Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 15:13, курсовая работа
Цель – изучение деятельности органов службы занятости населения, направленной на содействие занятости безработных граждан (на примере ГУ Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска) для последующей разработки практических рекомендаций и предложений по её совершенствованию.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать безработных граждан как особую социальную группу;
2) выявить проблемы, связанные с безработицей;
3) рассмотреть формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения;
4) охарактеризовать ГУ Центр занятости населения города Благовещенска как субъект содействия занятости безработных граждан;
5) изучить деятельность ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан;
6) разработать практические рекомендации и предложения для повышения эффективности деятельности ГУ Центр занятости населения.
Введение
1. Безработные как особая социальная группа
1.1 Социально-правовой статус безработных граждан в РФ
1.2 Социально-психологические характеристики безработных
1.3 Социальные последствия безработицы
2. Формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения
2.1 Профессиональная ориентация как начальный этап трудоустройства
2.2 Социально-психологическая поддержка безработных граждан
2.3 Социальное консультирование по вопросам трудоустройства
2.4 Социальная коррекция психологических установок безработных граждан на трудоустройство
3. Исследование деятельности ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан
3.1 Характеристика ГУ Центр занятости населения города Благовещенска как субъекта содействия занятости безработных граждан
3.2 Деятельность ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан
3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности ГУ Центра занятости населения города Благовещенск, направленной на содействие занятости безработных граждан
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
2.2 Социально-психологическая поддержка безработных граждан
Психологическая поддержка – система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптивности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определённые трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей [23, с. 380].
Основными направлениями психологической поддержки являются:
1) психологическая профилактика – содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;
2) психологическое консультирование – оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;
3) психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений [23, с. 340].
Психологическая поддержка осуществляется в целях:
психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодоления трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.
Психологическая поддержка включает в себя три этапа:
1) коррекция психического состояния безработных – снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности профконсультации;
2) социально-психологическая адаптация граждан (переоценка жизненной ситуации и формирование у клиентов позитивной жизненной перспективы);
3) обучение умениям и навыкам эффективного поведения на рынке труда. Практическая необходимость следования данным этапам обусловлена психическим состоянием и особой жизненной позицией, характерной для российских безработных.
Основные методы психологической поддержки:
психологическое просвещение;
психологическое и психотерапевтическое консультирование;
психологическая диагностика;
психологический тренинг;
психологическая коррекция;
другие индивидуальные и групповые методы психологической работы [26, с. 115]. Таким образом, психологическая поддержка позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.
2.3 Социальное консультирование по вопросам трудоустройства
Социальное консультирование – это квалифицированный совет лицам, испытывающим различные социальные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработке социальных норм общения, а также предоставления информации по интересующим вопросам.
При проведении консультаций
с безработными основной целью консультанта
является оказание помощи в профессиональном
самоопределении граждан с
Консультирование безработных, как правило, включает в себя несколько этапов:
1) установление контакта – специалист представляет клиенту свои профессиональные возможности и получает необходимые данные о самом клиенте (профессиональная подготовка, состояние здоровья, семейное положение, психологические особенности и т.п.);
2) сбор информации – выясняется причина, по которой человек остался без работы, какие проблемы в связи с этим возникли;
3) определение желаемого результата – выяснение каким клиент видит своё будущее место работы;
4) определение вариантов решения проблемы – консультант предоставляет клиенту информацию о различных профессиях, знакомит с их содержанием, востребованностью на рынке труда, формой и условиями их освоения. По-другому этот этап называется социальное информирование, т.е. предоставление клиенту интересующей его информации;
5) обобщение результата взаимодействия – консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек – природа», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – человек»), наиболее соответствующий его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. затем идёт совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий [23, с. 202].
Информирование безработных граждан предполагает предоставление им информации:
о состоянии рынка труда области (региона), тенденциях его изменения;
о профессиях, востребованных сегодня, содержании этих профессий;
о требованиях к работникам определённой профессии: состоянии здоровья, наличие психофизиологических качеств – мышления, внимания, реакции, восприятия, способностей, образования, возраста, состава семьи;
о возможном рабочем месте (социально-экономическая характеристика работодателя, условия и организация труда, зарплата и система льгот, перспективы профессиональной карьеры).
Часто из-за недостаточной осведомлённости у человека складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач консультанта – обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них.
Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, консультант совместно с клиентом определяет, в каком учебном заведении он сможет её получить.
Профессиональное
Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель – дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.
Личностная консультация проводится, если психолог чувствует – что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путём личностной диагностики и использования различных методов [26, с. 108].
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Социальное консультирование по вопросам трудоустройства является одним из важнейших этапов организации трудоустройства безработных, оно включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения, и должно быть нацелено на формирование у безработных граждан следующих качеств адаптивного поведения:
способности к изменению собственных профессиональных установок, направленности и мотивов деятельности в условиях неустойчивой социально-экономической ситуации;
психологической готовности к приобретению новой профессии, овладению знаниями, умениями и навыками, конкурентоспособными на рынке труда, изучению передового опыта, внедрению в собственную деятельность новых технологий;
умений преодолевать трудности в процессе профессионального становления в условиях отсутствия должной преемственности в системе обучения, невнимания к личности;
способности к объективной оценке своих интеллектуальных и физических возможностей в процессе самообучения, саморегуляции и самокоррекции;
стремлений максимально
эффективно использовать психотехнические
возможности личностно-
2.4 Социальная коррекция психологических установок безработных граждан на трудоустройство
В настоящее время специалистам службы занятости часто приходится сталкиваться с низким уровнем или отсутствием мотивации к работе у приходящих на прием граждан. Оказать помощь человеку в трудоустройстве, если тот не хочет работать, весьма затруднительно.
Обратившихся в поиске работы граждан распределяют на три группы:
1) граждане, трудоустройство которых возможно в короткие сроки;
2) лица, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие определенные сложности в поиске работы, трудоустройство которых потребует некоторого времени;
3) лица с низкой мотивацией и низким потенциалом к трудоустройству, не готовые приступить к работе немедленно.
Мотивация к трудоустройству – это причины, побуждающие человека работать или искать работу (удовлетворение материальных потребностей, возможность сделать карьеру, самореализоваться, приобрести определённый социальный статус и др.). Таким образом, очевидно, что безработный со сниженной мотивацией не предполагает, что какие-либо его потребности могут быть удовлетворены в труде [24, с. 43].
Основными критериями, определяющими у человека стремление работать, являются, во-первых, его активный поиск работы, во-вторых, желание и готовность к обучению новым или смежным профессиям. При этом важной является реальная оценка гражданином своих возможностей в вопросах трудоустройства. Для определения степени мотивации клиента к трудоустройству предлагается «Анкета клиента», вопросы которой позволяют в значительной мере определить отношение клиентов к трудоустройству и занятости.
Клиенты с высоким уровнем мотивации к трудоустройству живо интересуются всеми предлагаемыми вакансиями, просят дать их как можно больше, не откладывают посещение работодателей на последний день, приходят в Центр занятости не только в назначенные дни, осуществляют самостоятельный поиск работы, стремятся повысить свою квалификацию, получить перспективную профессию, приобрести новые навыки, принимают предложения принять участие в активных программах занятости.
Поведение клиентов с низкой мотивацией к трудоустройству прямо противоположно. Они неохотно принимают предлагаемые вакансии, стараясь найти причину отказа от них (удалённость от места проживания, не устраивает режим работы, задержка зарплаты и др.), занижают свои профессиональные возможности при подборе подходящей работы, идут на встречу с работодателем в последний день и т.п. В таких случаях необходима коррекционная работа с безработными гражданами [18, с. 50].
Социальная коррекция – это деятельность специалиста по социальной работе по исправлению тех особенностей клиента социальной работы, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Объектами коррекционной работы в данном случае являются безработные граждане, имеющие пассивную позицию в поиске работы. Деятельность специалиста по социальной работе в данной ситуации направлена на изменение установки пассивного ожидания подходящей работы, на установку активного поиска приемлемого для себя занятия.
Социальная
коррекция реализуется в рамках
следующих последовательно
1. Восстановление – это воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.
2. Компенсирование – это усиление тех качеств социального объекта, которые могут заменить утраченные в результате какого-либо нарушения.
3. Стимулирование – это активизация положительных качеств социального объекта, формирующих положительные ценностные ориентации, установки и положительный психоэмоциональный фон.
4. Исправление – замена отрицательных качеств социального объекта на положительные.