Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 03:24, курс лекций
Средства воздушных перевозок. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом. Специфика организации морских и речных путешествий. Особенности обслуживания туристов при организации автобусных туров. Правовые основы перевозки пассажиров.
Раздел 1. Перевозки в составе туристского продукта
Раздел 2. Перевозка туристов авиационным транспортом
Раздел 3. Перевозка туристов железнодорожным транспортом
Раздел 4. Перевозка туристов водным транспортом
Раздел 5. Перевозка туристов автомобильным транспортом
Раздел 6. Перевозка туристов иными способами
Морские путешествия и круизы
Одним из самых распространенных видов водных путешествий являются круизы (cruise). В понятие круиза входит организация морских и речных путешествий с посещением портовых городов нескольких стран. Рынок круизов растет намного быстрее, чем другие виды транспортных путешествии (около 6% в году по числу пассажиров). В 1996 г. общее число круизных пассажиров в мире составило 6 млн. человек, что равняется 1% от всех международных туристов (567 млн. человек). Средняя загрузка морских круизных судов составляет в среднем 88%.
До 1999 г. предполагается построить 27 новых высоко-комфортабельных круизных судов, па что компании затрачивают 7 млрд долл., что превышает размер доходов от туризма во всем мире, составляющий 5,6 млрд. долл. К 1997 г. общее число круизных мест достигло 200 800, а коэффициент их использования – 88%. За счет введения в эксплуатацию судов (табл. 5.1) в 1997-1998 гг. число круизных мест возрастет на 42 800 пассажиров.
Как правило, круизное судно эксплуатируется не более 10 лет и один раз в 6-8 лет подвергается реконструкции.
В 1998 г. в России будет создана первая Ассоциация российских круизных агентств (АРКА).
За рубежом продажу туров на морские путешествия монополизировала Ассоциация морских круизных компаний. Она продаст более 85% ваучеров на круизы.
Круизы сочетают в себе морской и береговой отдых, в том числе экскурсии.
В настоящее время среди деловых людей пользуются спросом круизные конгресс-туры, круизные учебные туры, интенсив-программные языковые туры. На современных теплоходах для реализации таких туров оборудуются специальные конференц-залы с полным набором технических средств и оргтехники.
Пассажиры морских круизных судов при посещении зарубежных стран не пользуются услугами отелей и питания и по статистике ВТО считаются экскурсантами с особым иммиграционным паспортным режимом. В большинстве случаев для стран транзита, где пассажиры выходят на берег, не требуется специальная виза, однако срок их пребывания, как правило, не превышает 72 часов.
По зарубежной классификации класс кают (Cabin class) на круизном теплоходе обозначается следующим образом:
Premium P-1 (2-3-местное размещение со всеми атрибутами комфорта: ванная, туалет, мини-бар и др.);
Premium P-2 (2-местное размещение с теми же атрибутами комфорта); Stand art SI (2-3-местное размещение с частичными удобствами); Standart S2 (2-4-местное размещение с частичными удобствами); Economy – Е (экономический класс с 2-4-6-местным размещением и частичными удобствами).
В ряде случаев классификация может быть иной: Lux, A2-A4,
АВ2-АВ4, В2-В4. Морские внутренние круизы в России проходят по пяти бассейнам, в которых предусмотрен заход в 41 порт.
Крупнейший морской порт России – Санкт-Петербург. Он принимает крупнейшие океанские лайнеры ведущих круизных компаний мира. Здесь функционируют десятки регулярных, сезонных и чартерных маршрутов в Швецию, Финляндию, Норвегию, Германию и другие европейские страны. Следует отметить такие порты, как Калининград, Мурманск, Архангельск, Владивосток, Находка, Новороссийск, Сочи, Туапсе.
В настоящее время тенденция круизного бизнеса – это повышение качества и количества услуг на борту судна, некоторые из которых предоставляют 12-14-палубные «плавучие города», вмещающие 2,0-2,5 тыс. пассажиров.
Качество услуг обеспечивается достаточным количеством обслуживающего персонала (соотношение 1 человек на 2-3 пассажира) и их высокой квалификацией.
Многие круизы используются для специализированных бизнес-школ, семинаров, конференций, шоу-программ.
В современных круизных судах кроме традиционных услуг (бассейны, лифты, кино, видео, рестораны, сауны, солярий и т.д.), предусмотрены волейбольные площадки, теннисные корты, гольф и др.
Круизные суда сертифицируются по 6 категориям (звездам).
К последней категории 6 звезд (супер-люкс) принадлежит в мире всего 4 судна. Стоимость круиза данного класса – 8-10 тыс. долл. за неделю. Здесь размещение только в апартаментах. В стоимость такого круиза входит все, включая чаевые. Суда такого класса рассчитаны на 200 пассажиров и 150 членов экипажа. Питание на судах супер-люкс только индивидуальное с учетом конкретных запросов, привычек, традиций. Здесь реализуется элитный клубный отдых, где нет категории пассажиров, а есть термин – гости.
За рубежом наиболее распространенные круизы по Карибскому бассейну (Гренада, Антильские острова, Вирджинские острова – в зимний период). Средиземному морю (май-октябрь), Балтийскому морю и вокруг Скандинавии (май-август). Популярны также круизы на Дальнем Востоке, в Индийском океане, Австралии, Аляске, Антарктиде. Наиболее популярными круизы стали в США, где ежегодно несколько миллионов человек предпочитают данный вид отдыха. Американцы в основном пользуются услугами крупнейшей круизной компании Royal Carribean, работающей на туристском рынке более 25 лет. Компания располагает своим флотом из уникальных океанских лайнеров высшего класса. Имеет собственный остров Coco day в Карибском море, предназначенный для участников круизных туров.
Данная фирма реализует около 40 круизных туров по Карибскому морю, Панамскому каналу, вдоль мексиканского побережья и т.д. Все виды питания (за исключением алкогольных напитков и пива) на судне предоставляются бесплатно. Пассажиры круизных судов обеспечиваются кредитной картой компании. Фирма перевозит ежегодно около 800 тыс. туристов.
В 1996 г. впервые отправился в круиз по Карибскому морю самый большой в мире туристский лайнер «Sun Prinzessa» («Солнечная принцесса»), входящий в состав британской компании «P and O». К1998 г. будет спущен на воду еще более крупный теплоход «Grand Prinzessa» тоннажем 104 тыс. т.
В России много туристских компаний осуществляют эксклюзивные круизы. Фирма «Примэкспресс» предлагает туристам круизы «Новый год в Ницце», «Райское наслаждение», «Карибская ривьера», «Мексиканская фиеста» и др.
Туристская компания «Ланта-Тур» является генеральным представителем крупнейшей мировой круизной компании «Royal Carribean Cruises LTD». Она осуществляет для российских туристов круизы по 54 маршрутам с заходом в 134 порта мира в Карибском бассейне, Мексике, Багамских и Бермудских островах, на Аляске, на Дальнем Востоке, Гавайских островах. Теплоходы данной компании рассчитаны на 1800 пассажиров со всеми атрибутами комфорта: ночные бары, двухпалубный ресторан, клуб, казино, два кабаре, библиотека, игровой зал, дорожка для бега, открытые и закрытые кафе, бассейн со стеклянной крышей и т.д.
Под страхованием понимается система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов путем выплаты страхового возмещения.
Страхование туристских путешествий
Страхование как своеобразный вид бизнеса существовал еще в дореволюционной России, где операции по страхованию производили правительственные и земские учреждения, а также частные страховые компании.
В бывшем СССР страхование было полной монополией государства в лице Госстраха.
В настоящее время в России зарегистрировано более 3000 страховых компаний, из них около 50 крупнейших, на долю которых приходится около 43% всех страховых поступлений.
Однако поступление страховых взносов в России по отношению к валовому национальному продукту составляет менее 0,7%, что не только ниже аналогичных показателей многих зарубежных стран (8-10%), но и значительно ниже, чем это было в Российской Федерации на рубеже 80-90-х годов (около 3 %).
Это в первую очередь связано с такими основными факторами:
- низкими потенциальными возможностями национальных страховых компаний по размещению крупных страховых рисков;
- низким уровнем страховой культуры и грамотности в обществе;
- недостаточными льготами для страховщиков и страхователей в рамках существующего законодательства;
- небольшими размерами уставных капиталов и отсутствием достаточных страховых резервов;
- недостатком опыта страховой деятельности в условиях рынка, в том числе в оценке страховых рисков;
- слабая интеграция российского страхового рынка в европейский и мировой и др.
Правовые основы страхования в российской федерации
К настоящему времени в основном сформирована нормативно-правовая база страхования в России. Принят Закон Российской Федерации «О страховании», в котором впервые на законодательном уровне сформулирована специфика страхования как особой формы предпринимательской деятельности. В Законе отражены основные требования по:
- соблюдению всеми участниками страхования соответствующего законодательства, обеспечению защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства;
- выполнению участниками страхования обязательств по договорам страхования;
- содействию в появлении на страховом рынке страховщиков, имеющих прочную финансовую репутацию и пресечению деятельности недобросовестных страховых компаний;
- созданию условий для здоровой конкуренции на страховом рынке, эффективного развития страховых услуг, повышению культуры страхования.
Кроме данного основного Закона РФ «О страховании» принят также ряд других законов и законодательных актов:
♦ Закон РФ «Об основах проведения обязательного страхования на территории Российской Федерации»;
♦ Закон РФ «Об обязательном страховании ответственности перевозчика»;
♦ Закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств за причинение ущерба имущественным интересам третьих лиц»;
♦ Закон РФ «Об обязательном страховании военнослужащих и приравненных к ним лиц»;
♦ Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»;
♦ постановление Правительства РФ о внесении изменений в действующие нормативные акты в части отнесения затрат по добровольному страхованию имущества субъектов предпринимательской деятельности на себестоимость продукции, товаров и услуг;
♦ законодательный акт об увеличении минимального размера оплаченного уставного капитала предприятий и организаций, необходимого для получения ими лицензий на осуществление страховой деятельности;
♦ законодательный акт, разрешающий иностранным страховым компаниям, зарегистрированным в соответствии с национальным законодательством, учреждать на территории Российской Федерации страховые организации, действующие в соответствии с законодательством, без ограничения их доли в уставном капитале;
♦ законодательный акт об образовании фонда гарантий выполнения страховых обязательств;
♦ законодательный акт о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и др. В страховании участвуют две стороны:
- специальный орган-страховщик, создающий и использующий соответствующие фонды;
- юридические и физические лица-страхователи.
Их взаимоотношения регламентируются договором страхования; участником страховых отношений могут выступать также третьи лица (бенефициарии).
Договор страхования – это соглашение между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор, а страхователь обязуется уплатить страховой взнос (страховую премию) в установленные сроки.
Страховой случай – совершившееся и предусмотренное договором страхования или законом событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу или третьим лицам.
Страховой полис – документ, выдаваемый страховщиком в удостоверение договора страхования и содержащий его условия, являющийся также номерным бланком строгой отчетности.
Страховой туристский полис (traveller's unsurance policy) – документ, выдаваемый туристу страховой компанией в удостоверение договора страхования и содержащий его условия. Он имеет следующие реквизиты:
♦ тип полиса;
♦ наименование страховой компании;
♦ фирма-перестраховщик;*
♦ ее организационно-правовая форма;
Информация о работе Особенности перевозки туристов разными видами транпорта