Формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучение деятельности органов службы занятости населения, направленной на содействие занятости безработных граждан (на примере ГУ Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска) для последующей разработки практических рекомендаций и предложений по её совершенствованию.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать безработных граждан как особую социальную группу;
2) выявить проблемы, связанные с безработицей;
3) рассмотреть формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения;
4) охарактеризовать ГУ Центр занятости населения города Благовещенска как субъект содействия занятости безработных граждан;
5) изучить деятельность ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан;
6) разработать практические рекомендации и предложения для повышения эффективности деятельности ГУ Центр занятости населения.

Содержание

Введение
1. Безработные как особая социальная группа
1.1 Социально-правовой статус безработных граждан в РФ
1.2 Социально-психологические характеристики безработных
1.3 Социальные последствия безработицы
2. Формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения
2.1 Профессиональная ориентация как начальный этап трудоустройства
2.2 Социально-психологическая поддержка безработных граждан
2.3 Социальное консультирование по вопросам трудоустройства
2.4 Социальная коррекция психологических установок безработных граждан на трудоустройство
3. Исследование деятельности ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан
3.1 Характеристика ГУ Центр занятости населения города Благовещенска как субъекта содействия занятости безработных граждан
3.2 Деятельность ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан
3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности ГУ Центра занятости населения города Благовещенск, направленной на содействие занятости безработных граждан
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г

Вложенные файлы: 1 файл

vevivi.ru.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Они точны и аккуратны  в делах, во всем любят порядок, не нарушают правила. Их отличает доверчивость и бескорыстие, покладистость и доброта, слабость побуждений и желаний. Подавленность связана с отсутствием стремления к достижениям.

Мужчины-безработные  отличаются организованностью, умением хорошо контролировать свои эмоции и поведение, высокой эмоциональной чувствительностью.

Женщины действуют недостаточно планомерно, не стараются преодолеть препятствия и доводить начатое  дело до конца. Но у безработных женщин выше интеллектуальные способности.

Меньше всего среди  безработных оказалось лиц со следующими качествами: эмоциональная  стабильность, надежность, практичность, уверенность в себе, целеустремленность, независимость [17, с. 233].

Таким образом, безработица  вызывает многие негативные состояния, типичными среди которых являются отчаяние, неуверенность, тревога и т.п. Состояния стресса и дистресса, развивающиеся в процессе личностной дезадаптации безработных к современным условиям жизни, неизбежно приводят к дезинтеграции как самой личности, так и ближайшего социального окружения.

 

1.3 Социальные последствия безработицы

 

Безработица независимо от ее продолжительности несет с  собой множество проблем, оказывающих  негативное воздействие не только на безработных, но и на общественное развитие.

Конечно, от последствий  безработицы страдают прежде всего  сами безработные. Большинство людей, лишившись работы, ощущают отчаяние, растерянность, бессилие даже в том  случае, если они были безработными на протяжении нескольких недель. Это  связано с тем, что работа занимает очень важное место в жизни людей. Для большинства людей работа является основным и очень часто единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, жилье, одежде и прочих материальных и нематериальных благах. Таким образом, одним из существенных последствий безработицы является падение материального достатка человека и его семьи, связанное с потерей работы и постоянного заработка.

Снижение жизненного уровня, вызванное безработицей, заставляет безработного и его семью тратить сбережения и продавать ценные вещи, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни. Если безработица затягивается, то безработному приходиться жить на пособие, которое не способно сохранить из-за несоответствия прожиточному уровню привычный образ жизни. Доходы не позволяют полноценно питаться, что приводит к утрате здоровья, которое трудно поправить. Размер пособия из месяца в месяц уменьшается, что заставляет опускаться ниже черты бедности [6, с. 128].

Трудности безработного усугубляются еще и тем, что в  службу занятости делаются заявки не обо всех вакансиях, и поэтому работающему человеку проще получить информацию о незаявленных вакансиях, чем безработному, который должен довольствоваться информацией, получаемой в органах службы занятости населения.

Если в первые месяцы безработицы уволенный с работы человек еще может использовать ранее накопленные средства и получать пособие по безработице, то через год вынужденной безработицы он лишается материальной поддержки со стороны государства. И это не единственный вид тягот, с которыми сталкиваются люди, не имеющие работы на протяжении длительного времени. Чем больше человек без работы, тем труднее ему найти новое место. Это связано с тем, что социальные связи, с помощью которых можно получить информацию о возможностях трудоустройства, нарушаются. И к тому же работодатели не спешат взять на работу длительно безработного. Для работодателя длительное пребывание без работы является отрицательной характеристикой. Это имеет рациональное объяснение, поскольку со временем теряется квалификация. Практика показала, что человек, не работающий более года, фактически будет не в состоянии, если ему предоставят работу по его специальности, успешно работать, обеспечить необходимое качество работ и надлежащую производительность труда. В том случае, если человек не работает два года, он не сможет осуществлять вообще какую-либо профессиональную деятельность. Этим людям необходимо пройти обучение новым профессиям, но для этого им необходима помощь и психолога и социолога [15, с. 105].

Кроме всего прочего, потеря работы представляет собой серьезную психологическую травму. Безработица может приводить к ухудшению отношений в семье, агрессии по отношению к членам семьи, конфликтам и разводам. Поскольку психопатические симптомы встречаются не только у самого безработного, но и у членов его семьи, можно заключить с достаточно высоким уровнем вероятности, что безработица отрицательно сказывается не только на тех, кого она затрагивает непосредственно, но и на тех, кто имеет к ней косвенное, опосредованное отношение.

Среди эмоциональных  последствий безработицы отмечается резкое снижение привычной самооценки, во многих случаях возникновение  депрессивного синдрома с суицидальными  тенденциями. Стресс, испытанный в период безработицы, может стать причиной сокращения индивидуальной продолжительности жизни.

У детей в семьях безработных  чаще встречаются отклонения в поведении. У супруги безработного появляется то же психологическое состояние, что  и у него самого. Можно сделать  вывод, что безработица является мощным источником стресса для всех, кто так или иначе попадает в поле ее действия. Работники, избежавшие увольнения, но находившиеся какое-то время под его угрозой, также переживают стресс, и по своей силе и последствиям психологическая травма. Наносимая ожиданием увольнения, может быть даже тяжелее, чем состояние человека, реально пережившего потерю работы [17, с. 238].

У безработных наблюдается  пассивность, растерянность, фрустрированность, неумение и неспособность адаптироваться в резко изменившихся социально-экономических условиях, инфантильность и потребительская позиция, обидчивость: что-то им не додали, кто-то им обязан, нет выраженной личной и социальной активности.

Кроме того, выделяют целый  ряд социальных проблем, связанных  с безработицей, которые оказывают негативное влияние на всё общество в целом. Потеряв работу и оказавшись без средств к существованию, люди пытаются добыть деньги любым путем. Уже давно считается, что безработица порождает социальную агрессию и увеличивает криминогенность общества. Особенно это касается молодежи, которая очень легко попадает под влияние криминальных структур, создает свои группировки, привыкает к «легкой жизни». Рядом исследований выявлена связь между безработицей и убийствами, насилием. Отсутствие работы ведет к обострению проблемы девиантного поведения: алкоголизации, наркотизации, росту проституции, бездомности [4, с. 243].

Еще одна проблема – это рост социально-политической напряженности, угроза социального взрыва, обострение межнациональных проблем, забастовки, манифестации, митинги, голодовки и другие формы протеста в области экономики.

Создается угроза роста  массовой безработицы. Выключение из активной экономической жизни большого количества трудоспособных ресурсов ложится тяжелым  бременем на бюджет, растет потребность в ресурсах для оказания социальной помощи, возникают проблемы, связанные с организацией структур службы занятости, «утечки мозгов»; снижение рождаемости и увеличение смертности ведет к «старению населения» и увеличению нагрузки на трудовые ресурсы, изменению инфраструктуры на рынке труда [6, с. 130].

Проблемы, вызванные безработицей, не ограничиваются только перечисленными выше.

Она может позволить  предпринимателям еще более понизить цену рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы, устанавливать более продолжительную, чем определено законом, рабочую неделю, изменять длительность отпуска, не оплачивать больничных листов, отказывать в приеме на работу женщинам и т. д. [14, с. 330].

Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения, что вовсе не способствует социальному миру в стране.

Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения  человека. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой  судьбе, чувствует себя униженным, ненужным своей семье, обществу. Все это убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.

Безработица приводит к  бездеятельности, маргинализации населения, ухудшению социально-психологического климата в обществе. Она может выступить как источник дестабилизации и социальной напряженности, социального взрыва.

Таким образом, человек официально признанный безработным приобретает не только определённые права и обязанности, которыми его наделяет государство, но и множество проблем, связанных с его новым статусом, преодолеть которые самостоятельно под силу далеко не каждому человеку, оказавшемуся в подобной ситуации.

 

 

2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С БЕЗРАБОТНЫМИ В ОРГАНАХ ЗАНЯТОСТИ

 

2.1 Профессиональной  ориентация как начальный этап трудоустройства

 

Профессиональная  ориентация — это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [10, с. 322].

Профессиональная ориентация как начальный этап трудоустройства  включает в себя следующие направления:

профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [10, с. 340].

Профессиональная  ориентация осуществляется в целях:

обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека и возможностями рынка труда;

прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

содействия непрерывному росту профессионализма личности как  важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Профессиональная ориентация проходит в три этапа.

На первом этапе специалист по социальной работе предоставляет клиенту информацию о рынке труда, наиболее востребованными профессиями, специальностях в городе, помогает клиенту в построении личного профессионального плана – как результата размышлений по поводу выбора будущей профессии.

На втором этапе профессиональной ориентации специалист совместно с безработным осуществляет анализ интересов, личностных качеств, способностей и помогает определить наиболее подходящую для клиента сферу деятельности. На третьем этапе проводятся индивидуальные консультации по результатам тестирования с анализом психологического профиля тестируемого, подбором профессий и выявлением критериев подходящей профессии безработному на основании анализа его интересов, способностей и особенностей характера [15, с. 224]. Основные методы профессиональной ориентации:

1) информирование: индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);

2) психологическое и медицинское консультирование;

3) психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;

4) педагогические методы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод.

Профориентация, являясь  приоритетным направлением государственной  политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряжённости, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.

Информация о работе Формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения