Обоснование стратегических приоритетов развития бизнеса на примере Дирекции Инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:43, дипломная работа

Краткое описание

Реструктуризация железнодорожного транспорта нашей страны вступает в завершающую стадию. Действовавший в течение десятилетий в условиях плановой экономики механизм централизованного управления практически полностью демонтирован. Внесены коренные изменения в систему управления отраслью, её производственные и организационно-управленческие структуры. Федеральный железнодорожный транспорт как единый производственно-технологический комплекс в России уже не существует.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. 5
1.1. Стратегический анализ 5
2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-МОНОПОЛЬНЫХ СТРУКТУР. Реформирование железнодорожного транспорта. 12
2.1. Особенности российской тарифной системы 15
2.2. Модели реформирования 16
2.3. Зарубежный опыт реформирования железнодорожной отрасли 17
2.3.1. Реформирование железных дорог Швеции. 17
2.3.2. Реструктуризация железных дорог в Германии. 18
2.3.3. Реформа на железных дорогах Великобритании. 19
2.3.4. Третий этап реформирования ОАО «РЖД» 21
3. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 22
3.1. Текущее состояние хозяйства пути и сооружений 22
3.1.1. Анализ организационно-функциональной структуры управления путевым хозяйством 33
3.2. Текущее состояние хозяйства автоматики и телемеханики 34
3.3. Текущее состояние хозяйства электрификации и электроснабжения 36
3.4. Выводы 37
3.5. SWOT-анализ хозяйств инфраструктуры ОАО «РЖД» 38
3.6. Основные направления развития хозяйства инфраструктуры. 43
3.7. Стратегические цели ОАО «РЖД» при реформировании инфраструктуры 44
4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 45
4.1. Видение развития Дирекции инфраструктуры 45
4.2. Миссия Дирекции инфраструктуры 46
4.3. Цели и задачи Дирекции инфраструктуры 46
5. ЦЕЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ Ошибка! Закладка не определена.
6. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 49
6.1. Производственная структура Дирекции инфраструктуры 49
6.2. Целевая модель взаимодействия Дирекции инфраструктуры в целевом состоянии Холдинга ОАО «РЖД» 52
6.3. Модель обмена продуктами/услугами Дирекции инфраструктуры. 52
7. ОЦЕНКА РИСКОВ 57
7.1. Риски взаимодействия Дирекции инфраструктуры с другими бизнес-единицами 57
8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ СОЗДАНИЯ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ 60
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Вложенные файлы: 1 файл

%B1основание стратегических 2_R.docx

— 1.54 Мб (Скачать файл)

Аналогичная ситуация складывается с  подсобно-вспомогательной деятельностью. Предприятия не заинтересованы в  росте ее объемов и повышении  доходности, так как ее конечный результат – дополнительные доходы в полном объеме централизуются на уровне компании и в основном не возвращаются на само предприятие. – тоже важно! Это причины получающихся результатов…

Принимая во внимание складывающуюся  обстановку в текущем виде деятельности,  издан приказ ОАО «РЖД» от 5 октября 2007 года №128 «О совершенствовании системы  организации текущего содержания пути, искусственных сооружений и земляного  полотна». Приказом  предусмотрен, начиная  с 2008 года, переход дистанций пути на участковую систему. Данная система предполагает … что? что она должна дать? Основным условием успешного перехода на что? на эту систему? является техническое дооснащение и перевооружение дистанций пути. Сложившееся положение не соответствует задачам, решаемым на последнем этапе структурной реформы. Необходимы более радикальные меры и структурные преобразования, позволяющие  минимизировать указанные недостатки. Т.е. «участковая система» - это промежуточный вариант, не решающий проблем?

3.2. Текущее состояние хозяйства автоматики и телемеханики

В хозяйстве автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» работают 208 линейных дистанций  сигнализации, централизации и блокировки. Методическое (техническое и нормативно-технологическое) руководство линейными дистанциями  сигнализации, централизации и блокировки  осуществляется на верхнем уровне аппарата управления ОАО «РЖД» Департаментом  автоматики и телемеханики, на дорожном уровне – службой автоматики и  телемеханики. В сфере ответственности  Департамента также находится Проектно - конструкторское - технологическое бюро железнодорожной автоматики и телемеханики – филиал ОАО "РЖД" (ПКТБ ЦШ).

В дальнейшем предусматривается также  и оптимизация границ отдельных  дистанций СЦБ – система централизованной блокировки – дайте ссылку или сначала запишите маленькими буквами и потом дайте сокращение (в связи с выделением ремонтной составляющей, после укреплении линейных производственных участков) в соответствии с действующими рекомендациями  и по расчетам при внедрении типовых проектов организации обслуживания и ремонта технических средств ЖАТ-дайте ссылку, что это такое?. Средняя протяженность дистанций СЦБ по сети составляет 452,2 км, с численностью – 186 человек.-это плохо или хорошо? В настоящее время на сети существуют и дистанции с протяженностью более 800 км, что снижает их управляемость и требует в дальнейшем оптимизации границ. Сколько надо?

В хозяйстве обслуживают устройства СЦБ 38 178 человек, в том числе: начальники участков – 737 чел., старшие электромеханики  – 3 735 чел., электромеханики – 18 709 чел., электромонтеры – 6 525 чел. А это перебор или недобор?

На сети железных дорог имеет  место неукомплектованность кадров основных профессий. Так укомплектованность электромонтерами СЦБ составляет 66,1%.

Одновременно с низкой укомплектованностью, имеет место высокая текучесть  кадров в основном в связи с  низкой конкурентоспособностью заработной платы в отдельных регионах и  режимом работы.

Стоимость и износ основных фондов  по хозяйству автоматики и телемеханики на 01.01.12г. представлена в таблице 2:

 

Таблица 2

Стоимость основных фондов, % износа на 01.01.12

 

на начало года

на конец года

сумма износа

% износа

первоначальная  стоимость

остаточная стоимость

первоначальная  стоимость

остаточная стоимость

В целом по сети ж.д. ОАО "РЖД"

2 760 332 620

2 260 874 141

2 876 286 607

2 242 055 628

634 230 980

22,1

Всего по хозяйству автоматики и телемеханики

73 178 522

58 154 654

87 141 654

6 576 836

21 384 818

24,5

 

в том числе:

           
 

Здания

20 113 966 231

1 804 693 402

2 025 616 733

1 770 531 241

255 085 493

12,6

 

Сооружения, в т.ч.

8 346 456 219

6 644 756 711

9 600 501 769

7 035 932 580

2 564 569 189

26,7

   

передаточн. устр-ва

5 401 320 070

4 141 867 394

6 425 378 493

4 483 535 291

1 941 843 202

30,2

 

Машины и оборудование (в т.ч. инструмент)

61 295 050 594

48 552 409 630

74 180 195 400

56 016 223 737

18 163 971 664

24,5

 

Транспортные средства

1 440 274 520

1 109 718 688

1 215 730 494

863 946 948

351 783 546

28,9

 

Производственный и хозяйственный  инвентарь

82 774 013

43 075 347

119 609 863

70 201 393

49 408 470

41,3


Эксплуатационные расходы в 2011 году составили 25,97 млн. рублей, в том числе затраты на оплату труда и отчисления  – 43%, на амортизацию – 25%, на материалы, топливо и электроэнергию – 11%, прочие расходы – 21%.

Себестоимость обслуживания одной технической единицы составляет  499,26 руб. в год – это много или мало?.

В рамках действующей организационной  структуры хозяйства автоматики и телемеханики выполняются следующие  задачи:

  1. Организация безопасной и надежной работы технических средств ЖАТ, обслуживаемых дистанциями сигнализации, централизации  и блокировки – структурными подразделениями отделений железных дорог – филиалов ОАО «РЖД»;
  2. Организация работы функциональных филиалов ОАО «РЖД», находящихся в непосредственном ведении Департамента;
  3. Организация работы по созданию, изготовлению, внедрению, техническому обслуживанию, восстановлению, ремонту и утилизации средств ЖАТ в хозяйстве автоматики и телемеханики;
  4. Проведение научно-технической политики, обеспечивающей решение задач по приоритетным направлениям создания современных и совершенствования действующих средств ЖАТ, развития и модернизации испытательных лабораторий, научно-производственных центров и конструкторских бюро во взаимодействии с другими департаментами;
  5. Организация разработки нормативно-технических документов, регламентирующих внедрение, техническое обслуживание и ремонт средств ЖАТ.

Сложившееся положение (собственно так  же как и в путевом хозяйстве) не соответствует задачам, решаемым на третьем этапе структурной  реформы. Необходимы более радикальные меры и структурные преобразования, позволяющие  минимизировать указанные недостатки. Какие недостатки? Может их дать в виде таблицы или перечня? Дать то, как надо, чтобы увидеть разрыв между целевыми и фактическими значениями показателей.  Не очень только понятно, при чем тут управление и Дирекция инфраструктуры………………..

3.3. Текущее состояние хозяйства электрификации и электроснабжения

Текущее состояние в области  управления хозяйства электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД»:

  • отсутствие резервов мощности системы электроснабжения и значительный износ основных фондов, низкая динамика их обновления и модернизации, все это создает риски  не обеспечения в полной мере технологической устойчивости функционирования железнодорожного транспорта в среднесрочной (до 2015 года) и долгосрочной перспективе (до 2030 года); риски бы оценить в виде вероятности катастроф, отказов, перерывов и их последствий…
  • высокий уровень эксплуатационных затрат (Приложение 3)  по поддержанию в рабочем состоянии изношенного оборудования; дайте сравнение, оценку, во сколько раз уменьшились бы эксплуатационные затраты, если бы оборудование было неизношенным… сравните это с затратами, необходимыми на обновление оборудования…
  • ежегодное недофинансирование инвестиционных потребностей хозяйства электроснабжения более чем на 50%  (по оценкам потребности), что приводит к …. и к … году может привести к …..;
  • неэффективное использование трудовых ресурсов линейных подразделений хозяйства электроснабжения в части отвлечения на работы, не связанные с эксплуатацией и текущим ремонтом устройств электроснабжения, а, следовательно, рост прочих затрат хозяйства электроснабжения при высоких темпах текучести кадров; а причина в чем, что их отвлекают? кто и почему отвлекает? дефицит квалифицированных кадров, который в перспективе под воздействием общей демографической ситуации может только усиливаться, что  создает угрозу снижения устойчивости функционирования ОАО «РЖД» и безопасности перевозочного процесса. нужны конкретные оценки и расчеты последствий…

Решение вышеизложенных задач должно обеспечиваться путем:

  • организационного разделения функций эксплуатации и ремонта устройств электроснабжения и на этой основе - постепенного перехода от планово-предупредительной системы ведения работ к работам, выполняемым исходя из оценки устройств по их фактическому состоянию при значительном расширении использования средств диагностики, внедрении систем мониторинга и информационных технологий путем замены морально и физически устаревших несовершенных систем;
  • реализации программ ремонта, модернизации и обновления основных фондов со сверхнормативными сроками эксплуатации, в объемах, исходя из потребности;
  • выхода на рынки ремонта объектов электроснабжения и позиционирования ОАО «РЖД» как универсального поставщика таких услуг. [16]

3.4. Выводы

Таким образом, имеется ряд общих  для инфраструктурных предприятий  ОАО «РЖД» недостатков:

1. Административный метод управления, зачастую приводящий к неоптимальному выбору решений, неэффективному использованию имеющихся производственных, финансовых и людских ресурсов. об этом вы, правда, не говорили, не приводили примеры и последствия этого «административного метода» - кстати, что это такое?

2. Отсутствие  заинтересованности структурных подразделений инфраструктурного комплекса в повышении эффективности своей деятельности.

3. Существующая  система управления характеризуется высокой сложностью с учетом масштабов, разнородности структурных подразделений и решаемых задач. вы тут же сложность объяснили…

5. В условиях  дефицита инвестиционных ресурсов  и необходимости направления  средств на развитие инфраструктуры  преобладает остаточный принцип  финансирования обновления основных  фондов предприятий. если по определенному направлению инвестировать по остаточному принципу, то в конце концов там и рванет… Тут подходит анекдот про лошадь и крестьянина. Он ее неделю не кормил, она в конце недели и сдохла. «Эх,сказал крестьянин, еще бы день милая потерпела и привыкла бы»…

6. Совмещение (на уровне железной дороги) функций Заказчика и Исполнителя при ремонтах инфраструктуры. ? надо бы пояснить, к чему это ведет? к безответственности?

7. Отсутствие  организационно-правовые условий для привлечения дополнительных инвестиционных средств на развитие предприятий инфраструктурного комплекса.

8. Существующая финансово-экономическая  модель не обеспечивает должную  мотивацию руководства предприятий комплекса в конечных результатах финансово-хозяйственной деятельности. Подразделения не заинтересованы в снижении себестоимости выпускаемой ими продукции, выполняемых работ, так как фактические затраты предприятия служат базой для будущего планирования и получения финансовых средств.

9. Подразделения не заинтересованы  в повышении доходности, так как  дополнительные доходы в полном  объеме централизуются на уровне  компании и не возвращаются  на само предприятие.

10. Существенный износ основных фондов по всем инфраструктурным хозяйствам. – по моему это не недостаток – это факт, результат такой деятельности…

3.5. SWOT-анализ хозяйств инфраструктуры ОАО «РЖД»

Как было сказано в первой главе  настоящей работы SWOT-анализ – это инструмент оценка фактического положения и стратегических перспектив компании, получаемая в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и угроз факторов риска.

SWOT-анализ показывает, насколько стратегия компании соответствует ее внутренним ресурсам и рыночным возможностям и не пора ли компании пересмотреть заключение о слабости того или иного ресурса или опасности той или иной угрозы. Нет. Данный анализ предназначен для грубого выявления стратегических направлений деятельности, но никак не для оценки стратегии. Данный анализ может привести к корректировке стратегии.

SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем для реагирования на новые условия внешней среды и обеспечения удовлетворительной прибыли, останутся ли сегодняшние сильные стороны компании таковыми и в будущем, есть ли в ресурсной базе компании пробелы, которые необходимо заполнить, надо ли компании рассмотреть новые конкурентные возможности, какие виды ресурсов и возможностей играют главную роль, а какие второстепенную. Другими словами, SWOT-анализ должен дать исчерпывающее описание состояния компании [10]. При всем уважении к Виханскому – не соглашусь. Это перебор… Если не верите, попробуйте данный анализ применить к проблемам ОАО «РЖД»…

Существующая организационная  структура хозяйства инфраструктуры на сети железных дорог имеет как  свои достоинства, так и недостатки, не позволяющие эффективно работать в условиях изменяющейся экономической  ситуации.

Для оценки стратегического положения  проведем оценку внутренней среды хозяйства  – его силу и слабости, а также  внешних возможностей и угроз: Т.е. вы исходите из того, что данное направление выделяется в самостоятельный бизнес-комплекс, который должен функционировать в рыночной экономике? Иначе SWOT применять вряд ли можно. А то так недалеко и до SWOT анализа отдела…

Информация о работе Обоснование стратегических приоритетов развития бизнеса на примере Дирекции Инфраструктуры