Международный туризм и интеграционные процессы : факторы взаимовлияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:25, реферат

Краткое описание

Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств – основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Интеграционные процессы…………………………………………………….5
2. Мировая экономическая интеграция(МЭИ). ..……………………………….8
3. Международный туризм……………………………………………………...12
4. Развитие международного туризма…………………………………….........13
5. Значение и функции международного туризма для развития экономики государства………………………………………………………………………28
6. Наиболее популярные направления туризма……………………………….28
7. Прогнозы развития международного туризма(UNWTO)…………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

международный туризм и интеграциооные процесс.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

     Интеграция - это особый этап в процессе интернационализации хозяйственной жизни, который ведет к созданию нового качества - целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне слитый хозяйственный механизм).

Признаки интеграции:

  • взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
  • на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;
  • необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных  (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

Условия интеграции:

  1. развитая инфраструктура;
  2. наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база);

Уровни интеграции:

    макроэкономический (государственный уровень);

    микроэкономический (межфирменный - ТНК).

Преимущества интеграции:

  1. Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
  2. Возрастает конкуренция между странами.
  3. Обеспечение лучших условий торговли.
  4. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
  5. Распространение передовой технологии.

Отрицательные последствия:

  1. Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
  2. Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
  3. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

     Переходу  к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли — экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик.

     В современной теории МЭИ различают  пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов:

  • зона свободной торговли;
  • таможенный союз;
  • единый или общий рынок;
  • экономический союз;
  • экономический и валютный союз.

     Строго  говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально все из указанных этапов — ЕС. Другие интеграционные группировки пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы.

     3. Международный туризм

     Туризм  занимает значительное место в международных  отношениях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами. В положении о лицензировании международной туристической деятельности установлено, что под международной туристической деятельностью понимается прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ" гласит, что "туризм- это временные выезды (путешествия) граждан РФ ,иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных , познавательных, спортивных, религиозных, профессионально-деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания". В настоящее время туризм классифицируется: По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп - туризм; религиозный; учебный и др.; по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный; по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный; по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный; по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный; по сезонности: активный туристский сезон, меж сезон (полу сезон), не сезон; по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный; по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан). Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня 
культуры и образования международный туризм также будет развиваться.

     4.  Развитие международного туризма

     В 60-70-х гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в  котором участвуют все без  исключения страны. Согласно данным Всемирной туристской организации в 2007 году число только международных туристских поездок составило около 900 млн (в 2004 году — 766 млн.). В 2005 году на Европу пришлось 444 млн прибытий, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 156 млн, на Северную и Южную Америки — 133 млн, на прочие регионы — 75 млн.

      На  сегодняшний день отрасль международного туризма в условиях современного мирового хозяйства можно охарактеризовать следующим образом: это крупнейшая отрасль современной мировой экономики, имеющая примерно 3,5 трлн. долларов оборотного капитала и включающая в себя такие компоненты как: путешествия, проживание, питание. Эта отрасль является ведущим налогоплательщиком, обеспечивает работой более 250 млн. человек в мире, представляет собой самую быстро развивающуюся отрасль мировой экономики.

      Международный туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей современной мировой экономики. В сфере туризма занят каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 6% мирового экспорта, треть мировой торговли услугами и 3,5 трлн. долларов оборотного капитала. Темпы роста отрасли туризма являются одними из самых высоких в мире и составляют от 4 до 20% в год в зависимости от региона. В течение 2005-2007 годов мировой ВВП в неизменных ценах рос на 3,3%, 3,7% и 3,4% соответственно. Экспорт товаров рос с опережением и составил за этот период по годам соответственно 6,5%, 8,5% и 5,5%. Значительный сегмент мировой торговли занимает торговля услугами. В 2007 г. по данным ВТО на долю коммерческих услуг пришлось 19,4% мирового экспорта товаров и услуг. Основное, определяющее место в системе глобальной торговли услугами занимает туризм. На его долю в 2007 г. приходилось 5,1% мирового экспорта товаров и услуг и 26,4% общего объема глобального экспорта услуг. По данным UNWTO он занимает первое место в мировой торговле и в обеспечении доходов от экспорта. Доходы от туризма в 2007 г. составили US$ 856 млрд. USD (€ 625 млрд.). По данным президента Всемирного совета туризма и путешествий в 2005 г. индустрия туризма создала во всем мире более 200 млн. рабочих мест. Президент Европейской туристской комиссии (ETC) считает, что в Европе в туризме трудится 4,2-5,0% от общего числа занятых работников. Это 6,8- 8,0 млн. рабочих мест. Кроме того, косвенно сферу туризма обслуживает еще 20 млн. рабочих мест. Большинство из этих рабочих мест приходятся на малые, средние или семейные предприятия.

  Ускорение развития мировой торговли услугами, в том числе туристическими, приводит к усложнению и иерархизации мирового рынка туристических услуг, представленного всеми странами мира. Оказывая огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие. Туристический рынок выступает катализатором социально-экономического развития и может стать точкой роста для национальной экономической системы, что особенно актуально для стран с развивающейся экономикой, поскольку международный туризм способствует рациональному использованию ресурсов, получению валютной выручки, ускорению инвестиционного процесса, повышению занятости, уравновешиванию платежного баланса.

  Туризм и территория, на которой он развивается, взаимовлияют друг на друга, взаимозависимы и взаимодополняемы. В основе региональной политики развития туризма должен лежать учет специфики региона, состояния местного самоуправления, охраны и восстановления природных и историко-культурных туристских ресурсов.

      Одним из важнейших факторов эффективного функционирования и развития туристического рынка является его управление, отражающее оперативную и гибкую реакцию на быстро меняющуюся ситуацию в современных условиях. Успешный и прибыльный туристический бизнес - это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристического рынка, на полном и всестороннем исследовании потребностей и запросов туриста. Современная туристическая индустрия не может эффективно функционировать без совершенствования управляющей подсистемы. Важнейшие направления маркетинговых исследований в туризме: исследование продукта, рынка продаж, цен, продвижения продукта маркетинговыми методами и технологии доведения продукта до потребителя.

      Выделяется  несколько функций международного туризма (экономическая, рекреационная  и гуманитарная), в процессе осуществления  которых и происходит воздействие  туризма на экономику страны. Причем, это воздействие проявляется  в двух видах - прямом и косвенном.

      Прямое  влияние туризма на экономику  страны - это количественный показатель, характеризующий объем расходов туристов на покупку услуг и товаров  в ходе поездки, за вычетом объема импортируемых товаров и услуг, необходимых для полного обеспечения  потребностей туристов. Косвенное влияние туризма или "эффект мультипликатора" проявляется как вклад туристской отрасли в другие отрасли экономики по мере циркуляции туристских расходов в стране.

      Международный туризм можно рассматривать как  одно из средств развития национальной экономики стран мира, которое проявляется в рациональном использовании странами своих природных ресурсов и на этой основе производстве и предоставлении туристам дополнительных видов товаров и услуг, что расширяет участие стран в международном разделении труда; как эффективный источник валютных поступлений; в том, что валютные доходы от туризма ускоряют инвестиционный процесс не только в сфере туризма, но и в других отраслях региональной и национальной экономики, способствуя развитию других регионов. Туризм в международной сфере способствует повышению качества, расширению ассортимента и осуществлению структурных сдвигов в национальном производстве товаров и услуг, обеспечивает рост числа занятого населения; поступления от туризма компенсируют пассив платежного баланса.

      Как отрасль мирового хозяйства международный  туризм отличается крайне неравномерным  уровнем развития в регионах мира, что объясняется как разными  уровнями социально-экономического развития, особенностями структуры потребительского спроса и жизненными установками различных социальных и демографических групп населения, так и неравномерностью распределения рекреационно-туристских ресурсов, многоаспектной туристской политикой отдельных государств и международных организаций.

      Таким образом, с одной стороны, туризм способен оказать активное влияние  на экономику регионов, стран, в которых  он развивается, на их хозяйственную, социальную и гуманитарную сферу, с другой стороны, сама территория оказывает воздействие  на туристические потоки за счет своих природно-географических, культурно-исторических, этнографических, научных и других ресурсов, привлекающих посетителей. То есть, туризм и территория, на которой он развивается, взаимно влияют друг на друга, взаимозависимы и взаимно дополняемы.

      Каждый  регион как потенциальная зона развития туризма, имеет реальные особенности  и отличия в туристских ресурсах и инфраструктуре, в развитии экономики  и внешнеэкономической деятельности, менталитете и уровне потребностей населения, в демографических и миграционных процессах и прочее. Поэтому в основе региональной политики туризма должен лежать учет специфики регионов, уровень развития местного самоуправления, проблем охраны и восстановления природных и историко-культурных туристских ресурсов.

      Основываясь на изучении особенностей регионального распределения туристических потоков, а также, принимая во внимание, оценки экспертов ведущей международной организации в области туризма, в развитии современного мирового туристического рынка можно выделить следующие основные тенденции: рынок туристских услуг характеризуется постоянным приростом в среднем в размере 3,7% в год (в 2006 г. - прирост составил 4,5%, количество прибытий - 842 млн.); рост в последние годы достигается в основном за счет выездного рынка Азиатских государств, Среднего Востока, Центральной и Южной Америки и Европы; длительный международный туризм рос более быстрыми темпами, нежели краткосрочный; усилилось влияние на туризм внешних факторов (экономической ситуации, политической обстановки, уровня безопасности путешествий). Значительное воздействие на туризм оказали: широкое использование систем on-line бронирования; совершенствование авиаперевозок; оперативный обмен электронной информацией; эффективные коммуникационные системы. Возросла роль маркетинговых исследований, регулирующих туристическую политику.

Информация о работе Международный туризм и интеграционные процессы : факторы взаимовлияния