Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 07:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.
Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности
1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг
1.2 Классификация туристической деятельности
1.3 Государственное регулирование туристической деятельности
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации
2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России
2.2 Анализ состояния туризма в Нижегородской области
2.3 Анализ деятельности отеля «Акватория»
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации
3.1 Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению
3.2 Стратегия развития туризма в Нижегородской области
3.3 Проект совершенствования отеля «Акватория»
Заключение
Список литературы и источников
- комбинированный туризм
- путешествия, сочетающие в
Экстремальный туризм. Существует много видов экстремального туризма:
- горный туризм - передвижении
группы людей по определённому
маршруту, проложенному в горной
местности в условиях
- дайвинг - подводное плавание со специальным снаряжением;
- индустриальный туризм -
исследование территорий, зданий
и инженерных сооружений
- водный туризм заключается
в преодолении маршрута по
водной поверхности. Различают
несколько видов водного
- пешеходный туризм - пешее
преодоление группой маршрута
по слабопересечённой
- автостоп - бесплатное передвижение на попутных машинах;
- легкоходство - направление в туризме отличительной чертой которого, является максимальное снижение веса снаряжения, без угрозы безопасности.
По способу передвижения:
- пешеходный туризм;
- водный туризм (сплав по рекам, рафтинг, морской каякинг, парусный туризм);
- велотуризм;
- автомобильный;
- конный туризм;
- лыжный туризм;
- мотоциклетный туризм;
- пешеходный туризм;
- космический туризм.
По способу экипировки:
- легкоходство;
- бэкпэкинг - путешествия, совершаемые туристом (бэкпэкером) за небольшие деньги, чаще всего принципиально отказываясь от услуг туроператоров.
По цели [11]:
- религиозный (паломничество);
- приключенческий;
- спортивный;
- агротуризм - предполагает временное проживание туристов в сельской местности с целью отдыха;
- экотуризм - природо-ориентированный туризм, включающий программы экологического образования и просвещения и осуществляемый в соответствии с принципами экологической устойчивости;
- фототуризм - перспективный и творческий вид туризма, который может каждого сделать и закаленным человеком, и грамотным фотографом;
- сафари - экспедиция, целью
которой является знакомство
с животными в их природной
среде обитания, возможность поближе
познакомиться с дикой и
- благотворительный;
- медицинский (оздоровительный туризм, туризм с целью родов - Fertility tourism);
- гастрономический туризм (алкотуризм);
- познавательный или
- культурный (книжный туризм, музыкальный туризм, Толкин туризм - организованные поездки поклонников вселенной книги и кинотрилогии «Властелин колец» по местам, связанным с событиями произведения). [14]
По ландшафтному и географическому признаку:
- спелеотуризм - разновидность спортивного туризма, смысл заключается в путешествиях по естественным подземным полостям (пещерам) и преодолением в них различных препятствий (сифоны, колодцы) с использованием различного специального снаряжения);
- горный туризм;
- сельский туризм;
- лесной туризм.
По количеству участников:
- групповой туризм;
- самостоятельный туризм.
По возрастно-социальному признаку [7]:
- детский туризм;
- юношеский туризм;
- взрослый туризм;
- семейный туризм;
- туризм для людей с ограниченными возможностями.
По другим признакам:
В федеральном законе «Об
основах туристической
- туризм внутренний - туризм
в пределах территории
- туризм выездной - туризм
лиц, постоянно проживающих в
Российской Федерации, в
- туризм въездной - туризм
в пределах территории
- туризм международный - туризм выездной или въездной;
- туризм социальный - туризм,
полностью или частично
- туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно.
1.3 Государственное регулирование туристической деятельности
В соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (24.11.96 г. №132-ФЗ) основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
- обеспечение права граждан
на отдых, свободу
- охрана окружающей природной среды;
- создание условий для
деятельности, направленной на воспитание,
образование и оздоровление
- развитие туристской
индустрии, обеспечивающей
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. [13]
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:
- создания нормативных
правовых актов, направленных
на совершенствование
- содействия в продвижении
туристского продукта на
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- лицензирования, стандартизации
в туристской индустрии,
- установления правил
въезда в Российскую Федерацию,
- создания благоприятных
условий для инвестиций в
- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
- налогового и таможенного регулирования;
- предоставления льготных
кредитов, установления налоговых
и таможенных льгот
- содействия кадровому
обеспечению туристской
- развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
- содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
- обеспечения картографической продукцией;
- иными способами, применяемыми
в порядке, установленном
Координацию туристской деятельности
в Российской Федерации осуществляет
федеральный орган
Государственные органы
по регулированию туризма в России
v
Координационный комитет
по физической культуре, спорту и туризму
при Президенте РФ
v
v
Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму (ГКФТ РФ)
Национальная туристическая
корпорация
v
Отделы туризма при администрациях регионов
Схема 1. - Органы государственного регулирования туризма в России
Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму должен обеспечивать:
- создания благоприятных
условий для инвестиций в
- создания благоприятных
условий для инвестиций в
- создания благоприятных
условий для инвестиций в
Решения Координационного комитета носят рекомендательный характер.
В соответствии с Указом Президента России "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации" создана финансово-промышленная группа - Национальная туристическая корпорация, одной из функций которой является реализация целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации".
Корпорации оказывается
всяческая государственная
Корпорация будет освобождена от обязательной продажи 50% валютной выручки на три года с даты регистрации, при условии направления средств на развитие производственной и хозяйственной базы туризма.
Государственный комитет
РФ по физической культуре и туризму
до недавнего времени являлся
федеральным органом
В мае-июне 1999 г. Президентом РФ подписаны 2 указа: первый о преобразовании ГКФТ РФ в агентство, второй - в министерство (Без руля и ветрил. // Туринфо. - 1999. - №14. - с. 1). Положение о Министерстве по физической культуре, спорту и туризму находится в стадии утверждения, поэтому сейчас о его функциях говорить преждевременно.
ГКФТ России проводил следующие виды работ создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию:
- методическое обеспечение
туристской деятельности в РФ
(ГКФТ РФ разработал
- организацию и руководство
системой лицензирования
- руководство и координацию
работ по сертификации
- контроль и надзор за деятельностью турфирм;
- статистику и учет туристских ресурсов;
- обучение и повышение квалификации в сфере туризма;
- международные связи в сфере туризма.
На уровне субъектов федераций
руководство и координацию
Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации
2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России
Сегмент пляжного отдыха является наиболее значительным и составляет по количеству туристов 55-60% всего рынка.
По стоимости тура выделяют отдых:
«Дешевый». Стоимость путевки до $1000. Целевая аудитория - люди с доходом от $300 до $800 на члена семьи.
«Дорогой». Стоимость путевки свыше $1000. Целевая аудитория - люди с доходом свыше $1000.
По оценкам специалистов, сегмент дорогого отдыха занимает примерно 20% российского туристического рынка по количеству туристов и составляет 35% общей финансовой емкости рынка (см. рис. 1). [16]
Рис. 1. - Доля сегмента дорогого и дешевого отдыха на российском
рынке туристических услуг
Российские туроператоры подразделяются на две основные разновидности:
- Крупные операторы, которые
продают турпакеты только
- Средние и малые операторы, которые не только производят, но и продают турпакеты в розницу.
Туристические агентства также делятся на две основных категории, но по другому признаку:
- независимые туристические агентства (70% от общего количества турфирм);
- сетевые туристические
агентства - точки продаж, объединенные
общим брендом, рекламно-
Рис. 2. - Доля независимых и сетевых тур агентств на российском
рынке туристических услуг
Сегодня на рынке туристических услуг наблюдается тенденция сокращения количества независимых туристических агентств. Стремительно увеличивается доля рынка, принадлежащая туристическим сетям. Сетевые туристические агентства обладают преимуществом перед независимыми туристическими агентствами.