Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:02, дипломная работа

Краткое описание

Целями и задачами работы являются:
• всестороннее мониторинговое исследование туристского потенциала Выборгского района;
• дать представление о туристских ресурсах, туристском потенциале;
• проанализировать проблемы использования туристских ресурсов Выборгского района;
• обосновать рекомендации по повышению эффективности использования туристского потенциала Выборгского района.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы анализа туристского потенциала……..4
1.1. Исследования туристского потенциала………………………………7
1.2. Особенности рынка туристских услуг……………………………….11
1.3. Методология оценки и использования туристского потенциала региона…………………………………………………………………14
Глава 2. Туристский потенциал Выборгского района Ленинградской области…………………………………………………………………………..23
2.1. Историко-географическое описание региона………………………….23
2.2. Функционально-целевой анализ туристского потенциала развития
региона…………………………………………………………………...27
2.3. Проблемы развития туризма в Выборгском районе Ленинградской
области……………………………………………………………………38
Глава 3. Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области………………40
3.1. Совершенствование нормативно-правовой базы……………………...40
3.2. Повышение инвестиционной активности в туризме………………….50
3.3. Рекомендации по развитию перспективных видов туризма………….54
3.4. Инвестиционная эффективность перспективных видов туризма
на примере горнолыжного……………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………………..78
Перечень использованной литературы…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 1. тур. потенциал спб и лен. области.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Предлагаемые рыболовные (рыболовно-охотничьи) комплексы пред­ставляют собой совокупность стационарных береговых (береговая опор­ная база) и плавучих мобильных (самоходных или буксируемых) средств, обеспечивающих автономное проживание туристов (рыбаков, охотников), а также необходимых сооружений для обеспечения рыборазвода. При необходимости плавучие мобильные средства могут заме­няться типовыми береговыми охотничьими домиками.

Создание сети охраняемых оборудованных автокемпингов ориенти­ровано преимущественно на международных и внутренних автотури­стов, путешествующих на личных автомобилях с жилыми прицепами «дома на колесах»), а также на обычных автотуристов. На базе такого автокемпинга предполагается строительство оборудованных автостоя­нок,  мотеля  (коттеджей),  торгового  центра (мини-маркета),  кафе (бистро), санитарно-гигиенических сооружений, в перспективе возмож­но создание придорожных туристских мини-комплексов с рекреационно-развлекательными элементами.

В инвестиционные программы регионов Северо-запада Российской Федерации входят проекты, связанные со строительством спортивных комплексов, объектов санаторно-курортного обслуживания бизнес-центров и реставрацией историко-культурных памятников. И все это правильно, так как в условиях рынка именно туризм является одним из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивое развитие большинства отраслей.

 

3.3.           Рекомендации по развитию перспективных видов туризма

 

Географическое положение и природа Ленинградской области имеют огромный потенциал для развития морского и речного круизного и яхтенно-катерного туризма. Протяженные акватории Финского залива, Ладожского и Онежского озер характеризуются морскими условиями плавания, полноводные реки Нева и Свирь дают возможность прохода крупных речных круизных судов. Важной особенностью рассматриваемых видов туризма является многофункциональность используемых плавсредств - морские и речные круизные суда, туристские парусные и моторные яхты и катера. Они совмещают в себе функцию размещения (во время путешествия туристы живут и питаются на борту судна), транспортную функцию (во время путешествия судно вместе с пассажирами-туристами движется по весьма протяженному маршруту), а также функцию развлечения (во время путешествия на борту судна и на стоянках организуется разнообразная культурная, экскурсионная и развлекательная программа). Такая многофункциональность туристских круизных судов и яхт определяет важное преимущество рассматриваемых видов туризма в условиях недостаточного развития гостинично-кемпинговой и дорожно-транспортной инфраструктуры на территории Ленинградской области.

Судозаходы морских круизных судов имеются только в Выборге, туда регулярно заходят суда круизной компании «Kristina Cruises». В 2003 году количество судозаходов снизилось в связи с тем, что Министерство иностранных дел РФ ввело новый порядок, обязывающий финских круизных туристов иметь российскую визу, хотя по международным правилам и традициям, а также в соответствии с российским законодательством, круизные туристы могут находиться в стране пребывания в течение 3-х суток без виз. В последние 8 -10 лет морской круизный туризм развивается исключительно динамично. Всемирная туристская организация в изданной в 2003 году книге «Развитие морских круизов» характеризует морские круизы как самый динамичный сегмент туристкой индустрии. Этому сопутствует увеличение количества морских круизных судов, обслуживающих туристов, и увеличение морских портов, занимающихся приемом и обслуживанием морских круизных судов. Такая же тенденция существует на Балтийском море — многие большие и малые порты Швеции, Финляндии, Дании, Германии и Польше активно продвигают себя на международном    рынке   морских    круизов.    Учитывая нарастающие грузовые мощности портов Высоцк и Приморск, необходимо  отметить  целесообразность ускоренного развития пассажирских причалов порта Выборг, а также продвижения Выборга как нового и интересного порта для малых и средних морских круизных судов. Наиболее эффективным средством здесь может быть участие в маркетинговых проектах международной Ассоциации круизных портов Европы "CRUISE EUROPE".

Интересным сегментом морского туризма, развивающимся и имеющим хорошие перспективы на будущее, является прогулочное пассажирское судоходство по Сайменскому каналу с заходом в Выборг. В 2003 году таких рейсов состоялось 167 и было перевезено около 9400 пассажиров. Основным направлением развития здесь является привлечение дополнительных прогулочных пассажирских судов и продвижение таких маршрутов на туристском рынке Санкт-Петербурга, Ленобласти и России, а также Финляндии и других европейских стран.

Водные акватории Ленинградской области интересны для развития яхтенно-катерного туризма. Наиболее перспективными районами являются шхеры Выборгского залива, острова Гогланд, Мощный, Соммерс, Сескар, Большой Тютерс и Березовые острова, а также южное побережье Финского залива в районе российско-эстонской границы.

Основным сдерживающим фактором в этой сфере является российская нормативно-правовая база, сильно отличающаяся от европейских норм и правил, регламентирующих яхтенное и катерное судоходство. Необходимо также развитие причальной инфраструктуры в местах, планируемых для использования в качестве яхтенных стоянок. В настоящее время инфраструктура яхтенных портов имеется только в Выборге, начато благоустройство причалов в бухте Суркюлан-Лахт на о. Гогланд.

Вопросы развития яхтенно-катерного туризма на акваториях I Ленинградской области рассматривались в международных проектах SUPORTNET «Устойчивое развитие сети яхтенных портов в акватории Балтийского моря. Интеграция России в Балтийскую сеть» (2001-2002 г.г.) и SUPORTNET II North-West RUS (2003-2004 r.r.). В указанных проектах рассмотрено состояние и обоснованы предложения по развитию международного яхтенно-катерного туризма в Выборгском и Кингисеппском районах Ленинградской области, включая острова Финского и Выборгского заливов. При разработке проектов использовался опыт Германии, Финляндии, Норвегии, Швеции, Эстонии, Латвии и Польши.

Для того чтобы международный яхтенно-катерный туризм развивался на морских и внутренних водных путях Ленобласти, необходимо совершенствование нормативных документов, регламентирующих маломерное судоходство и развитие причальной инфраструктуры. Другим важным направлением деятельности является продвижение и маркетинг акватории Ленинградской области как привлекательного района для яхтенного туризма на международном морском туристском рынке — участие в специализированных выставках, организация морских фестивалей, публикация информационно-рекламных материалов в специализированных яхтенных периодических изданиях.

Устойчивое развитие туризма на Северо-западе России может послужить основой для постоянного экономического роста региона в том случае, если во все планы развития будут включаться соображения, касающиеся окружающей среды. Необходимо поддерживать правильный баланс между экономическим ростом и задачами охраны и сохранения окружающей среды. Гуманизация туризма, то есть замена «жесткого» технозируемого туризма «мягким» экологическим или природным туризмом, позволит обеспечить физический и духовный отдых возможно большему числу людей в непосредственной близости к природе, удовлетворяя потребности отдыхающих, не нанося ущерба ландшафту и учитывая интересы местных жителей. Экологический и природный туризм в настоящее время является одним из самых перспективных направлений развитии туризма, становление и развитие которого может сыграть, весьма  положительную роль  в  восстановлении  и  сохранении природной среды, что является весьма актуальным для решения экологических проблем, которые возникли в результате коренных изменений технической базы производства и в системе «общество - природная среда». В высокоразвитых индустриальных странах Европы меняется  отношение  общественности к  окружающей  среде и постепенно общество «потребителей» превращается в общество «защитников природы» и Россия должна следовать тем же путем. Для устойчивого развития туризма на Северо-западе России необходимо осуществить переход от потребительских видов отдыха к «природосберегающим». Сдвиг в сторону направленного развития природного туризма позволит более равномерно освоить территорию Северо-запада и послужит основой для постоянного экономического роста региона.

Природный туризм не только позволит выработать бережное отношение к окружающей среде на Северо-западе, но и неизбежно приведет к росту потребности в территориях с дикой природой, где можно будет отдыхать, а также к росту туризма в тех районах, где окружающая среда находится в своем первозданном состоянии. Такими территориями оказались многочисленные реки, озера, заливы и моря, находящиеся на территории Северо-запада, а также заповедники, заказники и национальные парки.

Основные проблемы, которые мешают развитию природного туризма, общеизвестны: плохая обустроенность объектов туристского показа,   труднодоступность   из-за   плохих   дорог,   высокая криминогенная обстановка и др. Эти факторы приводят к тому, что множество уникальных  природных  объектов  Северо-запада не включаются в маршруты для иностранных гостей и используются лишь для внутреннего туризма. Вместе с тем, при реализации ряда мероприятий  негативное  влияние  этих  факторов  может  быть устранено.

Для развития природного туризма на территории национальных парков и заповедников Северо-запада необходимо проведение организационно-правовых мероприятий совместно с местной администрацией, представителями особо охраняемых природных территорий и туристских фирм, развитие материально-технической базе природного туризма и решение проблемы его кадрового обеспечения.

Не менее важной задачей является проблема кадрового обеспечения  природного  туризма:  создание  единой  системы подготовки специалистов по природному туризму, включающей как курсовую сеть подготовки и переподготовки организаторов и групповодов, гак и специалистов, бакалавров и магистров в области организации природного туризма на территории национальных парков и заповедников. В процесс обучения должны входить курсы обеспечения экстренной помощи и лечения приступов болезни, ознакомления с зимним и летним оснащением туристов для передвижения, рыбалки, проведения досуга, организации питания на природе, экстренного размещения на природе в зимних и летних условиях, культуры сауны и бани, организации сафари и др. Для этого необходимо решение следующих задач:

      определить перечень туристских профессий и учебных специальностей по природному туризму;

      разработать учебные рабочие программы, методические пособия;

      разработать квалификационные характеристики, профессиональные стандарты для подготовки бакалавров и магистров в области природного туризма;

      создать и оснастить оборудованием экспериментальные базы для проведения  практических  занятий  по  природному  туризму, тренинговые учебные фирмы;

      проводить    тренинг   -    семинары    для    обучения преподавателей вузов, готовящих специалистов, бакалавров и магистров в области природного туризма.

При создании единой системы подготовки специалистов по природному туризму целесообразно учесть опыт и методические разработки, выполненные в Санкт-Петербургском институте гостеприимства, в национальном парке "Паанаярви", в Савонлиннской школе природного туризма "Varpala", в процессе осуществления проекта TACIS "From Ladoga to the Polar Sea via Fennoscandinavian Green Belt".

Среди многообразия видов туризма важное место занимает сельский туризм. Это определяется тем, что в ряде регионов России, в том числе и в Ленинградской области, в сельских муниципальных образованиях этих регионов данный вид туризма рассматривается в качестве одной из веду­щих отраслей территориальной специализации, которая может внести значительный вклад в социально-экономическое развитие территории.

В то же время накопленный опыт успешного функционирования сельского туризма (в том числе ряда зарубежных стран) убедительно показывает, что для дальнейшего развития отечественного сельского туризма ему особо необходимы стимулирование и поддержка. Это вы­звано целым рядом внешних и внутренних условий:

- несовершенство нормативно-правовой базы, затрудняющее во­влечение в сферу сельского туризма крупного, среднего и малого бизнеса (в том числе иностранных, индивидуальных предприни­мателей);

-     специфичность объектов сельского туризма, предопределяющая
количественный и качественный состав туристского потока;

-                     ярко выраженная сезонность большинства объектов туристского
интереса и невозможность получения в связи с этим стабильного
дохода от туристской деятельности в течение всего года;

-   плохое состояние объектов туристского интереса и прилежащей
территории;

-   недостаточный уровень транспортной инфраструктуры, находя­щейся в ведении как региональных, так и местных властей, что
затрудняет доступ потенциальных туристов к объектам турист­ского
интереса;

-         неразвитость местной инфраструктуры сферы услуг;

-   низкая квалификация кадров сферы туризма и невысокое качест­во
обслуживания при предоставлении практически всех видов
туристских услуг.

Что касается поддержки сельского туризма, то, наряду с перечис­ленным, к субъектам поддержки можно отнести туристов, которые оп­лачивают определенные туристские услуги или жертвуют денежные средства на развитие того или иного объекта туристского интереса, а к объектам поддержки - объекты туристского интереса, а также объекты индустрии туризма и его инфраструктуры.

Информация о работе Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области