Подготовка кадров в сфере туризма на примере вузов Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ системы образования в Китайской Народной Республике, в том числе в сфере туризма. А также анализ опыта подготовки кадров в сфере туризма на примере Хэйлунцзянского института туризма г. Харбина.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть систему общего и высшего образования в Китайской Народной Республике;
- провести анализ развития сферы туризма в Китайской Народной Республике;
- провести анализ предложений международных обменных программ в сфере туризма;
- провести анализ опыта подготовки кадров в сфере туризма на примере Хэйлунцзянского института туризма г. Харбина.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.29 Кб (Скачать файл)

Претворение в жизнь амбициозных планов Китая  по превращению в мощнейшую политическую и экономическую мировую державу  невозможно без функционирования в  стране системы качественного и  общедоступного образования. Эта цель достижима лишь при формировании и планомерном проведении государственной  политики, ставящей развитие образования  в разряд первоочередных реформ в  социальной сфере. Тем не менее, даже в этом случае, нет никаких гарантий того, что все категории населения  КНР на равных правах будут иметь  доступ и возможность получить образование  любого уровня. Такая ситуация может  сложиться лишь в результате реализации комплекса социально-экономических  реформ, направленных на повышение  материального уровня жизни населения  и оптимизации социальной сферы, гарантирующей достойное существование  граждан КНР.

    1. Система высшего образования КНР: современные тенденции динамичного развития

За пятитысячелетнюю историю в Китае сложилась и существует традиция уважения к учителям и почитания образования. Просвещение в древнем Китае сыграло не только важнейшую роль в передаче следующим поколениям китайской цивилизации и ее развитии, но и внесло колоссальный вклад в развитие мировой цивилизации. После образования Китайской Народной Республики китайское правительство уделило серьезное внимание делу развития просвещения, создало новое социалистическое образование, заметно повышало культурно-просветительский уровень народа. В результате 60 лет развития и реформирования высшее образование в КНР достигло значительных успехов и продолжает активно развиваться и изменяться. 

Высшее образование  на фоне общей тенденции стремительного роста грамотности населения  получило особенно устойчивое развитие. В 1949 году в КНР работало лишь 205 ВУЗов. В 1999 году их было уже 1942, и в них обучалось 7 млн. 180 тыс. студентов с 4-х и 3-летним сроком обучения, из которых 4 млн. 130 тыс. студентов получали 4-летнее образование.

В 2007 г. в КНР насчитывалось 2321 высшее учебное заведение, включая 1980 обычных ВУЗов, что на 41 больше, чем в 2006г.; среди них высших учебных заведений, предоставляющих образование на уровне бакалавриата - 740, спецкурсов - 1168. 795 учебных заведений, предоставляли образование на уровне аспирантуры и магистратуры, среди них 479 - университеты и 316 - НИИ.

На уровне бакалавриата и спецкурсов в 2007 году обучалось 18,85 млн. студентов. На начало 2008 года в китайских ВУЗах обучалось 222,5 тыс. будущих докторов наук и 972,5 тыс. будущих магистров. По данным ЮНЕСКО, Китай уже в 2003 г. занимал первое место в мире по масштабам высшего образования.

Благодаря последовательным реформам в последние годы продолжают совершенствоваться первоначальные масштабы системы высшего образования. В 1993 г. началось создание системы 100 университетов первоклассного мирового уровня, 708 вузов были объединены в 302 многопрофильных универсальных вуза. В частности, Центральная академия прикладного искусства была объединена с самым авторитетным храмом науки Китая — университетом «Цинхуа». Пекинский университет, существующий более ста лет, объединился с самым лучшим в стране медицинским вузом — Пекинской медицинской академией. Слияние вузов позволило осуществить глубокие перемены в системе управления высшим образованием, оптимизировать и рационально расставить педагогические ресурсы, повысить качество преподавания и уровень учебного процесса. Создан специальный государственный фонд поддержки свыше 30 вузов, входящих в число передовых высших учебных заведений мира [6].  
           Высокий уровень образования в ведущих ВУЗах КНР признает и международное сообщество. Так, исследовательская структура международного высшего образования QS 8 сентября 2010 г. опубликовала новый рейтинг ведущих вузов мира, куда в первую 50-ку попали Сянганский университет, Сянганский университет науки и технологий, Сянганский университет китайского языка и Пекинский университет. Университет Цинхуа разместился на 54-й строчке, Тайваньский университет занял 94-е место. Сянганский университет впервые опередил Токийский и занял первое место среди высших учебных заведений Азии [8]. 

За последние  двадцать лет ученые степени в  стране получили свыше 300 тыс. кандидатов и 20 тыс. докторов наук. Подготовку диссертаций  ведут в настоящее время 160 тыс. аспирантов [10].

Так, в Пекинском  Университете, ведущем высшем учебном  заведении КНР, включающем 30 колледжей  и 12 факультетов, помимо обучения по 93 программам бакалавриата, ведется 199 программам магистратуры и 173 программам докторантуры. При университете действует 216 исследовательских институтов, два инженерных научных центра имеют статус общенациональных. В библиотеке насчитывается более 8 млн. книг и 10 тыс. наименований китайских и иностранных журналов. Общая площадь книгохранилищ и читальных залов превышает 50 тыс. м2  - это крупнейшая библиотека в Азии.

Уже многие десятилетия  развития системы высшего образования  КНР проявляется ее главная особенность  – серьезное преобладание в вузовских  программах естественно-технических  и прикладных дисциплин, порядка 60% (к примеру, в США данный показатель равен 14%, в Японии – 26%). Таким образом, если сравнить Китай с развитыми  странами, то гуманитарии составляют относительно малую часть студенчества, за исключением, возможно, социологов. Данный факт можно объяснить в  основном потребностями экономики. [10]

Отличием также  можно назвать и тот факт, что  практически во всех университетах  страны готовят специалистов по сельскому  хозяйству (около 10% студентов). Не случайно весь мир говорит об успехах китайской  аграрной науки.

Вышеуказанные особенности, а также поддержание сложившихся  пропорций между образовательными учреждениями различного уровня и профиля, «содержательное наполнение» программ находятся под строгим государственным  контролем. [10]

В последние годы образование развивается в направлении  все большего углубления, охватывая все более широкие сферы. Еще десять лет назад в КНР мало кто знал о степени МВА (мастер делового администрирования), а в 2003 г. уже 62 вуза набрали 30 тыс. будущих специалистов для подготовки по данной программе. Сегодня уже хорошо известны и программы ЕМВА (мастер делового администрирования для руководителей), и MPA (мастер общественного администрирования). В настоящее время в Пекинском университете, Университете «Цинхуа» и др. в общей сложности в 47 вузах насчитывается 7700 обучающихся программе МРА. Стремительно развивается рынок спроса и предложения в сфере просвещения, огромной популярностью сегодня пользуются курсы компьютерной грамотности, иностранных языков и обучения различным профессиям и квалификационные экзамены для получения соответствующих свидетельств. Стало очень модным продолженное образование, многие уже окончательно распрощались с идеей разового обучения и овладевают новыми знаниями в течение всего трудоспособного возраста. Не случайно в 2007 году в КНР насчитывалось 413 ВУЗов для взрослых   [5,6]

С каждым годом увеличивается  международное сотрудничество и  обмен в области образования. Китай является страной, направляющей самое большое количество учащихся на учебу за границу. С 1979 г. по 2004 гг. на учебу за рубеж в 103 страны и района мира выехало 582 тыс. человек, из них 160 тыс. человек после окончания учебы вернулись обратно [5,6]. Во многих ВУЗах, особенно ведущих, в настоящее время действует схема обучения «2+2» и «3+2», когда первые два-три года студенты бакалавриата учатся в китайском университете, а затем продолжают свое обучение в университетах других стран. Например, в Столичном университете экономики и бизнеса (г. Пекин) есть специальное подразделение – «Колледж обучения в КНР и за рубежом» (Overseas Chinese College, OCC), в котором студенты двух специальностей, «Экономика и бизнес» и «Информационные технологии», обучаются первые два года на базе колледжа, а затем продолжают учебу в университетах США, Великобритании и Австралии. Уже на первых курсах колледжа студентов частично обучают преподаватели из вышеуказанных  и других англоязычных стран для облегчения процесса адаптации к обучению за рубежом. 

Наряду с активизацией выезда китайских студентов на учебу  за рубеж быстро растет количество иностранных учащихся, приезжающих с целью  получения образования в Китае. Главным фактором, привлекающим иностранных студентов в университеты КНР – высокое качество образования в сочетании с относительно невысокой (по сравнению с американскими или британскими ВУЗами) стоимостью обучения и проживания в стране. Также значительным фактором является и стремление будущих студентов к расширению кругозора и познанию богатого культурно-исторического наследия Китая.

Китайское правительство  придает большое значение факту  повышения численности иностранных  студентов в КНР и рассматривает  это как повышение интереса мирового сообщества к системе высшего  образования КНР. Так, 29 сентября 2010 года в Пекине состоялось мероприятие  в честь 60-й годовщины открытия дверей КНР для иностранных студентов. Присутствуя на мероприятии, член Политбюро  ЦК КПК, член Госсовета КНР Лю Яньдун призвала зарубежную молодежь стать посланниками дружбы в отношениях между Китаем и внешним миром. Лю Яньдун отметила, что за 60 с лишним лет со времени образования Китайской Народной Республики страна приняла в общей сложности 1,69 млн. зарубежных студентов из 190 государств и регионов. В настоящее время в Китае их количество составляет 240 тыс. Данная группа лиц служит окном для ознакомления внешнего мира с Китаем и важным каналом для развития китайско-зарубежного сотрудничества в области образования [2].

Поступление в вуз  – настоящий праздник для выпускника средней школы: конкурсы в отдельные  университеты достигают 200-300 человек  на место.  Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами – к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т.д. Платное образование преобладает, но на «платные места» абитуриенты поступают на общих основаниях. Иногда за обучение платит предприятие, на котором работал студент. Тем не менее, у наиболее одаренных студентов остается возможность получить высшее образование бесплатно [10].

Интересно, что в  зависимости от результатов, полученных на едином выпускном школьном экзамене (что-то вроде нашего ЕГЭ, который  проводится в КНР одновременно по всей стране в мае), абитуриент может  претендовать на допуск к вступительным  экзаменам лишь в тот вуз, который  по категории в иерархии вузов  соответствует набранным баллам, т.е. «высшей категории» или «категории провинциального уровня», «городского  уровня» и т.д. [10]

Высшее образование  в КНР состоит из 3 ступеней: бакалавриат, магистратура и аспирантура со следующей продолжительностью обучения и среднестатистической стоимостью.

Таблица 1

Тип

студента

Условия поступления

Продолжительность обучения

Среднестатистическая  стоимость (за 1 учебный год)

Бакалавриат и второе высшее образование

Аттестат о среднем  образовании и прохождение вступительных  экзаменов  
(предметы, по которым необходимо сдать вступительные экзамены, обозначены отдельно каждым университетом).

Пример: Студенты, поступающие на гуманитарные специальности, проходят вступительные испытания по математике, на естественнонаучные и технические специальности – по биологии и химии.

Студент бакалавриата: 4 - 5 лет, дипломированные студенты: 2 - 3 года

Гуманитарные науки, бизнес, экономика ,политология-

14.000 – 26.000 юаней

(63.840 – 118.560 руб.)

Сельское хозяйство, естественные науки –

15.400 – 33.800 юаней

(70.224 – 154.128 руб.)

Медицина, искусство  –

21.000 – 52.000 юаней

(95.760 – 237.120 руб.) 

Магистерские программы

Диплом бакалавра, как минимум  2 рекомендательных письма от профессоров, прохождение вступительных испытаний; студенты окончившие программу бакалавриата в Китае в этом году, могут быть освобождены от сдачи вступительных экзаменов.

2 - 3 года

Гуманитарные науки, бизнес, экономика ,политология –18.000 – 30.000 юаней

(82.080 – 136.800 руб.)

Сельское хозяйство, естественные науки –

19.800 – 39.000 юаней

(90.288 – 177.840 руб.)

Медицина, искусство  –

27.000 – 60.000 юаней

(123.120 – 273.600 руб.) 

 

 

Аспирантура

Диплом магистра, как минимум  2 рекомендательных письма от профессоров, прохождение вступительных испытаний.

3 года

Гуманитарные науки, бизнес, экономика ,политология –22.000 – 34.000 юаней

(100.320 – 155.040 руб.)

Сельское хозяйство, естественные науки –

24.200 – 44.200 юаней

(110.352 – 201.552 руб.)

Медицина, искусство  –

33.000 – 68.000 юаней

(150.480 – 310.080 руб.)

       

 

Например, Столичный  университет экономики и бизнеса (г. Пекин), специальность «Экономика и бизнес». Присуждаемая квалификация – диплом бакалавра. Язык обучения – китайский. Сбор за подачу документов – 936 юаней. Стоимость обучения – 22.000 юаней в год. После 4 лет обучения студенты получают диплом бакалавра. Студенты должны закончить свое обучение за 6 лет или меньше. Студенты должны предоставить аттестат о среднем образовании со средним баллом не меньше 4. Ежегодно в июне студенты обязаны проходить университетский экзамен по математике [11].

Информация о работе Подготовка кадров в сфере туризма на примере вузов Китая