Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:12, курсовая работа
В данном курсовом проекте были рассмотрены явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятий и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия. Курсовой проект раскрывает суть видов конкурентного преимущества, также подробно раскрывается понятие конкурентоспособности в туристическом бизнесе. На примере отелей «Рэдиссон Лазурная» и «Ореанда» были рассмотрены сравнительные характеристики двух конкурентных организаций, была составлена таблица, которая наглядно показывает оценку конкурентоспособности одного из этих отелей.
Рынок несовершенной конкуренции предполагает:
Чистая (абсолютная)
монополия. Такая монополия сущ
Этой модели присущи четыре характерные черты:
В первом случае говорят о естественных монополиях. Это предприятия общественного пользования — электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. Действительно, довольно сложно предположить, что у метрополитена появится конкурент. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии или находятся в собственности государства, или действуют под его строгим контролем.
Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
В данной ситуации не требуется присутствия
на рынке тысяч или даже сотен
фирм, как при совершенной
Дифференциация затрагивает
Следовательно фирмы на рынке монополистической
конкуренции вступают в соперничество
не только (и даже не столько) через
цены, но и через всемерную
Что же монополистического в этой
модели? Каждая фирма в условиях
дифференциации продукции обладает
в некоторой степени
Олигополия. Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое число фирм (в пределах десятка) господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической.
Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и материалов, полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент и т.д.), дифференциация — на рынках потребительских товаров.
Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции между ними. В результате олигополия сближается с монополией.
Таблица №1 Основные модели рынка
Характеристика рынка |
Свободная конкуренция |
Чистая монополия |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Число фирм |
Очень большое |
Одна |
Много |
Несколько |
Тип продукта |
Стандартизированный |
Уникальный |
Дифференцированный |
Стандартизированный или дифференцированный |
Контроль над ценой |
Отсутствует |
Значительный |
Некоторый в узких границах |
Ограниченный или значительный при тайном сговоре |
Условия вступления в отрасль |
Очень легкие |
Блокированы |
Сравнительно легкие |
Существенные трудности |
Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Отсутствует |
Характеризуется особым вниманием к качеству, рекламе, торговым знакам и т.п. |
Очень типична, особенно при дифференциации продукта |
В соответствии с методами действия различают:
Ценовая конкуренция предполагает
продажу товаров или
В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, а в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки.
Неценовая конкуренция предполагает
предложение товаров более
Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эстетические показатели, безопасность.
В конкурентной борьбе все большую
роль стали играть надежность и репутация
фирмы-производителя или
Недобросовестная конкуренция. В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции, т.е. недобросовестная конкуренция. Она выражается в:
2.2. Особенности конкуренции туристического предприятия в РФ
Туристический рынок в России перспективен
и является одним из самых динамично
развивающихся в мире. Географическая
структура мирового туристического
рынка меняется. По данным исследовательской
компании Mintel, сейчас самая активно
путешествующая нация – немцы. Но
через 15 лет главным источником доходов
туроператоров станут жители стран
Азии, которые пока не входят в число
лидеров. Одной из самых перспективных
стран для туристического бизнеса
стала Россия. Прогноз Mintel на 2020 год
обещает, что россияне совершат 40 млн.
поездок, что обеспечит России седьмое
место после Франции в списке
самых путешествующих наций в
мире.
Анализ современных тенденций туризма
как сферы предоставления услуг, позволяет
сделать вывод о том, что, во многом условия
его развития зависят от государственной
политики, от применяемых инструментов
государственного регулирования.
Тем не менее, основные проблемы его функционирования носят региональный характер. И к ним, в первую очередь, следует отнести:
- отсутствие системного подхода
в развитии регионального
- рассредоточение информации о
различных компонентах
- ведомственные планы освоения
территорий, как правило, разрабатываются
без учета планировочных
- отсутствие в области
Проблемам туризма в научной литературе уделяли серьёзное внимание многие исследователи, среди которых: Квартальнов В.А. Байлик С.И., Уокер Дж.Р., Чудновский А.Д. и др.
Важным вопросом при рассмотрении
рынка туристических услуг, как
и рынка вообще возникает вопрос
конкурентной среды. Для того, чтобы
систематически привлекать определённый
сегмент потребителей, необходимо выявить,
найти или изобрести нечто, что
вызывало бы довольно постоянный интерес
у широкого круга научно ориентированных
людей с достаточным уровнем
дохода или у узкого круга, но с
высоким уровнем дохода. При этом
тема должна быть настолько привлекательна,
чтобы заинтересовавшиеся ею были готовы
поступиться особенностями
В целях разработки методологических подходов к изучению спроса на виды туризма необходимо решение следующих задач:
- уточнение соответствующей
- обоснование социальной и
- выявление особенностей, состояния,
теории и методологии рыночных
преобразований в туристическо-
- выявление основных проблем
и тенденций в
- исследование экономических
- исследование экономических
- обоснование перспективы
- оценка состояния и
В последнее время выбор
Высокая конкуренция на рынке туристических услуг заставила туристические фирмы уйти с легкого пути «зарядки цен» и сосредоточиться на мобилизации своих внутренних ресурсов.
Таких, как:
- лучший подбор и обучение персонала;
- сокращение накладных расходов;
- более эффективное вложение
средств в рекламу, поиск и
заключение более выгодных
- отладку отношений с
Между туристическими фирмами появились
отношения партнерства и
Туроператор – это организация, занимающаяся комплектацией туров, т.е. фирма-туроператор, разрабатывает туристические маршруты, обеспечивает их услугами гостиниц, транспортных компаний, экскурсионных бюро, организует рекламу, рассчитывает и устанавливает цены на туры по этим маршрутам, затем либо реализует туры сама, либо отдает их на реализацию фирме-турагенту.
Информация о работе Обеспечение конкурентоспособности туристического продукта