Стандартизация, сертификация, лицензирование в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Россия как туристская страна, несмотря на свой высокий потенци¬ал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это является весьма низким показате¬лем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Содержание

Введение 2
1.Стандартизация в туризме 4
1.1 Стандартизация: сущность понятия . 4
1.2 Характеристика национальных стандартов в туризме. 6
2.Сертификация и классификация в туризме. 12
2.1.Отличие обязательной и добровольной сертификации. 12
2.2 Порядок сертификации услуг. 16
2.3. Порядок классификации объектов туриндустрии. Классификация гостиниц, средств размещения и горнолыжных трасс. 19
3.Лицензирование в туризме. 27
3.1. Общий порядок лицензирования. 27
3.2. Упрощенный порядок лицензирования. 43
Список литературы 45
Приложение 47

Вложенные файлы: 1 файл

kontrolnaya-turizm.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Данные требования ФЗ согласованы с ГОСТ Р 50690-2000 "Туристские услуги. Общие требовании", в п. 5.7. которого указано, что "при реализации тура туроператор/турагент обязан предоставлять туристам достоверную информацию о реализуемом туре до подписания договора". Требования к информации о туре для потребителей приведены в таблице 1 стандарта. Согласно п. 5.15. ГОСТ Р 50690-2000 Организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь инструкции, включающие правила действий сопровождающих и экскурсоводов по обеспечению безопасности при проведении экскурсий, и журнал проведения с ними инструктажа. При организации автобусных экскурсий организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь: инструкцию об обязанностях водителя по обеспечению безопасности; правила поведения экскурсантов при нахождении в автобусе; договор с транспортным предприятием или индивидуальным предпринимателем, имеющим сертификат соответствия требованиям безопасности на услуги по перевозке пассажиров. В соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 12-ФЗ) туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие).

Однако, технические регламенты услуг (требования которых обязательны) на маршрутах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) в настоящее время Законодательством РФ не предусмотрены. Особого внимания заслуживают вопросы обеспечения безопасности в экстремальных видах туризма. ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов принят в качестве межгосударственного стандарта. Стандарт устанавливает требования к туристским и экскурсионным услугам, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья туристов и экскурсантов, методы их контроля и предназначен для целей сертификации туристких услуг, которая до принятия ФЗ "О техническом регулировании" носила обязательный характер. ГОСТ Р 50644-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание.

 Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов" устанавливает вредные факторы (факторы риска) в туризме, которые могут быть классифицированы следующим образом: травмоопасность; воздействие окружающей среды; пожароопасность; биологические воздействия; психофизиологические нагрузки; опасность излучений; химические воздействия; повышенная запыленность и загазованность; прочие факторы риска (опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных) характеристиках); специфические факторы риска, которые обусловлены: - возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов); - техническим состоянием используемых объектов материально - технической базы (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и бугельных подъемников, туристских трасс, в том числе горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных, верховых и вьючных животных, разнообразных транспортных средств, в том числе велосипедов, маломерных и гребных судов, архитектурных, природных достопримечательностей); - сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т.п.); - уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов и др.); - подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т.п.); - информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы, маркировка трасс туристских маршрутов). Туристское предприятие должно иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности туристов и руководствоваться ими в своей деятельности. Информация, обеспечивающая безопасность жизни и здоровья туристов в процессе обслуживания, предоставляется в порядке, установленном действующей нормативной документацией. Требования к безопасности обслуживания для конкретных видов туристских услуг устанавливаются нормативной документацией на соответствующие виды услуг: стандартами, правилами, уставами, кодексами и другими документами.

2.Сертификация и классификация в туризме.

  • 2.1.Отличие обязательной  и добровольной сертификации.

  • Сертификация  — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая  от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация  удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Также сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 № 65-ФЗ).

    С 1 июля 1995 г. Госстандарт  России ввел обязательную сертификацию туристских и гостиничных услуг, а также услуг общественного  питания.

    В данном случае под сертификацией понимается проверка соответствия предоставляемых услуг государственным требованиям, которые направлены на предотвращение ущерба для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Документом, подтверждающим безопасность предоставляемых услуг, является сертификат соответствия, выдаваемый на срок до трех лет. Одновременно предприятие может получить лицензию на использование государственного знака безопасности.

    Сертификация  на соответствие безопасности носит  обязательный характер для всех субъектов  хозяйственной деятельности. Законодательными актами установлен запрет на рекламу деятельности по предоставлению услуг без сертификата соответствия. В Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения, в соответствии с которыми должностные лица и предприниматели могут быть оштрафованы в размере до ста минимальных окладов за предоставление не сертифицированных услуг или несанкционированное использование знака соответствия требованиям безопасности.

    Сертификация  услуг в России, как и в любой  стране мира, осуществляется в целях предупреждения реализации услуг, опасных для жизни, здоровья и имущества человека и окружающей среды. Она является общепринятым механизмом регулирования отношений в области обеспечения обслуживания населения. Принятие Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" внесло противоречия в юридические нормы, определяющие статус и полномочия органов государственной власти, осуществляющих контроль за безопасностью товаров и услуг. Так, важнейшая норма данного Закона, дающая право этим органам проводить обязательную сертификацию на платной основе одновременно с осуществлением функций государственного управления, в том числе контрольно-надзорных, противоречит ст. 7, 8 и 9  Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции Федерального закона от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ).

    Часто отождествляют  сертификацию и лицензирование. Лицензия — это право (разрешение) на осуществление  какой-либо деятельности, сертификат на услуги — документ, подтверждающий, что качество услуг соответствует определённым требованиям.

    На территории РФ существует постановление об обязательной сертификации продукции и услуг. Декларация о соответствии — документ, в котором производитель удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует требованиям определенных стандартов качества. Если продукция входит в указанную «Номенклатуру продукции подлежащих обязательной сертификации», то для ее реализации или прохождения таможенной очистки необходимо получение сертификата соответствия в системе ГОСТ Р. Если продукция не подлежит обязательной сертификации, то для нее возможно оформление либо отказного письма, либо добровольного сертификата. Отказное письмо — справка, выдаваемая аккредитованным в соответствующей системе органом и сообщающая о том, что данная продукция не подлежит обязательной сертификации в данной системе сертификации.

    Указанная «номенклатура, подлежащая обязательной сертификации»  — это подмножество «Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93». Для возможности классификации продукции, Госстандартом России была введена номенклатура ОКП, по которой происходит классификация продукции для целей сертификации. ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности): в отличие от кода ОКП, код ТНВЭД разработан не Госстандартом, а Таможенным комитетом РФ; данный код для продукции присваивается ТОЛЬКО таможенными органами.

    Существует  также относительно небольшой перечень продукции, соответствие которой может  быть подтверждено декларацией о  соответствии.

    Сертификаты соответствия на ту или иную продукцию выдаются органами по сертификации, имеющими соответствующую область аккредитации, на основании представленных им документов на продукцию, основным из которых является протокол испытаний. Протоколы испытаний выдаются в свою очередь аккредитованной испытательной лабораторией после проведения испытаний соответствующим образом отобранных образцов продукции. На практике лаборатории могут сделать указанный протокол просто на основании экспертизы технических документов о продукции.

    На самом  сертификате внизу стоит две  подписи: руководителя органа сертификации и эксперта по данной продукции, который  так же, как орган сертификации и исследовательская лаборатория, имеет свою узкую область аккредитации. На практике это иногда может привести к тому, что даже если данная продукция входит в область аккредитации органа сертификации, но эксперта нет ни в штате, ни в пределах досягаемости вне штата, то сертификат выдать не смогут.

    Обязательная  сертификация

    Обязательная  сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Так как обязательная сертификация относится к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, следовательно, аспект обязательной сертификации — безопасность и экологичность.

    Установленная законодательством РФ обязательная сертификация — это система сертификации продукции или услуг, сертификация которых является обязательным требованием. Чаще всего обязательная сертификация применяется для продукции, которая может повлиять на безопасность людей, их имущество и окружающую среду, на такую продукцию оформляется обязательный сертификат. Сертификация продукции включает в себя различные схемы сертификации. Самые распространенные — это оформление сертификата соответствия на контракт, на серийный выпуск и на определенную партию продукции.

    Добровольная  сертификация

    Добровольной  сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования по безопасности. В то же время ее проведение ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей, как надежность, эстетичность, экономичность и др.

     

    Добровольная  сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 N5151-1 утратил силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ «О техническом регулировании».) Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по серт..

    • 2.2 Порядок сертификации услуг.

    Приняты следующие  формы сертификации услуг:

    - Обязательная  сертификация (если данный вид  услуг подлежит обязательной  сертификации согласно Перечня продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации )

    - Добровольная  сертификация ( если данный вид  услуг не подлежит обязательной  сертификации, однако исполнитель  услуги желает ее сертифицировать)  При добровольной сертификации заявитель самостоятельно выбирает ТНПА (технические нормативные правовые акты), на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, проверяемых при добровольной сертификации.

    В тех случаях, когда исполнители услуг классифицируются по категориям (разрядам), одновременно с сертификацией услуг может проводиться отнесение их к соответствующим категориям (разрядам), если это установлено нормативными правовыми актами или ТНПА на услуги. Процедуры отнесения исполнителей услуг к определенной категории (разряду) регламентируются в документах, устанавливающих порядок сертификации конкретного вида услуг.

    Прохождение сертификации является достаточно сложным и трудоемким процессом для туристской фирмы  и напрямую зависит от квалификации персонала фирмы.

    Процесс сертификации начинается с заполнения заявки стандартной  формы на проведение работ по сертификации туристских и гостиничных услуг  аккредитованными в установленном  порядке органами по сертификации. Данная заявка, форма которой помешается ниже, подписывается директором фирмы и удостоверяет, что туристская фирма идентифицировала свои услуги согласно номенклатуре Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН).

    Сертификация  услуг в общем случае включает следующие этапы:

    1. подачу заявителем  заявки на проведение сертификации  и представление материалов (документов) с исходной информацией о безопасности  и качестве услуг и персонале,  оказывающем услуги;

    2. анализ заявки  и представленных материалов (документов);

    3.  анализ ТНПА;

    4. идентификациию  услуг;

    5. принятие решения  по заявке и выбор схемы  сертификации;

    6. проведение  проверки услуг;

    7. сертификацию  системы управления качеством  исполнителя услуг (если это  предусмотрено схемой сертификации);

    8. анализ результатов  сертификации и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия (далее – сертификат) и отнесение исполнителя услуг к соответствующей категории (разряду);

    9. регистрацию  и выдачу сертификата и заключение  соглашения по сертификации;

    10. инспекционный контроль за сертифицированными услугами;

    11. корректирующие  мероприятия при нарушении соответствия  услуг установленным требованиям  и неправильном применении знака  соответствия Системы (далее –  знак соответствия);

    12. информирование  о результатах сертификации;

    13. рассмотрение  жалоб и апелляций.

    Для проведения сертификации продукции заявитель  направляет заявку в соответствующий  орган по сертификации.

     Одновременно с заявкой заявитель представляет материалы (документы) с исходной информацией о безопасности и качестве услуг и персонале, оказывающем услуги, состав и содержание которой устанавливается в порядке сертификации конкретного вида услуг.

    Информация о работе Стандартизация, сертификация, лицензирование в туризме