Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:02, дипломная работа

Краткое описание

Целями и задачами работы являются:
• всестороннее мониторинговое исследование туристского потенциала Выборгского района;
• дать представление о туристских ресурсах, туристском потенциале;
• проанализировать проблемы использования туристских ресурсов Выборгского района;
• обосновать рекомендации по повышению эффективности использования туристского потенциала Выборгского района.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы анализа туристского потенциала……..4
1.1. Исследования туристского потенциала………………………………7
1.2. Особенности рынка туристских услуг……………………………….11
1.3. Методология оценки и использования туристского потенциала региона…………………………………………………………………14
Глава 2. Туристский потенциал Выборгского района Ленинградской области…………………………………………………………………………..23
2.1. Историко-географическое описание региона………………………….23
2.2. Функционально-целевой анализ туристского потенциала развития
региона…………………………………………………………………...27
2.3. Проблемы развития туризма в Выборгском районе Ленинградской
области……………………………………………………………………38
Глава 3. Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области………………40
3.1. Совершенствование нормативно-правовой базы……………………...40
3.2. Повышение инвестиционной активности в туризме………………….50
3.3. Рекомендации по развитию перспективных видов туризма………….54
3.4. Инвестиционная эффективность перспективных видов туризма
на примере горнолыжного……………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………………..78
Перечень использованной литературы…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 1. тур. потенциал спб и лен. области.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

 

Расширение возможностей привлечения туристов и туроператоров на соответствующий рынок, в том числе Ле­нинградской области, непосредственно связан с пробле­мами экономики региона, совершенствованием его ин­фраструктуры, задействованием всей гаммы конкурентных преимуществ, особенностями функционирования и развития рынка туристских услуг.

 

 

1.2.           Особенности рынка туристских услуг

 

Продвижение туристских продуктов, направленное на увеличение туристских потоков, - важнейший элемент стра­тегии развития туризма вообще и регионального в частности.

Поэтому маркетинговая составляющая в деятельности туристских фирм определяющая. Она исходит из анализа рынка туристского продукта, его сегментов и особеннос­тей функционирования.

В соответствии с этим среди факторов, влияющих на по­требителей туристских услуг, можно выделить внешние по­будительные и личностные факторы. Внешние факторы пре­имущественно связаны с состоянием рынка туристских услуг и экономики, сложившимися социально-психологи­ческими и культурными традициями. Эти факторы внешней среды не поддаются непосредственному контролю со сто­роны туристских предприятий, что связано с низким уров­нем маркетинговых исследований, профессионализмом менеджеров туристской индустрии.

С точки зрения личностных факторов важно адекватно оценить мотивы и потребности потенциальных клиентов, барьеры к потреблению туристских услуг. Для большей ча­сти населения такими барьерами выступают; стоимость, дефицит времени, состояние здоровья, семейные обстоя­тельства, профессиональная некомпетентность туропера­торов и турагентов, риски и безопасность. Активность по­тенциальных клиентов при осознании необходимости получения туристских услуг эффективна тогда, когда опре­делена   иерархия (модель) мотивов, используемая при ра­боте туристских предприятий.

Основу метода маркетинговых исследований составля­ют системный и процессный подходы. Они имеют прогнозную функцию, на основе которой можно оптимизировать планы по продвижению туристских продуктов. При этом надо учитывать риск ошибки прогно­зирования. А в качестве основного критерия эффективно­сти проведенных исследований логично использовать уве­личение конечной прибыли от туристских потоков и их удовлетворенность от потребления туристских продуктов.

В этой связи важна сегментация туристского рынка, ко­торая определяется как деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качествен­ными и количественными особенностями их спроса. Сег­ментация рынка туристских услуг - один из важнейших ин­струментов стимулирования продвижения туристских продуктов. В качестве критериев сегментации используют­ся: географические, демографические, социально-демо­графические, психологические, поведенческие и экономи­ческие факторы. Анализ таких исследований сегментов экономической деятельности даст возможность оценить перспективы развития целевых рынков продвижения тури­стских продуктов, риски, конкурентов и их поведение. При исследовании рынка туристских услуг очень важно опре­делить четкую маркетинговую стратегию, цели и бюджет маркетинговой деятельности.

Как подтверждение приведенных положений рассмот­рим возможности продвижения туристских услуг в Ленин­градской области. При этом используем данные по объемам  платных услуг населению. Это объясняется тем, что в них входят туристско-экскурсионные услуги (с удельным весом ~ 1,8-2,0%), санаторно-оздоровительные услуги (~ 2,7-3,3%) и услуги гостиниц (~ 2,2-2,5%). С 1990 г. денежные расходы домашних хозяйств на санаторно-оздоровитель­ные и туристско-экскурсионные услуги в общей сумме рас­ходов на услуги устойчиво снижались. В 1999 г. они состав­ляли в год на члена домашнего хозяйства ~ 17,7 руб., а экскурсионные услуги -13,1 руб. При этом основным (~ 24,6%) потребителем объема этих услуг были наиболее  богатые слои населения (~ 48,7% санаторно-оздоровитель­ных услуг ~83,5% экскурсионных услуг).

Положение Ленинградской области в Северо-Западном Федеральном округе по уровню доходов и расходов остает­ся весьма скромным. Санкт-Петербург поглощает основные туристские потоки (индекс привлекательности в 6 раз боль­ше). Кроме того, это связано с вопросами ценообразования на туристские услуги. Цена - важнейший фактор при про­движении туристских продуктов. Цена услуг - это средство установления взаимоотношений между туристской фирмой и ее потенциальными клиентами. Цена, как и всегда, - силь­нейшее средство в борьбе с конкурентами. Чтобы уменьшить риск убытков и снизить цену турпродуктов, целесообразно туристским фирмам изменить свою организационную структуру, со­здать холдинги и финансово-туристские группы, что позво­лит максимально реализовать стратегию развития туризма в России и сконцентрировать средства на важнейших на­правлениях с учетом государственной поддержки.

Препятствием этому в туристском бизнесе выступает отсутствие топ-менеджеров, способных стать лидерами крупных структур. То, что большинство российских ведущих топ-менеджеров имеют фундаментальное инженерное об­разование, обусловливает необходимость увеличения вни­мания к экономическим дисциплинам при подготовке кад­ров для индустрии туризма. При этом критерии подготовки специалистов туристской индустрии должны определять­ся требованиями туристских фирм. Вместе с тем можно на­правлять на обучение специалистов других специализаций, способствовать карьерному росту, давать премии, гранты и предоставлять отпуска. При этом важно правильно ис­пользовать качественные результаты маркетинговых ис­следований рынка туристских услуг, современные структу­ры в организационном построении туристских предприятий.

В связи с этим встает актуальная задача по разработке и реализации концепции системы эффективного управле­ния продвижением туристских продуктов на основе требо­ваний персонифицированного менеджмента, имеющего следующие составляющие: профессионализм руководите­лей туристской индустрии; качества предоставляемых ту­ристских услуг; активное участие в этих процессах работ­ников индустрии туризма; непрерывное обучение и повышение квалификации специалистов индустрии туриз­ма. За счет этого удастся сформировать организационную структуру туризма - основной фактор стимулирования про­движения турпродуктов.

 

1.3.           Методология оценки и использования туристского потенциала региона

 

Низкое качество коммунальных услуг в Ленинградской области, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог, практически невостребованные услуги водных пас­сажирских перевозок, нарастающие проблемы с правами собственности многих гостиниц, пансионатов и домов от­дыха, необъяснимые процессы ценообразования, опреде­ляющие преимущественное развитие в области внутрен­него туризма и оказания экскурсионных услуг, конкуренция со стороны Санкт-Петербурга и его пригородов, нестабиль­ность налоговой политики и многое другое оказывают не­гативное влияние на развитие туристской деятельности. Это предполагает выработку методологии оценки турист­ских возможностей региона.

Специфические свойства туристского потенциала реги­она предполагают развитие тех или иных видов туристско-рекреационной деятельности и могут быть оценены такими критериями, как:

      аттрактивность и экскурсионная значимость;

      влияние на социально-демографические процессы;

      доступность и возможность использования;

      степень изученности;

      потенциальный запас;

      затраты на воспроизведение;

      оценка упущенных возможностей, связанных с использованием ресурса.

Аттрактивность, то есть привлекательность сферы туризма, для потенциального туриста является основной составля­ющей при создании турпродукта; экскурсионная значимость определяется как наличием объекта показа, так и экологи­ческой нагрузкой. В целом же этот критерий позволяет дан­ной составляющей деятельности давать прибыль.

На социально-демографические процессы влияет, с од­ной стороны, наличие трудовых ресурсов, необходимых для освоения данной возможности, а с другой - социально-де­мографические последствия его основания. Потенциал использования в интересах туристского бизнеса выража­ется в количественных, стоимостных и относительных еди­ницах, что требует учитывать также способность то же время ресурса к восстановлению.

В возможности любого туристского объекта ограничиваются его пропускными способностями, т. е. мак­симальной нагрузкой, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов от по­ездки туриста, возникновения социально-экономических проблем у населения, что составляет соответствующий потенциал.

Пропускной потенциал туристского объекта изменяется в зависимости от таких факторов, как сезон, конструктив­ные особенности объекта, методы управления, динамиче­ские характеристики окружающей среды, поведенческие стереотипы туристов, отношение к туристам со стороны ме­стных жителей.

Его можно разделить на три основных вида, отражаю­щих экологический, бытовой и социальный аспекты этой проблемы.

Экологический пропускной потенциал - уровень посеща­емости, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям либо в результате действий самих туристов, либо вследствие функционирования обслу­живающей туриста и инфраструктуры.

Туристский социальный пропускной потенциал - уровень посещаемости, превышение которого влечет ухудшение впечатления от поездки.

Бытовой пропускной потенциал - уровень посещаемос­ти, превышение которого приводит к негативным послед­ствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотноше­ний местного населения с туристами.

Доступность и возможность использования материаль­но-природной базы определяется наличием поблизости транспортной инфраструктуры и использованием туристско-рекреационного объекта без экологического ущерба.

Степень изученности определенного вида туристского ресурса зависит от объективной информации, то есть от ха­рактеристики изменения ресурса и перспективы на буду­щее и проектов использования ресурса, подкрепленных технико-экономическим обоснованием.

Основное назначение оценки туристского потенциала заключается в необходимости учета основных туристских объектов в кадастре, что позволит выработать разумную диф­ференцированную стратегию развития туризма в регионах.

Кроме того, места туристского назначения разделяют­ся по принимающей способности. Одни, в первую очередь мегаполисы типа Санкт-Петербурга, могут принять огром­ное  количество туристов, и их принимающая способность ограничивается практически вместимостью средств раз­мещения. Другие имеют достаточно низкий уровень насы­щения, и дополнительные места размещения могут только уменьшить привлекательность какого-нибудь небольшого курорта.

Ресурсный потенциал территории может быть опреде­лен по следующим показателям:

      количественная характеристика ресурсов;

      структура потенциала;

      возможности использования ресурсов.

Причем надо иметь в виду, что туристский потен­циал территории постоянно меняется и более или менее точный его учет можно наладить только путем создания и падения соответствующего кадастра.

Кадастр туристского потенциала - это систематизиро­ванный свод сведений, составляемый периодически или пу­тем непрерывных наблюдений над соответствующими объектами. Он включает обобщенную (экономическую и экологическую) потребительскую оценку туристского по­тенциала. Кадастр должен содержать детальный учет и классификацию ресурсов, оценку экономической эффек­тивности их освоения, анализ их использования и перспек­тивы, необходимые мероприятия по их охране.

Потенциал туристских возможностей может быть оха­рактеризован следующими показателями:

      численная оценка его привлекательности;

      время осмотра (воздействия);

      площадь;

      качество;

      условия освоения и эксплуатации;

      количество посетителей за единицу времени, которые могут воспользоваться ресурсами без его истощения.

Кадастр должен стать надежным инструментом форми­рования устойчивой туристской индустрии только в случае единой методики его разработки и постоянного его ведения, то есть внесения в него добавлений и уточнений.

Основной сложностью формирования кадастра и осу­ществления оценки является отсутствие единой методики оценки и учета в ней многих факторов.

В свою очередь, процедуру оценки целесообразно раз­делить на следующие этапы:

1)     выделение объекта оценки;

2)     выделение сегментов, с позиции которых оценка ведет­ся;

3)     определение критериев оценки;

4)     разработка параметров оценочных шкал градации.

В качестве примера оценочной шкалы можно привести пятиступенчатую оценочную шкалу выделения туристских зон, каждая ступень которой отражает интенсивность взаимодействия свойств объекта с состоянием субъекта:

1.      наиболее благоприятное;

2.      благоприятное;

3.      умеренно благоприятное;

4.      малоблагоприятное;

5.      неблагоприятное.

Методики оценки природных ресурсов достаточно раз­работаны в социально-экономическом и экологическом планах и включают три основных типа оценки:

      медико-биологический;

      психолого-эстетический;

      технологический.

Медико-биологическая оценка отражает влияние при­родных факторов на организм человека. Разработанные ме­тодики оценивают комплекс климатических факторов с точ­ки зрения их влияния на состояние организма человека, что позволяет производить географическое районирование по степени благоприятности климатических условий для целей туризма.

Психолого-эстетическая оценка определяет эмоцио­нальное воздействие природного ландшафта на человека. Многообразие учитываемых факторов и субъективность критериев оценки делает методику психолого-эстетической оценки очень сложной. Среди ее критериев можно на­звать разработку методов экзотичности и уникальности. Эк­зотичность определяется как контрастность места отдыха постоянному месту жительства, а уникальность как встре­чаемость или неповторимость объектов и явлений. Напри­мер, в США одним из показателей психолого-эстетической оценки используется насыщенность территории краевыми зонами, что, по мнению исследователей, придает ландшаф­ту наиболее притягательный эффект. Краевыми зонами счи­таются пограничные полосы между двумя средами (вода- суша, долина - горы и так далее).

Информация о работе Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области