Особенности оплаты труда на государственной и муниципальной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
• Раскрыть сущность понятия эффективности, производительности и результативности деятельности муниципальных служащих
• Рассмотреть концептуальные основы организации эффективной системы оплаты труда муниципальных служащих

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретико-методологические основы оплаты труда и стимулирования муниципальных служащих………………………………………………………5
1.1. Понятие эффективности, производительности и результативности деятельности муниципальных служащих………………………………………5
1.2. Концептуальные основы организации эффективной системы оплаты труда и стимулирования муниципальных служащих………………………...13
2. Особенности оплаты труда на государственной и муниципальной службе……………………….……………………………………………………22
2.1. Общая характеристика администрации г. Саратова………………...........22
2.2. Правовое регулирование и структура денежного содержания муниципального служащего…………………………………………………….25
2.3. Недостатки действующей системы оплаты труда муниципальных служащих и направления ее совершенствования……………………………. .30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы……………………………………………...34
Приложение…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 99.34 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретико-методологические  основы оплаты труда и стимулирования  муниципальных служащих………………………………………………………5

1.1. Понятие эффективности,  производительности и результативности  деятельности муниципальных служащих………………………………………5

1.2. Концептуальные основы  организации эффективной системы  оплаты труда и стимулирования  муниципальных служащих………………………...13

2. Особенности оплаты труда на государственной и муниципальной службе……………………….……………………………………………………22

2.1. Общая характеристика  администрации г. Саратова………………...........22

2.2. Правовое регулирование и структура денежного содержания муниципального служащего…………………………………………………….25

2.3.  Недостатки действующей системы оплаты труда муниципальных служащих и направления ее совершенствования……………………………. .30

Заключение……………………………………………………………………….31

Список используемой литературы……………………………………………...34

Приложение………………………………………………………………………36

 

Введение

Актуальность. В настоящее время проблемы совершенствования управления общественным сектором, как правило, обсуждается в контексте внедрения в данный сектор новых концепций и технологий менеджмента (New Public Management), которые в значительной степени связаны с применением показателей эффективности и результативности деятельности1.

Необходимо отметить, что повышение  эффективности общественного сектора, внедрение новых методов управления стали лейтмотивом всех крупных  реформ муниципального управления, осуществлявшихся за последние 30 лет в различных  странах. Как показывает практика, в  значительной степени успех проведения реформ зависит от создания эффективной  системы показателей результативности деятельности служащих, от их заинтересованности в достижении общественно значимых целей и задач.

Ключевым аспектом повышения  результативности деятельности служащих общественного сектора во многих странах становится создание объективной  и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных  обязанностей и степень достижения поставленных целей. Для этих целей  широко используются всевозможные показатели результативности.

В настоящее время основным приоритетом реформирования систем государственной и муниципальной  службы в РФ является кардинальное повышение качества услуг учреждениями муниципального сектора. Для этого необходимо создать систему оплаты труда муниципальных служащих, устанавливающую зависимость размеров денежного вознаграждения служащих от результатов их деятельности. Установление такой взаимосвязи позволит стимулировать служащих к повышению качества и результативности своей работы. Очевидно, что без решения этой задачи вряд ли возможно рассчитывать на успех любых – в том числе и экономических преобразований в России, реализацию стратегических программ развития страны и законодательно установленных приоритетов развития страны.

В рамках данного исследования поставлена цель изучить теоретико-методологические аспекты проблемы повышения результативности деятельности муниципальных служащих и определить основные направления совершенствования системы оплаты труда муниципальных служащих.

В качестве объекта исследования выступает система оплаты труда муниципальных служащих.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, возникающих в системе муниципальной службы РФ в процессе формирования системы оплаты труда и практики оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих.

Задачи исследования:

  • Раскрыть сущность понятия эффективности, производительности и результативности деятельности муниципальных служащих
  • Рассмотреть концептуальные основы организации эффективной системы оплаты труда муниципальных служащих
  • Провести анализ правового регулирования и структуры денежного содержания муниципального служащего (на примере Администрации г. Саратова)
  • Выявить ключевые проблемы и рассмотреть направления совершенствования системы оплаты труда муниципальных служащих

Статистико-информационной базой исследования и обоснования положений работы послужили официальные статистические данные Госкомстата РФ, аналитических докладов Правительства РФ, министерств и ведомств, органов местного самоуправления Саратовской области

 

1. Теоретико-методологические  основы оплаты труда и стимулирования  муниципальных служащих

1.1. Понятие эффективности,  производительности и результативности  деятельности муниципальных служащих

 

Эффективность, производительность и результативность являются широко известными и распространенными  понятиями. Существуют несколько теоретико-методологических подходов к определению сущности эффективности. В разных сферах деятельности понимание эффективности имеет свои особенности. Так, в политике «эффективность» рассматривается как нечто положительное и желательное, получая тем самым смысл ценностной характеристики деятельности. В самом общем виде эффективность понимается как:

- возможность достижения  результата;

- значимость получения  результата для тех, кому он  предназначен;

- отношение значимости  этого результата к количеству  усилий, потраченных на его достижение.

В исследованиях эффективности  управления в общественном секторе, бюрократических системах, можно  выделить несколько теоретико-методологических подходов, связывающих эффективность  с определенными факторами.

  1. Подход, основанный на концепции лидерства. Представители данного направления увязывают эффективность организации с лидерскими навыками, стилем управления, индивидуальными характеристиками и качествами руководителей органов власти, системами подбора, оценки выполнения задач, мотивацией и профессиональным развитием муниципальных служащих2.
  2. Подход, развивающий теорию веберовской рациональной бюрократии. С позиции данного подхода внимание акцентируется на иерархической структуре, функциональной специализации, наличии четких принципов регламентации профессиональной деятельности служащих, которые рассматриваются как необходимые предпосылки для эффективной деятельности властных структур3.
  3. Подход к эффективности деятельности, связанный с теорией жизненных циклов, состоит в рассмотрении эффективности публичного управления во взаимосвязи с оценкой влияния постоянно и циклично формирующихся коалиций или групп влияния в органах власти. Характер принятия решений в бюрократических структурах и их эффективность рассматриваются в контексте жизненных циклов развития организации4.
  4. В рамках концепции профессионализма эффективная деятельность ставится в прямую зависимость от профессионализации властных структур, наличия карьерных (профессиональных) чиновников, от уровня их профессионализма и компетентности5.
  5. Экономический подход, связывающий повышение эффективности деятельности органов власти с наличием механизма конкуренции среди ведомств, системой внедрения инноваций, а также политической и социальной подотчетностью бюрократических структур, в первую очередь перед налогоплательщиками.
  6. Экологический подход, в рамках которого подчеркивается, что результаты деятельности бюрократии зависят от характера внешней среды (экологии организации) и ее способности управлять изменениями и инновациями с целью адаптации к этим изменениям6.

7. Подход, основанный на  концепции управления качеством,  в рамках данного подхода основное  внимание акцентируется на создании  в общественном секторе системы  постоянного совершенствования процессов и услуг, вовлечении в эту деятельность служащих, максимально используя их творческий потенциал и организуя их групповую работу. Управление качеством основано на взаимосвязи потенциала органов власти и результатов деятельности при постоянном соотнесении со стратегическими целями и вовлечении служащих в процессы качества, их обучении, увеличении их компетентности и мотивации7.

В большинстве случаев  эффективность деятельности служащих общественного сектора – категория  социально-экономическая, она раскрывает взаимосвязь результатов управленческой деятельности, выраженных экономическим и общественным результатом, с принятием определенных решений служащими о способах достижения целей и выполнения работ, а также расходами на их достижение. Таким образом, можно выделить экономическую и общественную эффективность деятельности служащих.

Экономическая эффективность  оценивается по уровню и динамике издержек на тот или иной вид управленческой деятельности служащих. Однако сам  факт экономии денег, времени или  численности кадров органа местного самоуправления будет показателем эффективности лишь в том случае, если качество управления, по крайней мере, не ухудшится. О действительной экономической эффективности управления можно говорить тогда, когда затраты не изменились, а качество управления улучшилось, или сохранился предыдущий уровень качества при сокращении затрат, либо затраты на управление увеличились, но еще в большей мере улучшилось качество управления.

За общий критерий экономической  эффективности, как правило, принимают  максимальный результат на единицу  расхода или минимальный расход на единицу результата.  Конкретное  количественное выражение  критерий  обретает  с  помощью системы  показателей, посредством которых соизмеряются  издержки и  полученные муниципальными служащими результаты.

Так  как  повышение  эффективности  деятельности  муниципальных  служащих предполагает также нахождение наилучших организационных форм, методов, технологий деятельности непосредственно управляющих и управляемых структур в целях достижения последними оптимальных результатов с заданными показателями, то в качестве таковых могут   выступать   критерии   рациональной   и   качественной   организации   системы управления и выполнения работ. При этом критериями эффективности деятельности муниципальных служащих в экономическом смысле могут выступать соответствие их должностных   обязанностей    целям   органа   власти   и    качество    исполнения    ими установленных обязанностей.

Для  измерения эффективности  в общественном  смысле  при  сопоставлении достигнутого результата с издержками ставится задача не только показать степень экономичности, а дать ответ на вопрос, за счет каких методов достигнуто данное приближение к цели, возможно ли было принятие государственным служащим более эффективного альтернативного решения. Тогда под эффективностью следует понимать как степень достижения цели, так и степень экономичности расходования ресурсов, выражающуюся в соотношении единицы определенного общественного результата в расчете на единицу затрат. В англоязычной терминологии такую эффективность чаще всего обозначают как effectiveness8. В отечественной литературе аналогичную смысловую нагрузку несет понятие социальной эффективности.

При создании системы оценки эффективности деятельности муниципальных  служащих особо важно установить соотношение между эффективностью    в экономическом и общественном смысле, ближайшим и более отдаленным во времени результатом.   Если   система   оценки   направлена на достижение непосредственных результатов в рамках ограниченного во времени периода, то может создаться ситуация, когда муниципальные служащие не будут заинтересованы в решении стратегических задач. 

Наряду с оценкой эффективности  в общественном аспекте следует  определить также эффективность основных компонентов управления - функций, организационных структур, методов, технологий, применяемых муниципальными служащими. Здесь речь идет   о   внутренних   факторах   самого   управления,   которые   определяются как производительность деятельности.

Производительность деятельности муниципальных служащих в англоязычной литературе чаще всего обозначается словом productivity. Производительность деятельности характеризуется соотношением затраченного времени на единицу результата при фиксированных ресурсах. 

Одним из способов повышения  производительности в общественном секторе является рационализация организационной  структуры, минимизация функций и уровней управления. Правильное распределение и группирование функций в системе управления свидетельствует о рациональной организации управленческого процесса и также может быть условием повышения его производительности.

Тем   не  менее,  наряду  с   производительностью  деятельности  и  измерением промежуточных результатов выполнения должностных обязанностей государственным служащим, необходимо также оценить результативность его деятельности с точки зрения достижения конечных результатов, провести обобщающие оценки.

Обобщающие оценки результативности деятельности муниципального служащего выражают конечные результаты функционирования объекта, на который направлено управляющее воздействие со стороны муниципального служащего. Например, можно принять хорошее своевременное решение, выработать сбалансированный план по его реализации (промежуточный результат), однако это еще не гарантирует высокую эффективность: нужны организационные, контрольные, стимулирующие, и другие действия, чтобы реализовать намеченные цели с наименьшими затратами (конечный результат).

Различные подходы к эффективности  позволяют выделить в данном понятии  следующие аспекты: функциональный, структурный, организационный, предметно-целевой. Функциональный аспект включает производительность; экономичность; адаптивность, то есть способность оптимально выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий; гибкость; оперативность и своевременность выявления и решения управленческих проблем.

Информация о работе Особенности оплаты труда на государственной и муниципальной службе