Подготовка кадров в сфере туризма на примере вузов Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: анализ системы образования в Китайской Народной Республике, в том числе в сфере туризма. А также анализ опыта подготовки кадров в сфере туризма на примере Хэйлунцзянского института туризма г. Харбина.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть систему общего и высшего образования в Китайской Народной Республике;
- провести анализ развития сферы туризма в Китайской Народной Республике;
- провести анализ предложений международных обменных программ в сфере туризма;
- провести анализ опыта подготовки кадров в сфере туризма на примере Хэйлунцзянского института туризма г. Харбина.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.29 Кб (Скачать файл)

Иметь высшее образование в Китае очень престижно. В системе национальных ценностей и приоритетов образование занимает, пожалуй, ведущее место.

Высшее образование имеют  шанс получить выпускники средних школ с академическим профилем и выпускники специальных технических школ.

В зависимости от результатов, полученных на выпускном школьном экзамене, абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в тот вуз, категория которого соответствует набранным баллам.

Для поступления в вуз  абитуриенты обязаны сдать специальный  экзамен по семи предметам.

При поступлении в отдельные  университеты конкурсы составляют несколько  сотен человек на место, а потому зачисление в вуз становится для  абитуриента настоящим достижением.

В Китае преобладает платное  высшее образование, но и на «коммерческую  основу» поступить не так-то легко  – все абитуриенты идут на общих  основаниях. У одаренных молодых  людей есть шанс получить высшее образование  бесплатно. Кроме того, в некоторых  случаях за обучение платит предприятие, на котором работал студент. Одаренные  студенты пользуются и некоторыми льготами в виде государственной стипендии  или субсидий от предприятий и  организаций.

Срок обучения в узкопрофессиональных вузах с краткосрочным курсом обучения (неполные колледжи, или колледжи короткого цикла) – два-три года. Выпускники этих учебных заведений  – дипломированные специалисты  среднего звена для работы в различных  отраслях промышленности.

Колледжи с четырехлетней  программой бакалавриата принимают  выпускников специальных технических  и обычных средних школ. По окончании  обучения выпускникам выдается диплом по специальности, либо присваивается степень бакалавра.

Получение степени бакалавра  в университете занимает 4-5 лет.

Обучение в аспирантуре может осуществляться с отрывом и без отрыва от производства. Подготовка аспирантов делится на две категории: подготовка специалистов с ученой степенью магистра (срок обучения – два-три года; возраст аспиранта – не более 40 лет) и подготовка специалистов с ученой степенью доктора наук (продолжительность обучения – три года; возраст аспирантов – не более 45 лет).

Престижными вузами Китая  являются Пекинский университет,

Пекинский институт языков (где осуществляется подготовка востоковедов), а также университеты Сычуань  и Далянь.

 

 

 

 

    1. Развитие образования в современном Китае: кризисные явления и поиски решений

 

Вопросы развития образования включены в  систему основных приоритетов социальной политики китайского руководства. В  данном случае, речь идет именно о развитии и оптимизации работы образовательной  системы, так как, в отличие, например, от системы социального обеспечения, данный механизм уже сложился и, в  целом, соответствует требованиям  времени. 

Тем не менее, образование все-таки является составной частью социального механизма  КНР и, как следствие, напрямую зависит  от остальных сфер жизни китайского государства. Такие явления, как  бедность населения, огромная разница  в доходах, сложности с трудоустройством, отставание развития сельских районов  и дисбаланс в развитии регионов, ограниченность ресурсов государственной  поддержки и многое другое, формируют  современный облик образовательной  системы Китая. 

Таким образом, проблемы образования в  КНР охватывают практически все  его аспекты, начиная с ликвидации массовой неграмотности и заканчивая повышением качества поствузовского образования. В целом, основной проблемой современной  образовательной системы КНР  является недоступность получения  населением качественного и полноценного образования в связи с невозможностью его оплаты.

Если  рассматривать кризисные явления  в образовательной сфере Китая  начиная с наиболее общих вопросов, то, в первую очередь, следует обратить внимание на проблемы базового образования. Его основная цель в Китае обозначается формулой «лянцзи», подразумевающей  всеобщий охват базовым девятилетним образованием и всеобщую ликвидацию неграмотности среди взрослого  населения.

Что касается проблемы неграмотности населения, то в данном случае, нельзя не отметить, что программа ее ликвидации охватывает все большее количество китайских  граждан и процент неграмотного населения неуклонно снижается. Это выгодно отличает Китай от других стран региона, в первую очередь, от Индии, где доля абсолютно неграмотного населения во много раз больше, а борьба с этим явлением продвигается гораздо медленнее.

Тем не менее, в Китае на сегодняшний  день довольно велика доля неграмотного населения, в первую очередь, это  сельские жители. Старшее поколение  сельских жителей КНР в силу особенностей исторического и культурного  развития страны практически не имело  доступа к получению образования. В настоящее время, однако, они  и не стремятся восполнить данный пробел и программа действует  в основном среди молодых людей  и населения среднего возраста. Гораздо сложнее данная проблема представляется с другой точки зрения – зачастую неграмотными остаются «незаконнорожденные» дети, особенно, в сельской местности. Крестьяне, решаясь на рождение детей свыше разрешенной квоты и не будучи в состоянии заплатить за это штраф, обрекают детей на существование без документов и, соответственно, без доступа, как к образованию, так и к различным сферам социального обеспечения.

Другое  направление данной стратегии –  всеобщий охват обязательным девятилетним образованием (начальная школа и  средняя школа первой ступени) –  также несвободно от ряда сложностей. Тем не менее, необходимо признать существенные достижения в этой области. Так, к примеру, на конец 2007 г. по официальным данным процент охвата начальным образованием достиг 99%, увеличившись на 1% по сравнению с 2006 г. Помимо показательных количественных характеристик, стоит отметить также существенное качественное достижение, а именно достижение равного доступа к базовому образованию мальчиков и девочек.

Тем не менее, проблемы доступности базового образования остаются актуальными  и на сегодняшний день. Подобные трудности касаются опять же сельских детей, особенно в тех семьях, где  у их родителей нет средств, чтобы  оплачивать учебу, и времени, чтобы  отпускать «рабочие руки» в школу. Кроме того, с невозможностью посещать начальную и среднюю школу  сталкиваются также дети трудовых мигрантов.

Базовое образование в настоящее время  является бесплатным для сельского  населения Китая. Государство оплачивает обучение, берет на себя снабжение  детей учебниками, а учебных заведений  – необходимыми учебными материалами. Данное решение, несомненно, является большим достижением, хотя эта политика не реализована до конца. Огромные трудности  в деле перевода базового обучения на селе на бесплатную основу связаны  с неповоротливостью всей образовательной системы КНР, несогласованностью финансовых вопросов между центральным и местными бюджетами, высоким уровнем коррупции, а также ограниченностью материального обеспечения данной программы. 

Образование детей для среднестатистической китайской семьи является крайне дорогостоящим процессом. Так, в 2009 г., годовые расходы на то, чтобы обеспечить полноценное среднее образование одного ребенка составили в среднем около 26% годового бюджета городской семьи и 26,5% годового бюджета  сельской семьи . Что качается всех уровней обучения (включая высшее образование, стоимость которого для средней китайской семьи крайне велика), то согласно исследованиям Академии общественных наук КНР, данные расходы могут составлять для семьи со средним или низким достатком от трети до двух третей семейного бюджета, а таких семей в Китае около 80%. Для них затраты на образование идут на втором месте после затрат на питание.

Политика  ограничения рождаемости приводит к тому, что количество учащихся в системе получения начального и среднего образования начинает сокращаться, что, соответственно, влечет за собой сокращение количества учебных  заведений.

Подобные  тенденции на сегодняшний не затрагивают  систему среднего профессионального  и высшего образования, что связано, во-первых, с тем, что изменения  в демографической структуре  КНР пока не в полной мере затронули  данное поколение, а, во-вторых, с ростом доступности указанных видов  образования, в том числе, и по причине реализации государственной  политики по увеличению набора в профессиональные училища и вузы. 

Что касается показателей по высшему  образованию, то число охватываемого  им населения продолжается постоянно  расти. При увеличении приема студентов  в обычные вузы крен будет сделан в сторону центральных и западных районов .

Тем не менее, именно среднее профессиональное и высшее образование являются наименее доступными для населения Китая. Это связано не столько с тем, что в данном случае приходится серьезно готовиться к вступительным экзаменам, сколько с отсутствием у большинства  граждан Китая средств на оплату данного образования. В целом, ограниченность финансовых средств для оплаты дальнейшего  образования и отсутствие равных возможностей для получения образования  среди различных слоев населения  являются на сегодняшний день основными  проблемами для большинства населения  Китая в сфере образования. 

Такое положение вещей связано с  другим кризисным явлением, а именно, увеличением разрыва в образовательном  уровне. Подобные тенденции косвенно ведут к росту социальной напряженности  и на фоне возрастающей бедности и  общего разрыва в доходах способны стать определенного рода катализатором  общественного недовольства.

Другой  немаловажной проблемой образовательной  системы КНР на сегодняшний день является половинчатость ее финансирования. Государство, финансируя образовательные  учреждения, выделяет недостаточно средств  для их нормального функционирования.

Таким образом, учебные заведения становятся в определенную зависимость от внешних  источников финансирования, в первую очередь, это плата за обучение, взимаемая  с учащихся. Другим способом зарабатывать деньги в условиях Китая является открытие государственными образовательными учреждениями дочерних филиалов, которые  функционируют полностью на «частной»  коммерческой основе.

Еще одной немаловажной проблемой современного китайского образования является отставание его качественного уровня от современных  мировых стандартов. В первую очередь, это относится к среднему профессиональному  и высшему образованию. Данная проблема напрямую соприкасается с проблемой  дефицита квалифицированной рабочей  силы, необходимой для поддержания  и развития всех сфер жизни современного Китая. 

Что касается государственной политики в области реформирования образования  и реагирования на вышеперечисленные  вызовы, то ключевыми приоритетами в деле развития образования были названы следующие направления:  

• Расширение финансирования образовательной системы.

• Достижение уровня расходов на образование, равного 4% от ВВП.

• Усиление государственного контроля за функционированием всех учебных заведений, отслеживание финансовых поступлений, контроль за качеством учебного процесса.

• Приоритетное развитие образования на селе.

• Приоритетное развитие образования в центральных и западных районах КНР.

• Поощрение развития образования, организуемого на средства населения. 

• Развитие дистанционного образования на всех уровнях.

• Укрепление взаимодействия между образовательными учреждениями одного уровня.

• Формирование единого центра регулирования образования для каждой из отраслей образования.

Что касается высшего образования, то приоритеты в данной области являются следующими:

• повышение качества вузовского образования, а также образования, получаемого в аспирантуре, оптимизация структуры учебных дисциплин и комплекса специальностей в вузах; 

• расширение числа мест для поступающих в вузы, повышение уровня макрорегулирования высшего образования;

• приоритетное оказание помощи центральным и западным районам КНР;

• продвижение создания университетов высокого уровня и приоритетных дисциплин;

• улучшение качества преподавания в вузах;

• модернизация системы оценивания и совершенствование критериев оценивания подготовки в вузах;

Особое  внимание уделяется подготовке педагогического  состава, а именно:

• признание стратегической важности качественной подготовки педагогических кадров;

• оптимизация и расширение системы выдачи зарплаты, дотаций и субсидий педагогам;

• осуществление и расширение эксперимента по бесплатному обучению студентов будущих преподавателей в педагогических университетах, непосредственно подчиненных Министерству образования; 

• увеличение количества педагогов, в первую очередь, для работы в сельской местности;

• работа с педагогическим составом для формирования у него навыков для патриотического воспитания молодого поколения.  

Таким образом, образовательная сфера, как  и другие области социального  строительства в Китае, в настоящее  время несвободны от целого комплекса  кризисных явлений.

Информация о работе Подготовка кадров в сфере туризма на примере вузов Китая