Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:02, дипломная работа
Целями и задачами работы являются:
• всестороннее мониторинговое исследование туристского потенциала Выборгского района;
• дать представление о туристских ресурсах, туристском потенциале;
• проанализировать проблемы использования туристских ресурсов Выборгского района;
• обосновать рекомендации по повышению эффективности использования туристского потенциала Выборгского района.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы анализа туристского потенциала……..4
1.1. Исследования туристского потенциала………………………………7
1.2. Особенности рынка туристских услуг……………………………….11
1.3. Методология оценки и использования туристского потенциала региона…………………………………………………………………14
Глава 2. Туристский потенциал Выборгского района Ленинградской области…………………………………………………………………………..23
2.1. Историко-географическое описание региона………………………….23
2.2. Функционально-целевой анализ туристского потенциала развития
региона…………………………………………………………………...27
2.3. Проблемы развития туризма в Выборгском районе Ленинградской
области……………………………………………………………………38
Глава 3. Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области………………40
3.1. Совершенствование нормативно-правовой базы……………………...40
3.2. Повышение инвестиционной активности в туризме………………….50
3.3. Рекомендации по развитию перспективных видов туризма………….54
3.4. Инвестиционная эффективность перспективных видов туризма
на примере горнолыжного……………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………………..78
Перечень использованной литературы…………………………………….
Ленинградская область - регион с богатейшим туристско-рекреационным потенциалом, обусловленным его уникальными географическими, природными и историко-культурными особенностями. Тем не менее, этот потенциал освоен далеко не полностью. Во многом это связано со слабым развитием инфраструктуры и индустрии туризма.
Основные проблемы, стоящие перед туризмом Ленинградской области таковы:
Практически полное отсутствие объектов развлечений для туристов. Необходимо при объектах размещения создавать тренажерные залы, спортплощадки, бильярд, залы игровых автоматов, прокат оборудования спортинвентаря, а также в перспективе рассматривать строительство отдельных объектов - казино, аквапарков, минизоопарков, пляжей и так далее.
Недостаточно развита торговля, ориентированная на туристов. Необходимы специализированные магазины сувенирной продукции, торговые точки при объектах размещения, для повышения привлекательности шоппинга - введение системы такс-фри.
Не решен вопрос со специализированным туристским транспортом. Необходимость наличия комфортабельного транспорта туристского класса в области очень актуальна. В автохозяйствах области таких машин нет, туристские фирмы, имеющие его, используют его, в основном, для выездного туризма и аренда этого транспорта очень дорога. Вопрос можно решить созданием специализированного автопредприятия или подразделения в составе одного из автохозяйств области. При грамотном использовании машины окупятся быстро. Важно, чтобы использовались они только для туризма и были под контролем.
Дороги. На областных дорогах сегодня отсутствуют оборудованные стоянки, туалеты, дорожные указатели, недостаточно количество заправочных станций, а имеющиеся не оборудованы душами и туалетами. Для развития водного туризма необходимо строительство причалов на берегах Финского залива.
Объекты питания. Имеющиеся объекты питания имеют малое количество посадочных мест (нет возможности обслуживания туристских групп), отсутствуют парковки вблизи объектов. Бывает, что и качество питания и обслуживания не соответствуют существующим стандартам.
Объекты размещения. Количество и уровень имеющихся объектов в муниципальных образованиях не соответствуют существующим стандартам. Необходимо развитие системы небольших гостиниц среднего класса, кемпингов, оборудованных и охраняемых стоянок для трейлеров.
Экскурсионное обслуживание. В области есть необходимость подготовки экскурсоводов в муниципалитетах. Необходима разработка стандартизации системы обслуживания и аккредитации экскурсоводов, введение в практику интернет-экскурсий и электронного сопровождения экскурсий.
Глава 3. Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области
3.1. Совершенствование нормативной базы туризма
Специалисты индустрии туризма признают необходимость принятия срочных мер по совершенствованию законодательства в области туризма. При этом необходимо обеспечить такое взаимодействие интересов государственного регулирования с интересами предприятий индустрии туризма, чтобы активизировать предпринимательскую инициативу в рамках правовых норм. На рисунке изображена структура взаимодействия интересов государственного управления с интересами предприятий индустрии туризма.
|
| Государство |
|
|
|
|
|
|
|
Регулирование деятельности туристских фирм |
| органы местного самоуправления |
| Формирование и обеспечение прав туристов |
|
|
|
|
|
| Предприятия индустрии туризма |
| Туристы |
|
|
| Взаимные права, обязанности и ответственность |
|
|
Рисунок 5 - Структура взаимодействия интересов государственного управления с интересами предприятий индустрии туризма
При разработке современных нормативно-правовых документов о туризме (туристского законодательства) необходимо придерживаться следующего:
1. Законодательство в области туризма должно учитывать глубинные процессы развития общества и экономики. Оно не может быть казуистично, то есть содержать нацеленность только на решение сиюминутных задач. Такие нормативно-правовые документы приходиться часто менять, что порождает правовой нигилизм среди как должностных лиц и профессионалов, так и населения в целом.
2. Законодательство в области туризма не должно включать в себя законы – декларации, основное содержание которых сводится только к провозглашению целей и задач регламентации соответствующих отношений. Законы должны быть максимально прямого действия, исчерпывающим образом регулировать определенный пласт отношений в туризме.
3. Принцип историзма – основополагающий для всей правотворческой деятельности в области туризма. Большой вред качеству законов наносят попытки игнорировать нормотворческий опыт советского периода развития нашего государства.
4. Значительный ущерб качеству и эффективности российского права приносит стремление к слепому заимствованию иностранных правовых институтов. В результате чего возникает эффект «правового отторжения».
5. Стабильность, предсказуемость и реальность законодательства о туризме могут быть достигнуты при участии в его разработке квалифицированных юристов и ведущих специалистов туристской отрасли.
Следует заметить, что значительные трудности в сфере туризма могут возникнуть в связи с отменой лицензирования туристской деятельности.
В ходе совещаний, проведенных Комитетом с представителями администраций муниципальных образований, получены некоторые предложения, которые подлежат проработке, учету в повседневной работе.
Среди них:
— предоставление льгот по земельному налогу для объектов
инфраструктуры и индустрии туризма на первые три года
существования;
— разработка и воплощение в жизнь механизма изъятия, для
последующего представления на тендер в качестве объектов
инвестиций, неиспользуемых объектов туризма и рекреации (в
комитете список подобных объектов имеется);
— разработка механизма микрокредитования субъектов
малого туристско-рекреационного бизнеса;
— предоставление беспроцентных целевых ссуд на
реконструкцию муниципальных объектов размещения.
Развитие туризма в Ленинградской области будет стимулировать проведение реставрационных работ, создание новых музейных экспозиций, заповедников, национальных парков, реконструкцию исторической среды в городах и поселках, имеющих историко-культурные памятники. Важным условием является проведение продуманных кампаний по продвижению туристского продукта региона, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. В соответствии с комплексом мер в области рекламно-информационного обеспечения развития туристской отрасли в Программе развития туризма в Ленинградской области необходимо предусмотреть следующее:
издание и распространение разнообразной печатной продукции, в том числе:
периодический выпуск областного «Туристского вестника» типа журнала или газеты;
историко-культурного областного альманаха с публикацией материалов об истории
и культуре наций и малых народностей, проживающих в Ленинградской области; публицистические и художественные произведения, способствующие возрождению
культурных и национальных традиций области и региона; различных туристских
путеводителей, буклетов, наборов открыток и календарей с интересными видами памятников истории и культуры Ленинградской области и так далее;
проведение постоянных рекламных кампаний в отечественных и зарубежных
средствах массовой информации с целью создания положительного имиджа Ленинградской области как региона, благоприятного для туризма;
участие в выставках, ярмарках, биржах, фестивалях и пр., как отечественных, так и зарубежных;
создание или приобретение современных компьютерных программных комплексов
для усиления и оперативности обработки различных материалов, в том числе
автоматические компьютерные системы бронирования мест в отелях, авиабилетов и прочее; обработка статистических данных и прочее;
проведение различных межрегиональных и международных встреч, совещаний,
семинаров, презентаций, конференций и пр. с участием представителей областных
и местных властей, отечественных и зарубежных специалистов в сфере туризма,
журналистов и т.д. с целью привлечения внимания к возможностям и проблемам развития туризма в Ленинградской области.
При широком выходе на международный рынок туристских услуг необходимо прежде всего предоставить гарантированную систему личной безопасности туриста. Существующая во всем мире сертифицированная система личной безопасности представляет собой разветвленную и взаимообусловленную структуру страхования и возмещение ущерба от любых видов нарушения стандартов со стороны партнеров. Страховые платежи — это постоянный источник получения валюты. Однако страхование, т.е. создание особого денежного фонда для возмещения материального или морального ущерба, включает не только сбор-выдачу денежных средств, но и организацию аудиторской службы, информационной справочной сети, мер безопасности, экспертно-технической и технологической систем.
Осуществление Программы потребует крупных средств и, как показывает мировой опыт, значительного времени. При этом большая часть вложений мажет быть обеспечена за счет частного бизнеса и средств иностранных инвесторов. При интенсивном развитии в Ленинградской области туристская индустрия может принести поступления в размерах до миллиона долларов и десятков миллиардов рублей в год.
Тем не менее, такая программа была принята на период 1997-2010 годов и действует. К 2010 году планируется добиться следующих результатов:
строительство объектов туризма и инфраструктуры высокого, приближенно к мировому, класса;
прокладка новых маршрутов, подключение к региональным маршрутам и прочее, обоснованный выход на мировой рынок туристских услуг с оригинальными предложениями и сервисом, соответствующим международным стандартам;
активное привлечение российских туристов к отдыху в ленинградской области и крупного российского капитала к участию в развитии туристской сферы.
завершение формирования рекреационных центров различного профиля, которые станут базами для дальнейшей работы по развитию рекреационной деятельности в ленинградской области.
Необходимо разработать и принять закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Санкт-Петербурга» и на основе закона разработать ряд нормативно-правовых актов. В последние годы на рынке санаторно-оздоровителъной помощи появились конкурирующие здравницы различных организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Конкуренция между ними обострилась с прекращением существования общегосударственной системы реализации санаторно-оздоровительных услуг и особенно после новаций в ФСС.
В этих условиях нельзя недооценивать важность контроля за деятельностью участников санаторно-курортного рынка.
При отсутствии государственного регулирования и координации деятельность некоторых здравниц может носить явно спекулятивный характер. Эти здравницы готовы лечить и оздоровлять всех и от всего.
Государственное регулирование и контроль в большинстве отраслей экономики можно осуществлять универсальными органами, но регулирование и надзор за соблюдением законодательства в санаторно-курортном комплексе в силу сложности, многогранности и большой специфики, присущей рынку санаторно-оздоровителъных услуг, требует формирования специальных структур.
Поэтому необходимо при органе исполнительной власти, уполномоченного за проведение государственной политики в курортной сфере, создать самостоятельную структуру, обеспечивающую координацию работ по регулированию и контролю деятельности санаторно-оздоровительных организаций.