Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа
Анализ рынка туристических услуг
Введение 3
1 Теоретические основы международного туризма 5
1.1 Понятие туризма и туристических услуг 5
1.2 Эволюция международного туризма и факторы его развития 11
1.3 Организации, регулирующие международную туристическую деятельность. 15
2 Современный этап развития международного туризма 20
2.1 Правовое регулирование туристической деятельности в мире 20
2.2 Правовое регулирование туризма в России 24
2.3 Современное состояние международного туризма 27
2.4 Россия в системе международного туризма 32
3 Перспективы развития международного туризма 36
3.1 Проблемы развития международного туризма 36
3.2 Прогнозы развития международного туризма 39
Заключение 44
Приложение 1 48
В целом за первые два месяца 2010 года число международных туристов составило 119 млн., что на 7% больше относительно 2009 года, но все же на 2% меньше по сравнению с рекордным 2008 годом.
Всемирная туристская организация составила список 10 самых популярных стран мира по данным статистики за 2009 год. Самой большой популярностью по прежнему пользуются европейские страны:
1 Франция 74,2
млн посещений. (-6,3%)
2 Соединенные Штаты Америки 54,9 млн. (-5,3%)
3 Испания 52,2 млн. (-8,7%)
4 Китай 50,9 млн. (-4,1%)
5 Италия 43,2 млн. (1,2%)
6 Великобритания 28,0 млн. (-7%)
7 Турции 25,5 млн. (2,0%)
8 Германия 24,2 млн. (-2,7%)
9 Малайзия 23,6 млн. (7,2%)
10 Мексике 21,5 млн. (-5,2%)
Несмотря на то, что самые посещаемые страны мира находятся в Европе, наибольшие доходы от туристической деятельности получили Соединенные Штаты Америки:
1. Соединенные Штаты Северной Америки - $ 94 млрд (-14,6%)
2. Испания - 53,2 млрд долл. (-13,7%)
3. Франция - $ 48,7 млрд. долл. (-12,7%)
4. Италия – 40,2 млрд. долл. (-12,0%)
5. Китай – 39,7 млрд. долл. (-2,9%)
6. Германия – 34,7 млрд. долл. (-13,3%)
7. Великобритания – 30,0 млрд. долл. (-16,6%)
8. Австралия Океания - 25,6 млрд. долл. (+3,4%)
9.Турция – 21,3 млрд. долл. (-3,2%)
10.Австрия – 19,4 млрд. долл. (-10,1%)
В 2009 году произошло два основных изменения в списке 10 стран, ведущих по показателям международного турпотока и доходам. Франция, США и Испания продолжили свое лидерство как в плане въездного турпотока, так в плане денежных поступлений, хоть и в обратном порядке. Франция остается ведущей среди туристических стран в плане въездного турпотока и занимает третье место по доходам. США занимает первое место по доходам и второе по въездному турпотоку. Испания не отступает от своей позиции второй в мире и первой в Европе страны по туристическим доходам, по количеству посещающих ее туристов она – на третьем месте. В 2009 году Турция и Германия поднялись на одну позицию выше по показателям въездного турпотока, заняв соответственно седьмое и восьмое места. По этому же показателю Малайзия в 2009 году вошла в список лидирующей десятки, поместившись на девятое место.
Самым посешаемым городом мира остается Париж (14,8 млн. туристов), на втором месте Лондон (14,1 млн.). Далее идут Бангкок (10,21 млн.), Сингапур (9,7 млн.), Куала-Лумпур (8,9 млн.), Нью-Йорк (8,7 млн.).
В
десятке ведущих в
В настоящее время международный туризм достаточно быстро восстанавливается, однако несмотря на явное улучшение слабых результатов 2009 года, нынешний рост следует рассматривать с осторожностью, так как сравнение идет с особенно слабым периодом 2009 года – самыми тяжелыми месяцами всемирного экономического кризиса. Лидерами по въездному туристическому потоку и поступлениям от туристической деятельности по-прежнему остаются страны Запада и США, хотя темпы их восстановления значительно отстают от темпов восстановления стран Африки и Востока.
Экономическая изоляция была характерна для советского периода нашей страны. Она не могла не сказаться и на характере туризма, который в целом ориентировался на внутренний санаторно-курортный комплекс и лишь в ограниченном объеме экспортировал туристские услуги. Ситуация стала меняться с началом институциональных преобразований, и постепенно российский рынок завоевал себе достойное место на мировой арене. В рейтинге UNWTO, составленном по итогам 2007 г., Россия занимает 9-е место в мире по международным туристским расходам, 10-е место – по международным прибытиям, но лишь 30-е место – по поступлениям от международного туризма. Это говорит о том, что Россия не использует свой туристчкий потенциал в полной мере.
В целом в 2009 г. выездной туризм с целью отдыха снизился на 15,5%, т.е. почти 1,8 млн. российских туристов предпочли сэкономить на отдыхе. В то же время въездной туризм снизился только на 8,5%, что в численном выражении составляет примерно 200 тыс. человек.
Тройка
лидеров наиболее предпочтительных
для россиян туристических
На туристическом обмене между Россией и Израилем благоприятно сказалась отмена визового режима: несмотря на кризис, число российских туристов, посетивших Израиль, возросло на 36%, а число туристов из Израиля, посетивших нашу страну, возросло на 42%.
Также увеличилось количество российских граждан, посетивших Германию, Швейцарию, Великобританию, США, Корею, Нидерланды и Латвию. Во многом увеличение спроса на путешествия в эти страны является исключительно заслугой их правительств и предпринимаемыми мерами, направленными на преодоление негативного влияния экономического кризиса на развитие туризма. Например, в Корее для привлечения иностранных туристов разработана государственная программа VISIT KOREA YEAR на 2010-2012 годы, которая предполагает гибкую систему скидок, поощрений и распродаж для туристов, а для российских туроператоров, рекламирующих это направление в СМИ, оплату их расходов на рекламу в размере 70%. Большую роль в привлечении туристов играют также отмена и упрощение визовых режимов.
В то же время, страны, не предпринимающие никаких активных действий по увеличению туристического потока, теряют русских туристов. От 20 до 90% наших туристов потеряли в 2009 г. Хорватия, Литва, Япония, Норвегия, Мальта, Иордания, Эстония и Канада.
В I полугодии 2010 г. произошло резкое увеличение числа турпоездок практически по всем популярным у россиян направлениям, что привело не только к возврату значений показателей к уровню докризисного 2008 г., но иногда и к значительному их превышению. По сравнению с I полугодием 2009 г. более, чем в 2 раза увеличилось количество туристов, посетивший Таиланд, Кипр, Хорватию, Египет, Израиль, Мальту и Канаду. Из популярных направлений только Норвегия, Румыния и Словакия продолжают терять свои позиции. Особенно снижение турпотока коснулось Словакии, въезд куда сократился более, чем в 2 раза по сравнению с прошлым годом. А наибольшее увеличение турпотока коснулось Египта, куда за первое полугодие 2010 г. въехало более 1 млн. россиян. Главную роль здесь играют привлекательные цены в сочетании с благоприятным климатом и практически круглогодичной доступностью. для всевозможных видов отдыха.
Очевидно, что в 2010 г. практически все страны предпринимают значительные усилия по преодолению кризиса в сфере туризма.
По въездному туризму, как уже отмечалось, показатели сократились не так сильно, как по выездному. По-прежнему, наибольшим спросом пользуется Россия у граждан Германии, США, Великобритании, Финляндии, Италии и Китая. При этом число туристов из Великобритании и Финляндии возросло, а из Китая и Италии, наоборот, снизилось. Возрос интерес к нашей стране у граждан Китая, Турции, Израиля, Малайзии, Египта, Туниса и Филиппин. Турпоток из этих стран возрос более, чем на 30%. В то же время более, чем на 20% снизился турпоток из США, Великобритании, Испании, Канады, Австрии и Мальты. Для дальнейшего развития въездного туризма и увеличения турпотока в Россию необходимо укреплять международные связи и создавать более благоприятные условия для путешествий иностранных туристов.
В 2004 году Россию посетило 2.6 млн. иностранных туристов, в 2005, 2006 и 2007 – по 2.3 млн., а в 2008 - 2,2 млн., что даже меньше чем в 1997 году. В 2009 въездной туризм снизился на 8,5%, примерно на 200 тысяч человек, по сравнению с 2008 годом. В первой половине этого года поток иностранных туристов вырос на 15,3% по сравнению с показателями первого полугодия 2009 года. Страну посетили 760 тысяч 515 человек.
Более, чем на 20% снизился поток туристов из Италии, Турции, Кореи, Польши, Чехии, Кипра, Словакии, Филиппин и ОАЭ.
В целом, последствия кризиса в сфере туризма успешно преодолеваются многими странами, что создает благоприятные условия для дальнейшего развития и укрепления въездного и выездного туризма в России[22]
Особую роль в развитии международного туризма играют глобализационные процессы. Глобализация способствует развитию туризма, но при этом она несет с собой и негативные моменты, которые прямо и опосредствовано влияют на развитие индустрии туризма. Идет речь об экологических проблемах, вспышках заболеваний и эпидемии в разных уголках мира и угрозе террористических актов. Большинство из перечисленных проблем имеет региональный характер, но глобализация "принуждает" реагировать на них всю мировую индустрию туризма.
Взаимосвязанность экологии и туризма является одним из определяющих моментов глобального развития туристической индустрии и собственно глобализации и регионализации. С одной стороны, транснациональные корпорации осваивают страны с благоприятной экологической ситуацией и уникальными природными ресурсами, вовлекая их в туристическое использование. Это часто приводит к деградации экосистем и необходимости внедрять мероприятия по их охране и развивать альтернативные виды туризма, развитие которых базируется на принципах постоянства, - экологического, научного, сельского зеленого, приключенческого и тому подобное. Из другого - многочисленные техногенные аварии и катастрофы в районах традиционного отдыха, интегрированных в мировую индустрию туризма, выводят их из ранга популярных и создают ряд проблем на пути последующего развития[23]
Пандемия
СПИДа, вместе с неблагоприятными естественными
условиями и социально-
Распространение атипичной пневмонии (SARS) в течение 2002-2004-х годов повлекло миллиардные убытки индустрии туризма Канады, Китая, Тайваню, Сингапуру и всему юго-восточному региону Азии.
Туризм также стал заметной мишенью актов терроризма, сопровождающихся серьезными экономическими издержками и негативными социальными последствиями. Текущая угроза терроризма является все более заметным элементом мировой туристской ситуации на фоне прочих преступлений и правонарушений, которым по-прежнему подвергаются туристы. Задача состоит в том, чтобы создать более действенные глобальные системы обеспечения безопасности, увеличивая при этом туристские потоки, уважая достоинство туристов и обеспечивая всем и в особенности беднейшим странам возможность активного участия в этих системах в плане квалифицированных людских ресурсов, технологии и финансов.
Международный терроризм приобретает новые формы и возможности связанные с процессами глобализации, развитием мировых информационных, экономических и финансовых связей[25]. Во многих случаях террористы таким образом пытаются затормозить, а то и остановить потоки туристов, которые для отдельных стран являются ощутимым источником поступления валюты. Турция, Египет, Израиль, Индонезия, Филиппины, США, Испания, Россия, Франция, Большая Британия - далеко не полный перечень стран, которые почувствовали на себе последствия террористических актов, а в настоящее время они принадлежат к террористически потенциальным, что удерживает определенную часть туристов от путешествий.
Ярким примером зависимости производителей туристического продукта от негативных тенденций развития общества в глобальном масштабе являются итоги финансовой деятельности за 2002 год одной из наибольших европейских туристических компаний "Томас Кук". В сравнении с предыдущим годом, прибыли компании уменьшились на 10%. По мнению аналитиков, главными причинами такого резкого падения являются трагические события 11 сентября 2001 года в США и потенциальная угроза других террористических актов, а также вспышки атипичной пневмонии (SARS) в азиатском регионе, которые отпугивают людей от путешествий и покупки туров. Такое положение вещей заставило руководство компании прибегнуть к беспрецедентным шагам, направленным на экономию средств. Одним из мероприятий стала продажа 13 "Боингов", которые обслуживали клиентов компании . Таким образом, событию в США, Канаде и Восточной и Юго-восточной Азии непосредственно повлияли на ситуацию на туристическом рынке Европы[26]