Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 07:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.
Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг
1.2 Классификация туристической деятельности
1.3 Государственное регулирование туристической деятельности
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации
2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России
2.2 Анализ состояния туризма в Нижегородской области
2.3 Анализ деятельности отеля «Акватория»
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
3.1 Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению
3.2 Стратегия развития туризма в Нижегородской области
3.3 Проект совершенствования отеля «Акватория»
Заключение
Список литературы и источников
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг
1.2 Классификация туристической деятельности
1.3 Государственное регулирование туристической деятельности
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации
2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России
2.2 Анализ состояния туризма в Нижегородской области
2.3 Анализ деятельности отеля «Акватория»
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
3.1 Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению
3.2 Стратегия развития
туризма в Нижегородской
3.3 Проект совершенствования отеля «Акватория»
Заключение
Список литературы и источников
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в 17-18 столетиях молодые дворяне. В 19 столетии такие поездки стали популярны среди других слоев населения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжение столетий основное назначение туризма - это знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими.
В развитых странах мира большая
часть валового национального продукта
(свыше 70%) производится в отраслях обслуживания.
Существенную долю поступлений обеспечивает
туристский рынок. В странах ЕС поступления
от туризма составляют порядка 5,5% ВВП.
Бюджеты Турции, Кипра, Египта более
чем наполовину пополняются за счет
туризма. Располагая богатым историко-культурным
потенциалом, туристский рынок в
России является неконкурентоспособным,
его развитие происходит бессистемно.
Он ориентирован в основном для людей
с высоким уровнем дохода и
на выездной туризм, который является
дополнительным дестабилизирующим
фактором экономики, так как стимулирует
отток капитала за границу. Туризм имеет
не только экономическое, но и огромное
социально-политическое значение, что
предъявляет дополнительные требования
к его развитию. В сфере туристского
рынка тесно переплетаются
Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических
основ туристической
- анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.
Объектом исследования является
современный туристический
Предмет исследования - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе функционирования российского и регионального рынка туризма.
Теоретические и методологические основы дипломной работы.
Конъюнктура туристического рынка всегда находится в центре внимания многочисленных зарубежных и российских исследователей, консалтинговых компаний и научных центров.
В последнее десятилетие
уделяется большое внимание изучению
проблем устойчивого
Проведенное автором исследование базировалось на фундаментальных теоретических и научно-практических наработках в области проблем туристический отрасли, представленных в работах российских и зарубежных ученых ? М.Б. Биржакова, А.Ю. Александровой, В.Г. Гуляева, Н.И. Волошина, М.В. Ефремовой, А.Д. Кауровой и д.р.
Методология исследования. В проведенном исследовании используются как общенаучные (системный подход, логический, статистический и сравнительный анализ) методы, так и методы диалектики общего и специфического, восхождения от абстрактного к конкретному, структурно-генетического анализа и синтеза, исторического подхода.
Количественный анализ проведен на основе экономико-статистических, математических и графических методов.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из трех глав.
В первой главе раскрыта сущность туристического рынка, проанализирована классификация туризма, исследован механизм государственного регулирования рынка туризма.
Во второй главе дана характеристика
основных тенденций на российском рынке
туризма, исследовано состояние
туризма в Нижегородской
В третьей главе изучены
проблемы туристического рынка России,
исследованы пути достижения положительных
изменений на российском туристическом
рынке, охарактеризованы пути совершенствования
функционирования на рынке туризма
Нижегородской области в целом
и отеля «Акватория» в
Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг
Туризм по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания. [3]
Туризм представляет собой деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.
Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках: [5]
- туризм есть результат передвижения людей;
- туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;
- путешествие означает
выезд из страны (или региона),
где турист постоянно
- путешествие являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту.
Основными критериями туризма являются следующие [10]:
1. Изменение места, находящегося
за пределами обычного
2. Перемещение людей в
достаточно короткие
3. Пребывание в другом
месте, при этом место
4. Выезд людей с места
своего постоянного проживания
в иную местность, страну в
целях туризма. Перемещения в
пределах местности
5. Оплата труда из источника
в посещаемом месте. Суть
Анализ приведенных
· деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени - это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места;
· туризм - это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.
Следовательно, туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
Кроме того, туризм - это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний).
По поручению ВТО в 1994 году ГАТТ вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в котором туристские услуги определены как продукт или продукция деятельности прибыльных и не прибыльных экономических единиц, предназначенные для конечных или промежуточных потребителей. В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей. [4]
Все виды потребляемых туристами продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом:
- Гостиницы и рестораны
(включая обеспечение питанием)
- Услуги бюро путешествий и туристических агентств;
- Услуги экскурсионных бюро и прочие.
В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов:
1). Услуги по размещению:
услуги гостиниц и прочих
2). Услуги предприятий общественного питания.
3). Услуги пассажирского
транспорта: междугородные перевозки
железнодорожным транспортом;
4). Услуги туристических
агентств, туроператоров и экскурсоводов:
5). Услуги в области культуры: исполнительское искусство; деятельность музеев и прочие услуги в области культуры.
6). Рекреационные услуги
и прочие услуги в области
развлечений: спортивная
7). Различные туристские
услуги: финансовые услуги и
1.2 Классификация туристической деятельности
Обычно туризм подразделяют на два вида: [12]
1. рекреационный туризм -
классический вид туризма,
- «оздоровительный» («пляжный», «отпускной»);
- познавательный (экскурсионный);
- спортивный туризм.
2. деловой туризм:
- астрономический туризм;
- бизнес-туризм;
- конгресс-туризм;
- шопинг-туризм;
- экстремальный туризм;
- индустриальный туризм;
- археологический туризм;
- гастрономический туризм;
- военный туризм;
- джайлоо-туризм - иждивение в первоначальном племени со всеми привлекательностями кочевого быта.
Каждый из этих видов туризма может подразделяться на более специализированные подвиды:
Спортивный туризм:
- на средствах передвижения
- раздел, включающий в себя
- лыжный туризм - передвижение на маршруте производится в основном на лыжах;
- пешеходный туризм - передвижение на маршруте производится в основном пешком;
- водный туризм - сплав по рекам в зависимости от категории, реки как правило горные;
- парусный туризм - путешествия на судах под парусом по морю или акваториям больших озер;
- горный туризм (альпинизм)
- пешие походы в условиях
- спелеотуризм - путешествия по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр.);