Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 03:24, курс лекций
Средства воздушных перевозок. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом. Специфика организации морских и речных путешествий. Особенности обслуживания туристов при организации автобусных туров. Правовые основы перевозки пассажиров.
Раздел 1. Перевозки в составе туристского продукта
Раздел 2. Перевозка туристов авиационным транспортом
Раздел 3. Перевозка туристов железнодорожным транспортом
Раздел 4. Перевозка туристов водным транспортом
Раздел 5. Перевозка туристов автомобильным транспортом
Раздел 6. Перевозка туристов иными способами
Помимо этого, в России для осуществления речных круизов используются тешюхолы проектов Q-040 («Василий Суриков», «Илья Репин», «Максим Горький» и др.), Q-065 («Сергей Есенин» и др.), 92-016 («Феликс Дзержинский», «Федор Шаляпин», «Георгий Жуков» и др.), 305 («Башкортостан», «Салават Юласв» и др.), 588 («Родина», «Михаил Кутузов», «Мамин-Сибиряк» и др.).
В качестве организатора речных путешествий могут выступать либо сами судовладельцы, либо туристские компании. Например, Волжское речное пароходство осуществляет на теплоходах «Рихард Зорге», «Александр Свешников» следующие круизы: «Золотые купола России» по маршруту «Москва – Нижний Новгород-Москва» (10 дней) с посещением Углича, Мышкина, Костромы, Плёса, Мурома; «Узоры Костромы» по маршруту «Москва – Плёс – Москва» (6 дней) с посещением Углича, Мышкина, Ярославля, Костромы; кратковременные трехдневные путешествия по маршрутам «Москва – Углич – Москва» и «Москва – Тверь – Москва». Другой известный перевозчик – Московское речное пароходство предлагает круизные программы «Москва – Астрахань – Москва» (20 дней), «Москва – Санкт-Петербург – Москва» (продолжительностью 9 и 13 дней), «Москва – Ярославль – Москва» (5 дней), «Москва – Углич – Москва» (3 дня). Судоходная компания «Вояж», работающая в ростовском регионе, предлагает речные круизы по рекам Дону, Волге, Северный Донец, Маныч. Хлебниковский судоремонтный завод (одно из подразделений Московского пароходства), имеющий во владении двухпалубные теплоходы проекта 305 «Г. Пирогов» и «А. Шемагин», для невзыскательных туристов разработал программы окско-волжских поездок. Ряд пароходств – Камское, Московское, Енисейское, Ленское, Амурское и др. – заключают договоры с зарубежными компаниями на круизное обслуживание иностранных граждан.
Российские туристские компании, занимающиеся речными путешествиями и круизами, имеют свой флот или берут его во фрахт у судовладельцев. При сдаче судна во фрахт судовладелец может заключать договоры на обслуживание его во время стоянок, закупать питание, предоставлять заказчику теплоход, заправленный топливом. Этот способ сотрудничества обходится турфирмам дороже, хотя он менее хлопотный. Во втором случае оператор сам занимается заключением договоров со стоянками, приобретением топлива, питания и т.д. Данный вариант более трудоемкий и ответственный, поскольку арендатор отвечает за качество обслуживания на всем пути следования туристов. Однако такая организация круиза предоставляет турфирмам больше возможностей для минимизации расходов и соответственно для удешевления пакета. Вообще фрахт крупного теплохода может составлять от 4000 до 8000 S США в сутки.
Речные круизы, предлагаемые туристскими компаниями на российском рынке, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся водные путешествия, ориентированные в основном на отечественного потребителя. Их организуют: «Столичная судоходная компания», «Волга-Тур-Флот», «Речтурфлот», «Водолей», «Паллада», «Гама», «Соника», «Русские путешествия», «Сварог», «Волжские путешествия», «Алроса Трэвел», «Спутник-Гермес» и другие фирмы. Круизные туры, рассчитанные на иностранных граждан, продают фирмы «Ортодокс», «Турнорус», «Вис-Круиз», «Глобал-Сервис-Тур», «Мостурфлот» и др. Круизы на теплоходах по зарубежным рекам можно осуществить с помощью таких известных операторов, как «Ланта-Typ-Вояж», «Нептун». «МОНФО Турс», «Большой круиз» и др.
При организации речных круизов в России турфирма должна заключить договор с судовладельцем на условиях фрахтования судна или же подать заявку с указанием количества пассажирских мест (по категориям) намечаемого маршрута перевозки и количества полных рейсооборотов по дням. В любом случае пароходства требуют, чтобы заявки подавались не позднее 1 сентября года, предшествующего плановому. На основании полученных заказов и своих возможностей судовладельцы выделяют заказчикам теплоходы в аренду или определенное количество мест на соответствующих судах и не позднее 30 декабря заключают договор с турфирмой. После заключения договора турфирма имеет право начать реализацию путевок на круизные рейсы.
В договорах на аренду судов указывается:
- количество и наименование судов;
- количество мест на них по категориям;
- маршруты круизов и их сроки;
- количество постельных принадлежностей на один рейсооборот для каждого судна и их стоимость;
- стоимость билетов на каждый рейсооборот и общая сумма оплаты по договору;
- ответственность сторон.
Оплата за перевозку туристов должна производиться не менее чем за 15 дней до начала рейса.
Помимо договора на аренду транспортного средства турфирма должна заключить договоры: с управлением ресторанной службы на питание туристов; с принимающими организациями на предоставление экскурсионного обслуживания; договоры с кинопрокатными или видеопрокатными предприятиями для получения кино- или видеокопий для демонстрации их в кинозалах теплоходов; договоры с библиотеками на снабжение рейсов книгами; договоры с музыкальными коллективами, артистами, лекторами и т.п.
В период между туристскими рейсами (со времени окончания одного рейса и до момента начала другого – за 2 ч до отправления) пароходство имеет право использовать судно по своему-усмотрению
На пассажиров, проезжающих на круизных судах, по нсех случаях, не предусмотренных специальными правилами, распространяются все правила перевозки пассажиров, ручной клади и багажа, установленные для обычных пассажиров. Регистрация пассажиров на круизное судно начинается за 2 ч до его отправления.
В начале рейса капитан судна, руководитель круиза, директор ресторана и судовой врач проводят с туристами беседу, в которой излагают цели и условия поездки, правила поведения на судне, на берегу, во время купания.
При остановке в пути и выходе на берег турист должен иметь при себе туристскую книжку или корешок путевки, необходимые для предъявления при входе на судно вахтенному матросу. Вес вышедшие на берег должны возвращаться на теплоход к установленному времени, так как задержка рейса из-за неявки туриста не допускается.
Во время путешествия на борту теплохода туристам предоставляются различные виды услуг – как бесплатных, так и платных. Как правило, к бесплатным относятся: пользование бассейном, кинозалом, библиотекой, телевизором в салоне для просмотра телепрограмм, медпунктом для оказания первой помощи. К платным относятся: покупка товаров в баре, буфете, киосках, пользование парикмахерской, камерой хранения, прием заказов на такси с подачей к причалу, бронирование билетов на смежные виды транспорта.
На отечественных речных судах принята классификация кают по категориям в зависимости от условий комфортности (количество и расположение мест в каюте; место расположения каюты по длине и по высоте судна; кубатура, площадь и форма каюты; вид освещения – естественное или искусственное; наличие умывальника, душа, туалета). Приведем характеристику кают различных категорий трехпалубного теплохода «Александр Свешников» и четырехпалубного теплохода «Феликс Дзержинский», принадлежащих Волжскому речному пароходству.
К сожалению, отечественный пассажирский флот не в полной мере соответствует требованиям туристов, так как суда не имеют достаточного числа маломестных кают высших категорий.
Среди российских речных маршрутов, пользующихся наибольшей популярностью, выделяется прежде всего маршрут «Москва – Санкт-Петербург – Москва» (Москва – Углич – Плёс – Кострома – Ярославль – Кижи – Онежское озеро – Валаам – Ладожское озеро – Санкт-Петербург), для осуществления которого фрахтуются трех-, четырехпалубные комфортабельные суда вместимостью 250-300 человек. Этот маршрут востребован не только туристами, желающими реализовать экскурсионно-познавательную программу, но и паломниками, поскольку по пути следования теплохода расположены известные монастыри и церкви (Спасо-Преображенский монастырь, Покровская и Преображенская церкви и др.). В ряде случаев круиз на этом направлении комбинируется с железнодорожной перевозкой обратно в пункт отправления.
Из долгосрочных круизов неизменный успех имеет маршрут «Москва – Астрахань» длительностью 20 дней. Он лает возможность путешественникам ознакомиться с известными большими и малыми городами, расположенными на берегах великой Волги. Особенно возрастает спрос на это направление в середине и конце лета, когда наступает сезон созревания фруктов.
Следует иметь в виду, что в последние годы значительно улучшились развлекательные программы на речных судах. Например, на круизных маршрутах самарская компания «Спутник-Гермес» предлагает своим клиентам вечера классический музыки, варьете, эстрадные концерты.
У туристов, желающих отдохнуть в тесном семейном кругу или в кругу самых близких друзей, есть возможность отправиться в круиз по Дону на небольших речных судах, рассчитанных на 6-12 человек. Здесь курсируют теплоходы «Берегиня» и «Кристалл», оборудованные 2- и 4-местными каютами, душем, умывальником, туалетом, сауной, солярием. В кают-компании есть телевизор, аудио- и видеоаппаратура. Преимущество этих маленьких теплоходов заключается в том, что они могут причаливать практически к любому понравившемуся живописному месту, а пассажиры могут расположиться на берегу, покупаться, позагорать и даже порыбачить.
Круизы, осуществляемые по рекам Сибири и Дальнего Востока, также вызывают постоянный интерес у отечественных и зарубежных любителей водных путешествий. По рекам Оби, Иртышу, Лене, Енисею, Амуру и др. организуются 10-18-дневные круизы. Некоторые из них представляют собой комбинированные туры, реализуемые совместно с авиакомпаниями, например круиз по Енисею плюс авиаперелет до Северного полюса. Необычной программой отличается круиз по Лене на теплоходе «Михаил Светлов». Во время него круизеры знакомятся с жизненным укладом якутских деревень, посещают алмазные копи (карьеры, где производится добыча алмазной руды), активно занимаются рыбалкой и охотой. Для этого вместе с теплоходом из Якутска в Тикси отправляется катер, который доставляет на берег желающих поохотиться на уток. Охотничьи лицензии выдаются на месте, а начинающим охотникам помогают опытные инструкторы. В жаркую погоду планируются полеты на параплане, катание на водных мотоциклах, купание в сборном бассейне, установленном на палубе. Повара, обслуживающие теплоход, готовят для гостей блюда из оленины, омуля, нельмы. Одно из самых ярких впечатлений круиза – Ленские Столбы – скалы причудливой формы, возвышающиеся над рекой. Конечным пунктом круиза является город-порт Тикси, расположенный на берегу Северного Ледовитого океана. Этот круиз – один из немногих, сочетающих первозданную красоту природы с «цивилизованными» условиями отдыха, которые предлагают организаторы круизов по Лене.
Зарубежные речные круизы распространены в тех странах, где есть крупные реки и многочисленные озера, а также развита система каналов. В государствах Западной Европы популярны круизы по Днепру, Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе. Кроме того, для прогулок в западных странах предлагается прокат маленьких корабликов, управлять которыми может сам пассажир без какой-либо лицензии, поскольку весь инструктаж по пользованию лодкой занимает 45 мин.
Как правило, кораблики (лодки, боты) идут со скоростью не более 15 км/ч, что позволяет насладиться окружающей природой или городским пейзажем. На Африканском континенте популярны круизы по Нилу, в Южной Америке – по Амазонке, в Северной Америке – по Великим Озерам, соединенным между собой системой каналов.
Обязанности и ответственность перевозчика
Перевозчик – это лицо, которое (или от имени которого) заключает договор перевозки независимо от того, осуществляется ли фактически перевозка им самим или заменяющим перевозчикам.
Перевозчик заключает с пассажиром (туристом) договор перевозки пассажира и его багажа. В соответствии с данным договором перевозка охватывает следующие периоды:
♦ время, когда пассажир и (или) его каютный багаж находятся на борту судна;
♦ время посадки и высадки;
♦ время доставки пассажира с берега на судно (если стоимость такой доставки включена в стоимость билета).
Нахождение пассажира на морском вокзале, на причале или другом портовом сооружении включается в период перевозки.
Для каютного багажа период перевозки включает время, в течение которого пассажир находится па морском вокзале, но его багаж принят перевозчиком, находится на судне и не выдан пассажиру, то же касается багажа, который не является каютным.
Перевозчик отвечает за ущерб, причиненный пассажиру в виде телесных повреждений, смерти, порчи или утраты багажа, если происшествие, вследствие которого был нанесен ущерб, произошло во время перевозки и явилось следствием вины или небрежности перевозчика. Ответственность перевозчика в случае смерти пассажира по причине нанесения ему телесных повреждений не должна превышать 700 000 франков (франк -единица, содержащая 65,5 миллиграмма золота 900-й пробы). Однако законодательством стран-участников Конвенции может быть установлен более высокий предел ответственности.
Специфика организации морских и речных путешествий
Организацией морских и речных путешествий и круизов занимаются специализированные туристско-экскурсионные компании или бюро. В России большинство таких организаций созданы при пароходствах или коммерческих судоходных компаниях. Так, коммерческая судоходная компания "балтийские линии" имеет в своей структуре туристское бюро, занимающееся въездным водным международным туризмом, а также организацией авиационных перевозок российских туристов в Швецию. Морскими и речными путешествиями занимаются и другие туристские бюро или агентства.
Морские и речные круизы осуществляются на местных (между портами одного государства) и международных (между портами различных государств) каботажных линиях.
На круизном судне или пароме есть специальное бюро (cashier desk), где пассажиры могут обменять валюту, уплатить по счету, заказать такси в пункте прибытия или транзита, заказать экскурсии, а также получить специальную кредитную карточку для обслуживания на теплоходе.
В каждой каюте вывешиваются попалубный план корабля с указанием всех помещений, проходов (в том числе аварийных), график-расписание движения судна с указанием пунктов стоянки, перечень услуг на судне, правила для пассажиров, порядок аварийной эвакуации и другая информация. Багаж туристов, который не потребуется им в течение рейса, сдается в камеру хранения, остальной считается каютным багажом.
По международным правилам на судне с численностью свыше 12 пассажиров должен быть судовой врач.
Информация о работе Особенности перевозки туристов разными видами транпорта