Подготовка кадров в сфере туризма на примере вузов Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ системы образования в Китайской Народной Республике, в том числе в сфере туризма. А также анализ опыта подготовки кадров в сфере туризма на примере Хэйлунцзянского института туризма г. Харбина.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть систему общего и высшего образования в Китайской Народной Республике;
- провести анализ развития сферы туризма в Китайской Народной Республике;
- провести анализ предложений международных обменных программ в сфере туризма;
- провести анализ опыта подготовки кадров в сфере туризма на примере Хэйлунцзянского института туризма г. Харбина.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.29 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Туризм — одно из наиболее динамично развивающихся и перспективных  направлений в сфере услуг. Но дефицит квалифицированных кадров сегодня наблюдается практически  во всех сферах производства товаров  и услуг, в том числе и в  сфере туризма.

Кадры в туризме формируют  имидж страны, а качество услуг  базируется на качестве образования. Проблема подготовки квалифицированных кадров для отрасли стоит довольно остро.

Рыночные условия, сложившиеся  на рубеже конца XX - начала XXI вв. сломали всю, налаженную на протяжении нескольких десятилетий, систему образовательных учреждений, а также внесли коррективы в содержание образования, привели к появлению новых профессий и специальностей.

Имеются устойчивые прогнозы, что структура занятости и  далее будет меняться, ориентируясь на специалистов сферы услуг, предъявляя новые требования к профессиональным качествам выпускников. Сообразно  с этим, анализируя внешнюю среду системы образования – рынок труда, необходимо учитывать востребованность специалистов того или иного уровня.

Изучение  литературных источников, отражающих прогнозирование спроса специалистов различных уровней  подготовки, показывает, что до последнего времени большинство прогнозов  строилось в отраслевом разрезе, но наиболее верным, вероятно, следует  считать подход, ориентированный  на учет потребностей рынка труда  в городе, регионе, по конкретным специальностям.

В этом случае показатели прогнозов  должны строиться на принципе самооценки - менеджеры предприятий сферы  туризма хорошо представляют свои намерения  в расширении или сокращении спектра  услуг и соответственно, персонала.  Вместе с тем, они могут не знать  все макроэкономические процессы, которые  оказывают влияние на перераспределение  рабочей силы и определяют её перспективную  востребованность. Анализ социологических  исследований, проводимых в рамках деятельности маркетинговых служб  значительного количества туристских фирм и других организаций сферы  гостеприимства, показывает, что в  подавляющем большинстве случаев  предприятия (работодатели, представляющие рабочие места для массовых профессий  в туристской отрасли) ориентируются  на подготовленную (обученную) рабочую  силу.

Сегодня в туриндустрии доля тех, кто не имеет специального образования, все еще составляет около 70%, но работодатели считают, что такое положение вещей не вечно: им требуются профессиональные кадры. Совмещение теории и практики – основная черта обучения туризму и гостеприимству. Во многих школах за границей на практику отводится столько же времени, сколько на теоретическую часть.

Современное общество  сложное, динамично развивающееся, противоречивое. Мир находится на стадии перехода к информационному типу общества. Информация становится «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. Это радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни. 

Современную эпоху все  чаще определяют как «век образования», в которой самообразование – главная гарантия будущего человека. Что было вчера – уже не вернется, что будет завтра – мы можем только предполагать. Изменения все более приобретают глобальный характер: изменяется  цивилизация, развивается техника и технология, меняется природа, появляются новые формы взаимодействия людей. Это требует от человека новых черт характера, менталитета, универсальных знаний, связанных не только с его профессиональной деятельностью.  

Образование должно быть инновационным, формирующим в человеке способность к проективной детерминации будущего, ответственность, веру в себя и свои способности, умение влиять на это будущее.

Цель работы: анализ системы образования в Китайской Народной Республике, в том числе в сфере туризма. А также анализ опыта подготовки кадров в сфере туризма на примере Хэйлунцзянского института туризма г. Харбина.

В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  систему общего и высшего образования  в Китайской Народной Республике;

-   провести анализ развития сферы туризма в Китайской Народной Республике;

- провести анализ предложений международных обменных программ в сфере туризма;

- провести анализ  опыта подготовки кадров в сфере туризма на примере Хэйлунцзянского института туризма г. Харбина.

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ системы образования в Китайской Народной Республике

Начиная с 1978 года Китай добился  больших успехов в развитии системы  образования. Всего за 30 лет Китай  сумел сделать то, на что другие страны тратят столетия. В настоящее  время в Китае в основном реализована  задача по получению бесплатного  девятилетнего образования, в целом  ликвидирована неграмотность, широкое  распространение получает высшее образование. 

Правительство Китая уделяет  особое внимание делу образования и  неизменно подчеркивает, насколько  важно для страны качество профессиональных ресурсов. Они имеют решающее значение для успешного развития и повышения  качества и уровня жизни людей. После  начала осуществления политики реформ и открытости, в процессе экономического роста государство постоянно  увеличивало расходы на образование. Это, конечно же, положительно сказалось  на успешном развитии системы школьного  и высшего образования в Китае. 

Глава Всекитайского педагогического  общества господин Гу Минюань, подводя  итоги 30-летнего развития, назвал достижения страны в области образования  историческим прорывом. Вот что он в частности сказал:  
« Всего за 30 лет Китай превратился из отсталой по уровню образования страны в государство с эффективной системой среднего и высшего образования. В этом процессе наша страна добилась двух исторических высот: распространения обязательного бесплатного девятилетнего образования и огромных успехов в развитии высшего образования. Это фантастика».

Замначальника отдела начального образования министерства просвещения  Китая господин Ван Динхуа считает, что система образования Китая  за 30 лет прошла путь, который США, Япония и другие развитые страны проходили  в течение 100 лет. Вот что сказал господин Ван Динхуа: « К концу 2007 года в нашей стране примерно 99.3% детей было охвачено девятилетним бесплатным образованием. В 98.5% уездов Китая осуществлялась система девятилетнего бесплатного образования. Не позже 2010 года ею должны быть охвачены все уезды страны ».

Согласно опубликованному  в 2006 году Закону об обязательном образовании, оно стало бесплатным, т.к. все  расходы взяло на себя государство. В 2007 году в сельских районах Китая была отменена плата за учебники и учебные пособия для учащихся начальных классов. Новая политика помогла почти 150 млн. сельских школьников. А с сентября 2008 года эти правила вступили в силу и в городских школах. 

В последние годы Китай  также добился больших успехов  и в развитии системы высшего  образования. К примеру, в 2008 году в китайские вузы приняли 6 млн. человек, это почти в 4 раза больше, чем 10 лет назад.

Замначальника департамента по делам студентов при министерстве образования КНР господин Цзян Ган сказал: « Чтобы удовлетворить потребности общества в профессиональных кадрах, с 1999 года в Китае начали увеличивать прием в вузы. В 2008 году в общей сложности 40 млн. 100 тыс. молодых людей получили дипломы о высшем образовании, это около 75% общего количества выпускников вузов за последние 30 лет ».

 

    1. Система образования в Китайской народной республике

 

Составляющими системы образования  в Китае являются дошкольное образование, начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа, университет, аспирантура. До 1949 года, то есть до года провозглашения Китайской Народной Республики, основной целью образования была подготовка чиновников, то есть для широких слоев населения образование оставалось недоступным.

В настоящее время в  Китае в целом ликвидирована  безграмотность, реализована задача по получению бесплатного девятилетнего  образования, достигнуты успехи в развитии системы высшего образования.

  1. Дошкольное образование

Учреждениями дошкольного образования являются детские сады, которые делятся на государственные и частные. Их посещают дети в возрасте от 3 до 6 лет.

Цель дошкольного образования  – подготовка ребенка к обучению в школе, к продуктивному освоению школьной программы.

  1. Начальная школа

В начальной школе обучение длится шесть лет, начиная с шестилетнего возраста. Здесь закладывается прочный фундамент для дальнейшего обучения: постигаются азы грамоты, формируются начальные знания о природе и обществе, уделяется внимание патриотическому и физическому воспитанию.

Основными предметами обучения выступают родной язык, математика (упор идет на эти предметы), естествознание, физкультура, музыка, мораль и этика, иностранный язык (с 3-го класса, чаще – английский). Кроме того, начиная  с 4-го класса, две недели в году учащиеся проводят на работах в мастерских и фермах, а как минимум один день в неделю они заняты на внеклассных  мероприятиях и в общественной деятельности.

 

 

  1. Средняя школа

Средняя школа в Китае  состоит из двух ступеней – неполная и старшая.

По достижении учащимися 12-13 лет они начинают обучение в неполной средней школе, или средней школе первой ступени. Обучение длится три-четыре года.

Основными учебными дисциплинами на первой ступени являются родной язык, математика, иностранный язык, информатика, мораль и этика, физика, химия, политическая грамота, география.

Девятый класс – это  заключительный этап обязательного  школьного образования в КНР.

Средняя школа второй ступени  в Китае – это полная средняя школа (старшая школа). Возраст учащихся, поступающих на вторую ступень, – 15-16 лет. Обучение здесь длится от двух до четырех лет – в зависимости от выбранного учебного курса: академический или профессионально-технический профили.

Задача общеобразовательных  средних школ в Китае – сформировать рабочего человека либо хорошо подготовленного  абитуриента для поступления  в высшие учебные заведения.

Академический профиль –  это, по сути, стандартная средняя  школа, дающая возможность впоследствии поступить в вуз.

Профессионально-технический  профиль представлен учебными заведениями  нескольких типов: специальные технические, технические, профессиональные или  сельскохозяйственные школы. Продолжительность  обучения в специальных технических  школах – 4 года. Программы рассчитаны на обучение специалистов таких областей, как сельское хозяйство, медицина, экономика, юриспруденция и др. Технические  школы занимаются подготовкой специалистов сталелитейной, текстильной, топливной  и фармацевтической промышленности. Срок обучения в профессиональных или  сельскохозяйственных школах – три  года, но они считаются наименее престижными.

По окончании учебного заведения многие выпускники получают работу по распределению.

Программы средней школы  в Китае ориентированы на умственное, физическое, нравственное и художественное воспитание учащихся.

Основными учебными дисциплинами в средней школе КНР являются родной язык, родная литература, математика, история, физика, химия, биология, география, иностранный язык, политическая грамота, физиология, физкультура, музыка, изобразительное  искусство.

Учебный год начинается в  сентябре, длится 9,5 месяцев и состоит  из двух семестров. Каникулы – с  января по февраль и с июля по август. Занятия – 5 дней в неделю, с утра до обеда.

В ходе обучения по академическому профилю средней школы учащиеся сдают несколько типов экзаменов, один из которых – выпускной.

Для получения аттестата  о школьном образовании учащиеся обязаны сдать экзамены по предметам: китайский язык, математика, иностранный  язык, физика, химия, политология, история, география, информатика и биология.

Единый выпускной школьный экзамен (аналог российского ЕГЭ) проводится в мае одновременно по всей стране. Оценка знаний выпускников осуществляется по 100-балльной шкале.

  1. Высшее образование

Система высшего образования в Китае включает в себя университеты, колледжи и профессиональные высшие школы.

Высшие учебные заведения в КНР ориентированы на развитие науки, техники и культуры, на подготовку высококвалифицированных кадров, на формирование конкурентоспособного образования в рамках мирового образовательного процесса. В целях полного удовлетворения потребностей модернизации экономики усовершенствован перечень учебных специальностей, сделан акцент на политические, экономические и юридические науки, финансы, машиностроение, архитектуру, электронику, компьютерные технологии, легкую и пищевую промышленность.

Вузы Китая делятся  на политехнические и технические  одного профиля. В политехнических  вузах Китая представлен широкий  перечень технических и естественных факультетов. Технические вузы одного профиля – это институт стали, геологии, нефтяной и химической технологии, горный институт.

Университеты общего профиля, такие как Пекинский, Фуданьский (в Шанхае) и Нанкайский (в г. Тяньцзинь), имеют факультеты двух направлений: естественнонаучное и гуманитарное. Факультеты гуманитарной направленности специализируются на языках, литературе, истории, юриспруденции, философии, экономике  и пр. Естественнонаучное направление  включает в себя факультеты по математике, физике, географии, геологии, химии, радиоэлектроники и др.

Информация о работе Подготовка кадров в сфере туризма на примере вузов Китая