Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:18, курсовая работа
Объектом будет являться туристическая компания «Нева».
Предметом исследования является формирование и совершенствование системы развития работы персонала турфирмы.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд следующих задач:
– изучить основы обучения персонала в системе управления персоналом;
– рассмотреть метод и программу развития персонала организации;
– выявить специфику современной кадровой политики предприятий индустрии туризма;
– дать анализ и оценку эффективности управления персоналом на примере туристического агентства «Нева»;
– дать свои предложения по совершенствованию системы развития туристического агентства «Нева».
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................3
1. Теоретические основы обучения и развития персонала фирмы...............................6
1.1 Основы обучения персонала в системе управления персоналом.................6
1.2 Методы развития персонала организации…………………………..…......10
1.3 Программы развития персонала организации………..……………………26
1.4 Современная кадровая политика предприятий индустрии туризма……..29
2 Анализ и оценка управления персоналом организации на примере туристической фирмы «Нева»…………………………………………………………………………..35
2.1 Характеристика ООО туристической фирмы «Нева»….............................35
2.2 Анализ системы управления ООО туристической фирмы «Нева»............36
3. Проекты мероприятий по совершенствованию структуры управления ООО «Нева» ..............................................................................................................................39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................................47
Средние затраты на обучение одного работника равны общей стоимости обучения, деленной на количество обучившихся сотрудников.
В частности, по результатам обучения возможно совмещение профессий работников по родственным специальностям, приносящее значительную экономию затрат. Так, например, сотрудник юридического отдела на небольшом предприятии, изучивший основы кадрового делопроизводства, может выполнять функции соответствующего работника кадровой службы, что позволяет сократить расходы на сокращение заработной платы.
1.2 Методы развития персонала организации
Развитие персонала объединяет его вокруг миссии компании, безусловно, является краеугольным камнем построения корпоративной культуры организации [9].
В развитии персонала также было сформулировано 4 приоритета:
1) интернационализация (перемещение работников через границы);
2) развитие и продвижение женщин на более высокие менеджерские позиции (для отрасли стройматериалов, где работает немного женщин - это действительно проблема);
По каждому из направлений была также разработана специальная программа. Для мультинациональных компаний такого рода глобальные подходы в формировании культуры компании являются характерными и порой единственно возможными [4].
Одним из важных направлений планирования служебной карьеры является прогнозирование персональных продвижений, их последовательности и сопутствующих мероприятий, что составляет сущность планирования кадрового резерва. Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения, форма которых зависит от особенностей и традиций организации. В общем случае схемы замещений представляют собой варианты схем развития организационной структуры, ориентированные на конкретные личности. В основу таких схем кладутся типовые схемы замещений, которые разрабатываются службой управления персоналом под конкретную организационную структуру и представляют собой вариант модели ротации рабочих мест. Основными этапами формирования резерва кадров являются:
составление прогноза изменений в штатном расписании и составе кадров,
предварительный выбор состава кадрового резерва,
сбор информации о деловых, профессиональных и личностных качествах кандидатов,
формирование текущего резерва кадров.
Термин «карьера» имеет двойственную трактовку – с одной стороны она понимается как процесс движения (продвижения), а с другой как результат этого движения (развития). Многоаспектность карьеры выражается и в многообразии форм ее проявления, что в свою очередь способствует множеству различных способов ее систематизации.
Все существующие виды типы и модели карьеры можно классифицировать следующим образом (Табл. 2.) [1].
Как видно из таблицы 2., явление, именуемое карьерой, охватывает все стороны трудовых отношений, а многогранность направлений карьерного процесса и их разнообразие требует относиться к нему, как к сложному явлению, заслуживающему подробного изучения и разработок соответствующих методик управления карьерой в организации.
Ключевое значение в современных организациях приобретает развитие персонала, нацеленное на повышение уровня знаний, способностей, ценностей и на усиление мотивации работников для достижения стратегических целей организации и удовлетворения личных потребностей.
Таблица 2 -Классификация основных видов, типов и моделей карьеры
ВИДЫ КАРЬЕРЫ |
По характеру доминирующего изменяющегося признака |
Профессионально- Профессионально-должностная Статусная Монетарная |
По среде развития |
Межорганизационная Внутриорганизационная | |
По направлениям движения |
Вертикальная Горизонтальная Ступенчатая Центростремительная (скрытая) | |
ТИПЫ КАРЬЕРЫ |
По направленности и продолжительности ступеней |
Целевая Монотонная Спиральная Мимолетная Стабилизационная Затухающая |
По скорости продвижения и последовательности |
Суперавантюрная (случайная или совместная) Авантюрная Традиционная (линейная) Последовательно-кризисная Прагматичная (структурная) Отбывающая Преобразующая Эволюционная | |
МОДЕЛИ КАРЬЕРЫ |
- Трамплин Лестница Змея Перепутье |
Развитие персонала представляет собой комплекс целенаправленных образовательных, информационных, социально-культурных, мотивационных элементов, которые содействуют повышению квалификации работников в соответствии с задачами развития организации.
Расстановка персонала позволяет проводить эффективное замещение рабочих мест исходя из результатов комплексной оценки, плановой служебной карьеры, условий и оплаты труда персонала. Она представляет собой один из важнейших этапов кадровой работы и решает три взаимосвязанные задачи: планирование служебной карьеры, определение условий и оплаты труда сотрудников и обеспечение движения кадров в системе управления. При реализации такого подхода вакантные рабочие места организации заполняются с учетом индивидуальных пожеланий сотрудников и их планируемой карьеры [22].
Карьера – это индивидуальное представление работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Различают профессиональную и внутриорганизационную карьеры.
Профессиональная карьера строится на том, что в процессе своей трудовой деятельности каждый человек проходит последовательно определенные стадии социального развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Такие стадии профессиональной деятельности человек может пройти в одной, но чаще в различных организациях.
Впутрифирменная карьера охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации. Она может быть реализована по трем основным направлениям. Вертикальное – последовательное продвижение вверх по служебной лестнице. Каждую ступень сотрудник занимает некоторое время, достаточное для освоения новой должности и проявления своих индивидуальных качеств. Подъем на новую ступень требует повышения квалификации. Верхней ступеньки служебной лестницы сотрудник достигает тогда, когда накоплен большой опыт и приобретены профессиональные знания и умения, высокая квалификация, существенно расширился кругозор. После занятия верхней ступени возможен резкий обрыв карьеры - трамплин, (например, в связи с уходом на пенсию) или планомерный спуск по служебной лестнице – лестница, (рис. 1.).
Горизонтальное – сопровождается или перемещением в другую функциональную область деятельности, или выполнением определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (роль руководителя временной целевой программы, должность главного инженера проекта и т.п.). К горизонтальной служебной карьере можно отнести расширение задач или их усложнение на занимаемой ступени служебной карьеры с адекватным изменением вознаграждения.
Рис.1.1 Лестница карьеры
Главной задачей планирования и реализации карьеры является согласование профессиональной и внутриорганизационной карьер, что предполагает решение следующих задач:
– достижение взаимосвязи целей организации и определенного сотрудника;
– обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника для учета его индивидуальных потребностей и мотиваций;
– устранение тупиковых ситуаций, в которых исключаются возможности развития сотрудника;
– исключение закрытости процесса управления карьерой;
– изучение карьерного потенциала сотрудников и обеспечение обоснованной оценки потенциала каждого сотрудника с целью исключения нереалистических ожиданий;
– формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных кадровых решениях;
– определение путей служебного роста, использование которых удовлетворяет качественную и количественную потребность в персонале в заданный момент времени и в любом подразделении организации.
Планирование и контроль служебной карьеры начинаются с момента приема сотрудника в организацию на срок до предполагаемого увольнения и включают организацию планомерного горизонтального и вертикального продвижения по системе должностей или рабочих мест. Сотрудник должен знать не только краткосрочные и долгосрочные перспективы, но и требования к нему, определяющие служебные продвижения.
Служебная карьера содержит ряд последовательных этапов, на которых удовлетворяются определенные потребности сотрудника. Первый этап длится до 25 лет и включает в себя учебу в школе и получение профессионального образования. К моменту окончания этого этапа человек определяется в конкретном виде деятельности и начинается этап становления, который длится около 5 лет (от 25 до 30 лет). Это период освоения выбранной профессии и формирования квалификации. Последующий этап – этап продвижения – продолжается от 30 до 45 лет, характеризуется ростом квалификации и служебно-профессионального продвижения. В этот период происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в достижении более высокого служебного статуса. Этап сохранения длится от 45 до 60 лет, характеризуется достижением высот квалификации, заинтересованностью в передаче знаний последователям. Сотрудник достигает предела возможностей служебного роста, вершин независимости и самовыражения. Последующий этап – этап завершения – длится от 60 до 65 лет, направлен на активные поиски достойной личной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Этот этап может быть завершающим в служебной карьере типа трамплина или являться началом нисхождения по служебной лестнице до выхода на действительную пенсию.
Реализация служебной карьеры напрямую связана с обеспечением гарантий занятости и является одной из наиболее сложных проблем управления персоналом организации. Любой сотрудник планирует свое будущее, основываясь на собственных потребностях и сложившихся социально-экономических условиях. Как правило, целью карьеры не ставится область деятельности, определенная работа, должность, место на служебной лестнице. Обычно цели карьеры проявляются в причинах, по которым человек стремится к служебному росту. Причины, определяющие цель карьеры, меняются с возрастом, уровнем квалификации, ростом полноты восприятия окружающего и т.п., поэтому процесс формирования целей карьеры носит постоянный характер.
Реализация индивидуальных целей и служебной карьеры в целом определяется системой служебно-профессионального продвижения, под которой понимается предлагаемая организацией последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест), которые сотрудник потенциально может пройти. Карьера, в свою очередь, предполагает тактическую последовательность занимаемых ступеней в иерархии структуры управления организацией. Полное совпадение служебно – профессионального продвижения и личной служебной карьеры достигается на практике крайне редко.
Организация служебно-профессионального продвижения содержит следующие процедуры:
– повышение в должности или квалификации.
– перемещение, когда сотрудник переводится на другое равноценное рабочее место в силу производственной необходимости или изменения характера труда,
– понижение в должности, в том числе по результатам аттестации,
– увольнение из организации.
Правила и порядок применения процедур служебно – профессионального продвижения устанавливает Трудовой кодекс РФ.
Одним из важных направлений планирования служебной карьеры является прогнозирование персональных продвижений, их последовательности и сопутствующих мероприятий, что составляет сущность планирования кадрового резерва. Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения, форма которых зависит от особенностей и традиций организации. В общем случае схемы замещений представляют собой варианты схем развития организационной структуры, ориентированные на конкретные личности. В основу таких схем кладутся типовые схемы замещений, которые разрабатываются службой управления персоналом под конкретную организационную структуру и представляют собой вариант модели ротации рабочих мест. Основными этапами формирования резерва кадров являются:
– составление прогноза изменений в штатном расписании и составе кадров,
– предварительный выбор состава кадрового резерва,
– сбор информации о деловых, профессиональных и личностных качествах кандидатов,
– формирование текущего резерва кадров.
Под стратегией обычно понимают некое важное целеполагание на срок от трех лет и более. Следовательно, стратегия карьеры позволяет получить конструктивный ответ на вопрос: «кем быть», отнесенный к довольно длинным периодам планирования [3].
За последние годы борьба на рынке труда за высококвалифицированные кадры и потенциально успешных новичков возросла в несколько раз. И как результат все уважающие себя компании начали задумываться о количестве уволившихся сотрудников, обращая особое внимание на формулировку «по собственному желанию» и причины, вызвавшие этот уход. Как правило, результаты шокируют высший менеджмент компаний. Все чаще «ушедшие» сотрудники называют ведущим фактором, влияющим на начало поиска ими работы, не банальное материальное благополучие, а снижение своей деловой активности из-за невозможности реализовать карьерные потребности в условиях компании [20].
Информация о работе Проекты мероприятий по совершенствованию структуры управления ООО «Нева»