Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 14:50, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в особой роли ресторанных услуг в современном российском обществе. Ресторанный бизнес одна из современных перспективно развивающихся отраслей индустрии гостеприимства. Люди приходят в ресторан не только отведать изысканные блюда, но и отдохнуть, получить эстетическое удовольствие и просто пообщаться друг с другом. Инновации - один из основных двигателей ресторанного бизнеса. Инновации бывают разные: одни полезны, поскольку вносят революционные или, на худой конец, эволюционные изменения; другие бесполезны для потребителя, но меняют восприятие продукта; третьи не предполагают никакой пользы и не влияют на восприятие, но принципиально удешевляют продукт, упаковку или метод его продвижения без потери качества.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА И ИННОВАЦИЙ В НЁМ
1.1 Тенденции развития современного ресторанного бизнеса г. Омска
1.2 Лицензирование, реклама, безопасность ресторанных услуг
1.3 Понятие инноваций в ресторанном бизнесе
Выводы
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСТОРАНОВ В Г. ОМСКЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ
2.1 Общая характеристика деятельности ресторанов г. Омска
2.2 Теоретические аспекты управления инновационным проектом
2.3 Обоснование необходимости внедрения инноваций в ресторанном бизнесе
2.4 Использование инновационных технологий на примере ресторана- клуба «Base»
2.5 Анализ инновационных методов управления ресторанным бизнесом
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный институт сервиса
Заочный факультет туризма и прикладной информатики
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Инновации в социально-культурном сервисе и туризме»
на тему «Инновации в ресторанном бизнесе»
Выполнил студент группы ТЗ-71
Фоменко К.В.
Проверила: Грицай Мария Александровна
Омск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА И ИННОВАЦИЙ В НЁМ
1.1 Тенденции развития
современного ресторанного
1.2 Лицензирование, реклама, безопасность ресторанных услуг
1.3 Понятие инноваций в ресторанном бизнесе
Выводы
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСТОРАНОВ В Г. ОМСКЕ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ
2.1 Общая характеристика деятельности ресторанов г. Омска
2.2 Теоретические аспекты
управления инновационным
2.3 Обоснование необходимости
внедрения инноваций в
2.4 Использование инновационных
технологий на примере
2.5 Анализ инновационных
методов управления
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Общественное питание. Классификация предприятий. Извлечение из ГОСТ Р 50762-95
Приложение 2. Определение понятия «fusion»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время ресторанный бизнес является одним из перспективных в России. Как ни одна другая область, это направление деятельности требует серьезного осмысления мирового опыта и пристального внимания к перспективам его использования на российском рынке. В связи с этим чрезвычайно важным становится определение роли и значения данного вида бизнеса в современной экономике, определение динамики его развития в нашей стране, сравнение тенденций становления этого бизнеса в регионах России с целью внесения полезного в специфику развития инноваций рынка ресторанных услуг.
Актуальность темы исследования заключается в особой роли ресторанных услуг в современном российском обществе. Ресторанный бизнес одна из современных перспективно развивающихся отраслей индустрии гостеприимства. Люди приходят в ресторан не только отведать изысканные блюда, но и отдохнуть, получить эстетическое удовольствие и просто пообщаться друг с другом. Инновации - один из основных двигателей ресторанного бизнеса. Инновации бывают разные: одни полезны, поскольку вносят революционные или, на худой конец, эволюционные изменения; другие бесполезны для потребителя, но меняют восприятие продукта; третьи не предполагают никакой пользы и не влияют на восприятие, но принципиально удешевляют продукт, упаковку или метод его продвижения без потери качества.
Для того чтобы начать работу по данной теме курсовой работы, необходимо обозначить предмет, объект, цель, задачи и методы дальнейшей работы.
Предмет исследования - инновационные технологии в ресторанном бизнесе
Объект исследования - инновации в деятельности ресторана «Base»
Гипотеза исследования заключается в утверждении о существовании зависимости между успешностью ведения ресторанного бизнеса и внедрением инновационных технологий.
Цель работы - инновации как метод усовершенствования работы действующих ресторанов г.Омска.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать
2. Исследовать тенденции развития ресторанного бизнеса г. Омска.
3. Представить обзор
4. Предложить инновационные
мероприятия для
При написании курсовой работы использовались различные методы исследования, а именно:
1.Метод анализа.
2. Метод синтеза.
3. Системный анализ.
4. Сравнительный анализ.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА И ИННОВАЦИЙ В НЁМ
Ресторанный бизнес по обороту занимает в мире весьма высокое место (например, в США - третье). Вместе с этим, это один из самых рискованных видов бизнеса: 50% новых ресторанов разоряются на первом году своего существования, за два года - 65% и только один ресторан из десяти доживает до 5 лет.
Инновации - один из основных двигателей рынка. Это касается как продуктовых инноваций, так и инноваций, связанных с представлением продукта, - то есть упаковкой, дизайном, приемами маркетинга и рекламы. При этом инновации - это не только передовые технологии, но и новое видение, а также нетрадиционный подход к выведению продукта на рынок[4, с.8].
1.1 Тенденции развития
современного ресторанного
В настоящее время на рынке предприятий общественного питания г. Омска не разработана точная классификация заведений. В мировой практике существует множество принципов классификации ресторанов: по ассортименту, по квалификации персонала, по целевой аудитории, по ценовому уровню. В нашем городе наиболее распространена простейшая классификация по типу: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. При этом особых требований к тому или иному виду заведений общепита до сих пор не разработано. Поэтому обычно специализация заведения общепита определяется, исходя из его собственного позиционирования [12, с.234].
В традиционной классификации, установленной ГОСТом Р 50762-95, рестораны делятся на три класса: люкс, высший и первый, каждому из которых соответствует определенный набор требований. Однако в современных условиях целесообразно использовать несколько иную градацию; элитные, рестораны для среднего класса (демократичные) и фаст-фуды. Кроме того, помимо обычных баров и кафе, в последние годы появился существует особый тип заведений общественного питания - кофейни [6, с. 34].
В последние годы ресторанный бизнес стал привлекать все больше инвесторов из самых разных сфер бизнеса. Это связано, прежде всего, с привлекательностью данного рынка в условиях экономического роста страны и благосостояния населения, а также с возможностями получения стабильной прибыли в течение всего времени существования ресторана при его грамотном управлении (общественное питание является одной из самых ликвидных отраслей экономики).
В тоже время ресторанный бизнес таит в себе много опасностей для потенциальных инвесторов. Не только в г. Омске отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере и многолетние традиции, а по всей России. Кроме того, нет наработанной методологической базы, помогающий вести бизнес. Еще одна трудность заключается в том, что для многих инвесторов ресторан рассматривается как «игрушка», которая должна приносить деньги, но не требовать большого внимания. Обзор рынка общественного питания г. Омска позволяет сделать вывод, что большая часть заведений общественного питания ставит свою тематическую направленность в зависимость от типа кухни: охотничья, спортивная, домашняя и т. д. Предприятие без явно прослеживающейся тематики рискует остаться незамеченным на фоне многообразия конкурентов. Основная ошибка инвесторов, пришедших на ресторанный рынок из других сфер бизнеса, - ставка на ту кухню, которую знают и понимают. Однако этого недостаточно. Многие инвесторы недооценивают сложность рынка общественного питания. Для того чтобы ресторан начал приносить прибыль, необходимо построение грамотной маркетинговой политики, нацеленной на привлечение и удержание целевой аудитории. Поэтому следует заранее проинформировать население об открытии заведения, а затем поддерживать постоянный интерес к нему, как привлекая новых посетителей, так и формируя лояльность старых. Если же речь идет о принципиально новой специализации ресторана (особенно с экзотической кухней), следует в обязательном порядке адаптировать кухню для потребителей с учетом их вкусов при поддержании постоянного наличия доступных для приготовления блюд продуктов. Как только проходит апогей моды на какой-либо ресторан с необычной кухней (это занимает примерно около года при отсутствии мощной рекламы), либо наступает период стабильности при условии принятия предлагаемой кухни, либо ресторан вынужден искать новые направления в меню и вкусах, чтобы сохранить привлекательность [2, с. 54].
Для предприятий общественного питания большое значение имеет наличие так называемого «якоря», обеспечивающего постоянный поток клиентов, поскольку в основном конкуренция среди рестораторов идет за месторасположение, являющееся в данном бизнесе одним из ключевых конкурентных преимуществ. Именно поэтому большая часть ресторанов расположена в центральных районах, что объясняется привлекательностью центра города для времяпрепровождения жителей и гостей города. Именно поэтому подавляющее количество потенциальных инвесторов хотят иметь ресторан в центре города. Для предприятий фаст-фуда и демократичных кафе наиболее выгодным является расположение возле остановок, учебных заведений, банков, больниц или на пересечении крупных транспортных магистралей. Однако, уровень затрат и конкуренция в условиях центра, являются более высокими, чем в других районах.
17, 18 и 19 мая 2011 года в г. Омске прошла конференция «Торговля в России. Эффективные технологии розничного бизнеса», «Ресторанный бизнес» на которой собрались ведущие российские специалисты в области розничной торговли и ресторанного бизнеса, а также Кулинарная школа «ШЕФ» и мастер-классы, посвященные развитию торговых сетей и решению кадровых проблем розничных предприятий и ресторанов. Мероприятие было организовано в рамках «Общероссийской программы развития розничной торговли», которую с 2001 реализует Национальная Торговая Ассоциация (НТА) совместно с Минэкономразвития и ТПП РФ. В роли соорганизаторов мероприятий выступали: Омский областной Союз предпринимателей, Омская торгово-промышленная палата, Ассоциация Омских Кулинаров и Администрация города [22].
Основной целью мероприятия являлось - распространение передовых технологий в области розничной торговли и HoReCa, знакомство местных предпринимателей с опытом ведущих торговых сетей страны, а также совместная выработка стратегии дальнейшего развития потребительского рынка города и области.
Это уже четвертое с начала 2011 года мероприятие, которое было организовано в рамках всероссийской программы НТА: конференции и мастер-классы до этого прошли в Тюмени, Екатеринбурге и Волгограде. Традиционно эти мероприятия становятся знаковыми событиями деловой жизни региона и собирают до 200 представителей местной бизнес-элиты - владельцев и топ-менеджеров компаний-производителей, розничных сетей, торговых центров, магазинов, ресторанов, кафе, а также чиновников и журналистов.
В ходе конференции «Торговля в России. Эффективные технологии розничного бизнеса» внимание было уделено самым актуальным вопросам. Среди них - создание торговой сети, позиционирование и продвижение успешного бренда, механизмы сокращения издержек, конкуренция локальных операторов с общероссийскими компаниями. Докладчики рассказали о технологиях создания эффективного магазина: привлечении инвестиций, автоматизации торгового предприятия, современных средствах учета и управления, противокражных системах, а также о правильном формировании ассортиментной матрицы, правилах работы с персоналом и многом другом. На конференции «Ресторанный бизнес» речь прошла о современных тенденциях развития индустрии, принципах создания и управления современного предприятия общественного питания, способах повышения его эффективности, новых подходах к проектированию, дизайну и техническому оснащению ресторанов.
1.2 Лицензирование, реклама, безопасность ресторанных услуг
Особенности рекламы в сферах ресторанного бизнеса, определяются отличительными специфическими особенностями самих этих сфер, которыми являются прежде всего работа с людьми и проведение ими отдыха, с желанием максимального комфорта, так же, как это ни парадоксально звучит, минимально возможными затратами. В короткой во всех е видах рекламы, информации, необходимо максимально убедительно доказать, что максимум удовольствия, можно получить только обратившись к вам, на вашем предприятии, к вашей фирме, в вашем ресторане, и сделать это можно в любое время, с максимальными удобствами, без какого-либо риска, предварительных оплат, дополнительных условий и, к тому же по минимальным ценам, принятым в данном районе города, городе, населенном пункте, с возможными скидками. Преследуя цель рекламы, а в данном случае увеличение потока клиентов, следует постоянно варьировать методы е преподнесения, как физическую форму, так и побудительный характер, передающий смысл заложенного действия, который является не столько смыслом характера действия персонажей, сколько основной характеристикой фирмы, в которую и предлагают обратиться за конкретными услугами компании, дающую эту рекламу. Цели рекламы также не определяются исключительно созданием первичной клиентуры, поскольку постоянное наращивание объемов продаж и наиболее эффективное увеличение прибыли невозможно без создания постоянной клиентской базы [23, с. 123].
К основным требованиям, возложенным обществом и государством на предприятия общественного питания относятся:
- наличие необходимых лицензий, установленных законом;
- сертификация продукции общепита;
- санитарно-гигиенические правила;
- правила оказания услуг общественного питания.
В соответствии с российским законодательством под лицензированием понимается получение юридическим или физическим лицом (зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.
Виды деятельности, на которые необходимо получить лицензию, перечислены в статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №128-ФЗ). Положения статьи 17 Закона №128-ФЗ не требуют наличие лицензии на оказание услуг общепита, то есть, иначе говоря, на ведение такого вида предпринимательской деятельности лицензия не нужна [27].
Но, открытие любого предприятия общественного питания сопровождается сбором, получением и согласованием различных документов, которые быть у каждого кафе, бара, ресторана.
В каждом конкретном случае может меняться порядок согласований и состав необходимой документации и зависит это от различных факторов, связанных с помещением, в котором планируется открыть ресторан.
Организации, оказывающих услуги общественного питания, должны пройти сертификацию данных услуг согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании». Орган сертификации услуг Всероссийского Научно-исследовательского Института Сертификации. Сертификат выдается сроком на один год. При этом владелец ресторана уплачивает пошлину и подает ряд документов:
1. Устав.
2. Учредительный договор (если более двух учредителей).
3. Свидетельство о регистрации организации.
4. Свидетельство об изменениях (если были изменения).
5. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе).
6. Договор аренды.
7. Заключение СЭС, УГПС (оригиналы).
8. Печать организации.
9. Список сотрудников.
10. Медицинские книжки сотрудников.
11. Сертификаты продуктов питания от поставщиков.
12. Акт проб блюд (на выбор три блюда)[28].
Перед получением сертификата из ВНИИС выезжает проверка, в составе двух человек, которая проверяет объект сертификации. После этого в течение трёх дней выдаётся сертификат.
Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:
- ГОСТ Р 50762-95 [Приложение 1];
- ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 года №199 [29];