Понятие, предмет, метод трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:04, лекция

Краткое описание

1. Труд является жизненно важным условием существования людей, удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Все, что создано человеком, начиная от величайших открытий и до простейших предметов обыденной жизни, является результатом его целенаправленной, осознанной трудовой деятельности. В широком плане трудовая деятельность людей выступает естественной потребностью жизни общества, формирования его материальной основы.

Содержание

План:
1 Понятие общественной организации труда
2 Предмет трудового права
3 Метод трудового права
4 Система трудового права
5 Понятие и виды трудовых правоотношений

Вложенные файлы: 1 файл

Trudovoe_pravo.doc

— 624.50 Кб (Скачать файл)

- стимулирования разработки  и внедрения безопасной техники,  технологии и средств защиты работающих, научно-исследовательской работы по охране труда;

- участия государства  в финансировании охраны труда;

- проведения налоговой  политики, способствующей созданию  здоровых и безопасных условий труда на предприятиях;

- экономической заинтересованности предприятий в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, а работников - в соблюдении правил и норм охраны труда и техники безопасности;

- лицензирования деятельности  предприятий с позиции охраны  труда;

- проведения сертификации  на соответствие требованиям безопасности применяемой продукции производственного назначения;

-оценки опасности  и вредности производства органами  государственной экспертизы условий труда непосредственно на рабочих местах, а также в проектах строительства новых и реконструируемых предприятий;

- обеспечения работников  специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием за счет средств работодателя;

- обязательности расследования  и учета каждого несчастного  случая на производстве и каждого профессионального заболевания, обеспечения информированности работников об уровнях производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и о принимаемых мерах по улучшению охраны труда;

- социальной защиты  интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;

- подготовке специалистов  по охране труда и технике  безопасности в высших и средних  специальных учебных заведениях;

-всемерной поддержки  деятельности представительных  организаций трудящихся, работодателей,  общественных объединений, предприятий  и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;

- международного сотрудничества  при решении проблем охраны  труда 

2. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда призвано обеспечить реализацию принципов национальной политики в республике, разработку законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологии и организации труда, осуществление государственного надзора за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда. Законодательством определены следующие основные функции государственного управления в области охраны труда:

- разработка и утверждение  межотраслевых нормативных актов,  стандартов, правил, норм и проектов  законодательных актов по охране труда;

- создание системы  экономического стимулирования  деятельности по улучшению условий труда и производству средств охраны труда;

- проведение научных  исследований по проблемам охраны  труда, создание в этих целях соответствующих научных учреждений;

- установление единого порядка учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; разработка и внедрение согласованной единой системы отчетности по условиям и охране труда, создание информационной базы о состоянии условий и охраны труда на основе автоматизированной системы управления;

- подготовка ежегодных  докладов и информации населения  о состоянии охраны труда в  республике, причинах аварий, производственного  травматизма и профессиональных заболеваний; организация пропаганды охраны труда в республике;

- координация деятельности, проведение согласованных мероприятий  по вопросам предупреждения производственного  травматизма и профессиональной  заболеваемости;

- создание и выпуск  средств охраны труда, экономическая  заинтересованность предприятий в этом деле;

- распределение ассигнований  из республиканского бюджета,  выделяемых на охрану труда.

3.Обеспечение охраны труда

Стандарты, правила и  нормы по охране труда. Государство  в лице уполномоченных им органов устанавливает требования, необходимые для обеспечения безопасного труда на производстве на основе научно обоснованных стандартов, правил и норм. На работодателей возлагается обязанность обеспечивать в организациях выполнение установленных стандартов, правил и норм, а также своих обязательств, предусмотренных коллективными договорами, разработку инструкций по охране труда. Нормативные акты, издаваемые в организациях, должны обеспечить право на защиту жизни и здоровья, работающих не ниже предусмотренных в действующем законодательстве по охране труда гарантий. В свою очередь, работники предприятий обязаны соблюдать требования правил и норм по охране труда, установленные законодательными и другими нормативными актами, коллективными договорами.

Подготовка специалистов по охране труда. Государство обеспечивает подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях, переподготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда и технике безопасности.

Финансирование охраны труда. Финансирование охраны труда  осуществляется из различных источников: за счет средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий и других источников. Работники предприятий не несут расходов на эти цели.

Обеспечение здоровых и  безопасных условий труда. Условия  труда на предприятиях, на каждом рабочем месте должны соответствовать требованиям стандартов, правил и норм по охране труда. При этом обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в организациях, осуществление контроля за состоянием охраны труда и своевременное информирование трудовых коллективов о его результатах возлагаются на работодателя. В зависимости от условий труда работникам выдаются за счет средств работодателя специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, моющие и дезинфицирующие материалы, молоко, лечебно-профилактическое питание не ниже норм, устанавливаемых государственными органами и на основе коллективного договора.

Охрана труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов. Законодательством ограничивается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет на работах с вредными (особо вредными) и опасными (особо опасными) условиями труда, а также на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную. В этом случае администрация обязана предусматривать для транспортировки грузов средства механизации и автоматизации, а также другие приспособления. В тех случаях, когда нагрузка при подъеме и перемещении тяжести может причинить вред, ручная переноска должна быть исключена. Кроме того, применение труда беременных женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, запрещается.

4. Гарантии прав работников на охрану труда

Законодательством предусмотрены  гарантии прав работников на охрану труда  как при приеме на работу, так  и в процессе трудовой деятельности. Условия индивидуального трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Законодательством установлены  обязательные медицинские осмотры  для работников, занятых на работах  с вредными и опасными условиями труда.

Работники имеют право  на получение необходимой информации о состоянии своего здоровья; о факторах, влияющих на их здоровье, включая состояние окружающей среды, условий труда, быта и отдыха.

Важной гарантией являются обучение, инструктирование, проверка знаний и переаттестация всех работников по вопросам охраны труда. Такую работу работодатель обязан проводить в порядке и сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами. Лица, не прошедшие предварительную подготовку (обучение), инструктирование и проверку знаний по охране труда, к работе не допускаются.

В системе гарантий важное место занимает контроль за соблюдением  законодательных и иных нормативных  актов по охране труда на предприятии. Кроме государственных органов по надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда осуществляется также общественный контроль со стороны представительных органов трудовых коллективов, в частности, профсоюзных организаций в лице уполномоченных по охране труда. Данные уполномоченные лица, прошедшие специальную подготовку, имеют право беспрепятственно проводить проверку состояния охраны труда на рабочих местах, вносить предложения об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности лиц, виновных в них. Условия и порядок выполнения уполномоченными по охране труда своих обязанностей регулируются коллективными договорами.

5. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о  труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности профсоюзов, органов надзора и контроля, несут ответственность в порядке, установленном законодательством. В зависимости от степени вины должностного лица, характера правонарушения и вызванных последствий наступает соответствующий вид ответственности - дисциплинарной, административной, материальной или уголовной.

При дисциплинарной ответственности  на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, вышестоящими в порядке подчиненности органами (должностными лицами) налагаются дисциплинарные взыскания.

Административная ответственность  в виде штрафов в соответствии с действующим законодательством налагается на должностных лиц за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда.

Уголовная ответственность  должностных лиц наступает за преступное нарушение законодательства о труде, правил по охране труда.

6. Расследование и учет несчастных случаев на производстве

Законодательство устанавливает  единый порядок расследования, оформления и регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний и  отравлений, происшедших с лицами, занятыми на предприятиях, в хозяйствах, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и сферы деятельности на постоянной, временной, сезонной работе, в том числе с внештатными работниками и совместителями, состоящими в трудовых отношениях с работодателями.

Порядок расследования  и учет несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников на производстве определен специальным Положением.

Несчастным случаем  на производстве признается всякое повреждение здоровья работающего по найму, связанное с его работой и приведшее к постоянной или временной нетрудоспособности либо смерти.

Ответственность за объективное  и своевременное расследование, оформление и регистрацию несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников на производстве, возмещение ущерба, причиненного их здоровью, представление установленных льгот и компенсаций несет руководитель предприятия (работодатель) или исполняющий его обязанности. На последних возлагается также ответственность за устранение причин и последствий несчастных случаев независимо от места их регистрации.

Пострадавший, представитель  работников или иное заинтересованное лицо имеют право на ознакомление с материалами расследования несчастного случая и осуществление необходимых выписок.

Порядок расследования  несчастных случаев. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязаны незамедлительно сообщить руководителю подразделения (работ), который, в свою очередь, обязан: организовать первую медицинскую помощь пострадавшему и его доставку в лечебное учреждение; сохранить до начала расследования обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью работников, а нарушение непрерывности производственного процесса не приведет к аварии); сообщить о случившемся работодателю и полномочному представителю коллектива работников.

Медицинское учреждение (поликлиника, здравпункт и т. д.) немедленно информирует работодателя о каждом случае первичного обращения с травмой или иным повреждением здоровья работников на производстве.

В зависимости от тяжести  и последствий расследование  несчастных случаев проводится в  течение 10 дней работодателем или  по его поручению компетентным лицом, специалистами службы охраны труда  с участием уполномоченного представителя работников, а также другими должностными лицами, определяемыми приказом работодателя.

Оформление и регистрация  несчастных случаев. Каждый несчастный случай, вызвавший у работника  потерю трудоспособности не менее одного дня или необходимость предоставления другой работы на один день и более, в соответствии с медицинским заключением (рекомендацией) оформляется актом о несчастном случае или ином повреждении здоровья работника на производстве по форме Н-1 (в количестве не менее четырех экземпляров).

Акт по форме Н-1 о несчастном случае заполняется и подписывается начальником службы охраны труда (инженером по охране труда), уполномоченным представителем трудового коллектива, начальником подразделения, а в случаях профессиональных заболеваний (отравлений) - представителем Госсаннадзора и лечебно-профилактического учреждения, после чего утверждается работодателем и заверяется печатью. Акт по форме Н-1 о несчастном случае оформляется в соответствии с материалом расследования.

Результаты расследования  несчастных случаев рассматриваются  руководителями вышестоящих хозяйственных органов с участием должностных лиц предприятия, представителей органов государственного и общественного надзора и контроля не позднее 20 дней после его окончания.

7. Правила трудового распорядка утверждаются работодателем по согласованию с представителями работников.

Информация о работе Понятие, предмет, метод трудового права