Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 16:41, курсовая работа
Актуальность курсовой работы. Сфера гостиничного бизнеса является одной из наиболее важных элементов индустрии туризма и гостеприимства.
С точки зрения бизнеса гостиница представляет собой организацию по производству и предоставлению услуг (гостиничного продукта) коммерческого гостеприимства, которое предлагает свои удобства и сервис потребителю.
Введение
3
Глава 1. Общая характеристика гостиничных услуг и расчетных операций в гостиничном бизнесе
5
1.1. Нормативно-правовое регулирование расчетных операций в гостинице
5
1.2. Понятие и признаки гостиничных услуг
9
Глава 2. Организация оплаты за проживание в гостинице «Юность»
13
2.1. Организационная структура гостиницы «Юность»
13
2.2. Условия и порядок расчетов клиентов в гостинице
15
Заключение
25
Список использованных источников и литературы
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации, принимающие за услуги населению наличные, могут не применять ККТ, если оформляют разработанные для соответствующей отрасли бланки строгой отчетности. Для гостиниц эти бланки утверждены Приказом Минфина № 121. Среди них имеется и заявка на бронирование мест (форма № 10-Г).
Получив заявку, отдел бронирования гостиницы «Юность» сообщает клиенту, может ли он рассчитывать на номер. Все заявки регистрируются в журналах формы «И», если заявки поступили от самого клиента (по почте или по телефону), или формы «П», если заявку оставила организация.
Порядок оплаты зависит от типа заказа. Существует гарантированное и негарантированное бронирование. При гарантированном бронировании номер никому не сдается от заявленной даты заезда до даты выезда, и заказчик должен его оплатить, даже если заселения не будет. До определенного времени, которое назначит гостиница, он может отменить заказ, хотя и уплатит неустойку. При негарантированном бронировании обычно держат номер только до даты заезда, и если клиент не прибудет вовремя, заказ аннулируется. Неустойка, как правило, не берется.
Заметим, что неустойка за отказ от проживания в забронированных номерах не является законной, поэтому в соответствии со ст. 331 ГК РФ ее уплаты можно требовать только в том случае, если соглашение о неустойке было оформлено в письменной форме. Это означает, что условие о выплате неустойки нужно включить в договор на оказание гостиничных услуг. Учитывая, что подобный договор является публичным, его текст с соответствующими условиями бронирования достаточно разместить, например, на сайте гостиницы в Интернете, предоставить партнерам и вывесить в холле.
В гостинице «Юность» практикуется гарантированное подтверждение заявок. Это означает, что они подтверждают бронирование только после получения от клиента соответствующих гарантий оплаты на случай, если клиент прибудет с опозданием или вообще не прибудет. Такими гарантиями прежде всего являются предоплата в размере 50% или 100% стоимости суточного размещения или размещения в течение всего срока, а также информация о номере кредитной карточки клиента.
Пример из практики гостиницы «Юность». Гость, изучив сайт гостиницы «Юность» и поговорив с администратором, забронировал номер на десять суток, заплатив за услугу бронирования и стоимость проживания. По прибытии он отказался от заселения и потребовал вернуть предоплату в полном размере. Гостиница удержала из полученной оплаты только сумму фактических расходов, относящихся к данному договору. Остальные денежные средства были возвращены.
Такой расчет был произведен по следующим основаниям. Согласно ст. 32 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Правила № 490 разработаны в соответствии с Законом о защите прав потребителей и регулируют отношения в области предоставления гостиничных услуг, потребителем которых является гражданин. В силу п. 20 Правил № 490 потребитель имеет право расторгнуть договор на оказание услуги в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о расторжении договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги. Пунктом 1 ст. 782 ГК РФ также установлено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Таким образом, Закон и подзаконные акты предоставляют заказчику возможность в одностороннем порядке в любое время отказаться от договора возмездного оказания услуг, но при этом возлагают на него обязанность по возмещению исполнителю фактически понесенных расходов. Такой отказ расценивается Законом как правомерное действие и поэтому свидетельствует об отсутствии вины заказчика в неисполнении своих обязанностей по договору. При расчете данного госты возникает вопрос: когда услуги по бронированию считаются выполненными - на дату заключения договора или на дату заезда? Считаем, что, если заключается договор на оказание гостиничных услуг на условиях бронирования, датой начала оказания услуг по бронированию, сопутствующих услуге проживания, является дата заезда потребителя. Косвенным подтверждением этому является п. 23 Правил № 490, согласно которому за нарушение сроков начала оказания услуг по договору на бронирование мест в гостинице исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 3% суточной цены забронированных мест. Согласно данному положению, если гость приедет, а гостиница откажется предоставить ему номер, забронированный им заранее именно на эту дату, она должна выплатить гостю неустойку в установленном названными Правилами размере.
Не взимается плата за проживание в гостинице «Юность» детей в возрасте до 8 лет при условии их размещения с родителями в одном номере без предоставления дополнительного места в номере.
Расчеты при получении клиентом дополнительных услуг
Гостиница «Юность», как большинство гостиниц обеспечивает постояльцев дополнительными услугами. В гостинец организован прокат автомобилей, работают рестораны, фитнес центры, салон красоты, кассы по продаже железнодорожных и авиа- билетов. Все это оплачивается отдельно, то есть стоимость таких услуг не входит в стоимость проживания.
При расчетах с постояльцами пробивать чек по кассе не обязательно, что и делают в гостинице «Юность». Ведь, оказывая услуги населению, можно принимать «наличку» без применения ККТ, но при условии, что клиентам выдаются бланки строгой отчетности.
При расчетах по дополнительным услугам с клиентом гостиницы «Юность» заполняется квитанция по форме № 12-Г (утв. Приказом Минфина № 121) в двух экземплярах - для бухгалтерии и для клиента. Кстати, некоторые услуги из разряда самых необходимых являются бесплатными (п. 15 Правил № 490): вызов скорой помощи, снабжение аптечкой, доставка корреспонденции и т.д.
Квитанция на предоставление дополнительных платных услуг (форма № 12-Г) выписывается в гостиницах при наличных расчетах за такие услуги, как заказ билетов в аэропорт, оплата услуг переводчика, предоставление чая, кофе по желанию проживающего. Однако, в гостинице «Юность» данная форма не прижилась - они предпочитают не усложнять документооборот, а включать все дополнительные услуги в счет за проживание (форма № 3-Г), в котором предусмотрены различные сопутствующие гостиничным виды услуг.
Услуги общественного питания. Обычно рестораны и кафе, работающие при гостинице, не являются самостоятельными юридическими лицами. Несмотря на это, к ним предъявляются все требования Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036[17]. Как и в других организациях общепита, здесь оформляют документы из Альбома унифицированных форм, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132[18]. Заметим, существует БСО - счет официанта, утвержденный Письмом Минфина России от 20.12.1993 № 16-31. Однако с этой формой все равно приходится применять ККТ, так как в примечании к ней указано, что сумма счета должна соответствовать сумме, пробитой официантом в кассовом чеке.
Салон красоты. При предоставлении бытовых услуг (парикмахерские, маникюр и т.д.) применяются формы, утвержденные Письмом Минфина России от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-33[19].
Прокат. Предоставляя постояльцам во временное пользование автомобили, гостиница «Юность» заключают договор проката. В соответствии с п. 3 ст. 626 ГК РФ такой договор является публичным.
Соответствующие службы в гостиницах обычно не самостоятельные юридические лица, тем не менее им следует придерживаться всех правил, установленных параграфом 2 гл. 34 ГК РФ.
На платной автостоянке оформляется квитанция по форме № 11-Г (утв. Приказом Минфина № 121). Документ выписывается в двух экземплярах при выдаче и приеме машин: один передается в бухгалтерию, другой вручается клиенту. Услуги парковки оказываются по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 795[1].
При заселении в гостиницу «Юность» клиенту сообщается, что без дополнительной оплаты относятся следующие виды услуг: вызов скорой помощи; пользование медицинской аптечкой; доставка в номер корреспонденции по ее получении; побудка к определенному времени; предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.
Заключение
Анализ вопросов организации расчетов клиентов с гостиницей позволяет сделать следующие выводы.
Автор пришел к выводу, что основополагающим законодательным актом в области гостиничного обслуживания являются Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490.
Анализ нормативных правовых актов в сфере деятельности по оказанию гостиничных услуг, позволяет сделать вывод, что современное отечественное регулирование этой деятельности является неполным. Правовая регламентация общественных отношений в данной сфере осуществляется преимущественно на подзаконном уровне.
Качественный уровень правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг, очевидно, невысок и недостаточен для успешного развития гостиничного хозяйства в нашей стране. В целях повышения эффективности правовой регламентации отношений по оказанию гостиничных услуг следует, с нашей точки зрения, доработать Правила № 490, необходимо установить специальные нормы, посвященные регулированию предпринимательских отношений в рассматриваемой сфере.
Кроме того, Правительству РФ следует разработать новые бланки строгой отчетности, чтобы у гостиниц и клиентов не возникало путаницы, какие документы следует использовать при расчетах за проживание в гостинице.
В курсовой работе изучены порядок и условия расчета клиента за проживание к гостинице, а также за отказ в проживании и при бронировании. Клиент гостиницы вправе рассчитаться как наличным платежом, так и безналичным, в том числе и дебетовыми картами. Клиенты гостиницы «Юность» предпочитают рассчитываться наличными денежными средствами, что на наш взгляд не перспективно. Следует поощрять клиентов рассчитываться дебетовыми картами. Однако современное техническое и программное обеспечение гостиницы «Юность» не позволяет производить расчет кредитными картами за все предоставляемые услуги. Данное обстоятельство неблагоприятно сказывается на имидже гостиницы и мнении ряда клиентов. Следует выделить существующие проблемы системы оплаты за услуги гостиницы «Юность»: невозможность внедрения повсеместной оплаты за предоставляемые услуги дебетовыми картами; устаревшее программное обеспечение.
Кроме того, в работе рассмотрены основные формы первичных документов по учету операций в гостиничном хозяйстве. Гостиница с учетом специфики своей деятельности может разработать собственные формы первичных документов.
При осуществлении расчетов за оказанные услуги гостиница обязана либо выдавать бланки строгой отчетности, либо применять кассовый аппарат.
Как мы показали в курсовой работе, работники гостиницы «Юность» сталкиваются с проблемой обработки большого объема документов. Одно из решений этой проблемы - внедрение системы электронного документооборота.
Преимущества электронного документооборота очевидны. При его внедрении сотрудникам организации не придется тратить время на поиск нужных документов: в электронной базе найти их намного проще и быстрее, возможности поиска информации практически не ограничены. При этом электронные документы одновременно доступны всем имеющим право доступа к ним сотрудникам. Занимают меньше времени процесс согласования, утверждения и регистрации документов, передача документов между подразделениями, подготовка стандартных отчетов о движении документов.
Список использованных источников и литературы
Информация о работе Порядок расчёта гостя за услуги, оказанные в номере