Обеспечение конкурентоспособности туристического продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:12, курсовая работа

Краткое описание

В данном курсовом проекте были рассмотрены явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятий и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия. Курсовой проект раскрывает суть видов конкурентного преимущества, также подробно раскрывается понятие конкурентоспособности в туристическом бизнесе. На примере отелей «Рэдиссон Лазурная» и «Ореанда» были рассмотрены сравнительные характеристики двух конкурентных организаций, была составлена таблица, которая наглядно показывает оценку конкурентоспособности одного из этих отелей.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 101.46 Кб (Скачать файл)

Рынок несовершенной конкуренции предполагает:

  • чистую монополию
  • монополистическую конкуренцию
  • олигополию

Чистая (абсолютная) монополия. Такая монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего к тому же близких заменителей.

Этой модели присущи четыре характерные  черты:

  • продавец выступает как единственный, а отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна
  • реализуемый продукт уникален, т.е. не существует его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт)
  • монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок
  • на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного характера

В первом случае говорят о естественных монополиях. Это предприятия общественного  пользования — электрические  и газовые компании, предприятия  водоснабжения, линии связи и  транспортные предприятия. Действительно, довольно сложно предположить, что  у метрополитена появится конкурент. Как правило, в странах с рыночной экономикой подобные естественные монополии  или находятся в собственности  государства, или действуют под  его строгим контролем.

Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

В данной ситуации не требуется присутствия  на рынке тысяч или даже сотен  фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы  производят стандартизированную или  однородную продукцию, при монополистической  — дифференцированную.

Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя  складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, интенсивности  рекламы и т.п.

Следовательно фирмы на рынке монополистической  конкуренции вступают в соперничество  не только (и даже не столько) через  цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг.

Что же монополистического в этой модели? Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой степени монопольной  властью над своим товаром; она  может повышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных  товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции  наряду с мелкими и средними могут  действовать и весьма крупные  фирмы.

Олигополия. Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое число фирм (в пределах десятка) господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической.

Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и материалов, полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент и т.д.), дифференциация — на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или  распределению рынков или по иным способам ограничения конкуренции  между ними. В результате олигополия сближается с монополией.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1 Основные модели рынка

Характеристика  рынка

Свободная конкуренция

Чистая монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Число фирм

Очень большое

Одна

Много

Несколько

Тип продукта

Стандартизированный

Уникальный

Дифференцированный

Стандартизированный или  дифференцированный

Контроль над ценой

Отсутствует

Значительный

Некоторый в узких границах

Ограниченный или значительный при тайном сговоре

Условия вступления в отрасль

Очень легкие

Блокированы

Сравнительно легкие

Существенные трудности

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Отсутствует

Характеризуется особым вниманием  к качеству, рекламе, торговым знакам и т.п.

Очень типична, особенно при  дифференциации продукта


В соответствии с методами действия различают:

  • ценовую конкуренцию
  • неценовую конкуренцию

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение  услуг по более низким ценам, чем  другие конкуренты.

В условиях цивилизованного рынка  снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и  средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные  монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем чтобы  с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, а в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки.

Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более  высокой производительностью, а  также более широкого ассортимента.

Особое значение приобретают такие  параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эстетические показатели, безопасность.

В конкурентной борьбе все большую  роль стали играть надежность и репутация  фирмы-производителя или поставщика товара, престижность. В последние  годы неценовая конкуренция, связанная  с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела  доминирующую роль. Важным инструментом конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки и торговые фирмы.

Недобросовестная конкуренция. В  условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями  часто используются методы, связанные  с нарушением норм и правил конкуренции, т.е. недобросовестная конкуренция. Она  выражается в:

  • демпинговых ценах — продаже товаров по цене ниже себестоимости
  • установлении контроля над деятельностью конкурента
  • злоупотреблении господствующим положением на рынке
  • установлении дискриминационных цен или коммерческих условий
  • зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров
  • введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки
  • тайных сговорах на торгах
  • ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение
  • недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов
  • нарушении стандартов и условий поставок товаров и услуг

 

 

2.2.    Особенности конкуренции туристического предприятия в РФ

 

Туристический рынок в России перспективен и является одним из самых динамично  развивающихся в мире. Географическая структура мирового туристического рынка меняется. По данным исследовательской  компании Mintel, сейчас самая активно  путешествующая нация – немцы. Но через 15 лет главным источником доходов  туроператоров станут жители стран  Азии, которые пока не входят в число  лидеров. Одной из самых перспективных  стран для туристического бизнеса  стала Россия. Прогноз Mintel на 2020 год  обещает, что россияне совершат 40 млн. поездок, что обеспечит России седьмое  место после Франции в списке самых путешествующих наций в  мире. 
 Анализ современных тенденций туризма как сферы предоставления услуг, позволяет сделать вывод о том, что, во многом условия его развития зависят от государственной политики, от применяемых инструментов государственного регулирования.

Тем не менее, основные проблемы его  функционирования носят региональный характер. И к ним, в первую очередь, следует отнести:

- отсутствие системного подхода  в развитии регионального туризма;

- рассредоточение информации о  различных компонентах туристического  потенциала региона в различных  организациях разной ведомственной  принадлежности;

- ведомственные планы освоения  территорий, как правило, разрабатываются  без учета планировочных ограничений,  возникающих в результате деятельности  соседних ведомств (в том числе  работающих в рамках ограниченного  доступа к информации - военные  ведомства, геологи);

- отсутствие в области управления  туристическим бизнесом квалифицированных  специалистов, владеющих широким  спектром знаний, как в области  туристического бизнеса, так и  в сфере краеведения, экономических  проблем региона.

Проблемам туризма в научной  литературе уделяли серьёзное внимание многие исследователи, среди которых: Квартальнов В.А. Байлик С.И., Уокер  Дж.Р., Чудновский А.Д. и др.

Важным вопросом при рассмотрении рынка туристических услуг, как  и рынка вообще возникает вопрос конкурентной среды. Для того, чтобы  систематически привлекать определённый сегмент потребителей, необходимо выявить, найти или изобрести нечто, что  вызывало бы довольно постоянный интерес  у широкого круга научно ориентированных  людей с достаточным уровнем  дохода или у узкого круга, но с  высоким уровнем дохода. При этом тема должна быть настолько привлекательна, чтобы заинтересовавшиеся ею были готовы поступиться особенностями комфорта, какого в РФ пока, увы, недостаточно, ради научной цели.

В целях разработки методологических подходов к изучению спроса на виды туризма необходимо решение следующих  задач:

- уточнение соответствующей терминологии;

- обоснование социальной и экономической  роли определенного вида туризма  в развитии туризма в регионе;

- выявление особенностей, состояния,  теории и методологии рыночных  преобразований в туристическо-рекреационном  комплексе;

- выявление основных проблем  и тенденций в функционировании  рынка рекреационно-туристических  услуг в сфере определенного  вида туризма;

- исследование экономических закономерностей  формирования спроса на услуги  по видам туризма;

- исследование экономических закономерностей  формирования рыночного предложения  услуг по отдельным видам туризма;

- обоснование перспективы развития  рынка услуг по виду туризму  на основе прогнозирования потребительского  спроса населения;

- оценка состояния и эффективности  государственного регулирования  в сфере предоставления услуг  по каждому виду туризма.

В последнее время выбор туристических  фирм стал для потребителя сопряжен с меньшим риском испортить отпуск или деловую поездку, потерять или  непонятно как потратить деньги, так как количество непрофессиональных и недобросовестных туристических  фирм сократилось значительно.

Высокая конкуренция на рынке туристических  услуг заставила туристические  фирмы уйти с легкого пути «зарядки цен» и сосредоточиться на мобилизации  своих внутренних ресурсов.

Таких, как:

- лучший подбор и обучение  персонала;

- сокращение накладных расходов;

- более эффективное вложение  средств в рекламу, поиск и  заключение более выгодных контрактов  с гостиницами;

- отладку отношений с транспортными  компаниями.

Между туристическими фирмами появились  отношения партнерства и кооперации, основанные на их дифференциации по географии  отправки и по преимущественным направлениям работы. В рекламных объявлениях  всё чаще встречаются слова туроператор  и турагент. Зачастую потенциальный  турист не знает, что эти слова  означают.

Туроператор – это организация, занимающаяся комплектацией туров, т.е. фирма-туроператор, разрабатывает туристические маршруты, обеспечивает их услугами гостиниц, транспортных компаний, экскурсионных бюро, организует рекламу, рассчитывает и устанавливает цены на туры по этим маршрутам, затем либо реализует туры сама, либо отдает их на реализацию фирме-турагенту.

Информация о работе Обеспечение конкурентоспособности туристического продукта