Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 10:31, реферат
I. Правовая действительность жизни трудового кодекса и проблемы совершенствования трудового законодательства.
II. Предложения по внесению изменений в законодательство РФ об административной ответственности (в КоАП РФ), с целью повышения уровня ответственности работодателей за нарушения прав работников.
Основная часть доклада.
Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).
Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают: работники, работодатели, представители работников, представители работодателей, органы государственной (исполнительной) власти, органы местного самоуправления.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели, действующие через своих полномочных представителей (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства.
Участниками отношений по социальному партнерству, помимо представителей работников и работодателей, выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ, муниципального образования при решении вопросов, связанных с регулированием трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Нормативное правовое регулирование социального партнерства в сфере труда.
Система взаимосвязанных норм о социальном партнерстве, содержащихся в ТК РФ, иных федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных актах, составляет правовую основу социального партнерства в сфере труда.
ТК РФ закрепляет положения о социальном партнерстве, распространяющиеся на всю территорию РФ, на работодателей, являющихся юридическими лицами (организациями) и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями.
Основные принципы социального партнерства.
- следование нормам законодательства; - полномочность и равноправие представителей сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, входящих в состав содержания коллективных договоров и соглашений; - добровольность сторон в принятии и несении обязательств; регулярность контроля и ответственность за выполнение обязательств.
Формы социального партнерства.
- коллективные переговоры
по подготовке проектов
- взаимные консультации
(переговоры) по вопросам регулирования
трудовых отношений и иных
непосредственно связанных с
ними отношений, обеспечения гарантий
трудовых прав работника и
совершенствования трудового
- участие работников, их представителей в управлении организацией;
- участие представителей
работников и работодателей в
досудебном разрешении
Органы социального партнерства
В первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они созданы для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением.
Комиссии создаются по решению сторон на равноправной основе на всех уровнях социального партнерства из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон — работников и работодателей. Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполномочие представителей должно быть надлежаще оформлено приказом (распоряжением) работодателя, объединения работодателей, решением профсоюзного органа, решением собрания (конференции) работников в случаях их представления не профсоюзом, а иным представителем.
Органы социального партнерства подразделяются по уровням: уровень организации (локальный уровень), уровень территории, региона, межрегиональный уровень, уровень отрасли, общероссийский.
Каждая из них решает свои задачи на своем уровне. На общероссийском, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и соответствующего государственного или муниципального органа. На отраслевом (межотраслевом) уровне при необходимости создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и государственного (муниципального) органа либо двусторонние комиссии только из представителей сторон.
На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с ФЗ от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». В нее входят представители федеральных органов государственной власти (Правительства РФ), общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК. Координатор РТК назначается Указом Президента РФ. РТК создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения - правового акта, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Помимо подготовки и заключения Генерального соглашения, РТК рассматривает вопросы, касающиеся социально-экономического развития сторон социального партнерства, проектов ФЗ и иных федеральных НПА в сфере труда и социальных отношений. Ряд вопросов, которые должны решаться Правительством РФ с учетом мнения РТК, прямо указан в ТК РФ (ст. 139, 147, 153, 253, 265, 268, 282).
На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей и российские объединения профсоюзов заключают тарифные отраслевые (межотраслевые) соглашения – правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.
Деятельность комиссий в субъектах РФ осуществляется в соответствии с законами этих субъектов; территориальных комиссий — в соответствии с законами этих субъектов РФ, положениями об этих комиссиях. Положения об отраслевых (межотраслевых) комиссиях утверждаются по соглашению представителей сторон в этих комиссиях.
На локальном уровне из представителей сторон создаются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Срок действия этих комиссий определяется временем, необходимым для подготовки и заключения коллективного договора. Коллективным договором может быть предусмотрено их постоянное действие.
На локальном уровне принципы социального партнерства могут реализовываться и в других формах. Право работников, их представителей на участие в управлении организацией предусмотрено ст. 52 ТК РФ, а основные формы данного участия - ст. 53 ТК РФ.
Права и обязанности сторон социального партнерства при заключении и реализации коллективных договоров и соглашений.
По результатам коллективных переговоров составляются: на федеральном уровне - федеральные соглашения; на межрегиональном и региональном уровнях – межрегиональные и региональные соглашения; на локальном уровне - коллективные договоры и соглашения.
Коллективные договоры и соглашения после их подписания являются обязательными для исполнения субъектами всех сторон социального партнерства. Их положения распространяются на всех работников организации независимо от того, являются ли они членами профсоюза.
Порядок уведомительной регистрации, правовой экспертизы, контроля исполнения коллективных договоров, соглашений органами исполнительной власти субъектов РФ.
Статья 50 ТК РФ предусматривает обязанности работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить указанные документы на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.
Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются в уведомительном порядке Рострудом в соответствии с п. 5.3.2. Постановления Правительства от 30 июня 2004 г. N 324.
Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. Статья 50 ТК РФ устанавливает обязанности соответствующего органа по труду выявлять условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения. Об этих фактах сообщается представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений.
Осуществляют стороны социального партнерства (их представители), а также уполномоченные государственные органы. Установлены обязанности представителей сторон предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Система отчетности по выполнению достигнутых договоров и соглашений предусматривается их сторонами в указанных документах.
Ответственность сторон за нарушение принципов социального партнерства, невыполнение коллективного договора, соглашения.
Юридическая ответственность сторон в зависимости от вида и тяжести правонарушения, включает дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.
Так, уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров, невыполнение коллективного договора или соглашения влечет административную ответственность виновного должностного лица.
Если нарушение требований охраны труда, в том числе неисполнение коллективного договора по охране труда, повлекло несчастный случай с работником или иные тяжелые последствия, виновные должностные лица привлекаются к уголовной ответственности (ст. 143 УК РФ).
Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, предусмотренных коллективным договором, соглашением, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности работодателем, может являться основанием для привлечения последнего к уголовной ответственности в соответствии со ст. 145.1 УК РФ.
Полномочные представители работодателей за невыполнение коллективных договоров и соглашений могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Меры дисциплинарного воздействия могут быть различными в зависимости от характера нарушения, его тяжести и личности нарушителя.
Наряду с ответственностью лиц, представляющих работодателя, важное значение имеет вопрос об ответственности другой стороны коллективного договора — работников организации.
Если в невыполнении работником условий договора имеются признаки дисциплинарного проступка, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в надлежащих случаях — к материальной ответственности. Так, профсоюзы, которые организовали забастовку вопреки условиям коллективного договора, могут быть привлечены работодателем к имущественной ответственности в виде возмещения убытков, причиненных проведением незаконной забастовки.
Законодательство РФ не исключает сочетания различных видов юридической ответственности за виновное нарушение должностными лицами обязательств по коллективному договору.
Нормативное правовое обеспечение участия государственных инспекций труда в реализации принципов социального партнерства.
Нормативное правовое обеспечение деятельности государственных инспекций труда представлено: Конвенцией Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947) и Протоколом к ней 1995 года, ратифицированными ФЗ от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ, ТК РФ, ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324, Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875, положениями о государственных инспекции труда в субъектах Российской Федерации, утвержденными приказами руководителя Роструда, а также иными федеральными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ.
Помимо надзорно-контрольных функций государственной инспекции труда, особое значение в современных условиях развития социального партнерства имеют ее информационно-консультационная деятельность и полномочия по защите и восстановлению нарушенных прав сторон трудовых отношений. Указанные виды деятельности государственной инспекции труда могут быть востребованы сторонами социального партнерства при реализации всех его форм и направлений:
- при проведении коллективных
переговоров по подготовке
- при реализации коллективных договоров и соглашений;
- при организации участия работников, их представителей в управлении организацией;
- в досудебном разрешении трудовых споров.
Повышение эффективности деятельности государственных инспекций труда в решении проблем взаимоотношений сторон социального партнерства.
При рассмотрении темы участия государственных инспекций труда особое внимание следует уделить положениям ведомственного плана Федеральной службы по труду и занятости по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2014 год с учетом «горизонта планирования» до 2018 года, утвержденном Приказом Роструда от 28 апреля 2014 г. № 175 об усилении роли и повышении качества информационной составляющей в деятельности Роструда, реализации принципов информационной открытости, понятности нормативного правового регулирования прав и обязанностей сторон трудовых отношений.
Информация о работе Мое видение направлений совершенствования Трудового Законодательства