Анализ туристского рынка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение современного состояния туристического рынка.
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- анализ состояния рынка туристических услуг в России и в Нижегородской области;
- исследовать стратегию развития туризма в России и в Нижегородской области.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы функционирования туристической деятельности

1.1 Понятие, сущность и виды туристических услуг

1.2 Классификация туристической деятельности

1.3 Государственное регулирование туристической деятельности

Глава 2. Анализ состояния рынка туристических услуг в Российской Федерации

2.1 Современное состояние рынка туристических услуг в России

2.2 Анализ состояния туризма в Нижегородской области

2.3 Анализ деятельности отеля «Акватория»

Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития отрасли в Российской Федерации

3.1 Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению

3.2 Стратегия развития туризма в Нижегородской области

3.3 Проект совершенствования отеля «Акватория»

Заключение

Список литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

анализ рынка.docx

— 113.36 Кб (Скачать файл)

 

Помимо этого, первоочередной задачей первого этапа Программы  станет создание эффективных механизмов управления реализацией Программы, разработка регламентирующих документов, координирующих усилия органов государственного управления федерального и регионального  уровней в целях развития внутреннего  и въездного туризма в Российской Федерации. На конкурсной основе будут  отобраны инвестиционные проекты для  реализации на втором этапе Программы (2015 - 2018 годы), в рамках которого получат  широкое распространение отлаженные на предыдущем этапе механизмы создания конкурентоспособных туристско-рекреационных  и автотуристских кластеров. Предусмотрено масштабное развитие курортных и туристских объектов, отвечающих мировым стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны.

 

В течение всего срока  реализации Программы будут проводиться  мероприятия за счет привлечения  средств всех источников финансирования, в том числе с участием бизнеса, направленные на:

 

1. повышение уровня профессиональной  подготовки и переподготовки  кадров индустрии туризма;

 

2. внедрение современных  технологий реализации туристских  продуктов с использованием электронных  программ;

 

3. создание привлекательного  имиджа национальных курортных  территорий и туристского продукта;

 

4. обеспечение прозрачной  деятельности туристских компаний.

 

Для решения задачи 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса  Российской Федерации" необходимо осуществить  следующие мероприятия:

 

· капитальное строительство  и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости;

 

· создание и модернизация туристских объектов;

 

· проведение работ и оказание услуг, связанных с изучением  и оценкой туристского потенциала регионов и качества региональных проектов;

 

· проведение работ и оказание услуг, связанных с обеспечением взаимосвязи схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и документации по планировке территории с планами создания и развития туристско-рекреационных и автотуристских кластеров;

 

· частичное возмещение затрат на оплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным участниками государственно-частного партнерства в рамках Программы  в российских кредитных организациях.

 

Государственным заказчиком, ответственным за выполнение указанных  мероприятий, является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, а в части обеспечения  взаимосвязи схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и документации по планировке территории с планами создания и развития туристско-рекреационных и автотуристских кластеров - Министерство регионального развития Российской Федерации.

 

Для решения задачи 2 "Повышение  качества туристских услуг" необходимо осуществить следующие мероприятия:

 

· развитие системы подготовки кадров в сфере туризма и индустрии  гостеприимства;

 

· создание условий для  организации и осуществления  эффективной деятельности саморегулируемых организаций;

 

· развитие технического и  технологического обеспечения развития туристской отрасли;

 

· проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных  технологий в области управления качеством туристских услуг.

 

Указанные мероприятия необходимо проводить на протяжении всего срока  реализации Программы. Их финансирование предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета с  привлечением внебюджетных источников. Государственным заказчиком, ответственным за выполнение указанных мероприятий, является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

 

Для решения задачи 3 "Продвижение  туристского продукта Российской Федерации  на мировом и внутреннем туристских рынках" необходимо осуществить  следующие мероприятия:

 

· проведение информационно-пропагандистской кампании и размещение социальной рекламы  о туризме в Российской Федерации  на телевидении, в электронных и  печатных средствах массовой информации, а также с помощью наружной рекламы, проведение пресс-туров и  обеспечение работы информационных центров и пунктов;

 

· создание конкурентоспособного цифрового контента и наполнение информационного ресурса;

 

· организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных  туристских форумов, выставок и иных мероприятий;

 

· проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных  технологий по продвижению туристского  продукта Российской Федерации на мировом  и внутреннем туристских рынках.

 

Финансирование указанных  мероприятий предполагается за счет средств федерального бюджета с  привлечением внебюджетных источников. Государственным заказчиком, ответственным  за их выполнение, является Федеральное  агентство по туризму.

 

Отбор укрупненных инвестиционных проектов Программы осуществляется на конкурсной основе, исходя из экономической  целесообразности, наибольшей эффективности  и результативности с точки зрения обеспечения достижения цели и решения  задач Программы.

 

Положение о конкурсном отборе инвестиционных проектов для включения  в состав мероприятий Программы  разрабатывается и утверждается государственным заказчиком - координатором  Программы.

 

При отборе региональных инвестиционных проектов особое внимание будет уделено  туристским кластерам, развивающим  приоритетные туристские направления  Российской Федерации.

 

Северо-Западная часть России благодаря ее географическому положению, уникальному историко-культурному  наследию и богатству природных  ресурсов обладает значительным туристским потенциалом. Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Архангельская  области, Республика Карелия формируют  перспективное туристское направление "Серебряное кольцо России". В  его пределах сосредоточено значительное количество уникальных историко-культурных объектов, памятников архитектуры и  русского зодчества, в том числе  старейший в России курорт - Марциальные воды.

 

Традиционными для северо-запада Российской Федерации видами туризма, обеспечивающими большую часть  внутреннего и въездного туристских потоков, являются культурно-познавательный, событийный, деловой и активный туризм. Вместе с тем богатство и разнообразие природно-климатических ресурсов являются необходимым и достаточным потенциалом для развития оздоровительного, экологического, круизного и сельского видов туризма.

 

В настоящее время туристский потенциал регионов "Серебряного  кольца России" используется не в  полной мере, что связано с наличием сдерживающих факторов, среди которых - неудовлетворительное состояние многих историко-культурных объектов и объектов туристского показа, нуждающихся  в реконструкции, а также низкий уровень развития транспортной и  иной обеспечивающей инфраструктуры. В результате при потенциально возможном  объеме туристского потока, оцениваемом  в 9 млн. туристов в год, его фактическое  значение в указанных регионах не превышает 4,2 млн. туристов.

 

На территории регионов Центрального федерального округа, в совокупности составляющих перспективное туристское направление "Золотое кольцо России", расположено 204 исторических города, действуют 517 музеев (21 процент общероссийского  показателя), 168 театров (29 процентов), 10,8 тыс. объектов культурно-досугового типа, а также более 2 тыс. гостиниц.

 

Центральная Россия обладает высоким туристско-рекреационным  потенциалом, представляя собой  центр культурно-познавательного, круизного, делового и лечебно-оздоровительного туризма. Центральный федеральный  округ занимает 1-е место в стране по количеству приезжающих туристов и экскурсантов - более 9 млн. человек  в год (свыше 27 процентов в общем  туристском потоке страны).

 

В настоящее время наиболее развитыми видами туризма в регионах "Золотого кольца России" является культурно-познавательный, этнографический  и религиозный туризм. Популярный маршрут "Золотое кольцо России" проходит через древнейшие города центра России и привлекает около 4 млн. туристов ежегодно. В то же время значительный туристско-рекреационный потенциал  предоставляет возможности для  дальнейшего развития и диверсификации регионального туристского продукта в сторону экологического, рекреационного, яхтенного и круизного туризма.

 

Несмотря на значительный потенциал для развития туризма  в регионах, а также предпринимаемые  меры по его развитию, реальный объем  оказываемых туристских услуг продолжает оставаться недостаточно высоким. Согласно экспертной оценке дополнительный отложенный спрос на туристский продукт регионов "Золотого кольца России" составляет более 4 млн. туристов в год.

 

Наряду с общими проблемами российской туристской индустрии, для  туристской отрасли "Золотого кольца России" характерно недостаточное  продвижение многих туристских объектов и узкий спектр услуг, предлагаемых для отдыха и развлечения туристов. Создание туристских кластеров в  Центральном федеральном округе будет способствовать сохранению объектов истории и культуры, развитию новых  туристских маршрутов регионов, входящих в состав "Золотого кольца России", возрождению русских традиций, а  также поддержке и развитию русской  православной культуры. Необходимо формирование благоприятной среды для роста  малого и среднего бизнеса, предлагающего  широкий перечень туристских продуктов как по составу, так и по цене.

 

Развитие туристской инфраструктуры, создание современных комплексов наряду с вовлечением в оборот отреставрированных объектов историко-культурного наследия создадут условия для разработки целого ряда новых туристских маршрутов  различной направленности. Это позволит удовлетворить потребительский  спрос различных категорий туристов, обеспечить всесезонное функционирование туристских объектов и стабильный рост туристского потока.

 

Регионы Южного и Северо-Кавказского  федеральных округов объединены в перспективное туристское направление "Юг России". К ним относятся  Ростовская область, Краснодарский  и Ставропольский края, а также  Кабардино-Балкарская Республика. Богатое  природное и культурное наследие, разнообразие флоры и фауны при  соответствующем уровне развития могут  обеспечить опережающий рост туристско-рекреационного комплекса и превращение его  в одну из базовых отраслей специализации  указанного направления. Азовское и  Черноморское побережья, а также  районы Кавказских Минеральных Вод  и Приэльбрусья - известные в России и за рубежом бренды пляжного, оздоровительного и горнолыжного туризма.

 

Несмотря на то, что в  настоящее время вклад туристской индустрии в экономику макрорегиона не превышает 1,2 процента, туристско-рекреационный  комплекс имеет значительный потенциал  роста, полноценное раскрытие которого сдерживается комплексом проблем, основными  из которых являются невысокая конкурентоспособность  регионального туристско-рекреационного комплекса, обусловленная невысоким  качеством производимого туристского  продукта при высоком уровне цен  на него, и территориальная неравномерность  развития инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса.

 

Создание условий и  механизмов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов и развития на территории указанных регионов новых  видов туризма позволит повысить интерес туристов к указанному туристскому  направлению и заметно диверсифицировать  спектр туристских услуг, предоставляемых  в регионах.

 

К наиболее перспективным  видам туризма, развитие которых  может дать серьезный толчок повышению  конкурентоспособности регионального  туристского продукта, относятся  круизный, деловой, экологический и  сельский туризм.

 

Для полноценного использования  объективных конкурентных преимуществ  туристско-рекреационного комплекса  южных регионов Российской Федерации  необходимо сконцентрировать организационные, интеллектуальные и материальные ресурсы  на приоритетных стратегических направлениях развития туризма, одним из которых  является кластеризация туристско-рекреационного пространства.

 

Согласно экспертным прогнозам  при должном уровне развития туристской инфраструктуры, повышении качества и узнаваемости туристского продукта южных регионов Российской Федерации  поток туристов может возрасти более  чем в 2 раза, достигнув значения 8 млн. туристов в год.

 

К территориям перспективного туристского направления "Большая  Волга" кроме субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский  федеральный округ (привлекающих ежегодно более 5,2 млн. человек или 16,2 процента общего туристского потока страны), относятся также Астраханская и  Волгоградская области.

 

Историко-культурные и национальные особенности крупнейших городов, расположенных  на реках Волге и Каме (Нижний Новгород, Казань, Ижевск, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань и  др.), в сочетании с большим  числом рекреационных зон способствуют привлечению как российских, так  и иностранных туристов.

 

Создание условий для  развития культурно-познавательного (в  том числе этнографического), оздоровительного, делового, экологического, речного, круизного  и пляжного видов туризма является приоритетом для регионов "Большой  Волги".

 

Перспективным также является создание условий для развития зимних (в первую очередь горнолыжный  спорт) и летних видов активного  отдыха (экстремальный сплав по горным рекам, конный спорт и туризм, спортивная и любительская рыбалка, спелеотуризм и др.).

 

Согласно экспертным оценкам  при условии решения проблем  инфраструктуры и преодоления связанных с ними ограничений поток туристов в рамках туристского направления "Большая Волга" может быть увеличен до 10 млн. туристов в год.

 

В число регионов Сибири, обладающих наиболее богатым туристско-рекреационным  потенциалом, входят Республика Алтай  и Алтайский край. Развитие туризма  в этих регионах входит в список основных стратегических приоритетов  социально-экономического развития указанных  территорий, обеспечивающих удовлетворение потребностей граждан в отдыхе и  рекреации.

Информация о работе Анализ туристского рынка РФ