Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 03:40, курсовая работа
Целью курсовой работы, в соответствии с ее темой, является рассмотрение процесса принятия управленческих решений.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующего круга задач:
- определить сущность и характерные особенности управленческих решений;
- рассмотреть различные факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений и влияющие на процесс принятия управленческих решений;
- применить рассмотренные теоретические основы при выборе оптимального управленческого решения на конкретном примере.
Введение 3
1 Теоретические аспекты влияния различных факторов на принятие управленческих решений 5
1.1 Сущность и характерные особенности управленческих решений 5
1.2 Факторы определяющие качество и эффективность управленческих решений 9
1.3 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений 10
2 Анализ влияния факторов на принятие управленческого решения на примере туристической фирмы ООО “Гала-Тур” 18
2.1 Анализ объекта исследования 18
2.2 Выбор оптимального управленческого решения 27
3 Совершенствование процесса принятия управленческих решений 30
Заключение 41
Библиографический список 42
Приложение А. Алгоритм выбора и принятия управленческого решения 44
- реализация путевок в здравницы и дома отдыха.
Осуществляет отправку клиентов более чем в 30 стран мира и является туроператором по направлениям: Китай, Тайланд, Тайвань, Южная Корея, Вьетнам, Филиппины.
Так же агентство “Гала-Тур” оказывает услуги по продаже авиабилетов практически в любые точки мира, более чем на 20 авиакомпаниях, в том числе такие как: “Аэрофлот”, CSA, KLM, Malev, AirFrance и т.д.
На сегодняшний день “Гала-Тур” имеет большую агентскую сеть, как в Благовещенске, так и во многих городах Амурской области. Агенты работают в городах: Белогорск, Свободный, Шимановск, Зея и т.д.
Агентство было удостоено Диплома за выдающиеся успехи в развитии туристского бизнеса Национального комитета по туризму КНР, занимает первое место в рейтинге турфирм – операторов по Китаю составленном Информационной службой БАНКО. Ежегодно принимает участие в выставках “Отдых” и MITT.
“Гала-Тур” одно из немногих использует дополнительные методы привлечения клиентов: существует гибкая система скидок (при втором обращении 3 % с путевки, при третьем 5 % при последующих 7 %); выдача каждому клиенту при получении путевки рекламной продукции (календарей, пакетов, постеров, ручек и т.п.); ежемесячно проводится компьютерная лотерея среди базы данных клиентов с вручением победителю дополнительных призов.
За последние три года (2004-2006 гг.) было отправлено клиентов по следующим направлениям (см. табл. 3).
Таблица 3 - Распределение заказов по странам ежегодно за 2004-2006 гг.
№ п/п |
2004 год |
2005 год |
2006 год | |
1 |
КИТАЙ груп. |
192 |
187 |
171 |
2 |
КИТАЙ инд. |
69 |
58 |
56 |
3 |
Китай курорты,лечение |
29 |
24 |
22 |
4 |
Тайланд |
31 |
25 |
21 |
5 |
ТУРЦИЯ груп. |
88 |
77 |
62 |
6 |
ТУРЦИЯ инд. |
64 |
59 |
55 |
7 |
Вьетнам |
59 |
48 |
37 |
8 |
ФИЛИППИНЫ |
54 |
49 |
42 |
9 |
ИНДОНЕЗИЯ |
48 |
41 |
33 |
10 |
МАЛЬТА |
14 |
9 |
5 |
11 |
ИРЛАНДИЯ |
3 |
1 |
2 |
12 |
ПОРТУГАЛИЯ |
7 |
4 |
3 |
13 |
ФРАНЦИЯ |
96 |
83 |
70 |
14 |
АВСТРИЯ |
42 |
43 |
37 |
15 |
Австрия горн.лыжи |
7 |
6 |
8 |
16 |
ШВЕЙЦАРИЯ |
22 |
15 |
10 |
17 |
АНГЛИЯ |
35 |
38 |
34 |
18 |
ГРЕЦИЯ (о-ва) |
17 |
14 |
10 |
19 |
ГЕРМАНИЯ |
29 |
22 |
17 |
20 |
ИСПАНИЯ ,Тенер.Андорра |
56 |
54 |
45 |
21 |
КИПР |
14 |
11 |
9 |
22 |
ТУРЦИЯ курорты |
191 |
173 |
154 |
23 |
ИЗРАИЛЬ |
11 |
8 |
7 |
24 |
ОАЭ |
28 |
25 |
21 |
25 |
ЕГИПЕТ |
56 |
49 |
41 |
26 |
ТУНИС |
6 |
7 |
5 |
27 |
ТАИЛАНД |
36 |
28 |
20 |
28 |
Экзотические о-ва |
4 |
5 |
4 |
29 |
Паспорт |
3 |
4 |
2 |
30 |
ХОРВАТИЯ |
1 |
4 |
2 |
31 |
Япония |
8 |
4 |
1 |
ИТОГО: |
1439 |
1211 |
1006 |
Анализ показателей
Коэффициент восстановления платежеспособности (Квп=0,15) также ниже нормативного (Квп>0,5), что подтверждает вывод о невозможности фирмы расплачиваться по своим обязательствам.
Анализ показателей
Так практически все показатели рентабельности (за исключением рентабельности инвестиций) имеют отрицательное значение, что говорит и об убыточности фирмы.
Здесь важно отметить, что убыточность
ООО “Гала-Тур” является следствием
неэффективного управления затратами
фирмы при сложившейся
Рентабельность продаж можно увеличить путем повышения цен на предлагаемые услуги или снижением затрат при их реализации. Однако эти способы эффективны в краткосрочном периоде и недостаточно надежны в долгосрочной перспективе. Наиболее последовательная политика фирмы, отвечающая целям укрепления финансового положения, состоит в том, чтобы увеличить реализацию услуг, необходимость которых определена спросом на рынке туристических услуг.
Для диагностики проблем и
Цель анализа – получение информации, необходимой для диагностики проблемы и прогнозирования развития объекта управления в интересах принятия решения менеджером.
Анализ предполагает изучение:
Анализируя наличие работников
можно составить таблицу
Таблица 1 - Списочный состав работающих
Годы |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
Количество работников |
18 человек |
23 человека |
28 |
Таким образом средняя списочная численность работников за три года составляет: r = (18+23+28)/3 = 23.
Средняя списочная численность работников фирмы за период с 2004 года по 2006 год включительно составила 23 человека.
Тр05/04 = (23/18)х 100 % Тр05/04 =127,8 %
Тр06/05 = (28/23)х 100 % Тр06/05 = 121,7 %
Тпр05/06 = 27,8 % Тпр06/05 = 21,7 %
Из выше произведенных расчетов можно сделать следующий вывод: численность работающих в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилась на 27,8 %, а численность работающих в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 21,7 %, это обусловлено созданием дополнительных рабочих мест.
При анализе динамики персонала фирмы необходимо рассчитать абсолютные и относительные показатели движения рабочей силы.
Абсолютными показателями являются оборот по приему и оборот по выбытию.
Оборот по приему за анализируемый период времени составил 20 человек, а оборот по выбытию за этот же период времени составил 14 человек.
В течение всего анализируемого периода число принятых превышало число уволившихся.
К относительным показателям
Рассчитный коэффициент
Кп04 = (9/18) х 100 % =50 %
Кп05 = (9/23 ) х 100 % =39,1 %
Кп 06 = (2/28) х 100 % =7,1 %
Максимальный коэффициент
Коэффициент оборота по выбытию:
Кв04 = (7/18) х 100 % = 38,9 %
Кв05 = (6/23) х 100 % = 26,1 %
Кв06 = (1/28) х100 % = 3,6 %
Максимальный коэффициент интенсивности оборота по выбытию наблюдался в 2004 году (38,9 %), а минимальный - в 2006 году (3,6 %).
Коэффициент текучести равен нулю, т.к. увольнение происходило по собственному желанию.
Коэффициент замещения:
Кз04 = (9-7)/18=0,11
Кз05 = (9-6)/23= 0,13
Кз06 = (2-1)/28=0,04
Возрастная структура работнико
Таким образом мы видим, что в фирме преобладают сотрудники наиболее трудоспособного возраста (15 человек), что составляет 50 %. Вторая половина персонала фирмы поделена примерно поровну между молодыми сотрудниками (8 человек), что составляет 26,7 % и лицами предпенсионного и пенсионного возраста (7 человек) - 23,3 %.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что этот коллектив состоит из людей обладающих, достаточным опытом и вместе с тем максимально трудоспособных.
Вместе с тем следует отметить, что анализ возрастной структуры фирмы в целом не позволяет сделать ряд выводов, например, потому что срок получения образования высшего руководства фирмы значительно отличается от срока учебы менеджера по продажам. Работа же обслуживающего персонала вообще не предполагает получения образования. Следовательно, прием на работу тридцатилетнего менеджера по продажам, свидетельствует, как правило, о приобретении опытного специалиста с многолетним стажем, в то время как главный бухгалтер к этому возрасту может оказаться еще не очень опытным.
Анализ структуры работников фирмы по рабочему стажу проводился исходя из деления персонала на две категории:
1) молодые специалисты - стаж работы до 10 лет;
2) опытные специалисты — стаж работы свыше 10 лет. Результаты анализа приведены ниже.
Таблица 2 - Анализ структуры персонала по рабочему стажу
Рабочий стаж |
Количество человек |
% |
До 5 лет |
17 |
56,7 |
Свыше 5 лет |
13 |
43,3 |
Исходя из анализа можно сделать вывод о том, что в фирме существует достаточно оптимальное равновесие между «стариками» и «молодежью». Вместе с тем в ближайшие несколько лет перед фирмой не станет угроза старения.
Исследование структуры
Исследование структуры
Таблица 3 - Анализ структуры персонала фирмы по профессиональным характеристикам
Профессиональные категории |
Количество человек |
% |
незаконченное среднее |
5 |
23,8 |
среднее |
5 |
23,8 |
средне-специальное |
3 |
14,3 |
высшее |
8 |
38,1 |
Из приведенной таблицы мы видим, что наибольшее количество персонала имеет высшее образование (8 человек), это составляет 38,1 %. Специалистов со средне-специальным образованием - 3 человека (14,3 %), работников со средним и незаконченным средним образованием по 5 человек, что составляет по 23,8 %.
Таким образом анализ структуры фирмы по профессиональным характеристикам показывает наличие работников различных категорий, с незначительным преобладанием высококвалифицированных (высшее и средне-специальное образование).
За весь анализируемый период наблюдалось положительное значение коэффициента, т.к. число принятых превышало число уволенных.
В общем по динамике можно сделать
следующий вывод: в течение всего
анализируемого периода времени
сохранялась тенденция
В то же время перед фирмой постоянно остро стоит проблема нехватки некоторых категорий работников, а именно обслуживающего персонала.
Итак, на предприятии обнаружена проблема. Под проблемой понимается критическое рассогласование между желаемым и реальным состоянием. В данном случае это острая необходимость в кадрах обслуживающего персонала.
Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам анализа деятельности той или иной организации. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и ее менеджеров.
Структурировать проблему позволяет процесс построения дерева проблем. Дерево проблем приведено ниже (см. рисунок 2).
По результатам работы по выявлению проблемы, перед руководством фирмы в пределах их полномочий была поставлена цель – в течении месяца обеспечить фирму достаточным количеством обслуживающего персонала, с целью нормального функционирования организации.
Поставленная цель отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к целям: она ясна и понятна исполнителям, она измеряема количественными методами, она имеет сроки реализации, она согласовывается с глобальной целью деятельности руководства фирмы.
Рисунок 2 - Дерево проблем фирмы ООО «Гала-Тур»
Далее рассмотрим процесс принятия оптимального управленческого решения по решению выявленной проблемы и устранению неудовлетворительных результатов работы фирмы.
Согласно, приведенных материалов о проделанной работе по выявлению проблем, руководством фирмы выявлена наиболее острая для нормального функционирования фирмы проблема. Она связана с недостаточным уровнем заработной платы обслуживающего персонала. В рамках решения данной проблемы можно выделить несколько направлений ее решения. С одной стороны, это увеличение объема финансирования из бюджета фирмы на оплату труда данной категории работников. А с другой стороны, это изменение в системе оплаты труда и поощрений для данной категории работников.
Можно предложить несколько вариантов решения данной проблемы. Приведем их в виде дерева решений (см. рисунок 3).
Рисунок 3 - Дерево решений