Анализ туристского рынка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности

1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг

1.2 Классификация туристической деятельности

1.3 Государственное регулирование туристической деятельности

Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации

2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России

2.2 Анализ состояния туризма в Нижегородской области

2.3 Анализ деятельности отеля «Акватория»

Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации

3.1 Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению

3.2 Стратегия развития туризма в Нижегородской области

3.3 Проект совершенствования отеля «Акватория»

Заключение

Список литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

анализ рынка.docx

— 113.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности

 

1.1 Понятие, сущность и  виды туристических услуг

 

1.2 Классификация туристической  деятельности

 

1.3 Государственное регулирование  туристической деятельности

 

Глава 2. Анализ состояния  рынка туристических услуг в  Российской Федерации

 

2.1 Современное состояние  рынка туристических услуг в  России

 

2.2 Анализ состояния туризма  в Нижегородской области

 

2.3 Анализ деятельности  отеля «Акватория»

 

Глава 3. Основные проблемы и  перспективы развития отрасли в  Российской Федерации

 

3.1 Проблемы туристической  отрасли России и мероприятия  по их решению

 

3.2 Стратегия развития  туризма в Нижегородской области

 

3.3 Проект совершенствования  отеля «Акватория»

 

Заключение

 

Список литературы и источников

 

Приложение

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Термин «туризм» с давних времен используется во многих языках. Это слово произошло  от выражения «великий тур» (Grand Tour) и первоначально означало ознакомительную поездку, которую совершали в 17-18 столетиях молодые дворяне. В 19 столетии такие поездки стали популярны среди других слоев населения. Целью поездок было знакомство туристов с чужими культурами. На протяжение столетий основное назначение туризма - это знакомство путешественников с другими странами, налаживание контактов и взаимопонимания с народами, их населяющими.

 

В развитых странах мира большая  часть валового национального продукта (свыше 70%) производится в отраслях обслуживания. Существенную долю поступлений обеспечивает туристский рынок. В странах ЕС поступления  от туризма составляют порядка 5,5% ВВП. Бюджеты Турции, Кипра, Египта более  чем наполовину пополняются за счет туризма. Располагая богатым историко-культурным потенциалом, туристский рынок в  России является неконкурентоспособным, его развитие происходит бессистемно. Он ориентирован в основном для людей  с высоким уровнем дохода и  на выездной туризм, который является дополнительным дестабилизирующим  фактором экономики, так как стимулирует  отток капитала за границу. Туризм имеет  не только экономическое, но и огромное социально-политическое значение, что  предъявляет дополнительные требования к его развитию. В сфере туристского  рынка тесно переплетаются интересы культуры и здравоохранения, безопасности и международных отношений, экономики  и экологии, занятости и образовательного уровня населения. Решение важной социально-экономической  задачи - повышение уровня благосостояния и качества жизни российских граждан - во многом определяется состоянием рынка  туристских услуг. Следовательно, исследование этого сектора национальной экономики  представляется важной и перспективной  задачей.

 

Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.

 

В соответствии с данной целевой  установкой были сформулированы основные задачи исследования:

 

- изучение теоретических  основ туристической деятельности;

 

- анализ состояния рынка  туристических услуг в России  и в Нижегородской области;

 

- исследовать стратегию  развития туризма в России  и в Нижегородской области.

 

Объектом исследования является современный туристический рынок  России и Нижегородской области.

 

Предмет исследования - совокупность экономических отношений, возникающих  в процессе функционирования российского  и регионального рынка туризма.

 

Теоретические и методологические основы дипломной работы.

 

Конъюнктура туристического рынка всегда находится в центре внимания многочисленных зарубежных и  российских исследователей, консалтинговых компаний и научных центров.

 

В последнее десятилетие  уделяется большое внимание изучению проблем устойчивого экономического роста рынка туризма на уровне макропроцессов. Одновременно проводятся исследования на микроуровне, способствующие принятию эффективных корпоративных  решений в сфере стратегического  планирования деятельности туристических  компаний, оптимизации и реструктуризации их деятельности.

 

Проведенное автором исследование базировалось на фундаментальных теоретических  и научно-практических наработках в  области проблем туристический  отрасли, представленных в работах  российских и зарубежных ученых ? М.Б. Биржакова, А.Ю. Александровой, В.Г. Гуляева, Н.И. Волошина, М.В. Ефремовой, А.Д. Кауровой и д.р.

 

Методология исследования. В  проведенном исследовании используются как общенаучные (системный подход, логический, статистический и сравнительный  анализ) методы, так и методы диалектики общего и специфического, восхождения  от абстрактного к конкретному, структурно-генетического анализа и синтеза, исторического подхода.

 

Количественный анализ проведен на основе экономико-статистических, математических и графических методов.

 

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из трех глав.

 

В первой главе раскрыта сущность туристического рынка, проанализирована классификация туризма, исследован механизм государственного регулирования  рынка туризма.

 

Во второй главе дана характеристика основных тенденций на российском рынке  туризма, исследовано состояние  туризма в Нижегородской области, охарактеризована деятельность отеля  «Акватория».

 

В третьей главе изучены  проблемы туристического рынка России, исследованы пути достижения положительных  изменений на российском туристическом  рынке, охарактеризованы пути совершенствования  функционирования на рынке туризма  Нижегородской области в целом  и отеля «Акватория» в частности.

 

Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности

 

1.1 Понятие, сущность и  виды туристических услуг

 

Туризм по определению  Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет общее понятие  для всех форм временного выезда людей  с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время  или в профессионально-деловых  целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания. [3]

 

Туризм представляет собой  деятельность лиц, путешествующих или  пребывающих в местах за пределами  своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых  и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.

 

Таким образом, определение  туризма базируется на следующих  признаках: [5]

 

- туризм есть результат  передвижения людей;

 

- туризм всегда включает  два элемента: путешествие в пункт  назначения и остановку там;

 

- путешествие означает  выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

 

- путешествие являет собой  временное движение туриста по  туристскому маршруту.

 

Основными критериями туризма  являются следующие [10]:

 

1. Изменение места, находящегося  за пределами обычного местопребывания.  Туризм является разновидностью  путешествий и охватывает лиц,  пребывающих в местах, находящихся  за пределами их постоянного  места жительства.

 

2. Перемещение людей в  достаточно короткие промежутки  времени. По статистике наибольшую  долю занимает туризм выходного  дня (2-3 дня), далее следуют небольшие  туристские поездки (6-7 дней), меньшую  долю занимают 8-12-дневные поездки.

 

3. Пребывание в другом  месте, при этом место пребывания  не должно быть местом постоянного  или длительного проживания. Оно  не должно быть связано с  трудовой деятельностью (оплатой  труда). Этот нюанс следует учитывать,  так как поведение человека, занятого  трудовой деятельностью, отличается  от поведения туриста и не  может классифицироваться как  занятие туризмом. Еще одним условием  является и то, что путешественники  не должны находиться в посещаемом  ими месте 12 и более месяцев  подряд. Лицо, находящееся или плани­рующее находиться более одного года в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

 

4. Выезд людей с места  своего постоянного проживания  в иную местность, страну в  целях туризма. Перемещения в  пределах местности постоянного  проживания (на­пример, ежедневные  поездки на работу) не могут  быть отнесены к туризму.

 

5. Оплата труда из источника  в посещаемом месте. Суть данного  критерия состоит в том, что  главной целью поездки не должно  быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в  посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в ка­кую-либо страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

 

Анализ приведенных особенностей и критериев позволяет выделить признаки туризма:

 

· деловые поездки, а также  путешествия с целью проведения свободного времени - это перемещение  за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается  по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как  не покидает своего функционального  места;

 

· туризм - это не только важная отрасль экономики, но и важная часть  жизни людей. Он охватывает отношения  человека с окружающей его внешней  средой.

 

Следовательно, туризм - это  совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами  их постоянного или длительного  проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

 

Кроме того, туризм - это туроператорская  и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов  и посредников (например, транспортных компаний).

 

По поручению ВТО в 1994 году ГАТТ вместе с Конференцией ООН  по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в котором  туристские услуги определены как продукт  или продукция деятельности прибыльных и не прибыльных экономических единиц, предназначенные для конечных или  промежуточных потребителей. В отличие  от других видов деятельности туризм представляет не один специфический  вид услуг, а их ассортимент, и  его деятельность нацелена на конечных потребителей. [4]

 

Все виды потребляемых туристами  продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом:

 

- Гостиницы и рестораны  (включая обеспечение питанием);

 

- Услуги бюро путешествий  и туристических агентств;

 

- Услуги экскурсионных  бюро и прочие.

 

В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов:

 

1). Услуги по размещению: услуги гостиниц и прочих средств  размещения; услуги вторых домов  за собственный счет или бесплатно.

 

2). Услуги предприятий  общественного питания.

 

3). Услуги пассажирского  транспорта: междугородные перевозки  железнодорожным транспортом; перевозки  дорожным транспортом; перевозки  водным транспортом; перевозки  воздушным транспортом; вспомогательные  услуги, относящиеся к пассажирскому  транспорту; сдача в аренду пассажирского  транспортного оборудования; техническое  обслуживание и текущий ремонт  пассажирского транспортного оборудования.

 

4). Услуги туристических  агентств, туроператоров и экскурсоводов:  услуги туристических агентств; услуги туроператоров; информационное  обеспечение туристов и услуги  экскурсоводов.

 

5). Услуги в области  культуры: исполнительское искусство;  деятельность музеев и прочие  услуги в области культуры.

 

6). Рекреационные услуги  и прочие услуги в области  развлечений: спортивная деятельность  и услуги в области любительского  спорта; прочие услуги в области  развлечений и отдыха.

 

7). Различные туристские  услуги: финансовые услуги и страхование;  прочие услуги по сдаче в  аренду товаров; прочие туристские  услуги.

 

1.2 Классификация туристической  деятельности

 

Обычно туризм подразделяют на два вида: [12]

 

1. рекреационный туризм - классический вид туризма, включающий  в себя:

 

- «оздоровительный» («пляжный»,  «отпускной»);

 

- познавательный (экскурсионный);

 

- спортивный туризм.

 

2. деловой туризм:

 

- астрономический туризм;

 

- бизнес-туризм;

 

- конгресс-туризм;

 

- шопинг-туризм;

 

- экстремальный туризм;

 

- индустриальный туризм;

 

- археологический туризм;

 

- гастрономический туризм;

 

- военный туризм;

 

- джайлоо-туризм - иждивение в первоначальном племени со всеми привлекательностями кочевого быта.

 

Каждый из этих видов туризма  может подразделяться на более специализированные подвиды:

 

Спортивный туризм:

 

- на средствах передвижения - раздел, включающий в себя велосипедные, конные и автомотопутешествия;

 

- лыжный туризм - передвижение  на маршруте производится в  основном на лыжах;

 

- пешеходный туризм - передвижение  на маршруте производится в  основном пешком;

 

- водный туризм - сплав  по рекам в зависимости от  категории, реки как правило горные;

 

- парусный туризм - путешествия  на судах под парусом по  морю или акваториям больших  озер;

 

- горный туризм (альпинизм) - пешие походы в условиях высокогорья;

 

- спелеотуризм - путешествия по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения (акваланги, карабины, верёвки, крючья, индивидуальные страховочные системы и пр.);

Информация о работе Анализ туристского рынка РФ