Правовое регулирование заработной платы в бюджетной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы правового регулирования труда работников бюджетной сферы, а именно заработная плата являются одним из тех направлений, где интересы работника и работодателя вступают в наиболее острое противоречие. С одной стороны, заработная плата должна отвечать интересам работника, обеспечивая его самого и его семью необходимыми жизненными средствами, но, с другой стороны, ее размер должен позволять работодателю возмещать затраты на производство, в том числе на рабочую силу, и получать прибыль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ……………………………………..…………..6
1.1 Социальное содержание заработной платы…………………………….8
1.2 Правовое содержание заработной платы………………………………..9
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ…………..14
2.1 Государственное регулирование заработной платы………………..15
2.1.1 Основные государственные гарантии по оплате труда
работников……………………………………………………………16
2.1.2 Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем оплаты
труда в бюджетных учреждениях…………………………………23
2.2 Формы договорного регулирования заработной платы……………31
2.2.1 Коллективно-договорное регулирование заработной платы…….32
2.2.2 Индивидуально-договорное регулирование заработной платы…37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по трудовому праву.docx

— 89.12 Кб (Скачать файл)
  1. Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

         Суть гарантии заключается в  том, что государство охраняет  заработную плату работника от  необоснованных удержаний. Трудовой  кодекс РФ закрепляет перечень  случаев, при наступлении которых  могут быть произведены удержания  из заработной платы. Перечень  этот исчерпывающий и расширительному  толкованию не подлежит (ст.137 ТК). Кроме того, работнику гарантируется, что при каждой выплате заработной  платы общий размер всех удержаний  не может превышать определенного  предела, указанного в законе (ст.138 ТК).

  1. Ограничение оплаты труда в натуральной форме; 

      Заработная  плата может выплачиваться в  двух формах: денежной и натуральной. Основной является денежная форма, поскольку деньги играют роль всеобщего эквивалента. Натуральная форма заработной платы используется обычно как дополнительная. Однако в условиях экономического спада при отсутствии наличных денежных средств многие организации начали рассчитываться с работниками производимой продукцией. Это существенно ограничивало право работников на справедливую заработную плату, возможности удовлетворить насущные потребности.

        Для  решения этой проблемы в Трудовой  кодекс включена специальная норма, предусматривающая формы оплаты труда (ст. 131). В соответствии с установленными правилами выплата заработной платы производится, как правило, в рублях. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрена частичная (не более 20%) оплата труда в натуральной форме.

При установлении выплаты заработной платы в натуральной форме необходимо учитывать и положения Конвенции МОТ N 95 "Относительно защиты заработной платы" (1949).

      Ст. 4 Конвенции  предусматривает, что частичная выплата заработной платы натурой может быть разрешена в тех отраслях промышленности или профессиях, где такая выплата является обычной или желательной. При этом необходимо обеспечить, чтобы выдаваемые товары могли быть использованы для личного потребления трудящегося и его семьи, а выдача производилась по справедливой и разумной цене1.

       На необходимость  соблюдения Конвенции N 95 обратил внимание и Верховный Суд РФ. В Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2              (п. 54) отмечается, что по смыслу ст. 131 ТК и ст. 4 Конвенции МОТ N 95             "О защите заработной платы" выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:

______________________                                                                 

1«Относительно защиты заработной платы» Конвенция Международной организации труда  № 95. Принята  в г. Женева 01.07.1949 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1995. - № 5

1) имелось добровольное  волеизъявление работника, подтвержденное  его письменным заявлением, на  выплату заработной платы в  не денежной форме. При этом ст. 131 ТК не исключается право работника выразить согласие на получение части заработной платы в не денежной форме как при данной конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Если работник изъявил желание на получение части заработной платы в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока по согласованию с работодателем отказаться от такой формы оплаты;

2) заработная плата в  не денежной форме выплачена в размере, не превышающем 20% общей суммы заработной платы;

3) выплата заработной  платы в натуральной форме  является обычной или желательной  в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности  или профессиях (например, такие  выплаты стали обычными в сельскохозяйственном  секторе экономики);

4) подобного рода выплаты  являются подходящими для личного  потребления работника и его  семьи или приносят ему известного  рода пользу, имея при этом  в виду, что не допускается  выплата заработной платы в  виде спиртных напитков; наркотических, токсических, ядовитых и вредных  веществ; оружия, боеприпасов и других  предметов, в отношении которых  установлены запреты или ограничения  на их свободный оборот;

5) при выплате работнику  заработной платы в натуральной  форме соблюдены требования разумности  и справедливости в отношении  стоимости товаров, передаваемых  ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость, во всяком случае, не должна превышать уровня  рыночных цен, сложившихся для  этих товаров в данной местности  в период начисления выплат.1

 

________________________________                                                                                                   1«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 ред. от 28.09.2010) [Электронный ресурс] // Справочная правовая  система Консультант Плюс.

  1. Обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

         Обеспечивается данное право федеральными законами, в частности, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г., которым предусмотрено, что в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;1 во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (ст.135, 136 ТК). 

        Конвенция МОТ N 95 устанавливает, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов. Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, подлежит выплате полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю. Очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством.2

7) Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

       Государственный надзор и контроль за полной и своевременной

____________________                                                                                                                                    

1 «О несостоятельности (банкротстве)» Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ: Офиц. текст в ред. от 12.03.2014). [Электронный ресурс] //Справочная правовая  система Консультант Плюс.    

2«Относительно защиты заработной платы» Конвенция Международной организации труда  № 95. Принята  в г. Женева 01.07.1949 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1995. - № 5.

 

выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по федеральной инспекции труда. Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях производится федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (ст.353 ТК). Право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства признано также за профсоюзами (ст.370 ТК).

  1. Ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

          В случае выявления фактов нарушения руководителем организации, его заместителями законов, иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителю дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст.195 ТК). Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы заключается в том, что он обязан выплатить работнику задержанные суммы с уплатой процентов (ст.236 ТК). Кодекс предусматривает возмещение работнику и морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя. За невыплату заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности руководитель организации независимо от формы собственности несет уголовную ответственность (ст.145.1 УК РФ)1. Нарушение законодательства о труде и нарушение или невыполнение

_____________________________

 1Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ: Офиц. текст в ред. от 03.02.2014г. [Электронный ресурс] //Справочная правовая  система Консультант Плюс.    

обязательств по коллективному договору, соглашению влечет также административную ответственность работодателя (ст.5.27 и 5.31 КоАП).

  1. Сроки и очередность выплаты заработной платы.

       Трудовой кодекс обязывает работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным, трудовым договором. Сроки выплаты заработной платы в не денежной форме определяются коллективным или трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст.136 ТК).

       При недостаточности денежных средств на счете организации для удовлетворения всех предъявленных требований очередность списания денежных средств со счета организации регулируется ст. 855 ГК, предусматривающей, что во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчета по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.2

 

     2.1.2 Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях

         В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ,

 

________________________________________                                                                                                                

1Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ: Офиц. текст в ред. от 20.04.2014 г. [Электронный ресурс] //Справочная правовая  система Консультант Плюс.    

2Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ: офиц. текст в ред. от 28.12.2013 г. [Электронный ресурс] //Справочная правовая  система Консультант Плюс.    

оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно государственных органов или органов местного самоуправления в сферах культуры, науки, образования, здравоохранения, а также в иных сферах.1

        Бюджетным  организациям при разработке  системы оплаты труда следует  учитывать, что в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы ежегодно разрабатываются единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

          Порядок и условия функционирования системы оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях регулируется Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. N 583 (с изм. и доп. от 28.01. 2013 г.) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»2.

             Системы оплаты труда согласно  п. 2 Положения № 583 устанавливаются с учетом:

_____________________                                                                                                      1«О некоммерческих организациях»: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ: Офиц. текст в ред. от 21.02.2014 г. [Электронный ресурс] //Справочная правовая  система Консультант Плюс. 

2«О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»: Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.: Офиц. текст в ред. от 14.01.2014 г. [Электронный ресурс] //Справочная правовая  система Консультант Плюс.    

Информация о работе Правовое регулирование заработной платы в бюджетной сфере