Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:04, лекция
1. Труд является жизненно важным условием существования людей, удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Все, что создано человеком, начиная от величайших открытий и до простейших предметов обыденной жизни, является результатом его целенаправленной, осознанной трудовой деятельности. В широком плане трудовая деятельность людей выступает естественной потребностью жизни общества, формирования его материальной основы.
План:
1 Понятие общественной организации труда
2 Предмет трудового права
3 Метод трудового права
4 Система трудового права
5 Понятие и виды трудовых правоотношений
2 Пенсионные выплаты из Центра
1. Период с 1996-1997 гг. характеризовался сильнейшим кризисом пенсионной системы. Задолженность пенсионерам по невыплате пенсии на тот момент составила около 40 млрд. тенге. Назревали необходимость скорейшего реформирования пенсионной системы в республике. В январе 1998 г. выходит новый Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», в основу которого легла новая накопительная модель пенсионного обеспечения. Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая начала планомерный переход к накопительной системе пенсионного обеспечения.
С этого момента можно начать отчет новой пенсионной реформы. Основное концептуальное положение реформирования системы пенсионного обеспечения состояло в переходе от прежней солидарной системы пенсионного обеспечения к с определенными обязательными взносами и доброволными вкладами в негосударственные пенсионные фонды на основе персонифицированного учета. При этом имеется в виду, что прежняя солидарная система в дальнейшем будет полностью заменена негосударственным накопительным обеспечением, и правило солидарности накоплений постепенно исчезнет с установлением связи между взносами и личной ответственностью граждан за свои будущие пенсии. Частичный отказ от солидарной системы пенсионного обеспечения и переход к накопительной был вызван необходимостью решения социальных проблем и повышения личной ответственности работников за обеспечений своей старости.
Новая накопительная модель пенсионной системы была взята из опыта Чили по рекомендации группы экспертов Всемирного банка. В Чили реформа пенсионной системы. переход к накопительной пенсионной модели состоялся в 1988 - 1990 гг. Использование опыта чилийской модели, переход к новой накопительной системе требовал радикальных пенсионных реформ и преобразование самой системы пенсионного обеспечения. За 1998-2000 гг. в стране сформировалась институциональная и правовая инфраструктура накопительного пенсионного обеспечения.
В течение 1998 г. ежемесячная ставка пенсионных взносов в солидарную систему составляла 15 % которые перечислялись в Государственный центр по выплате пенсий, а обязательные пенсионные взносы - в накопительные пенсионные фонды (НПФ) в размере 10% от полученного дохода.
Пенсионные накопительные фонды занимаются сбором обязательных пенсионных взносов, ведением пенсионных счетов вкладчиков и выплатами пенсий. Инвестирование пенсионных активов осуществляет Компания по управлению пенсионными активами (КУПА) а хранение средств вкладчиков - банки-кастодианты (БК).
Для успешного реформирования и функционирования пенсионной системы необходимо наличие падежного хранителя пенсионных активов. В мировой практике именно банк-кастодиан обеспечивает сохранность пенсионных средств и контроль за их движением (инвестированием). Банк-кастодиан не вправе использовать вверенные ему пенсионные Активы в своих интересах, в том числе отвечать ими по своим обязательствам, отдавать в залог или совершать в отношении указанных активов другие действия с целью удовлетворения интересов третьих лиц. Согласно закону НПФ КУПА и БК ведут раздельный учет по собственным средствам и пенсионным активам Таким образом, даже банкротство БК не отразится не только на пенсионных накоплениях вкладчиков, но и на деятельности НПФ и КУПА.
КУПА — это важное звено в процессе движения денежных средств пенсионного фонда. Взаимоотношения между пенсионными фондами и КУПА строятся на основании договора об управлении актинами фонда. Порядок принятия решения о заключении договора описывается в уставе фонда. Инвестировать пенсионные активы должна сама КУПА, пенсионный фонд не вправе оказывать на инвестиционный процесс какого-либо воздействия. так как вся ответственность за конечный результата инвестирования лежит именно на КУПА.
2. Пенсионные выплаты из Центра - выплаты денег физическим лицам, имеющим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года, осуществляемые пропорционально трудовому стажу в установленном законодательством порядке.
Гражданам гарантировано право на получение пенсионных выплат из Центра при наступлении определенных условий. Эти условия применяются только для отдельных категорий граждан:
1. Получающим пенсию до 1 января 1998 года.
2. Достигшим пенсионного возраста и имевшим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года, - в размере, пропорционально имеющему трудовому стажу.
3. Военнослужащим, сотрудникам
органов внутренних дел,
4. В случае смерти получателя пенсионных выплат, не имеющего пенсионных накоплений в накопительных пенсионных фондах, его семье либо лицу, осуществившему погребение, выплачивается единовременная выплата на погребение в размере пятнадцати кратного месячного расчетного показателя (если умерший пенсионер являлся участником или инвалидом Великой Отечественной Войны - в размере тридцати пятикратного месячного расчетного показателя).
Одним из наиболее важных условий назначения пенсионных выплат из Центра является достижение определенного пенсионного возраста. Именно поэтому такая пенсия называется пенсией по возрасту.
Как известно, в свете старого Закона "О пенсионном обеспечении" от 17 июня 1991 года пенсионный возраст мужчин в Казахстане составлял 60 лет, женщин - 55 лет.
В новом же Законе
С 1 июля 2001 года - мужчинам по достижении 63 лет, женщинам по достижении 58 лет.
Пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме из Центра назначаются по достижении пенсионного возраста следующим категориям граждан:
мужчинам - при наличии трудового стажа не менее 25 лет на 1 января 1998 года;
женщинам - при наличии трудового стажа не менее 20 лет на 1 января 1998 года.
Для исчисления пенсии необходимо определить среднемесячный доход.
Законодательством могут
Пенсионные выплаты из Центра назначаются и осуществляются пожизненно.
По своим признакам и целям указанные пенсии наиболее близки к пенсиям по возрасту: здесь также требуется определенный стаж работы, в некоторых случаях необходим конкретный возраст, хотя, как правило, эти пенсии назначаются независимо от возраста лица.
Такая общность проявляется
не только в названных внешних
признаках, но и в сущности. Речь
идет о том, что лицо, длительное
время, занимавшееся на благо общества
определенной деятельностью, освобождается
от обязанности трудиться и
Кроме того, пенсия за выслугу лет служит формой материального обеспечения таких категорий лиц, которые в силу особого характера профессии не могут заниматься данной общественно полезной деятельностью после длительного ее выполнения.
Круг лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет, сравнительно невелик и сводится к следующим основным группам: пенсии военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и комитета уголовно исполнительной системы Министерства юстиции, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством РК для сотрудников органов внутренних дел.
Цель пенсии за выслугу лет - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, компенсировать им в значительной части утраченный заработок в связи с переходом на другую работу либо полным прекращением трудовой деятельности.
В соответствии со ст. 60 Закона РК "О пенсионном обеспечении в РК" право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют:
1.Военнослужащие (кроме
военнослужащих срочной службы)
1) имеющие выслугу лет не менее 25 лет, достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе;
2) имеющие выслугу
лет не менее 25 лет, уволенные
по сокращению штатов или состо
3) офицеры, прапорщики (мичманы), лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел, а так же лица, проходящие военную службу по контракту, уволенные по достижении установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на военной службе и службе в органах внутренних дел, в Комитете уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органах финансовой полиции и государственной противопожарной службе, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел, по сокращению штатов или состоянию здоровья, имеющие общий трудовой стаж 25 лет и более, из которых не менее двенадцати лет и шести месяцев составляет непрерывная военная служба и служба в органах внутренних дел.
2. Военнослужащим, сотрудникам
органов внутренних дел,
3. При зачислении пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, бывшего Государственного следственного комитета, прокуратуры, органов финансовой (налоговой) полиции, таможенных органов, органов по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан на государственную службу с присвоением воинского (специального) звания, классного чина выплата пенсии прекращается со дня назначения на должность.
Для назначения пенсии необходим сложный юридический состав: к примеру, достижение определенного возраста, наличие определенной продолжительности выслуги лет, в некоторых случаях увольнение с военной службы и т.д.
Литература: 5, с. 69-71; 10; 11; 12; 13; 16
Контрольные вопросы:
1 Реформа пенсионной системы
2 Порядок выплаты пенсии из Центра
Тема 15 Пенсионное обеспечение нетрудоспособных граждан из накопительных пенсионных фондов
Цель: сформировать у студентов знания о понятии накопительных пенсионных фондов, определить их виды, а так же порядок заключения пенсионного договора.
План:
1 Понятие и виды НПФ
2 Учредители и акционеры
накопительного пенсионного
3 Права, обязанности
и осуществление деятельности
накопительных пенсионных
4 Собственный капитал НПФ
5 Порядок заключения пенсионного договора
1. Накопительный пенсионный фонд - юридическое лицо, организованное в форме акционерного общества, осуществляющее деятельность по при влечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам, а также деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Накопительный пенсионный фонд создается в форме акционерного общества. (34 ст.). НПФ могут быть двух видов: открытые и кооперативные.