Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа
Анализ рынка туристических услуг
Введение 3
1 Теоретические основы международного туризма 5
1.1 Понятие туризма и туристических услуг 5
1.2 Эволюция международного туризма и факторы его развития 11
1.3 Организации, регулирующие международную туристическую деятельность. 15
2 Современный этап развития международного туризма 20
2.1 Правовое регулирование туристической деятельности в мире 20
2.2 Правовое регулирование туризма в России 24
2.3 Современное состояние международного туризма 27
2.4 Россия в системе международного туризма 32
3 Перспективы развития международного туризма 36
3.1 Проблемы развития международного туризма 36
3.2 Прогнозы развития международного туризма 39
Заключение 44
Приложение 1 48
- Туристскую ассоциацию «Общего рынка» (Европейский регион);
- Европейскую сеть путешествий (ETN – European Travel Network) – всемирный консорциум 250 независимых туристских агентств;
-
Транснациональные ассоциации
-
Всемирный совет по туризму
и путешествиям (ВСПТ) – организацию,
включающую более 60 компаний в
области авиации, судоходства,
международных гостиничных
В Совете Европы создан подкомитет по развитию туризма, существует аналогичная структура и в Европейской комиссии (Европейская комиссия путешествий (ЕТК)).
Профессиональные
участники рынка туризма
-
Всемирную ассоциацию
-
Международный совет
-
Универсальную федерацию
-
Международную ассоциацию
- Международный совет компаний по морскому туризму (МСКМТ).
Целями этих организаций являются совместные разработки туристской политики в научных центрах и активное лоббирование своих интересов в международных организациях и т.д.
23
декабря 1993 г. было заключено
Соглашение в области туризма
стран СНГ (Соглашение о
Участники Соглашения обязались способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, а также принятию согласованных мер по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению социального туризма, упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания.
Активную региональную роль играет межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ. В своем постановлении «О рекомендательном законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма» от 29 октября 1994г. она сформулировала основы правового механизма и основные принципы в области туризма. Межпарламентской ассамблеей СНГ 29 мая 1997 г. была принята Межгосударственная целевая программа «Развитие туристских связей между государствами – участниками СНГ» (концепция)
В Российской Федерации действуют негосударственные ассоциации туристической отрасли. Так, можно выделить Национальную Академию Туризма - организация, в которую входит более 450 членов: исследователи, профессора университетов, сотрудники туристической администрации, представители всех уровней управления, главы туристических компаний и др. практически из всех российских регионов. Академия играет активную роль в разработке государственной политики по юридическим вопросам или исследовательским проектам, а также выпускает исследовательские и другие отчеты.
Необходимо выделить Российский Союз Туристской Индустрии (РСТИ) (первоначально РАТА) - членами Союза в настоящий момент являются 900 компаний по всей стране. Российский Союз Туриндустрии играет активную роль, помогая Ростуризму и другими государственным учреждениям составлять проекты основных законов о туризме, а также участвуя в федеральных и региональных программах по развитию туризма.
Среди
прочих организаций и ассоциаций,
активно функционирующих в
Признавая растущее влияние туризма на мировое, экономическое и политическое развитие, государства устраняют барьеры, которые мешают развитию туризма, и создают организации и объединения, способствующие его развитию. Таким образом, международный туризм в современных международных отношениях создал целостную систему правового регулирования.
Интенсивное развитие международного туризма вызвало необходимость установления норм регулирования туристской деятельности. В настоящее время с развитием массового туризма сформировалась особая отрасль – туристское право. Международный туризм регулируется многими Конвенциями, международными договорами и соглашениями.
Прежде всего, было достигнуто соглашение об обеспечении основных прав на отдых и свободное время, которые являются фундаментом развития туризма.
Всеобщая Декларация прав человека, принятая генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., в статье 24 гласит, что « каждый человек имеет право на отдых и свободное время, включая разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемые ежегодные отпуска». В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН подтвердила и расширила этот тезис. Государства, подписавшие Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, обязались обеспечивать право каждого человека «на отдых, свободное время, разумное ограничение рабочего времени и периодические оплачиваемые отпуска, а также оплату за праздничные дни». Эти положения придали импульс развитию туризма.
Правовой статус туриста, путешественника и экскурсанта определяется международными многосторонними договорами (конвенциями) и договорами (соглашениями), заключенными государствами между собой, и получает международно-правовой статус.
Права туриста (временного посетителя) провозглашаются в Глобальном этическом кодексе туризма[7] (ст.8). Их можно представить в виде следующих правомочий:
-
иметь возможность доступа в
зоны транзита и пребывания, а
также на туристские и
-
иметь доступ ко всем
-
иметь оперативный и
-
иметь возможность свободно
- иметь возможность приобретать, в соответствии с экономическим положением страны, из которой они выезжают, суммы в свободно конвертируемой валюте, необходимые для их поездок;
Глобальный этический кодекс туризма оперирует понятием «профессионалы туризма», декларирует обязанности профессиональных участников туристской деятельности. В частности, профессионалы сферы туризма обязаны предоставлять туристам объективные правдивые сведения о местах назначения и об условиях поездки, приема и пребывания; они должны обеспечивать ясность положений договоров, предлагаемых их клиентам, как в плане характера, цены и качества услуг, которые они обязуются предоставить, так и в плане финансовых обязательств в случае одностороннего нарушения договорных обязательств с их стороны. Профессионалы сферы туризма, в той степени, в которой это от них зависит, совместно с государственными властями должны заботиться о безопасности, предотвращении несчастных случаев, охране здоровья и гигиене питания для лиц, обращающихся за их услугами; они должны обеспечивать надлежащие системы страхования и помощи; брать обязательство отчитываться в соответствии с условиями, предусмотренными в их национальном законодательстве, и предоставлять справедливую компенсацию при невыполнении своих договорных обязательств.
Основу правового регулирования в области международного туризма составляют резолюции международных организаций (ООН, Совета Европы и др.), специализированных учреждений системы ООН, международных туристских организаций. К ним относятся:
1.
Общая резолюция Римской
2. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.);
3.
Манильская декларация по
4. Документ Акапулько Всемирного совещания по туризму (1982 г.);
5.
Кодекс туриста и Хартия
6.
Гаагская декларация по
7.
Итоговый документ Венской
8.
Документы Стамбульского
9.
Декларация Мирового
К региональным международным правовым актам в области туризма необходимо также отнести Соглашение в области туризма стран Содружества Независимых Государств (1993 г.). Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств в законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества государств — участников СНГ в области туризма» (1994 г.) сформулировала основы правового механизма и основные принципы взаимодействия в области туризма.
К
обеспечению правового
Важное значение для развития международного туризма в Европейском регионе сыграло принятое в рамках Евросоюза Шенгенское соглашение (1993 г.). Распространение в последние годы действия этого правового документа на страны Центральной и Восточной Европы активно способствует созданию единого европейского туристского пространства. В соответствии с положениями Декларации Рио об окружающей среде и развитии (1992 г.) и для содействия реализации плана «Повестки 21 для индустрии туризма» ВТО, Всемирный Совет по туризму и Совет Земли разработали девять приоритетов для правительств и ассоциаций в целях улучшения состояния окружающей среды и обеспечения устойчивого развития туризма.
Однако основным инструментом международного сотрудничества и партнерства в сфере туризма является Гаагская декларация Межпарламентской конференции по туризму 1989 г[8]. Выводы и рекомендации конференции касаются как упрощения туристских формальностей (паспортно-визовых, валютного контроля, таможенных правил, медицинских формальностей), так и повышения роли государства по созданию условий развития туризма и реализации прав личности на отдых и путешествия. Именно государство, как правило, не принимающее непосредственного участия в организации туристских поездок, все же ответственно за разработку таких правовых, финансовых, таможенных и других норм, которые способствовали бы организации туристских путешествий.
В
практике международного сотрудничества
стран в области туризма