Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа
Анализ рынка туристических услуг
Введение 3
1 Теоретические основы международного туризма 5
1.1 Понятие туризма и туристических услуг 5
1.2 Эволюция международного туризма и факторы его развития 11
1.3 Организации, регулирующие международную туристическую деятельность. 15
2 Современный этап развития международного туризма 20
2.1 Правовое регулирование туристической деятельности в мире 20
2.2 Правовое регулирование туризма в России 24
2.3 Современное состояние международного туризма 27
2.4 Россия в системе международного туризма 32
3 Перспективы развития международного туризма 36
3.1 Проблемы развития международного туризма 36
3.2 Прогнозы развития международного туризма 39
Заключение 44
Приложение 1 48
Обычно к туристам относят лиц, которые путешествуют в свободное время, во время отпуска или каникул. При этом путешествующий предприниматель или коммерсант может считаться или не считаться туристом в зависимости от того, в каком месте оплачивается его работа и как он осуществляет свою деятельность.
Цели путешествия (поездки) классифицируются по следующим категориям, в каждую из которых включены следующие виды деятельности:
1) досуг, рекреация и отдых: осмотр достопримечательностей, посещение магазинов, спортивных и культурных мероприятий; участие в рекреационных и культурных мероприятиях; занятие непрофессиональным спортом, пешие походы и альпинизм; использование пляжей, круизы, отдых и рекреация для военнослужащих, летние лагеря и т.д.;
2) посещение знакомых и родственников: поездки к родственникам или знакомым; отпуск на родину; присутствие на похоронах; уход за инвалидами;
3) деловые и профессиональные цели: установка оборудования; инспектирование, закупки; сбыт иностранным предприятиям; участие в работе заседаний, конференций и конгрессов, торговых ярмарок и выставок; поощрительные поездки для работников предприятий; выступления с лекциями и концертами; подготовка программ туристских поездок; заключение договоров на размещение и транспорт; работа в качестве гидов и на других должностях в сфере туризма; участие в профессиональных спортивных мероприятиях; правительственные командировки, включая дипломатов, военнослужащих или сотрудников международных организаций, за исключением случаев постоянной работы в посещаемой стране; платное обучение, образование и исследовательская деятельность, научные отпуска; языковые, профессиональные или другие специальные курсы, связанные с работой или профессией посетителя и имеющие соответствующее обеспечение;
4) лечение: поездки оздоровительного характера, пребывание на лечебных водах, курортах и прочие виды лечения и оздоровления;
5) религия, паломничество: участие в религиозных мероприятиях, паломничество;
6) прочие цели: экипажи пассажирских воздушных и водных судов, транзитные поездки и др.
В случае, если путешественник совершает поездку с несколькими целями, то в этом случае основное значение имеет главная цель, в отсутствие которой данная поездка не состоялась бы (все иные цели носят сопутствующий характер).
Большинство историков индустрии туризма сходятся во мнении, что формирование отрасли в современном ее виде началось еще в конце ХIX в., но окончательно она сформировалась только в послевоенный период. Туризм 50-х гг. прошлого века представлял собой в основном обслуживание возрастающих потоков американских туристов в Европу и был важным источником американских долларов для возрождающейся европейской экономики, прежде всего немецкой. Высокие темпы развития индустрии сохранялись в 1960-1970–е гг. при некотором замедлении в 1980-е гг., что было связано с неблагополучной общеэкономической ситуацией и насыщением спроса.
После распада биполярной структуры мира, окончания холодной воины и общего укрепления политической и социальной обстановки, открытия границ и дальнейшего процесса мировой глобализации у большого числа людей разных стран появилась практически беспрепятственная возможность посетить тот или иной уголок земного шара, более подробно ознакомиться с культурой, обычаями и традициями народов других государств и континентов.
К определяющим экономическим факторам, способствующим столь значительному расширению объемов мирового рынка туризма в XXI в., следует отнести повышение уровня и качества жизни, в первую очередь в развивающихся странах, создание широкой и общедоступной транспортной инфраструктуры, а также динамичное развитие международной торговли и международного бизнеса в целом. Многие страны, специализирующиеся на туристском бизнесе, успешно привлекают крупные инвестиции в развитие современных туристических центров, строительство новых сетей гостиниц, разрабатывают новые туристские маршруты.
Существенное влияние на потенциальных туристов оказало и бурное развитие информационных технологий и средств информации — распространение Интернета и телевидения, выпуск многочисленных специализированных журналов и газет и т.п. К началу XXI в. индустрия туризма и путешествий стала одной из ведущих отраслей мировой экономики по масштабам электронного бизнеса. С каждым годом все большее число всех операций по резервированию билетов на рейсы, бронированию гостиничных номеров с сезонными скидками, выбору оптимального пакета туристских услуг приходится в настоящее время на режим онлайн в Интернете. Благодаря этому резервирование передвигается на все более поздние сроки, а число непосредственно посещающих турагентства туристов, приобретающих заранее подготовленные пакеты услуг, неуклонно снижается.
На развитие международного туризма также серьезно повлиял и ряд изменений, произошедших в течение прошлого века в демографической структуре и социально-экономических моделях общества: общее увеличение численности жителей на планете, рост числа пенсионеров с достаточным пенсионным обеспечением (преимущественно в развитых странах), рост продолжительности оплачиваемых отпусков и свободного времени работающего человека в целом, рост доходов в семье в связи с увеличением числа работающих женщин при одновременном росте числа бездетных семей, тенденция к более поздним бракам и т.п. Все эти изменения привели к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.
На развитие международного туризма в то же время отрицательно влияет все еще нестабильная политическая обстановка в некоторых странах и регионах, военные конфликты различного масштаба, серьезные экономические и финансовые кризисы, рост преступности и безработицы, определенные экологические и климатические проблемы, распространение различных эпидемий и т.п.
В то же время необходимо заметить, что в отличие от других отраслей экономики туризм менее других испытывает на себе влияние экономического кризиса, способного лишь на относительно короткий срок затормозить его поступательное развитие.
В зависимости от целей поездок для современного международного туризма характерно широкое многообразие его видов, но наиболее массовым остаются познавательный и деловой.
Учитывая
различный уровень социально-
Следует заметить, что помимо наличия уникальных природных и культурных достопримечательностей, благоприятного климата, а также выгодного географического месторасположения развитие того или иного вида туризма регулярно требует привлечения серьезных инвестиций в этот вид бизнеса. В некоторых странах Азии и Африки рост индустрии туризма сегодня существенно затрудняют не отвечающие международным требованиям условия размещения и недостаток необходимой инфраструктуры, нередко наблюдается отсутствие прямого воздушного сообщения с основными туристскими центрами, неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной сети и низкий уровень гостиничного обслуживания.
Немаловажную роль в развитии туризма в том или ином государстве играет поддержка этой отрасли со стороны государственных органов: широкомасштабная реклама на государственном уровне, содействие в привлечении иностранных инвестиций в туристский сектор, модернизация инфраструктурной базы и т.п.
Одним из важных методов в продвижении туристских услуг на мировой рынок является ежегодное проведение крупнейших международных выставок и ярмарок.
Итак, международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. [19]
Пространственное расширение мирового туристского рынка путем освоения новых туристских районов, ускоренный рост международных туристских обменов, транснационализация в туристском и гостиничном хозяйстве — эти и многие другие процессы потребовали выработки общих «правил игры» на глобальном туристском поле и создания специализированных международных организаций.
По некоторым оценкам, в мире насчитывается свыше 200 международных организаций, прямо или косвенно связанных с туризмом. Они характеризуются большим разнообразием, отличаясь друг от друга статусом, формами, целями, кругом решаемых задач. Особую роль играет ООН. В рамках ООН были разработаны и приняты основные международные конвенции по вопросам правового регулирования международного туризма.
Центральное
место среди международных
ЮНВТО преследует следующие цели:
-ускорять
и расширять содействие
-помогать
людям получать доступ к
-улучшать
стандарты проживания и
-расширять
возможности стран,
-выступать
в роли международного
-предоставлять
услуги членам наиболее
-определять
темы пленумов и заседаний,
а также координировать
-устанавливать постоянную взаимосвязь между различными, объединениями туроператоров
-реализовывать
все вышеуказанное наиболее
В основном деятельность ЮНВТО концентрируется на информативном продвижении туризма, расширении его значимости и преимуществ, опасностей, а также создании новой материально-технической базы. Организация пытается упорядочить действия различных наций в туризме путем разработки и введения, определенных принципов в области международного туризма. ЮНВТО является основным представителем туризма в ООН и действует как самый авторитетный орган в мировом туризме. Кроме того, ВТО разрабатывает международные документы (акты), и следит за их исполнением, а также и за реализацией уже существующих правил, поощряя разрешение международных туристских разногласий.
К региональным международным организациям следует отнести организации, объединения и союзы, осуществляющих работу в определенных регионов. Так можно выделить:
-
Ассоциацию по туризму стран-
-
Организацию по развитию