Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:02, дипломная работа
Целями и задачами работы являются:
• всестороннее мониторинговое исследование туристского потенциала Выборгского района;
• дать представление о туристских ресурсах, туристском потенциале;
• проанализировать проблемы использования туристских ресурсов Выборгского района;
• обосновать рекомендации по повышению эффективности использования туристского потенциала Выборгского района.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы анализа туристского потенциала……..4
1.1. Исследования туристского потенциала………………………………7
1.2. Особенности рынка туристских услуг……………………………….11
1.3. Методология оценки и использования туристского потенциала региона…………………………………………………………………14
Глава 2. Туристский потенциал Выборгского района Ленинградской области…………………………………………………………………………..23
2.1. Историко-географическое описание региона………………………….23
2.2. Функционально-целевой анализ туристского потенциала развития
региона…………………………………………………………………...27
2.3. Проблемы развития туризма в Выборгском районе Ленинградской
области……………………………………………………………………38
Глава 3. Повышение эффективности использования туристского потенциала Выборгского района Ленинградской области………………40
3.1. Совершенствование нормативно-правовой базы……………………...40
3.2. Повышение инвестиционной активности в туризме………………….50
3.3. Рекомендации по развитию перспективных видов туризма………….54
3.4. Инвестиционная эффективность перспективных видов туризма
на примере горнолыжного……………………………………………...63
Заключение……………………………………………………………………..78
Перечень использованной литературы…………………………………….
Расширение возможностей привлечения туристов и туроператоров на соответствующий рынок, в том числе Ленинградской области, непосредственно связан с проблемами экономики региона, совершенствованием его инфраструктуры, задействованием всей гаммы конкурентных преимуществ, особенностями функционирования и развития рынка туристских услуг.
1.2. Особенности рынка туристских услуг
Продвижение туристских продуктов, направленное на увеличение туристских потоков, - важнейший элемент стратегии развития туризма вообще и регионального в частности.
Поэтому маркетинговая составляющая в деятельности туристских фирм определяющая. Она исходит из анализа рынка туристского продукта, его сегментов и особенностей функционирования.
В соответствии с этим среди факторов, влияющих на потребителей туристских услуг, можно выделить внешние побудительные и личностные факторы. Внешние факторы преимущественно связаны с состоянием рынка туристских услуг и экономики, сложившимися социально-психологическими и культурными традициями. Эти факторы внешней среды не поддаются непосредственному контролю со стороны туристских предприятий, что связано с низким уровнем маркетинговых исследований, профессионализмом менеджеров туристской индустрии.
С точки зрения личностных факторов важно адекватно оценить мотивы и потребности потенциальных клиентов, барьеры к потреблению туристских услуг. Для большей части населения такими барьерами выступают; стоимость, дефицит времени, состояние здоровья, семейные обстоятельства, профессиональная некомпетентность туроператоров и турагентов, риски и безопасность. Активность потенциальных клиентов при осознании необходимости получения туристских услуг эффективна тогда, когда определена иерархия (модель) мотивов, используемая при работе туристских предприятий.
Основу метода маркетинговых исследований составляют системный и процессный подходы. Они имеют прогнозную функцию, на основе которой можно оптимизировать планы по продвижению туристских продуктов. При этом надо учитывать риск ошибки прогнозирования. А в качестве основного критерия эффективности проведенных исследований логично использовать увеличение конечной прибыли от туристских потоков и их удовлетворенность от потребления туристских продуктов.
В этой связи важна сегментация туристского рынка, которая определяется как деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Сегментация рынка туристских услуг - один из важнейших инструментов стимулирования продвижения туристских продуктов. В качестве критериев сегментации используются: географические, демографические, социально-демографические, психологические, поведенческие и экономические факторы. Анализ таких исследований сегментов экономической деятельности даст возможность оценить перспективы развития целевых рынков продвижения туристских продуктов, риски, конкурентов и их поведение. При исследовании рынка туристских услуг очень важно определить четкую маркетинговую стратегию, цели и бюджет маркетинговой деятельности.
Как подтверждение приведенных положений рассмотрим возможности продвижения туристских услуг в Ленинградской области. При этом используем данные по объемам платных услуг населению. Это объясняется тем, что в них входят туристско-экскурсионные услуги (с удельным весом ~ 1,8-2,0%), санаторно-оздоровительные услуги (~ 2,7-3,3%) и услуги гостиниц (~ 2,2-2,5%). С 1990 г. денежные расходы домашних хозяйств на санаторно-оздоровительные и туристско-экскурсионные услуги в общей сумме расходов на услуги устойчиво снижались. В 1999 г. они составляли в год на члена домашнего хозяйства ~ 17,7 руб., а экскурсионные услуги -13,1 руб. При этом основным (~ 24,6%) потребителем объема этих услуг были наиболее богатые слои населения (~ 48,7% санаторно-оздоровительных услуг ~83,5% экскурсионных услуг).
Положение Ленинградской области в Северо-Западном Федеральном округе по уровню доходов и расходов остается весьма скромным. Санкт-Петербург поглощает основные туристские потоки (индекс привлекательности в 6 раз больше). Кроме того, это связано с вопросами ценообразования на туристские услуги. Цена - важнейший фактор при продвижении туристских продуктов. Цена услуг - это средство установления взаимоотношений между туристской фирмой и ее потенциальными клиентами. Цена, как и всегда, - сильнейшее средство в борьбе с конкурентами. Чтобы уменьшить риск убытков и снизить цену турпродуктов, целесообразно туристским фирмам изменить свою организационную структуру, создать холдинги и финансово-туристские группы, что позволит максимально реализовать стратегию развития туризма в России и сконцентрировать средства на важнейших направлениях с учетом государственной поддержки.
Препятствием этому в туристском бизнесе выступает отсутствие топ-менеджеров, способных стать лидерами крупных структур. То, что большинство российских ведущих топ-менеджеров имеют фундаментальное инженерное образование, обусловливает необходимость увеличения внимания к экономическим дисциплинам при подготовке кадров для индустрии туризма. При этом критерии подготовки специалистов туристской индустрии должны определяться требованиями туристских фирм. Вместе с тем можно направлять на обучение специалистов других специализаций, способствовать карьерному росту, давать премии, гранты и предоставлять отпуска. При этом важно правильно использовать качественные результаты маркетинговых исследований рынка туристских услуг, современные структуры в организационном построении туристских предприятий.
В связи с этим встает актуальная задача по разработке и реализации концепции системы эффективного управления продвижением туристских продуктов на основе требований персонифицированного менеджмента, имеющего следующие составляющие: профессионализм руководителей туристской индустрии; качества предоставляемых туристских услуг; активное участие в этих процессах работников индустрии туризма; непрерывное обучение и повышение квалификации специалистов индустрии туризма. За счет этого удастся сформировать организационную структуру туризма - основной фактор стимулирования продвижения турпродуктов.
1.3. Методология оценки и использования туристского потенциала региона
Низкое качество коммунальных услуг в Ленинградской области, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог, практически невостребованные услуги водных пассажирских перевозок, нарастающие проблемы с правами собственности многих гостиниц, пансионатов и домов отдыха, необъяснимые процессы ценообразования, определяющие преимущественное развитие в области внутреннего туризма и оказания экскурсионных услуг, конкуренция со стороны Санкт-Петербурга и его пригородов, нестабильность налоговой политики и многое другое оказывают негативное влияние на развитие туристской деятельности. Это предполагает выработку методологии оценки туристских возможностей региона.
Специфические свойства туристского потенциала региона предполагают развитие тех или иных видов туристско-рекреационной деятельности и могут быть оценены такими критериями, как:
аттрактивность и экскурсионная значимость;
влияние на социально-демографические процессы;
доступность и возможность использования;
степень изученности;
потенциальный запас;
затраты на воспроизведение;
оценка упущенных возможностей, связанных с использованием ресурса.
Аттрактивность, то есть привлекательность сферы туризма, для потенциального туриста является основной составляющей при создании турпродукта; экскурсионная значимость определяется как наличием объекта показа, так и экологической нагрузкой. В целом же этот критерий позволяет данной составляющей деятельности давать прибыль.
На социально-демографические процессы влияет, с одной стороны, наличие трудовых ресурсов, необходимых для освоения данной возможности, а с другой - социально-демографические последствия его основания. Потенциал использования в интересах туристского бизнеса выражается в количественных, стоимостных и относительных единицах, что требует учитывать также способность то же время ресурса к восстановлению.
В возможности любого туристского объекта ограничиваются его пропускными способностями, т. е. максимальной нагрузкой, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов от поездки туриста, возникновения социально-экономических проблем у населения, что составляет соответствующий потенциал.
Пропускной потенциал туристского объекта изменяется в зависимости от таких факторов, как сезон, конструктивные особенности объекта, методы управления, динамические характеристики окружающей среды, поведенческие стереотипы туристов, отношение к туристам со стороны местных жителей.
Его можно разделить на три основных вида, отражающих экологический, бытовой и социальный аспекты этой проблемы.
Экологический пропускной потенциал - уровень посещаемости, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям либо в результате действий самих туристов, либо вследствие функционирования обслуживающей туриста и инфраструктуры.
Туристский социальный пропускной потенциал - уровень посещаемости, превышение которого влечет ухудшение впечатления от поездки.
Бытовой пропускной потенциал - уровень посещаемости, превышение которого приводит к негативным последствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотношений местного населения с туристами.
Доступность и возможность использования материально-природной базы определяется наличием поблизости транспортной инфраструктуры и использованием туристско-рекреационного объекта без экологического ущерба.
Степень изученности определенного вида туристского ресурса зависит от объективной информации, то есть от характеристики изменения ресурса и перспективы на будущее и проектов использования ресурса, подкрепленных технико-экономическим обоснованием.
Основное назначение оценки туристского потенциала заключается в необходимости учета основных туристских объектов в кадастре, что позволит выработать разумную дифференцированную стратегию развития туризма в регионах.
Кроме того, места туристского назначения разделяются по принимающей способности. Одни, в первую очередь мегаполисы типа Санкт-Петербурга, могут принять огромное количество туристов, и их принимающая способность ограничивается практически вместимостью средств размещения. Другие имеют достаточно низкий уровень насыщения, и дополнительные места размещения могут только уменьшить привлекательность какого-нибудь небольшого курорта.
Ресурсный потенциал территории может быть определен по следующим показателям:
количественная характеристика ресурсов;
структура потенциала;
возможности использования ресурсов.
Причем надо иметь в виду, что туристский потенциал территории постоянно меняется и более или менее точный его учет можно наладить только путем создания и падения соответствующего кадастра.
Кадастр туристского потенциала - это систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующими объектами. Он включает обобщенную (экономическую и экологическую) потребительскую оценку туристского потенциала. Кадастр должен содержать детальный учет и классификацию ресурсов, оценку экономической эффективности их освоения, анализ их использования и перспективы, необходимые мероприятия по их охране.
Потенциал туристских возможностей может быть охарактеризован следующими показателями:
численная оценка его привлекательности;
время осмотра (воздействия);
площадь;
качество;
условия освоения и эксплуатации;
количество посетителей за единицу времени, которые могут воспользоваться ресурсами без его истощения.
Кадастр должен стать надежным инструментом формирования устойчивой туристской индустрии только в случае единой методики его разработки и постоянного его ведения, то есть внесения в него добавлений и уточнений.
Основной сложностью формирования кадастра и осуществления оценки является отсутствие единой методики оценки и учета в ней многих факторов.
В свою очередь, процедуру оценки целесообразно разделить на следующие этапы:
1) выделение объекта оценки;
2) выделение сегментов, с позиции которых оценка ведется;
3) определение критериев оценки;
4) разработка параметров оценочных шкал градации.
В качестве примера оценочной шкалы можно привести пятиступенчатую оценочную шкалу выделения туристских зон, каждая ступень которой отражает интенсивность взаимодействия свойств объекта с состоянием субъекта:
1. наиболее благоприятное;
2. благоприятное;
3. умеренно благоприятное;
4. малоблагоприятное;
5. неблагоприятное.
Методики оценки природных ресурсов достаточно разработаны в социально-экономическом и экологическом планах и включают три основных типа оценки:
медико-биологический;
психолого-эстетический;
технологический.
Медико-биологическая оценка отражает влияние природных факторов на организм человека. Разработанные методики оценивают комплекс климатических факторов с точки зрения их влияния на состояние организма человека, что позволяет производить географическое районирование по степени благоприятности климатических условий для целей туризма.
Психолого-эстетическая оценка определяет эмоциональное воздействие природного ландшафта на человека. Многообразие учитываемых факторов и субъективность критериев оценки делает методику психолого-эстетической оценки очень сложной. Среди ее критериев можно назвать разработку методов экзотичности и уникальности. Экзотичность определяется как контрастность места отдыха постоянному месту жительства, а уникальность как встречаемость или неповторимость объектов и явлений. Например, в США одним из показателей психолого-эстетической оценки используется насыщенность территории краевыми зонами, что, по мнению исследователей, придает ландшафту наиболее притягательный эффект. Краевыми зонами считаются пограничные полосы между двумя средами (вода- суша, долина - горы и так далее).