных форм взаимодействия перевозчика и клиента невозможно. Поэтому существуют три глобальные альтернативы:
— отделить инфраструктуру от перевозок и в перевозочной деятельности развить конкуренцию в масштабах всей сети (так называемая европейская модель конкуренции);
— разделить всю сеть железных дорог на несколько «параллельных» направлений перевозок и устроить конкуренцию вертикально интегрированных компаний на параллельных ходах (так называемая американская модель);
— из единого рынка перевозок выделить отдельные географические сегменты, которые будут жить по своим правилам, где будет действовать рыночное ценообразование на услуги по перевозкам грузов, а на остальной части обязать работать ОАО «РЖД».
Есть еще ряд других идей.
Самая
популярная — выделить из технологического
процесса перевозки некие «услуги локомотивной
тяги» и развивать конкуренцию в них. Нигде
в мире такая модель не реализована, во всех
странах перевозчик сам осуществляет
«локомотивную тягу», более того, это его
ключевая компетенция и ответственность,
которая позволяет осуществлять перевозки.
Только в Казахстане имеется опыт отделения
«услуг локомотивной тяги» от перевозок
— и после нескольких лет работы на практике
поняли имают неэффективность
такого искусственного разделения и намерены
в ближайшее время вернуть локомотивы
перевозчику.
Ни европейская, ни американская модель реформирования в чистом виде для России не подходят, хотя цели реформирования те же, что и у нас. У нас совершенно другой транспортный рынок, абсолютно иная роль железных дорог в нем, есть специфика, связанная с совмещением на одних путях больших объемов пассажирских и грузовых перевозок, иные конфигурация сети железных дорог, организация ее работы и государственного регулирования отрасли, другие экономика и культура, в конце концов.
Отделение
инфраструктуры от перевозок в теории выглядит
наиболее логичным и рыночным шагом — естественная
монополия отделяется от потенциально
конкурентного бизнеса.,
Ппо той же логике произошло реформирование
электроэнергетики в России. Но тут возникают
проблемы. Такое отделение потребует перестройки
большинства технологических процессов,
увеличит риски деятельности системы.
Российские ученые подсчитали, что рост
затрат на перевозки при таком разделении
может составить от 30 до 50% от существующего
сегодня уровня; аналогичные расчеты делались
в Америке, были получены схожие результаты.
[32][4] Реформа не должна
быть ради реформы! У
нее должна быть цель,
которая пока из ваших
рассуждений не просматривается.
Сделать как в Америке
или в Европе – это не
цель – это средство,
путь. Но, делая так,
мы чего добиваемся?
Почему мы развалили
единую энергетическую
систему страны и собираем
все что плохо лежит
в Газпром? Почему одно
надо разваливать, а
другое собирать? Почему
Газпрому принадлежит
вся газотранспортная
структура, и он туда
независимых производителей
газа не допускает или
допускает на грабительских
условиях, замещая свой
газ для России на экспортируемый
газ. Целью реформы не
может быть «создание
конкурентной среды».
Возникает вопрос –
для чего? Для роста
стоимости перевозок (аналогично
стоимости электроэнергии)
в разы?
Фактически первая полноценная реформа железных дорог была проведена в Швеции в конце 1980-х гг. Реформа началась с того, что железнодорожная монополия («Государственные железные дороги» - Statens Jarnvagars) была разделена на два сектора: инфраструктурный и эксплуатационный. Для этого на базе монополии были созданы две компании, одна из которых занималась решением вопросов развития и поддержания железнодорожной инфраструктуры (Banverket), а другая - осуществляла грузовые и пассажирские перевозки (Statens Jarnvagars). В рамках такой системы инфраструктурная компания отвечала за управление всем комплексом железнодорожных коммуникаций и вспомогательных производств, занималась вопросами реконструкции и модернизации транспортной сети, а также предоставляла инфраструктуру, ремонтно-техническое обслуживание и коммуникации в пользование эксплуатационным компаниям за фиксированную плату. Полученные доходы использовались, главным образом, на покрытие общественно значимых затрат (например, на обеспечение безопасности движения, обновление основных средств, защиту окружающей среды). Понятно, что поскольку получение прибыли не ставилось в качестве основной цели деятельности инфраструктурной компании, то совокупные затраты не полностью покрывались за счет собственных доходов. Оставшаяся часть инфраструктурных расходов (примерно 26 %) покрывалась за счет дотаций со стороны государства. Что касается эксплуатационной компании, то она функционировала как коммерческое предприятие с целью получения прибыли от своей деятельности. Проблема осуществления социально значимых, но низкорентабельных перевозок, была решена с помощью выплаты целевых государственных компенсаций. Реформирование железных дорог продолжилось в 2001 г., когда на базе эксплуатационного сектора был создан ряд обособленных предприятий, специализирующихся на отдельных видах деятельности [4]:
Отличительной особенностью шведской
модели реформирования было сохранение
созданных компаний в государственной
собственности, при этом у данных
предприятий появилась