Анализ туристского рынка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности

1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг

1.2 Классификация туристической деятельности

1.3 Государственное регулирование туристической деятельности

Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации

2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России

2.2 Анализ состояния туризма в Нижегородской области

2.3 Анализ деятельности отеля «Акватория»

Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации

3.1 Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению

3.2 Стратегия развития туризма в Нижегородской области

3.3 Проект совершенствования отеля «Акватория»

Заключение

Список литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

анализ рынка.docx

— 113.36 Кб (Скачать файл)

 

Основной показатель, характеризующий  экономическую деятельность предприятия  это прибыль. Прибыль отеля «Акватория»  уменьшилась на 44,8% и составила 401 тыс. руб.

 

Очевидно снижение интереса рынка к деятельности отеля «Акватория». Об этом говорит снижение загрузки номерного фонда и снижение прибыли.

 

Для обеспечения дальнейшей финансово успешной деятельности отелю  «Акватория» необходимо выработать систему оперативного реагирования на изменяющиеся предпочтения потребителей.

 

Глава 3. Основные проблемы и  перспективы развития отрасли в  Российской Федерации

 

3.1 Проблемы туристической  отрасли России и мероприятия  по их решению

 

туризм рынок туристический  услуга отель

 

Современный туризм - это  в первую очередь социально-антропологический  феномен. Своего рода форма "великого переселения" народов, как она  доступна из сегодняшнего дня и сегодняшних  транспортных технологий. При этом отношение к туризму как экономической  деятельности и к туристам как  носителям иной культуры всегда формируется  под воздействием традиционных социокультурных  образцов соседства, гостеприимства, а  также из отношения к самому себе, своей истории, ритуалам и традиция, роду. Способность быть путешественником и принимать гостей вырастает  из недр и ресурсов своей собственной  культуры.

 

У российского туризма  четыре проблемы, и все они - антропологические [22].

 

Первая - плохой сервис за большие  деньги. Нам кажется, что мы славимся "традиционным русским гостеприимством". Но в системе туриндустрии турист (особенно неинкультурированный в Россию иностранец) оказывается скорее "топливом", чем пассажиром.

 

Вторая - давление негативных стереотипов. Мы для "них" агрессивные, неприветливые, пьяные, без полутонов - либо бесправные нищие, либо хамские "хозяева жизни". Такие стереотипы поддерживаются не только зарубежными СМИ, российскими эмигрантами, но также создаются и сами российскими туристами в любом дальнем зарубежье, до которого могут они дотянуться.

 

Третья проблема - нераскрученность достопримечательностей, невстроенность их в мировую культурную рефлексию.

 

И последняя по списку, но основная - мы просто мировоззренчески не готовы принимать туристов. Мы не понимаем культурных основ этого вида активности.

 

Сегодня для нас актуальны  два типа отношения к туристам.

 

Первый из них - турист как "Шпион". Мы еще не забыли и не избавились от советской привычки видеть в иностранце "засланца" (особенно если встречам его где-то в неожиданной глуши) и бояться "гэбни", которая, как водится, пасет и его, и нас - заодно.

 

Другой тип туриста  в нашей культуре - "Дар". Он сам приезжает, это "дары природы", которые никогда не иссякнут в  их ежесезонной регулярности [23].

 

По мнению иностранных  исследователей, туристов в России отпугивают растущие цены, плохая инфраструктура, скудный список развлечений, а также  сложный и запутанный механизм выдачи виз.

 

«Многократной чемпионке  мира по армрестлингу Хейди Андерссон отказано в получении российской визы из-за якобы рваного паспорта». Подобные сообщения о знаменитостях, которым отказано во въезде в Россию, периодически появляются на страницах скандинавских газет, укрепляя обывателей во мнении, что российские консульства - не самые «легкопроходимые» учреждения в мире. «Для поездки по Транссибирской железной дороге требуются три визы. Монгольскую и китайскую легко получить самостоятельно, совсем другое дело - российская, - делятся опытом на своей веб-страничке молодые шведские путешественники. - В течение четырех месяцев мы обменивались сообщениями по электронной почте с разными Ольгами и Анастасиями из туристических агентств в России, которые должны были снабдить нас семью видами необходимых для въезда документов. Совет для тех, кто решит пойти по нашим следам: лучше заплатите туристическому агентству в Швеции, если хотите избежать множества хлопот». [17]

 

Особенно много недовольных  среди финнов, поскольку именно они  чаще других скандинавов приезжают  в Россию. Так, финское генконсульство выдает туристические визы россиянам  без требования предъявить приглашение  или без бронирования гостиницы. Финский турист обязан иметь либо приглашение, либо документ не только о бронировании, но и об оплате места  в отеле. Североевропейских туристов раздражает также обязательная справка  об отсутствии ВИЧ-инфекции, если гость  собирается прожить в стране более  трех месяцев. Обращение в медучреждение на родине с пожеланием провериться на СПИД сопряжено с массой неудобств, главным образом психологического характера, поэтому в той же Финляндии распространилась торговля фальшивыми свидетельствами, которые продают определенные туристические компании в одном пакете с «визовыми» услугами. Среднему финну непонятна логика российского закона: получается, носитель СПИДа может спокойно въезжать в страну на два месяца и 29 дней, а вот при большем сроке он представляет угрозу для жизни и здоровья аборигенов [19].

 

Немало нареканий вызывает система регистрации иностранцев, если они живут в одном городе больше трех дней. «Россиянин едет в  Мадрид, Рим, Париж, Брюссель, Амстердам  и никому не объясняет, зачем и  насколько он туда едет, главное - чтобы  он уехал в срок. Испанский же гражданин должен объясняться с  властями и регистрироваться везде, куда бы он ни поехал - в Москве, Иркутске или Петербурге», - посетовал на днях в беседе с «НИ» чрезвычайный и  полномочный посол Испании в  РФ Хуан Антонио Марк. Конечно, все  эти трудности можно объяснить  особенностями национальной политики в духе «око за око». Но как в таком  случае обосновать наше нежелание идти навстречу государствам, пропагандирующим лояльность к «руссо туристо»? «Мы выдаем россиянам многоразовые визы на полгода, а нашим гражданам дают однократную визу на четыре дня», - подчеркивает посол Испании. Отмена виз для туристов из ЕС была бы логичным шагом, - считает директор туркомпании Илья Клубникин. - У нас безвизовый режим для граждан стран СНГ, неужели при свободном въезде для европейских туристов к нам хлынет поток гастарбайтеров из Франции?[19]

 

Как ни крути, поездка в  Россию для обычного интуриста получается довольно затратной, и не только по количеству нервных клеток или часов. Например, для японцев стоимость  недельного тура с осмотром Москвы и Санкт-Петербурга колеблется в  районе 2,6-3,2 тыс. долларов. Это для  обеспеченных японских граждан не так  дорого, но приобретение сувениров  уже создает проблемы - цены в  главных городах России «кусаются». В копеечку для японского путешественника  обходится ресторанное обслуживание и размещение в отелях. Переводчица  русского языка Нацуко Самэдзима много лет училась в РФ, в нашей стране у нее остался не один десяток друзей. «Еще пять-шесть лет назад мне удавалось заказывать номера до 150-200 долларов в сутки в центре столицы или близко к нему, но сейчас плата взлетела, - сетует она. - С зарплатой в три тысячи долларов в месяц японцам трудно часто посещать Россию». Некоторые пятизвездочные отели в России явно уступают по набору сервиса токийским, одноместные номера в которых вполне можно снять за те же 150-200 долларов, а в обычных трехзвездочных гостиницах в сутки - за 100 долларов. «Я бы хотела побывать в Москве по индивидуальному туру и снять жилье в частном секторе, но такого вида услуг турагентства пока не предлагают», - с грустью заключает Нацуко Самэдзима. Неудивительно, что японцы предпочитают смотреть российские достопримечательности по Интернету.

 

Удивляться интуристам нечему: Москва давно лидирует в списке самых  дорогих городов мира. Однако требование «позолотить ручку» начинается задолго  до пересечения границы. «Существуют  два срока оформления российской туристической визы для европейцев: в десять дней и в три дня, - говорит первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. - Разница в цене - минимум  в два раза. За счет этого российскими  консульствами создаются искусственные ситуации, когда турист вынужден оформлять срочную визу, а значит - платить больше». [17] Еще одна статья дохода на европейцах - торговля приглашениями. В Интернете полно фирм, обещающих гарантированное получение визы, при этом покупать турпутевку у них необязательно. Стоимость такой услуги колеблется от 1,5 тыс. до 12,7 тыс. рублей, в зависимости от типа визы, срока пребывания в России и гражданства иностранца. «Это незаконно, - поясняют власти. - Впрочем, консульство не всегда имеет возможность проверить подлинность предоставленной информации, да обычно и не стремится к этому. Приглашения до сих пор принимаются по факсу, что легче всего подделать».

 

Особенно популярна такая  услуга у граждан, живущих в странах  так называемого миграционного  риска. Примечательно, что туда входят практически все государства, отменившие или упростившие въездные визы для  российских туристов. «Граждане этих стран чаще других используют Россию в качестве промежуточной страны для нелегальной миграции в Европу, - рассказал Владимир Канторович. - Происходит это так: летит человек из Анголы в Париж с пересадкой в России. Поскольку наш аэропорт он проходит транзитом, общаться с пограничниками не нужно. Перед посадкой в самолет  иностранец торжественно спускает свой паспорт в унитаз. Из Парижа его  высылают туда, откуда он прилетел: в  данном случае, обратно в Москву».[21]

 

Граждане этих стран могут  получить российскую визу, но с оговорками. Например, им обязательно потребуется  пройти собеседование в консульстве  и предоставить «бронебойное» подтверждение  платежеспособности. Такие придирки с благой целью ставят добропорядочных  туристов в неудобное положение. Теперь уже бывший посол Индии  в РФ Канвал Сибал неоднократно говорил о необходимости упрощения процедуры оформления документов, а также о сокращении сроков ее получения. Разговоры об этом шли еще четыре года назад, но серьезных подвижек не видно. При этом интерес граждан Индии к России есть, как и материальные возможности путешествовать. «Надо быть реалистами. Если у нас при постоянных разговорах об отличных отношениях между Дели и Москвой даже бизнесмены не могут добиться упрощения визовых процедур, что же говорить об индийских туристах? Ваши чиновники, наверное, видят в них потенциальных нелегалов», - с грустью заметил в этой связи сотрудник одной из индийских туркомпаний Прабха Сатил [21].

 

И ладно бы еще после  всего этого турист получал достойную  экскурсионную программу! Но в подавляющем  большинстве случаев иностранцы нарезают круги по «Золотому кольцу», редко выбираясь за его пределы. «Помимо этого, экскурсионные программы  обычно включают в себя Москву и  Санкт-Петербург, - рассказал Илья Клубникин. - Стабильным спросом пользуются речные круизы по Волге или русскому Северу, с заездом на Валаам. Из новых объектов показа можно назвать озеро Байкал и Камчатку. Альтернативные маршруты прокладываются крайне редко». [19]

 

Туристический рынок в  России довольно инертен, и не только в плане новых развлечений, считают  эксперты. Представители старших  поколений, составляющие большинство  туристов в России, жалуются на плохие условия для отдыха и низкую квалификацию обслуживающего персонала. «Приезжающий на отдых поляк хочет чувствовать себя паном, хотя бы на время, - поделился с «НИ» заядлый путешественник Яцек Домбровский. - А в России по-настоящему приличный сервис могут получить очень богатые люди, швыряющиеся деньгами налево и направо. В нашей культуре это не принято, мы бережем каждый грош даже на отдыхе». Из-за этого польские туристы выбирают нашу страну в 2% случаев, тогда как еще в 2000-м этот показатель составлял 5%.

 

С целью решения проблем  туристической отрасли России Правительство  РФ разработана федеральная целевая  программа «Развитие внутреннего  и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [25].

 

Целью Программы является повышение конкурентоспособности  российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

 

Общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах  соответствующих лет на основе анализа  затрат и длительности выполнения каждого  мероприятия Программы и составляет 332 млрд. рублей.

 

Финансирование мероприятий  Программы планируется осуществлять за счет:

 

· средств федерального бюджета - в размере 96 млрд. рублей (28,9 процента);

 

· средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований - в размере 25 млрд. рублей (7,5 процента);

 

· средств внебюджетных источников - в размере 211 млрд. рублей (63,6 процента).

 

Достижение цели Программы  будет обеспечиваться решением следующих  основных задач:

 

· задача 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации";

 

· задача 2 "Повышение качества туристских услуг";

 

· задача 3 "Продвижение  туристского продукта Российской Федерации  на мировом и внутреннем туристских рынках".

 

Реализация Программы  рассчитана на период с 2011 по 2018 годы. Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для  получения ощутимых, общественно  значимых результатов реализации мероприятий  по развитию внутреннего туристско-рекреационного комплекса страны.

 

Сокращенный срок реализации Программы не позволит достигнуть ожидаемых  результатов и создать комфортную предпринимательскую среду в  субъектах Российской Федерации  для привлечения инвестиций, направленных на развитие внутреннего и въездного  туризма страны на основе государственно-частного партнерства.

 

Реализация мероприятий  Программы будет осуществляться в 2 этапа.

 

Первый этап (2011 - 2014 годы) предусматривает проведение работ  по созданию первоочередных туристских объектов, которые станут точками  роста современных туристско-рекреационных  и автотуристских кластеров в нескольких субъектах Российской Федерации. Также планируется осуществить частичную поддержку ряда перспективных проектов создания региональных туристских кластеров за счет вовлечения бизнес-сообщества отдельных регионов в процессы формирования государственно-частного партнерства.

 

Кроме того, на этом этапе  предусматривается проведение работ  по изучению и оценке туристского  потенциала регионов страны с точки  зрения перспектив развития различных видов туризма и выработка подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического положения и климатических условий регионов, а также различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации.

 

Необходимо провести мониторинг наличия, уровня развития и доступности региональных туристско-рекреационных ресурсов, определить состав и структуру необходимых коллективных средств размещения, а также объектов обеспечивающей инфраструктуры, строительство и развитие которых целесообразно будет осуществлять в рамках мероприятий следующего этапа Программы. Четкое определение потенциала рынка и основных потребностей туристов (предпочитаемый вид туризма, среднедневные траты, продолжительность пребывания) позволит более точно спрогнозировать объем необходимой туристской и обеспечивающей инфраструктуры.

Информация о работе Анализ туристского рынка РФ