Все сказанное выше, позволяет
сделать вывод, что необходимость
правового регулирования заработной платы
не вызывает сомнений, соответствующие
нормы действуют во всех странах мира
независимо от способа организации экономики.
Совпадают и основные
методы регулирования: принятие законов
и иных нормативных правовых актов государством,
коллективно-договорное регулирование
и установление условий оплаты труда в
трудовом договоре.
Мы узнали:
- В Российской Федерации на государственном уровне установлены основные принципы правового
регулирования оплаты труда, базовые гарантии
для работников и правовые меры защиты
заработной платы. Государство регламентирует
и базовые условия оплаты труда работников
бюджетной сферы.
- Конкретные системы оплаты
труда определяются в коллективно - договорном порядке или путем принятия локальных нормативных актов. Коллективно-договорные или локальные нормативные акты устанавливают также условия и порядок индексации заработной платы, некоторые правила оплаты при отклонении от нормальных условий труда, место и сроки выплаты заработной платы, форму оплаты труда; могут устанавливать период для расчета средней заработной платы, предусматривать льготы и преимущества для работников.
- Индивидуально-договорное регулирование,
осуществляемое работником и работодателем
при заключении трудового договора, как
правило, дополняет государственные, коллективно-договорные
и локальные нормы. Однако для некоторых
категорий работников оно играет решающую
роль. К ним надо отнести руководителей
организаций, не получающих бюджетного
финансирования, их заместителей, главных бухгалтеров,
работников, заключивших трудовой договор
с физическими лицами или с религиозной
организацией.
- Государственное регулирование
основывается на положениях Всеобщей
декларации прав человека, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.48. Ст. 37 Конституции
РФ провозглашает право на вознаграждение
за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Это право относится к основным трудовым правам работника. Одновременно его можно рассматривать в качестве принципа правового регулирования оплаты труда.
При установлении
любой системы оплаты труда за труд равной
продолжительности и сложности должна
быть предусмотрена равная оплата. В соответствии
со ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечить
работникам равную оплату за труд равной
ценности. Необоснованные различия в заработной
плате, т.е. различия, не связанные с деловыми
качествами работника, количеством и качеством
его труда, признаются дискриминацией
(ст. 3, 132 ТК).
- Вторым принципом правового
регулирования оплаты труда выступает
обеспечение права каждого работника
на своевременную и в полном размере выплату
справедливой заработной платы, обеспечивающей
достойное человека существование для
него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда (ст. 2 ТК)1. Этот принцип отражает нравственное, гуманистическое содержание правового института заработной платы и указывает ключевое направление его развития: обеспечение человеку достойного существования в качестве вознаграждения за его добросовестный труд.
- Роль государства не ограничивается
определением принципов правового регулирования
оплаты труда. Законодательством установлены основные государственные
гарантии по оплате труда работников (ст.
130 ТК)2, регламентированы основные условия
оплаты труда работников бюджетной сферы.
- Коллективно-договорное регулирование
заработной платы в современных условиях
приобретает все большее значение. В отличие
от действовавшего до введения в действие
Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ законодательства
в настоящее время системы оплаты труда
работников бюджетных организаций, так
же как и работников так называемого реального сектора экономики, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями.
- 5 августа 2008 года было принято Постановление Правительства № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных учреждений»
На сегодняшний день Постановление
№583 является одним из важнейших нормативно-правовых
актов в сфере правовых вопросов, касающихся
оплаты труда в бюджетной сфере.
Таким образом, принимаемые на законодательном
уровне положения, направленные на правовую
защиту заработной платы, являются довольно
прогрессивными с точки зрения юридического
содержания. Однако уровень заработной
платы в стране по-прежнему невысок. Это
проблема уже экономического характера.
Тем не менее, не вызывает сомнений тот
факт, что необходимо обеспечить законодательно
и защиту достойного уровня заработной
платы (хотя бы довести МРОТ до уровня
прожиточного минимума), и эта задача является
сейчас первостепенной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Нормативно правовые акты
- Конституция Российской Федерации.
Принята всенародным голосованием
12.12.1993 г. – // СЗ РФ 14.04.2014. - № 15. - ст.
1691.
- Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть вторая) [Текст]: [принят Гос. Думой от 22 декабря 1995 г. № 14-ФЗ]:
офиц. текст в ред. от 28.12.2013 г. [Электронный
ресурс] //Справочная правовая система
Консультант Плюс.
- Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
[Текст] [принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г., № 195-ФЗ]: Офиц. текст в ред. от 20.04.2014 г. [Электронный ресурс] //Справочная правовая система Консультант Плюс.
- Трудовой кодекс Российской
Федерации [Текст] [принят Гос. Думой 21 декабря 2001 г.: одобрен
Советом Федерации 26 декабря 2001 г., № 197-ФЗ]: Официальный текст в ред. от 02.04.2014 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс.
- Уголовный кодекс Российской
Федерации [Текст] [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобрен Советом
Федерации 5 июня 1996 г., № 63-ФЗ]: Офиц. текст в ред. от 03.02.2014г. [Электронный ресурс] //Справочная правовая система Консультант Плюс.
- Федеральный закон «О несостоятельности
(банкротстве)» [Текст] [принят Гос. Думой 27 сентября 2002 г.: одобрен
Советом Федерации 16 октября 2002 г., № 127-ФЗ]: Офиц. текст в ред. от 12.03.2014 г. [Электронный ресурс] //Справочная правовая система Консультант Плюс.
- Федеральный закон «О некоммерческих
организациях» [Текст] [принят Гос. Думой 8 декабря 1995 г.,
№ 7-ФЗ]: Офиц. текст в ред. от 21.02.2014 г. [Электронный ресурс] //Справочная правовая система Консультант Плюс.
- Постановление Правительства
Российской Федерации «О введении новых
систем оплаты труда работников федеральных
бюджетных, автономных и казенных учреждений
и федеральных государственных органов,
а также гражданского персонала воинских
частей, учреждений и подразделений федеральных
органов исполнительной власти, в которых
законом предусмотрена военная и приравненная
к ней служба, оплата труда которых в настоящее
время осуществляется на основе Единой
тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с «Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений») [Текст] [принято Правительством РФ 05.08.2008 N 583]: Офиц. текст в ред. от 14.01.2014 г. [Электронный ресурс] //Справочная правовая система Консультант Плюс.
- Постановление Пленума Верховного
Суда РФ «О применении судами Российской
Федерации Трудового кодекса Российской
Федерации» [Текст] [принято Пленумом Верховного
суда 17.03.2004 N 2] Официальный текст в ред.
от 28.09.2010г. [Электронный ресурс] //Справочная
правовая система Консультант Плюс.
- Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных,
казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат
стимулирующего характера в этих учреждениях» [Текст]:
[издан 29.12.2007 N 818]: Офиц. Текст в ред. от
17.09.2010 г. [Электронный ресурс] //Справочная
правовая система Консультант Плюс.
- Генеральное соглашение между
общероссийскими объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями работодателей
и Правительством Российской Федерации
на 2014 - 2016 годы // Российская газета. - .2013.
- N 295
- Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 [Текст]: [Электронный ресурс] //Справочная правовая система Консультант Плюс.
- Конвенция Международной организации
труда «Относительно защиты заработной
платы» № 95. Принята в г. Женева 01.07.1949 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1995. - № 5.
Учебная
литература
- Политика доходов и заработной
платы: Учебник. /Под ред. П.В. Савченко
и Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2000
- Трудовое право России: учебник
/ Д.Л. Кузнецов, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. – 3-е изд. – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА, 2010.
- Трудовое право. Учебник /Под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой.
4-е изд. М.: Проспект, 2009.
- Экономика труда: Учебник / В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев; под ред. В.В. Адамчук.- М.: Финстатинформ, 2005
- Семенихин В. В. Сложные вопросы оплаты труда
в бюджетных учреждениях [Текст]
// Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. — 2013. — № 9.
- Динамика МРОТ в России в 2000-2014
год [Электронный ресурс]// http: //ipipip.ru/Povyshenie-zarplaty-byudjetnikam-v-2014-godu
- Среднее по больнице. Зарплата врачей выросла больше, чем у других бюджетников [Электронный ресурс] // http://www.rg.ru/2013/11/19/zarplata-site.html