Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:02, дипломная работа
Целями и задачами работы являются:
• всестороннее мониторинговое исследование туристского потенциала Выборгского района;
• дать представление о туристских ресурсах, туристском потенциале;
• проанализировать проблемы использования туристских ресурсов Выборгского района;
• обосновать рекомендации по повышению эффективности использования туристского потенциала Выборгского района.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы анализа туристского потенциала……..4
1.1. Исследования туристского потенциала………………………………7
1.2. Особенности рынка туристских услуг……………………………….11
1.3. Методология оценки и использования туристского потенциала региона…………………………………………………………………14
Глава 2. Туристский потенциал Выборгского района Ленинградской области…………………………………………………………………………..23
2.1. Историко-географическое описание региона………………………….23
2.2. Функционально-целевой анализ туристского потенциала развития
региона…………………………………………………………………...27
2.3. Проблемы развития туризма в Выборгском районе Ленинградской
области……………………………………………………………………38
Глава 3. Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области………………40
3.1. Совершенствование нормативно-правовой базы……………………...40
3.2. Повышение инвестиционной активности в туризме………………….50
3.3. Рекомендации по развитию перспективных видов туризма………….54
3.4. Инвестиционная эффективность перспективных видов туризма
на примере горнолыжного……………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………………..78
Перечень использованной литературы…………………………………….
В мировом сообществе состояние окружающей среды является одним из доминирующих факторов в привлечении туристов.
Экологический мониторинг обеспечивает органы власти комплексной информацией о состоянии окружающей природной среды, позволяет принять меры по управлению ее состоянием. Мониторинг является признаком хорошего менеджмента территории и повышает её инвестиционную привлекательность.
На лечебно-рекреационных территориях Ленинградской области не организованна система экологического мониторинга.
Экологический мониторинг необходим потому, что на водосборной площади речных водотоков, впадающих в Финский залив, завершена реконструкция и строительство нового нефтепровода Ярославль – Кириши - Приморск.
Как уже отмечалось, снижение тарифа отчислений в ФСС, произошедшее в рамках введения Единого социального налога с учетом отмеченной динамики распределения фонда привело к резкому уменьшению с прошлого года потока граждан, направленных в санатории по путевкам Фонда социального страхования.
Такие негативные события могут привести к банкротству многих санаторно-курортных учреждений и даже к экономическому кризису в таких регионах, как наш, где санаторно-курортная деятельность является градообразующей отраслью.
С учетом коренных изменений в политике ФСС начата работа по организации взаимодействия здравниц и туристских фирм с целью эффективной реализации путевок. В настоящее время Российский Союз туристской индустрии (РСТ) предложил концепцию по объединению усилий здравниц и туристских фирм для продажи курортных услуг. Суть - соединить опыт туристских фирм в Рекламе и продаже и здравниц в создании нового курортного продукта.
При этом основой курортного пакета должен стать стандартный курс лечения (рассчитанный на две недели, неделю и даже выходные дни) и вариантные сервисные услуги (условия проживания и питания), которые могут быть от «люксовских» апартаментов с обедами в ресторане до размещения в частном фонде по договору с санаторием.
Стратегия региональной Комплексной Программы развития туризма в Ленинградской области заключается в том, что развитие материальной базы туризма, требующей значительных финансовых средств, должно осуществляться преимущественно за счет собственных и привлеченных средств предприятий туристского бизнеса и других заинтересованных структур (отечественных и иностранных). Правительство же со своей стороны, будет в рамках инвестиционного партнерства принимать участие на принципах долевого финансирования в реализации определенного круга приоритетных туристских объектов.
Для координации деятельности в области развития туризма в Ленинградской области необходимо провести ряд действий, часть из которых уже находится в процессе осуществления.
1. Скоординировать деятельность федеральных и
региональных органов власти по разработке законодательной базы
в области развития туризма с учетом активизации возможностей
субъектов РФ, в том числе и Ленинградской области.
2. Разработать единый, в масштабах всей страны,
стратегический план комплексного развития туризма в России с
разбивкой по субъектам РФ с учетом возможностей
финансирования из федерального, регионального и местного
бюджетов, объемов инвестиций, возможностей развития
коммерческих организаций на определенный период времени.
3. В масштабах субъектов РФ разработать Стратегический
план комплексного развития туризма с учетом рекреационных
возможностей конкретных территорий, городов, районов.
4. Необходимо разработать систему экономических
показателей, которые станут основой для формирования системы
целей развития туристского потенциала региона, в том числе и
Ленинградской области.
5. Для каждой территории требуется разработать пакет
предложений по развитию различных видов туризма,
активизирующих туристскую деятельность в межсезонье.
6. В каждом субъекте РФ открыть «Банк развития туризма», |
котором будут аккумулироваться средства на развитие туризма
осуществляться финансирование региональных программ развития
туризма с учетом финансовых потребностей объектов, основой
развития которых является система стратегических планов развития
туризма.
7. Объявить территории, пригодные для развития туризма
зоной государственных интересов, запретить продажу уникальных
природных и заповедных территорий и осваивать данные
территории с учетом национальных интересов.
8. Обязать все предприятия, независимо от
собственности, участвовать в развитии туристской индустрии
обеспечивать своих сотрудников возможностью отдыха
санаториях, турбазах и так далее за счет средств предприятия.
Таким образом, проблему совершенствования нормативно-правовой базы в сфере туризма необходимо решать по двум направлениям:
1. путем разработки нормативно-правовых документов
(ничто не мешает именовать их областными стандартами)
по регулированию туристской деятельности в Ленинградской области на уровне европейских стандартов;
2. путем организации сертификации систем менеджмента
качества туристских фирм и гостиниц в соответствии с требованиями международных стандартов.
Реализация предлагаемых подходов может стать одним из способов поднятия имиджа Ленинградской области как дестинации, благоприятной для туризма.
Перед индустрией туризма Ленинградской области стоит задача успешно конкурировать на российском и международном туристском рынке 8 условиях глобализации, открытости национальной экономики. В то же время конкурентоспособность областной индустрии туризма - необходимое условие обеспечения конкурентоспособности Российской Федерации в мире. Укрупнение законодательства в области туризма, усложнение его правового материал требует повышения роли юристов в туристской отрасли. Без квалифицированных юристов справиться с такими задачами, на наш взгляд, крайне сложно. Причем особо востребованными в современных условиях должны быть юристы, не только способные комментировать отдельные положения действующего законодательства или решать правовые казусы, но и те, которые могут «творить» право - создавать будущее законодательство России в области туризма.
Основой устойчивого развития туризма в Ленинградской области в управленческом аспекте является планирование и стратегическое управление.
Учитывая высокую степень конкуренции на российском туристском рынке, каждый туристский центр Ленинградской области должен стремиться к разработке и продвижению своего туристского продукта на основе использования инновационных технологий, привлечения умелых менеджеров, туроператоров для более широкого задействования огромного потенциала развития как туризма, так и экономики области в целом.
3.2. Повышение инвестиционной активности в туризме
Северо-западный регион России обладает уникальным сочетанием факторов, благоприятных для развития туризма, таких как богатейшее историческое и культурное наследие, природные ресурсы, эффективная система профессиональной подготовки и образования, достаточное развитие транспортной инфраструктуры, благоприятный инвестиционный климат. Все эти факторы многократно усиливаются выгодным географическим положением, которое делает регион доступным для посещения как российскими, так и зарубежными туристами. Кроме того, Северо-запад России и Европы в целом воспринимается в настоящее время как один из наиболее безопасных для развития туризма регионов мира, где нет оснований для возникновения природных катастроф, эпидемий, военных и политических конфликтов и так далее.
В течение последних лет туристская индустрия региона демонстрирует стабильную положительную динамику развития. Несмотря на высокий объектовый потенциал сферы туризма региона, в настоящее время он используется в недостаточной степени. Основные причины такого положения отчасти определяются состоянием базовых элементов туристской индустрии. Если транспортная доступность многих районных объектов является удовлетворительной (развитая дорожная сеть автомобильных дорог и путей железнодорожного сообщения позволяет активно использовать широкие возможности разнообразных средств при организации и осуществлении туристских путешествий по районам), то наличие и состояние гостиниц, других средств размещения и питания, системы аттракции (развлечений) в большинстве случаев не отвечают современным требованиям. Развитие отдельных территорий в плане туризма за счет строительства инвестируемых объектов потребует в первую очередь создания либо реконструкции указанных элементов туристской индустрии. Вместе с тем, в целом ряде случаев строительство инвестируемых объектов может быть напрямую связано с необходимостью дополнительного проведения новых либо существенной реконструкции имеющихся транспортных коммуникаций.
В целом на Северо-западе России, особенно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, развиваются практически все виды туризма. При этом наибольшую значимость имеет историко-культурный (познавательный) туризм, в том числе для предлагаемых инвестиционных проектов.
Однако, как представляется, повсеместно недостаточное внимание уделяется водным видам туризма. Наиболее ценным природным ресурсом всех рассматриваемых территорий, выгодно отличающим их туристско-рекреационный потенциал от других регионов Европы, является чрезвычайно разветвленная озерно-речная система, покрывающая практически всю территорию и связывающая их как друг с другом, так и с другими внутренними регионами России и с зарубежьем. Водные виды туризма могут стать основой для создания совместного турпродукта и единых маршрутов для всех рассматриваемых территорий. Развитие водных видов туризма потребует создания береговой инфраструктуры (включающей причальные сооружения, благоустроенные яхтенно-катерные стоянки с заправочными станциями и т.д.), в первую очередь, на побережье Финского залива, Ладожского и Онежского озер, на реках и островах. При этом, по мнению специалистов, наиболее выгодным является использование мобильных причалов и заправщиков-дебаркадеров.
Перспективным направлением, общим для всех рассматриваемых территорий, может стать развитие сельского туризма путем строительства специализированных туристско-рекреационных центров в сельской местности (по типу «агротуристских деревень»), где турист за сравнительно небольшие деньги может получить экологически чистое домашнее питание и весь спектр активных развлечений на природе: охота, рыбалка, прогулки на лошадях, катание на лодках и т. п.
Необходимо отметить, что большое значение для всего Северо-запада России будет иметь (в случае ее принятия Правительством РФ) Федеральная целевая программа развития туристской отрасли региона, разработанная на базе концепции «Серебряное кольцо России». Главными составными элементами этой программы должны стать приоритетные инвестиционные проекты как крупные, так и малые. К числу крупных могут быть отнесены такие стратегические инвестиционные проекты, как строительство в Санкт-Петербурге Морского пассажирского терминала на Васильевском острове и автоматизированной транспортной скоростной системы «Надземный экспресс», развитие территории острова Новая Голландия и аэропорта Пулково и т.д. Однако важная роль должна также придаваться и относительно небольшим и недорогим проектам, которые, тем не менее, в силу своей большей численности и относительной дешевизны могут быть весьма интересны как для инвесторов, так и для руководителей территориальных образований, а, следовательно, и для всей туристской отрасли региона.
К наиболее востребованным типам инвестируемых объектов в рамках проектов подобного рода могут быть отнесены:
туристско-культурные и туристско-рекреационные центры;
историко-туристские и экскурсионные объекты;
теплоходные туристско-рекреационные стоянки, яхтенно-катерные базы и стоянки;
рыболовно-охотничьи базы и хозяйства;
автокемпинги;
торгово-гостиничные комплексы.
При строительстве и функционировании инвестируемых объектов туристской индустрии необходимо учитывать возможность создания различного рода стилизованных сооружений, проведения театрализованно-концертных представлений, организации торговли товарами местного производства и колорита. Указанные мероприятия по возможности целесообразно увязывать с национальными, местными историческими и культовыми традициями (особенностями).
Создание туристско-культурных центров на базе старинных крепостей (оборонительных сооружений) предполагает реставрацию, строительство и оборудование крепостных или оборонительных сооружений, зрелищно-развлекательного, ремесленно-этнографического, гостиничного и торгового комплексов, подъездных путей и автостоянок.
При создании разнесенных ремонтно-заправочных баз для катеров и яхт планируется строительство (дооборудование), закупка и обустройство причальных сооружений (стационарных или плавучих), обеспечивающих прием и стоянку катеров и яхт; подъемно-транспортных сооружений (стационарных или мобильных), обеспечивающих подъем с воды и спуск на воду плавсредств, а также их транспортировку к месту хранения; ремонтно-стояночной зоны; мобильных (самоходных или буксируемых) стояночно-заправочных средств.