Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:02, дипломная работа
Целями и задачами работы являются:
• всестороннее мониторинговое исследование туристского потенциала Выборгского района;
• дать представление о туристских ресурсах, туристском потенциале;
• проанализировать проблемы использования туристских ресурсов Выборгского района;
• обосновать рекомендации по повышению эффективности использования туристского потенциала Выборгского района.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы анализа туристского потенциала……..4
1.1. Исследования туристского потенциала………………………………7
1.2. Особенности рынка туристских услуг……………………………….11
1.3. Методология оценки и использования туристского потенциала региона…………………………………………………………………14
Глава 2. Туристский потенциал Выборгского района Ленинградской области…………………………………………………………………………..23
2.1. Историко-географическое описание региона………………………….23
2.2. Функционально-целевой анализ туристского потенциала развития
региона…………………………………………………………………...27
2.3. Проблемы развития туризма в Выборгском районе Ленинградской
области……………………………………………………………………38
Глава 3. Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области………………40
3.1. Совершенствование нормативно-правовой базы……………………...40
3.2. Повышение инвестиционной активности в туризме………………….50
3.3. Рекомендации по развитию перспективных видов туризма………….54
3.4. Инвестиционная эффективность перспективных видов туризма
на примере горнолыжного……………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………………..78
Перечень использованной литературы…………………………………….
Предлагаемые рыболовные (рыболовно-охотничьи) комплексы представляют собой совокупность стационарных береговых (береговая опорная база) и плавучих мобильных (самоходных или буксируемых) средств, обеспечивающих автономное проживание туристов (рыбаков, охотников), а также необходимых сооружений для обеспечения рыборазвода. При необходимости плавучие мобильные средства могут заменяться типовыми береговыми охотничьими домиками.
Создание сети охраняемых оборудованных автокемпингов ориентировано преимущественно на международных и внутренних автотуристов, путешествующих на личных автомобилях с жилыми прицепами «дома на колесах»), а также на обычных автотуристов. На базе такого автокемпинга предполагается строительство оборудованных автостоянок, мотеля (коттеджей), торгового центра (мини-маркета), кафе (бистро), санитарно-гигиенических сооружений, в перспективе возможно создание придорожных туристских мини-комплексов с рекреационно-развлекательными элементами.
В инвестиционные программы регионов Северо-запада Российской Федерации входят проекты, связанные со строительством спортивных комплексов, объектов санаторно-курортного обслуживания бизнес-центров и реставрацией историко-культурных памятников. И все это правильно, так как в условиях рынка именно туризм является одним из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивое развитие большинства отраслей.
3.3. Рекомендации по развитию перспективных видов туризма
Географическое положение и природа Ленинградской области имеют огромный потенциал для развития морского и речного круизного и яхтенно-катерного туризма. Протяженные акватории Финского залива, Ладожского и Онежского озер характеризуются морскими условиями плавания, полноводные реки Нева и Свирь дают возможность прохода крупных речных круизных судов. Важной особенностью рассматриваемых видов туризма является многофункциональность используемых плавсредств - морские и речные круизные суда, туристские парусные и моторные яхты и катера. Они совмещают в себе функцию размещения (во время путешествия туристы живут и питаются на борту судна), транспортную функцию (во время путешествия судно вместе с пассажирами-туристами движется по весьма протяженному маршруту), а также функцию развлечения (во время путешествия на борту судна и на стоянках организуется разнообразная культурная, экскурсионная и развлекательная программа). Такая многофункциональность туристских круизных судов и яхт определяет важное преимущество рассматриваемых видов туризма в условиях недостаточного развития гостинично-кемпинговой и дорожно-транспортной инфраструктуры на территории Ленинградской области.
Судозаходы морских круизных судов имеются только в Выборге, туда регулярно заходят суда круизной компании «Kristina Cruises». В 2003 году количество судозаходов снизилось в связи с тем, что Министерство иностранных дел РФ ввело новый порядок, обязывающий финских круизных туристов иметь российскую визу, хотя по международным правилам и традициям, а также в соответствии с российским законодательством, круизные туристы могут находиться в стране пребывания в течение 3-х суток без виз. В последние 8 -10 лет морской круизный туризм развивается исключительно динамично. Всемирная туристская организация в изданной в 2003 году книге «Развитие морских круизов» характеризует морские круизы как самый динамичный сегмент туристкой индустрии. Этому сопутствует увеличение количества морских круизных судов, обслуживающих туристов, и увеличение морских портов, занимающихся приемом и обслуживанием морских круизных судов. Такая же тенденция существует на Балтийском море — многие большие и малые порты Швеции, Финляндии, Дании, Германии и Польше активно продвигают себя на международном рынке морских круизов. Учитывая нарастающие грузовые мощности портов Высоцк и Приморск, необходимо отметить целесообразность ускоренного развития пассажирских причалов порта Выборг, а также продвижения Выборга как нового и интересного порта для малых и средних морских круизных судов. Наиболее эффективным средством здесь может быть участие в маркетинговых проектах международной Ассоциации круизных портов Европы "CRUISE EUROPE".
Интересным сегментом морского туризма, развивающимся и имеющим хорошие перспективы на будущее, является прогулочное пассажирское судоходство по Сайменскому каналу с заходом в Выборг. В 2003 году таких рейсов состоялось 167 и было перевезено около 9400 пассажиров. Основным направлением развития здесь является привлечение дополнительных прогулочных пассажирских судов и продвижение таких маршрутов на туристском рынке Санкт-Петербурга, Ленобласти и России, а также Финляндии и других европейских стран.
Водные акватории Ленинградской области интересны для развития яхтенно-катерного туризма. Наиболее перспективными районами являются шхеры Выборгского залива, острова Гогланд, Мощный, Соммерс, Сескар, Большой Тютерс и Березовые острова, а также южное побережье Финского залива в районе российско-эстонской границы.
Основным сдерживающим фактором в этой сфере является российская нормативно-правовая база, сильно отличающаяся от европейских норм и правил, регламентирующих яхтенное и катерное судоходство. Необходимо также развитие причальной инфраструктуры в местах, планируемых для использования в качестве яхтенных стоянок. В настоящее время инфраструктура яхтенных портов имеется только в Выборге, начато благоустройство причалов в бухте Суркюлан-Лахт на о. Гогланд.
Вопросы развития яхтенно-катерного туризма на акваториях I Ленинградской области рассматривались в международных проектах SUPORTNET «Устойчивое развитие сети яхтенных портов в акватории Балтийского моря. Интеграция России в Балтийскую сеть» (2001-2002 г.г.) и SUPORTNET II North-West RUS (2003-2004 r.r.). В указанных проектах рассмотрено состояние и обоснованы предложения по развитию международного яхтенно-катерного туризма в Выборгском и Кингисеппском районах Ленинградской области, включая острова Финского и Выборгского заливов. При разработке проектов использовался опыт Германии, Финляндии, Норвегии, Швеции, Эстонии, Латвии и Польши.
Для того чтобы международный яхтенно-катерный туризм развивался на морских и внутренних водных путях Ленобласти, необходимо совершенствование нормативных документов, регламентирующих маломерное судоходство и развитие причальной инфраструктуры. Другим важным направлением деятельности является продвижение и маркетинг акватории Ленинградской области как привлекательного района для яхтенного туризма на международном морском туристском рынке — участие в специализированных выставках, организация морских фестивалей, публикация информационно-рекламных материалов в специализированных яхтенных периодических изданиях.
Устойчивое развитие туризма на Северо-западе России может послужить основой для постоянного экономического роста региона в том случае, если во все планы развития будут включаться соображения, касающиеся окружающей среды. Необходимо поддерживать правильный баланс между экономическим ростом и задачами охраны и сохранения окружающей среды. Гуманизация туризма, то есть замена «жесткого» технозируемого туризма «мягким» экологическим или природным туризмом, позволит обеспечить физический и духовный отдых возможно большему числу людей в непосредственной близости к природе, удовлетворяя потребности отдыхающих, не нанося ущерба ландшафту и учитывая интересы местных жителей. Экологический и природный туризм в настоящее время является одним из самых перспективных направлений развитии туризма, становление и развитие которого может сыграть, весьма положительную роль в восстановлении и сохранении природной среды, что является весьма актуальным для решения экологических проблем, которые возникли в результате коренных изменений технической базы производства и в системе «общество - природная среда». В высокоразвитых индустриальных странах Европы меняется отношение общественности к окружающей среде и постепенно общество «потребителей» превращается в общество «защитников природы» и Россия должна следовать тем же путем. Для устойчивого развития туризма на Северо-западе России необходимо осуществить переход от потребительских видов отдыха к «природосберегающим». Сдвиг в сторону направленного развития природного туризма позволит более равномерно освоить территорию Северо-запада и послужит основой для постоянного экономического роста региона.
Природный туризм не только позволит выработать бережное отношение к окружающей среде на Северо-западе, но и неизбежно приведет к росту потребности в территориях с дикой природой, где можно будет отдыхать, а также к росту туризма в тех районах, где окружающая среда находится в своем первозданном состоянии. Такими территориями оказались многочисленные реки, озера, заливы и моря, находящиеся на территории Северо-запада, а также заповедники, заказники и национальные парки.
Основные проблемы, которые мешают развитию природного туризма, общеизвестны: плохая обустроенность объектов туристского показа, труднодоступность из-за плохих дорог, высокая криминогенная обстановка и др. Эти факторы приводят к тому, что множество уникальных природных объектов Северо-запада не включаются в маршруты для иностранных гостей и используются лишь для внутреннего туризма. Вместе с тем, при реализации ряда мероприятий негативное влияние этих факторов может быть устранено.
Для развития природного туризма на территории национальных парков и заповедников Северо-запада необходимо проведение организационно-правовых мероприятий совместно с местной администрацией, представителями особо охраняемых природных территорий и туристских фирм, развитие материально-технической базе природного туризма и решение проблемы его кадрового обеспечения.
Не менее важной задачей является проблема кадрового обеспечения природного туризма: создание единой системы подготовки специалистов по природному туризму, включающей как курсовую сеть подготовки и переподготовки организаторов и групповодов, гак и специалистов, бакалавров и магистров в области организации природного туризма на территории национальных парков и заповедников. В процесс обучения должны входить курсы обеспечения экстренной помощи и лечения приступов болезни, ознакомления с зимним и летним оснащением туристов для передвижения, рыбалки, проведения досуга, организации питания на природе, экстренного размещения на природе в зимних и летних условиях, культуры сауны и бани, организации сафари и др. Для этого необходимо решение следующих задач:
определить перечень туристских профессий и учебных специальностей по природному туризму;
разработать учебные рабочие программы, методические пособия;
разработать квалификационные характеристики, профессиональные стандарты для подготовки бакалавров и магистров в области природного туризма;
создать и оснастить оборудованием экспериментальные базы для проведения практических занятий по природному туризму, тренинговые учебные фирмы;
проводить тренинг - семинары для обучения преподавателей вузов, готовящих специалистов, бакалавров и магистров в области природного туризма.
При создании единой системы подготовки специалистов по природному туризму целесообразно учесть опыт и методические разработки, выполненные в Санкт-Петербургском институте гостеприимства, в национальном парке "Паанаярви", в Савонлиннской школе природного туризма "Varpala", в процессе осуществления проекта TACIS "From Ladoga to the Polar Sea via Fennoscandinavian Green Belt".
Среди многообразия видов туризма важное место занимает сельский туризм. Это определяется тем, что в ряде регионов России, в том числе и в Ленинградской области, в сельских муниципальных образованиях этих регионов данный вид туризма рассматривается в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, которая может внести значительный вклад в социально-экономическое развитие территории.
В то же время накопленный опыт успешного функционирования сельского туризма (в том числе ряда зарубежных стран) убедительно показывает, что для дальнейшего развития отечественного сельского туризма ему особо необходимы стимулирование и поддержка. Это вызвано целым рядом внешних и внутренних условий:
- несовершенство нормативно-правовой базы, затрудняющее вовлечение в сферу сельского туризма крупного, среднего и малого бизнеса (в том числе иностранных, индивидуальных предпринимателей);
- специфичность объектов сельского туризма, предопределяющая
количественный и качественный состав туристского потока;
- ярко выраженная сезонность большинства объектов туристского
интереса и невозможность получения в связи с этим стабильного
дохода от туристской деятельности в течение всего года;
- плохое состояние объектов туристского интереса и прилежащей
территории;
- недостаточный уровень транспортной инфраструктуры, находящейся в ведении как региональных, так и местных властей, что
затрудняет доступ потенциальных туристов к объектам туристского
интереса;
- неразвитость местной инфраструктуры сферы услуг;
- низкая квалификация кадров сферы туризма и невысокое качество
обслуживания при предоставлении практически всех видов
туристских услуг.
Что касается поддержки сельского туризма, то, наряду с перечисленным, к субъектам поддержки можно отнести туристов, которые оплачивают определенные туристские услуги или жертвуют денежные средства на развитие того или иного объекта туристского интереса, а к объектам поддержки - объекты туристского интереса, а также объекты индустрии туризма и его инфраструктуры.