Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 00:12, дипломная работа
В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь любому гарантируется право на труд как более благородный метод самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, возможностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом публичных потребностей, а также на здоровые и безвредные условия труда. Закон запрещает хоть какое ограничение прав или, напротив, введение достоинства в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, убеждений, а также остальных событий, не связанных с деловыми свойствами работника. В силу этого, ограничения в заключении и прекращении трудовых соглашений имеют все шансы быть установлены лишь в законодательстве.
Введение
3
Глава 1. Общие положения расторжения трудового договора по инициативе нанимателя при отсутствии вины работника
1.1. Понятие ТД, расторжения ТД по инициативе нанимателя при отсутствии вины работника
1.2. Развитие отечественного трудового законодательства в XX-начале XXI в.
5
14
Глава 2. Основания расторжения ТД по инициативе нанимателя при отсутствии вины работника, виды
2.1. Ликвидация организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, сокращение численности или штата работников как основание расторжения ТД
40
2.2. Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы как основание расторжения ТД
45
2.3. Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы как основание расторжения ТД
2.4. Неявка на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности как основание расторжения ТД
50
51
Глава 3. Порядок и условия расторжения ТД по инициативе нанимателя при отсутствии вины работника
3.1. Порядок и условия расторжения ТД по инициативе нанимателя при отсутствии вины работника в РБ
3.2. Порядок и условия расторжения ТД по инициативе нанимателя при отсутствии вины работника в других странах
Заключение
Список использованной литературы
Приложения А
Приложения Б
Приложения В
55
67
81
82
85
86
87
Следует также иметь в виду, что если работник не является членом профсоюза, то ни уведомления, ни согласия профсоюза не требуется.
3.2. Порядок и
условия расторжения ТД по
инициативе нанимателя при
Ликвидация организации (юридического лица) означает прекращение ее существования и деятельности с прекращением всех прав и обязанностей и без перехода их в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 81 Кодекса). Для расторжения трудового договора по указанному основанию не имеет значения, кто именно и по каким причинам принял решение о ликвидации организации.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:
- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
- по решению соответствующего суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей их уставным целям, а также в случаях, предусмотренных российским гражданским законодательством.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, кроме казенных предприятий, или действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного либо иного фонда, ликвидируется в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания их несостоятельными (банкротами) арбитражным судом или после официального объявления банкротства должником при его добровольной ликвидации. Юридическое лицо - должник считается ликвидированным с момента исключения его из Единого государственного реестра на основании вынесенного арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства либо на основании представления собрания кредиторов о ликвидации юридического лица.
Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. Особый порядок ликвидации установлен для казенных предприятий, которая осуществляется по решению Правительства РФ (п. 6 ст. 115 ГК РФ). Казенное предприятие считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр.
При ликвидации юридического лица существенное значение имеет гласность этой процедуры. Она состоит в том, что о предстоящей ликвидации юридического лица ставится в известность орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, а назначенная ликвидационная комиссия публикует информацию о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ). При ликвидации государственного предприятия в ликвидационной комиссии принимают участие специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и ведомств РФ, финансовых органов, соответствующих органов исполнительной власти субъектов России и другие специалисты. В остальных случаях состав ликвидационной комиссии определяется учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц.
Как уже отмечалось выше, отличительной особенностью ликвидации (помимо ее сути) является создание специального образования - ликвидационной комиссии (ликвидатора), которое действует от имени ликвидируемого юридического лица по аналогии с его органами и к которому переходят полномочия по управлению делами этого юридического лица. Решение о ликвидации, принятое уполномоченным органом в установленном законом порядке, является основанием для предупреждения работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией <*>. При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 180 Кодекса работодатель обязан предупредить каждого работника персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. При этом с письменного согласия работника работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка (ч. 3 ст. 180 ТК РФ). Вместе с тем согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется такой заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 178 Кодекса).
Некоторым категориям
работников рассматриваемым Кодексом
и другими федеральными законами установлены
дополнительные льготы по сохранению
среднего заработка на период трудоустройства.
Так, согласно ст. 318 Кодекса за лицами,
уволенными из организаций, расположенных
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, средний заработок сохраняется
в течение шести месяцев со дня увольнения
на период трудоустройства. В течение
указанного срока сохраняется средний
заработок за работниками предприятий
и (или) объектов, расположенных в закрытых
административно-
Что касается индивидуального предпринимателя, работающего без образования юридического лица, то прекращение его деятельности производится с момента прекращения его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Данный субъект трудового правоотношения может прекратить свою деятельность в качестве работодателя в любое время по его собственной инициативе.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 28 Постановления от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" дал судам разъяснение по рассматриваемой статье ТК РФ. В нем говорится, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми прекращен в связи с ликвидацией организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом, обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или работодателя - физического лица.
Основанием для увольнения работника по п. 1 ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 ГК РФ).
Если работодателем является физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, как говорится далее в Постановлении Пленума, то трудовой договор с работником может быть расторгнут по п. 1 ст. 81 ТК РФ, в частности, когда прекращается деятельность работодателя - физического лица на основании им самим принятого решения, вследствие признания его несостоятельным (банкротом) по решению суда (п. 2 ст. 25 ГК РФ), в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, отказа в продлении срока действия лицензии на определенные виды деятельности.
Под прекращением действия работодателя - физического лица, не имеющего статуса юридического лица, Пленум считает необходимым понимать фактическое прекращение таким работодателем своей деятельности.
Расторжение трудового договора в связи с сокращением
численности или штата работников организации.
При проведении в организации сокращения численности или штата расторжение трудового договора с определенными категориями работников, состоящими в трудовых отношениях с этой организацией (юридическим лицом), проводится по п. 2 ст. 81 Кодекса.
Каждое предприятие (учреждение, организация) заинтересовано в принципе в том, чтобы добросовестные и квалифицированные работники не увольнялись с работы. В то же время работодатель в силу обстоятельств объективного и субъективного характера прибегает к расторжению трудового договора с теми или иными работниками.
Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты работодателями по рассматриваемому основанию.
Администрация имеет право материально стимулировать выполнение работ с меньшей численностью персонала. Так, в настоящее время на предприятиях широко практикуется выполнение работ с меньшей численностью работников путем совмещения ими профессий (должностей) и расширения зоны обслуживания, с установлением работникам в соответствии с действующим законодательством доплат к ставкам и окладам за счет полученной экономии фонда заработной платы.
В связи с вышеперечисленными и организационными мероприятиями, в частности по упорядочению структуры аппаратов управления, высвобождение (сокращение штатов) работников проводится компетентными инстанциями в координации с министерствами и ведомствами. Сокращение численности работников может осуществляться также по устанавливаемому вышестоящей организацией заданию. Кроме того, поскольку администрация предприятия (организации, учреждения) полномочна утверждать и комплектовать свои штаты, то и сокращение численности или штата работников может проводиться по инициативе работодателя. Сокращение численности работников может быть вызвано также изменением характера работы предприятия (организации, учреждения), которое влияет на количество работников определенных профессий и специальностей. Однако во всех случаях только действительное сокращение численности или штата может служить основанием для расторжения администрацией договора с работником. Увольнение работников по рассматриваемому основанию возможно как при фактическом сокращении объема работ и уменьшении в связи с этим количества работников, так и при перераспределении обязанностей работников при сохранении общего объема работ.
В случае возникновения спора подтверждением проведения сокращения численности или штата могут служить соответствующие приказы (распоряжения) руководителя организации, выписки из штатного расписания (до и после увольнения работника), сведения о сокращении фонда заработной платы и др.
Отметим, что работодатели должны своевременно, не менее чем за три месяца, представить в органы государственной службы занятости населения и соответствующие профсоюзные органы информацию о возможных массовых увольнениях по установленной форме. Критерии массового высвобождения работников должны определяться в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (ст. 82 Кодекса).
Работники - члены профсоюза могут быть уволены по инициативе работодателя по п. 2 ст. 81 Кодекса лишь с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со ст. 373 Кодекса. Кроме того, не позднее чем за два месяца работодатели обязаны сообщить в органы службы занятости сведения о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника. Предусмотрено, что администрация предприятий, организаций, учреждений совместно с профсоюзным комитетом и Советом трудового коллектива должны рассматривать каждую кандидатуру на высвобождение в отдельности на основе широкой гласности и при этом информировать работника о возможности трудоустройства, а также о действующих льготах и компенсациях. Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с сокращением численности или штата администрация предлагает работнику другую работу по имеющейся вакансии (ст. 180 ТК РФ).
В первую очередь высвобождаемому работнику при имеющейся возможности должна быть предложена работа (должность) по специальности в соответствии с заключенным с ним договором. В случае отсутствия такой работы работодатель должен предложить работнику вакантную нижестоящую должность (нижеоплачиваемую работу), которую он может выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья. Вместе с тем следует иметь в виду, что работник не вправе требовать от работодателя принятия его на вакантную вышестоящую должность либо работу, выполнение которой требует переобучения работника с получением им другой профессии, специальности. Сокращение численности или штата работников при наличии вакантных должностей производится, как правило, путем ликвидации этих должностей, а не за счет работающих.
В соответствии с трудовым законодательством не допускается увольнение работников по инициативе администрации, за исключением случаев полной ликвидации предприятий, в период временной нетрудоспособности и в период пребывания работника в ежегодном отпуске. В то же время Трудовой кодекс не устанавливает запрета работодателю относительно сокращения той или иной должности и предупреждения работника о предстоящем увольнении по п. 2 ст. 81 ТК РФ в период его временной нетрудоспособности или в период пребывания в отпуске. В том случае, когда срок предупреждения об увольнении истекает в указанные периоды, работник может быть уволен в день, следующий за последним днем его болезни или отпуска, либо в более поздний день. При наличии письменного согласия работника работодатель вправе расторгнуть с ним договор в связи с сокращением численности или штата без предупреждения с одновременной выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка (ст. 180 Кодекса).
Между тем и сам работник может ставить перед работодателем вопрос о сокращении срока его предупреждения о предстоящем увольнении по п. 2 ст. 81 Кодекса. При согласии, разумеется, работник может быть уволен и до истечения срока предупреждения об увольнении. При таких обстоятельствах договоренность касается даты увольнения, а не его причины, поэтому трудовой договор расторгается не по п. 3 ст. 77 Кодекса (увольнение по собственному желанию), а по п. 2 ст. 81 Кодекса - с предоставлением этому работнику соответствующих гарантий и компенсаций.
Законодательством выделена также категория работников, которая имеет преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штатов. В соответствии со ст. 179 ТК РФ и определенными подзаконными правовыми актами преимущественное право оставления на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.