Правовое регулирование заработной платы в бюджетной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы правового регулирования труда работников бюджетной сферы, а именно заработная плата являются одним из тех направлений, где интересы работника и работодателя вступают в наиболее острое противоречие. С одной стороны, заработная плата должна отвечать интересам работника, обеспечивая его самого и его семью необходимыми жизненными средствами, но, с другой стороны, ее размер должен позволять работодателю возмещать затраты на производство, в том числе на рабочую силу, и получать прибыль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ……………………………………..…………..6
1.1 Социальное содержание заработной платы…………………………….8
1.2 Правовое содержание заработной платы………………………………..9
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ…………..14
2.1 Государственное регулирование заработной платы………………..15
2.1.1 Основные государственные гарантии по оплате труда
работников……………………………………………………………16
2.1.2 Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем оплаты
труда в бюджетных учреждениях…………………………………23
2.2 Формы договорного регулирования заработной платы……………31
2.2.1 Коллективно-договорное регулирование заработной платы…….32
2.2.2 Индивидуально-договорное регулирование заработной платы…37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по трудовому праву.docx

— 89.12 Кб (Скачать файл)

___________________________                                                                                                       1См. Экономика труда: Учебник. /Под ред. П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. - С. 148-149.

 

определено в Конвенции Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы», принятой  в г. Женева 01.07.1949 г.

       Ст. 1 Конвенции предусматривает, что термин "заработная плата" означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.1     

         Это определение подчеркивает основные черты заработной платы как правовой категории:

1) это вознаграждение  за труд;

2) размер и условия  выплаты вознаграждения устанавливаются  соглашением сторон или законодательством;

3) права и обязанности  по выплате заработной платы  возникают из факта заключения  трудового договора.

Применительно к российскому законодательству определение заработной платы дано в ст. 129 ТК РФ «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные

 

_______________________                                                                                                                   1 «Относительно защиты заработной платы» Конвенция Международной организации  труда № 95. Принята  в г. Женева 01.07.1949 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1995. - № 5

 

выплаты)».1

Итак, с правовой точки зрения заработная плата представляет собой вознаграждение за наемный труд и выступает одним из видов трудового дохода граждан. При этом сама специфика наемного труда и трудовой договор, лежащий в основе отношений по его применению, обусловливают особенности получаемого за выполнение этого труда вознаграждения. Иными словами, заработная плата обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от других видов трудового дохода (например, за выполнение работы на основании гражданско-правового договора). 
       Во-первых, заработная плата представляет собой вознаграждение, выплачиваемое работнику за выполнение определенной трудовой функции, обусловленной трудовым договором, т. е. оплате подлежит живой труд как процесс. Субъективное право работника на получение заработной платы и корреспондирующая ему юридическая обязанность работодателя по выплате заработной платы в установленные сроки и в полном размере возникают на основании заключенного трудового договора. От конечного результата работы зависит лишь размер заработной платы, но не право на ее получение. 
      Во-вторых, поскольку выполнение работником своей трудовой функции носит систематический характер, выплата работодателем заработной платы также должна осуществляться регулярно. При этом законодательство устанавливает определенные требования к периодичности выплаты заработной платы (ч. 6 ст.136 ТК РФ).

 В-третьих, в  соответствии со ст. 132 ТК РФ  размер заработной платы конкретного  работника зависит: «от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

___________________________                                                                                                    1Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ[Текст.]: в ред. от 02.04.2014 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014[Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс.

       Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда»1

            В этой норме перечислены обстоятельства, применение которых при определении размера заработной платы не признается дискриминацией. В связи с чем, работодатель вправе устанавливать работникам различный размер заработной платы с указанием одного из перечисленных обстоятельств, доказанность которого позволяет признать решение работодателя законным и обоснованным.

       В то же время запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размера заработной платы и других условий труда. 
      К числу дискриминационных при установлении и изменении размера заработной платы относятся признаки расы, цвета кожи, пола, возраста, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного и социального положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям. Другие обстоятельства не могут служить основанием для установления работникам различной заработной платы, они должны признаваться дискриминационными, так как в законодательстве перечень дискриминационных признаков не определен исчерпывающим образом. Тогда как перечень обстоятельств, доказанность которых позволяет признать решение об установлении работникам различной заработной платы за аналогичную работу, определен в законодательстве исчерпывающим образом. 
         В-четвертых, заработная плата выплачивается работнику за выполнение определенной меры труда, т. е. конкретного объема работы по обусловленной трудовой функции в течение установленной продолжительности рабочего времени. При этом стороны трудового договора на этапе его заключения, т. е. до начала применения   наемного

_________________ 

1Ст. 132 Трудового кодекса РФ 

 

труда, определяют нормы и расценки, по которым будет производиться

 оплата за  выполнение обязательной для  работника меры труда. В процессе  установления размера заработной  платы конкретного работника  стороны учитывают конъюнктуру  рынка труда (соотношение спроса  и предложения данного вида  труда), а также положения законодательных  актов и нормативных договоров  в части регулирования оплаты  труда. 
       С учетом изложенного, заработная плата как правовая категория представляет собой вознаграждение, регулярно выплачиваемое работодателем работнику в зависимости от его квалификации, сложности, количества и качества труда, его условий и выполнения работником определенной меры труда в размере, предусмотренном трудовым договором, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

         В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата - это не только вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, но также и выплаты компенсационного характера.

         Таким образом, в содержание понятия «заработная плата», помимо собственно вознаграждения за труд, российский законодатель включил выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое регулирование  заработной платы

 Необходимость правового регулирования оплаты труда не вызывает сомнений, соответствующие нормы действуют во всех странах мира независимо от способа организации экономики. Совпадают и основные методы регулирования:

- принятие законов и  иных нормативных правовых актов  государством;

- коллективно-договорное  регулирование;

- установление условий  оплаты труда в трудовом договоре.

В Российской Федерации на государственном уровне установлены основные принципы правового регулирования оплаты труда, базовые гарантии для работников и правовые меры защиты заработной платы. Государство регламентирует и базовые условия оплаты труда работников бюджетной сферы.

Конкретные системы оплаты труда определяются в коллективно-договорном порядке или путем принятия локальных нормативных актов. Коллективно-договорные или локальные нормативные акты устанавливают также условия и порядок индексации заработной платы, некоторые правила оплаты при отклонении от нормальных условий труда, место и сроки выплаты заработной платы, форму оплаты труда; могут устанавливать период для расчета средней заработной платы, предусматривать льготы и преимущества для работников.

Индивидуально-договорное регулирование, осуществляемое работником и работодателем при заключении трудового договора, как правило, дополняет государственные, коллективно-договорные и локальные нормы. Однако для некоторых категорий работников оно играет решающую роль. К ним надо отнести руководителей организаций, не получающих бюджетного финансирования, их заместителей, главных бухгалтеров, работников, заключивших трудовой договор с физическими лицами или религиозной организацией                         

 

2.1 Государственное регулирование заработной платы

      Государственное регулирование заработной платы  основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Статья 23 Декларации предусматривает, что «каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за труд равной ценности и на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи»1.

В соответствии с принципами, закрепленными Декларацией, ст. 37 Конституции РФ провозглашает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже   установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда2. Это право относится к основным трудовым правам работника. Одновременно его можно рассматривать в качестве принципа правового регулирования оплаты труда. При установлении любой системы оплаты труда за труд равной продолжительности и сложности должна быть предусмотрена равная оплата. В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности. Необоснованные различия в заработной плате, т.е. различия, не связанные с деловыми качествами работника, количеством и качеством его труда, признаются дискриминацией (ст. ст. 3, 132 ТК).

       Вторым принципом правового регулирования оплаты труда выступает обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты

____________________                                                                                                                   1Всеобщая декларация прав человека. Принята  Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 [Текст] : [Электронный ресурс] //Справочная правовая  система Консультант Плюс.

2Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

– // СЗ РФ  14.04.2014. - № 15. -ст. 1691.

труда (ст. 2 ТК).1 Этот принцип отражает нравственное, гуманистическое содержание правового института заработной платы и указывает ключевое направление его развития: обеспечение человеку достойного существования в качестве вознаграждения за его добросовестный труд.

       Роль государства не ограничивается определением принципов правового регулирования оплаты труда. Законодательством установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников (ст. 130 ТК), регламентированы основные условия оплаты труда работников бюджетной сферы.

       2.1.1 Основные государственные гарантии по оплате труда работников

          Государством создается система  государственных гарантий по  оплате труда работников. В нее  включаются:

  1. Величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

           Конституция РФ провозглашает, что  Россия - социальное государство, политика  которого направлена на создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека. В РФ охраняются труд  и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда.2 Другими словами, государство придает минимальному размеру оплаты труда значение социального стандарта, функция которого состоит в том, чтобы обеспечить в соответствии с обязательствами, взятыми

на себя по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, каждому работнику право на достаточный жизненный уровень.

__________________________                                                                                             1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ: Офиц. текст в ред. от 02.04.2014 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014: [Электронный ресурс] //Справочная правовая  система Консультант Плюс.

2 Ст. 7 Конституция Российской Федерации. – // СЗ РФ  14.04.2014. - № 15. -ст. 1691.

 

Динамика МРОТ в России в 2000-2014 год

        С 1 января 2014 года МРОТ на федеральном  уровне повысили на 6,7 % до 5 554 рублей (5205 рублей была). 
      Довести МРОТ до прожиточного минимума Минтруда собирается к 2017-2018 году. Прожиточный минимум к 2014 году составит около 7 000 рублей по России. 1

  1. Меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; 

        Эти меры  включают индексацию заработной  платы в связи с ростом потребительских  цен на товары и услуги.

Индексация означает корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень такого снижения. Таким образом обеспечивается государственная защита покупательной способности заработной платы.

 

______________________                                                                                                  1Динамика МРОТ в России в 2000-2014 год [Электронный ресурс]// http: //ipipip.ru/Povyshenie-zarplaty-byudjetnikam-v-2014-godu

В соответствии со ст. 134 ТК порядок индексации (порог индексации, периодичность, размер повышения оплаты труда и т.п.) зависит от того, в какой организации работает работник. В организациях, финансируемых из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования, индексация производится в порядке, установленном законодательством или подзаконными нормативными актами. По сложившейся практике заработная плата работников бюджетной сферы индексируется путем повышения размеров тарифных ставок (должностных окладов) соответствующих категорий работников.

В организациях так называемого реального сектора экономики, не получающих бюджетного финансирования, порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Таким образом, выполнение государственной гарантии обеспечивается коллективно-договорными или локальными актами. На законодательном же уровне ничего кроме декларации существования указанной гарантии не предусматривается.

Информация о работе Правовое регулирование заработной платы в бюджетной сфере