Основные принципы и методы организации гостиничного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:15, реферат

Краткое описание

Невозможно установить точную дату возникновения первых гостиниц. История данной индустрии уходит своими корнями в глубину веков. Как только люди начали путешествовать, потребовалось место, где можно было бы остановиться. Уже в Древней Греции существовали помещения при тавернах, где размещались путешественники. Но начало гостиничной индустрии было положено в Риме. Именно здесь купцы и чиновники для разрешения торговых вопросов часто вынуждены были выезжать и путешествовать по стране. Результатом таких передвижений стала развитая сеть постоялых дворов и гостиниц, построенных в основном вдоль дорог для удобства путешественников. Проводимые в Риме театральные представления также требовали помещения для размещения зрителей. Их строили недалеко от театров, так как иногда во время спектаклей шли дожди, и зрители вынуждены были прятаться в этих помещениях.

Вложенные файлы: 1 файл

глава1.docx

— 119.36 Кб (Скачать файл)

 Казахстан имеет очень  большие возможности для развития  успешного гостиничного хозяйства  и туризма. Этому способствует  географическое положение, политическая  стабильность,  богатейшая история  республики, самобытная культура, открытость  и ее готовность к сотрудничеству.

Как уже известно значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, взаимообогащения социальных связей , удовлетворения запросов любой личности очень велико. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Её развитие представляет обширный рынок рабочих мест. В каждом регионе туризм развивается по разному, и чаще всего выделяют следующие туристские регионы: Европа, Америка, Восточная Азия и район Тихого океана, Африка, Ближний восток, Южная Азия.

Согласно статистическим данным Всемирной туристкой организации на протяжении десятилетий наблюдается постоянный рост объемов между народного туризма. В среднем мировой туристский бизнес возрастает на 3-4% в год, несмотря на происходящие время от времени мировые и региональные кризисы.

Каждый туристский регион, в целях привлечениях дополнительных туристских потоков, создает для туристов наилучшие условия отдыха и путешествий, для того чтобы у туристов возникало желание возвращаться в данный регион. Немаловажную роль здесь играет доступность информации о туристском продукте как в различных средствах масс-медиа, так непосредственно и в местах отдыха и путешествий.

В двадцатом веке туризм превратился в одном из наиболее значимых социальных явлений. Расходы населения на туристские услуги в ряде стран занимают третье место после затрат на питание и жилье. Как правило, в сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в Казахстане, как конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса. Гостиничная сфера, как составная и основополагающая часть отрасли туризма

Туристские услуги в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает их роль в развитии отечественного туризма , а так же ставит определённые задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса. Гостиничная сфера, как составная и основополагающая часть отрасли туризма,  а так же ставит определенные задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса.

Размещение- самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия-суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций в истории человечества – уважения гостя, торжества его приёма и обслуживания.

Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономику туризма.

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение.

Гостиничную индустрию Казахстана можно разделить на два этапа: на гостиничную индустрию впервые годы независимости республики и на современную гостиничную индустрию, на мировом уровне.

Впервые годы независимости республики гостиницы работали по «аналогии» с советским периодом, т.е. доминирование административного подхода к управлению гостиничной индустрией вообще и качеством гостиничных услуг в частности, не имея представления о запросах потребителей и о своём положении на рынке. Но со временем многие проблемы и развитием государства эти проблемы стали решаться, но в Казахстане ещё не было целостной системы туризма со всеми необходимыми атрибутами – рекламой, торговыми услугами, транспортом, размещение, питанием, обеспеченностью связью и другие. Главными причинами этих проблем стал низкий уровень экономического и социального развития республики, которую можно отнести к разряду стран-экспертов туризма, когда выгоднее принимать туристов иностранных, нежели отправлять за рубеж своих.

В целом в туризме Республики, как и в послесоветский период так и в настоящее время,  доминирует процесс выезда туристов за рубеж. Поток отъезжающих туристов стабилизировался и составляет в среднем около 700 тысяч человек в год. Большая их часть выезжает за границу с коммерческими целями. В 2001 году 22 туристские компании республики занимались организацией чартерных авиарейсов в Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Индию, Южную Корею, Польшу, Грецию, Болгарию, Италию. В последние годы эта тенденция отрицательная количества туристов  стала снижаться, несмотря на появление новы Шоп-туров, в частности в Китай, Пакистан, Иран. Несколько уменьшилось количество туристов, выезжающих в коммерческие туры, - в Германию, Южную Корею, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты.

Между тем, Казахстан сам представляет интерес в туристском плане. Богатейшая история республики, начинается с первого века до нашей эры, редкостные материальные исторические памятники, самобытная культура, политическая стабильность, открытость республики и ее готовность к сотрудничеству, - все это располагает к интенсивному развитию туристкой индустрии.

Итак, анализ числа въезжающих туристов, за первый период развития индустрии гостеприимства на территории Казахстан, а именно за 1994-2002 годы показал, что пик посещений пришелся на 1995 год, прирост которого составил 101,7%  к предыдущему году, но в последующие годы более низкий, но и более ровный на уровне 15-17%. Доля  въезжающих туристов к общему числу колеблется от 5,1% в 1994 году до 10,6 % в 1997 году. Однако, наблюдается тенденция превышения числа выезжающих туристов, удельный вес которых за эти годы превышает долю въезжающих соответственно на 39,8% (1994 год) и 56,2 (2002 год).

Среднее количество дней проживания наших туристов, выезжающих в другие страны, составляют  5-6 дней, приезжающих в нашу страну до 1996 года – 6-8 дней, а с 1996 года проживание посетителей из Китая, Кореи, Пакистана значительно увеличилось ( в отдельных случаях до 119 дней). Очевидно, это люди, прибывшие не с туристической, а деловой целью.

Прирост туристов и других посетителей в республику всегда влияет на деятельность гостиниц. Следует отметить, что в настоящее время серьезным конкурентом гостиничных предприятий является сектор домашних хозяйств, сдающих в аренду (в том числе приезжающим по служебным и деловым поездкам) меблированные квартиры и коттеджи.

Если рассчитывать возможность приема гостиничных предприятий при максимально благоприятных условиях, то есть круглогодичной постоянной  их заполняемости посетителями, в отношении с реальными, то заполняемость гостиниц характеризовалось бы следующими показателями 1999 г. -29,7%, 2000 г.- 18,3% и в 2002 г.- 15,0%. То есть, наполняемость гостиниц посетителями колеблется от 30 до 15% и ежегодно снижается.

При привлечении туристов в республику возрастет интенсивность работы гостиничного хозяйства, где имеется резерв до 70% и при средней цене за 1 номер за сутки на человека 773 тенге( к концу 1999 года), 913 тенге в декабре 2000 года, значительно возрастет доходность, а также, соответственно, должно измениться соотношение доходов и расходов в сторону уменьшения последних.

Процесс приватизации привел к тому, что доля предприятий государственной формы собственности с 80% в 1994 году снизилось до 58% у сентябрю1997 года, соответственно в 1997 году увеличилась доля частных предприятий с иностранным партнерством (около 2%) и без иностранного участия (7%).

В 1994 году среднесуточные доходы за одного проживающего самые низкие у гостиниц, принадлежащим частным юридическим лицам, затем государству, частным гражданам. А уже с 1996 года доход предприятий государственной формой собственности ниже дохода частной собственности граждан и юридических лиц на 506-530 тенге, а деловой собственности с иностранным участием на 12-15 тысяч тенге.

Что касается второго этапа развития гостиничного хозяйства на территории нашей республики, то здесь наблюдается уже положительная тенденция роста качества обслуживании и размещения туристов.

С развитием гостиничного рынка произошел  переход от крупных форм собственности к малым, от государственных к частным, а также наблюдается функционирование малых индивидуальных форм (частных квартир).

Казахстанский гостиничный бизнес на данный момент развивается в плоскости делового туризма, хотя наибольший спрос наблюдается на гостиницы среднего класса.

Тем ни менее  Гостиничный бизнес Казахстана сегодня является одним из наиболее конкурентоспособных секторов среди других отраслей экономики. Так, в последние годы в республике наблюдается ежегодное увеличение гостиничных предприятий.

Количество предприятий ( гостиниц). 2004-2010 г

Как видно из рисунка 1 на 2004 г в стране функционировало 273 гостиницы, а по состоянию на 1 января 2011 года их количество достигло 485, то есть произошло увеличение почти в два раза. Единовременная вместимость –55918 койко-мест, количество обслуженных посетителей составило 2548868 человек с учётом индивидуальных предпринимателей. Необходимо отметить что рост гостиниц неравномерен, так из рисунка один видно что на 2010 год произошло заметное уменьшение гостиниц по сравнению с 2008и 2009 годами.

Кроме того, с каждым годом наблюдается рост цен на услуги размещения, и возникает ценовой дисбаланс, который в свою очередь сдерживает развитие гостиничного сектора и внутреннего туризма, а именно этот фактор влияет на заполняемость гостиниц ( таблица 3).

Таблица 3 – Динамика заполняемости гостиничных предприятий в разрезе областей республики за 2004-2010 гг. ( в процентах)

 

Область

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Отклонение  2010г. к 2004г.

Республика Казахстан

25,3

24,9

24,3

28,7

23,5

20,4

21,3

-4

Акмолинская

11,8

13,5

12,9

16,1

15,1

12,6

13,9

+2,1

Актюбинская

65,0

52,4

32,5

33,3

28,6

31,2

24,9

-40,1

Атырауская

67,6

24,4

22,6

51,0

55,8

62,7

60,0

-14,3

Алматинская

26.2

23,6

11,4

21,7

14,6

14,6

11,9

-7,6

Западно-КАзахстанской

14,4

20,8

23,5

23,2

56,7

24,9

20,9

+6,5

Жамбылская

27,2

29,5

36,1

34,8

26,6

25,3

28,0

+0,8

Карагандинская

21,2

24,1

18,5

18,7

16,1

13,4

13,7

-7,6

Костанайская

37, 6

18,2

27,4

32,5

32,9

27,6

26,7

-10,9

Кызылординская

16,1

17,4

14,7

17,5

16,2

17,1

23,0

+6,9

Мангистауская

36,5

39, 5

53,4

46,2

58,5

55,3

64,0

+27,5

Южно-Казахстанская

22,2

14,9

21,4

19,6

17,4

13,7

17,4

-4,8

Павлодарская

19,1

12,6

19,1

20,4

12,8

11,4

13,3

-5,8

Северо-Казахстанская

29,5

38,7

34,4

41,0

27,7

14,4

10,5

-19

Восточно-Казахстанская

15,2

15,7

15,6

16,4

12,8

11,0

11,5

-3,7

г. Астана

32,0

33,0

37,0

46,4

35,1

27,4

29,7

-2,3

г. Алматы

27,6

39,7

38,8

47,8

29,1

22,3

23,3

-4,3


 

Из таблицы видно, что на 1 января 2011 г. коэффициент загрузки составил 21,3 % в целом по республике, что на 4%  ниже по сравнению с 2004г.  В региональном разрезе лидерами по коэффициенту заполняемости на начало 2011 года выступили Мангистпауская (64,0%), Атырауская (60%), Актюбинская (34,9%), г. Астана (29,7%), Жамбылская (28%) и Костанайская (26,7%) области. Увеличение коэффициента загрузки в гостиницах Мангистауской области на 27,5% по сравнению с 2004г. связано с инвестиционной привлекательностью и развитием туристского кластера.

Значительное улучшение деятельности гостиничного бизнеса Казахстана в последние годы связано с событийными мероприятия международного уровня, непосредственно с Саммитом ОБСЕ, который прошел 1-2 декабря 2010 года в г. Астане, четвертыми зимними Азиатскими играми в январе 2011 года в городах Астане и Алматы, а также проведение дальнейших международных мероприятий таких как ЭКСПО 2017, и проведение выставок, конгрессов, семинаров и медиа-форумов.

Благодаря этим события на гостиничных предприятиях были проведены работы по совершенствованию их материально-технического состояния, выделены из городского бюджета средства и организованы тренинги по  обучению персонала гостиниц по предоставлению высококачественных  сервисных услуг по блокам: « Бронирование и регистрация», « Сервис в сфере питания», « Гостиничное дело», курсы по углублению иностранных языков. С целью улучшения загрузки гостиницы имеют реальную возможность обучения персонала системам бронирования по международным ведущим программам «Амадеу» и «Абакус».

Итак, проведенный мной анализ о гостиничном хозяйстве на территории республики Казахстан позволяет характеризовать индустрию гостеприимства как привлекательный сектор вложения инвестиций, за последние годы заметно увеличился вклад инвестиционных вложений иностранных и отечественных инвесторов в развитие сферы гостеприимства страны. По данным агентства по статистике Республики Казахстан в 2011 году инвестиции в основные средства предприятий сферы индустрии туризма и гостеприимства составили 30713,6 млн. тенге, из них в гостиницы с ресторанами – 56,8%, а в гостиницы без ресторанов – 13,1 %, в общем по сравнению с 2004 г. объем инвестиций увеличился в 2,5 раза.

Подведя итоги, следует отметить, что ожидание аналитиков и участников рынка обусловленные негативным влиянием экономического кризиса частично оправдались. Мировые кризисные изменения, начавшиеся в конце 2007 года, привели к появлению ряда проблем в гостиничном секторе Казахстана, выразившихся в потере потребительских характеристик  производимых услуг, снижения загрузки из-за резкого сокращения въездного туризма, Кроме того, увеличились сроки окупаемости объектов размещения и увеличились процентные ставки банков на строительство новых гостиничных предприятий. Но, проведение мероприятий международного уровня приведут к значительному росту деловой активности, а, следовательно, к экономическому подъему в гостиничном секторе Казахстана в ближайшем будущем.

Информация о работе Основные принципы и методы организации гостиничного хозяйства