Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:15, курсовая работа
Транспорт (от лат. transporter - переношу, перемещаю) - одна из инфраструктурных отраслей материального производства, обеспечивающая нужды хозяйства и населения во всех видах перевозок. Он имеет специфические отличия от других отраслей народного хозяйства. Во-первых, следствием работы транспорта является не новый продукт, а определенный полезный эффект, заключающейся в перемещении людей и грузов. Во-вторых, на транспорте используется не сырье, а средства (подвижной состав и коммуникационные устройства) с использованием вспомогательных материалов (топлива, электроэнергии, масел, и др.). В третьих, своей деятельностью транспорт продолжает производственный процесс промышленности и сельского хозяйства в сфере обращения. В четвертых, для него характерно линейное размещение, а результатом деятельности выступают грузооборот, выражаемый в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот, исчисляемый в пассажиро-километрах (пас-км) .
Введение………………………………….………………………………...2стр.
1. Транспорт как отрасль производства в мировом хозяйстве……….....2стр.
2. Сеть путей сообщения…………………………………………………..6стр.
3. Интеллектуальная транспортная система (ИТС)……………………..14стр.
4. Транспортная логистика…………………………………………….....16стр.
5. Транспортные узлы и коридоры………………………………………18стр.
6. Транспорт и территориально-географическое разделение труда……19стр.
7. Транспортная подвижность населения………………………………..20стр.
8. Железнодорожные перевозки………………………………………….22стр.
9. Автомобильные грузоперевозки……………………………………….23стр.
10. Внутренние водные пути и морские каналы………………………...24стр.
11. Морской транспорт…………………………………………………....28стр.
12. Трубопроводный транспорт. Нефтяные трубопроводы и
газопроводы…………………………………………………………….30стр.
13. Воздушные пути и грузоперевозки…………………………………..31стр.
Заключение…………………………………………………………………35стр.
Список использованной литературы……………………………………..36стр.
Введение………………………………….……………………
1. Транспорт как
отрасль производства в
2. Сеть путей сообщения…………………………………………………..
3. Интеллектуальная транспортная система (ИТС)……………………..14стр.
4. Транспортная
логистика……………………………………………....
5. Транспортные узлы и коридоры………………………………………18стр.
6. Транспорт и
территориально-географическое
7. Транспортная подвижность населения………………………………..20стр.
8. Железнодорожные
перевозки………………………………………….
9. Автомобильные
грузоперевозки……………………………………….
10. Внутренние водные пути и морские каналы………………………...24стр.
11. Морской транспорт…………………………………………………..
12. Трубопроводный транспорт. Нефтяные трубопроводы и
газопроводы…………………………………………………
13. Воздушные пути
и грузоперевозки…………………………………..
Заключение…………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………..
Рост мирового производства различных видов продукции и товаров, углубление международного разделения труда и развитие внешнеэкономических связей обуславливают адекватное увеличение объема и перечня международных услуг. Особенное значение при этом приобретают транспорт и связь.
Транспорт (от лат. transporter - переношу, перемещаю) - одна из инфраструктурных отраслей материального производства, обеспечивающая нужды хозяйства и населения во всех видах перевозок. Он имеет специфические отличия от других отраслей народного хозяйства. Во-первых, следствием работы транспорта является не новый продукт, а определенный полезный эффект, заключающейся в перемещении людей и грузов. Во-вторых, на транспорте используется не сырье, а средства (подвижной состав и коммуникационные устройства) с использованием вспомогательных материалов (топлива, электроэнергии, масел, и др.). В третьих, своей деятельностью транспорт продолжает производственный процесс промышленности и сельского хозяйства в сфере обращения. В четвертых, для него характерно линейное размещение, а результатом деятельности выступают грузооборот, выражаемый в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот, исчисляемый в пассажиро-километрах (пас-км) .
1. ТРАНСПОРТ КАК
ОТРАСЛЬ ПРОИЗВОДСТВА В
Продукция транспорта не может накапливаться, а эффективность его функционирования зависит от формирования грузо- и пассажиропотоков. Транспортные затраты являются составной частью стоимостной оценки производимой продукции. При этом они учитываются в ней дважды - на стадии процесс производства, когда транспорт доставляет необходимое сырье, топливо, комплектующие и др. и на стадии процесса обращения - доставка готовой продукции потребителям.
Как структурное подразделение мирового хозяйства транспорт представляет собой сложную открытую экономическую систему, охватывающую все виды грузового и пассажирского транспорта и их транспортные средства общего и специального назначения, включая совокупность погрузочно-разгрузочных устройств и предприятий, обеспечивающих операции погрузки, разгрузки, перевозки и складирования грузов, а также перемещение пассажиров.
По среде использования, средствам и способам перемещения транспорт подразделяется на следующие виды: сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный), водный (морской, речной), воздушный (авиационный). В качестве отдельного вида транспорта иногда рассматривают электронный (линии электропередач). В некоторых развивающихся странах сохраняются гужевой и вьючный виды транспорта.
Общая протяженность всех видов транспорта (без морских путей) - более 32 млн. км, что в 740 раз превышает длину экватора и в 80 раз расстояние от Земли до Луны.
Наблюдается сокращение протяженности железнодорожных магистралей, речных путей с одновременным возрастанием автомагистралей (в 1,5 раза за последние 40-50 лет), трубопроводов (более, чем в 4 раза), авиалиний (в 6 раз). Улучшается качество транспортных путей, более, чем в 3 раза возросла протяженность электрофицированных дорог, почти в 3 раза - автомагистралей с твердым покрытием.
Отмеченные изменения отражают общие тенденции в мировом хозяйстве и в его транспортной системе в частности. В условиях жестокой конкуренции международные и национальные транспортные системы по техническому состоянию, масштабам деятельности, организационным формам и транспортному освоению территорий сейчас стремятся отвечать уровню требований своих клиентов. Среди таких требований на передний план выдвигается фактор качества обслуживания, тогда как транспортные издержки в ряде случаев отодвигаются на второй план. Совершенствуются международные транспортные коммуникации, модернизируется их инфраструктура, ускоряется оборачиваемость транспортных средств, развиваются смешанные бесперегрузочные сообщения (на базе "контейнерной технологии"), усиливается безопасность и надежность прохождения грузов, создаются крупные специализированные транс-портно-распределительные центры мирового масштаба. Это, естественно, накладывает отпечаток на структуру стоимости продукции у потребителя в системе СИФ ,но происходящие изменения в технологиях производств (особенно промышленных), позволяет снижать транспортные слагаемые стоимости товара и обеспечивать высокое качество предоставляемых услуг.
Большое воздействие на изменения в международных и национальных транспортных системах оказали и продолжают оказывать происходящие сдвиги в структуре и объемах мирового грузооборота. Если на первоначальных стадиях индустриального развития в структуре грузооборота большой удельный вес имели сырье и топливо, вследствие чего транспортная составляющая в цене товара достигала 30-40%, то сейчас, под воздействием научно-технического прогресса, она снизилась у потребителя до 5-10% .
На структуру,
географию и объемы грузопотоков
повлияли изменения, происходящие в
организационной структуре
Транспортные системы стран и регионов мира по ряду признаков (удельному весу отдельных видов транспорта, грузообороту, степени оснащенности новейшими транспортными средствами и оборудованием, эффективности функционирования и др. признакам) могут быть сгруппированы в пять типов.
К первому типу относят транспортные системы Северной Америки (США, Канады). Для транспортных систем данного типа характерно наличие всех видов транспорта и промышленности по его обслуживанию (производство транспортных средств, оборудования), высокое качество дорог и инженерных коммуникаций, хорошо развитая инфраструктура. Транспорт играет важную роль в экономической жизни стран и их внешнеэкономических связях.
Ко второму
типу можно отнести транспортные
системы стран Европейского Союза,
не входящих в него стран Западной
Европы, Японии. По основным параметрам
деятельности, качеству обслуживания
они практически не уступают транспортным
системам США и Канады, но в некоторых
странах отсутствуют отдельные
виды транспорта (морского или речного),
предприятия по производству транспортных
средств и др. Роль транспорта в
экономической жизни и
К третьему типу относятся транспортные системы "новых индустриальных стран", а также некоторых других, быстро развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Удельный вес транспорта в экономике этих стран еще относительно не велик, но его развитие осуществляется быстрыми темпами, создается современная инфраструктура и роль национальных транспортных систем постоянно возрастает.
Четвертый тип
образуют транспортные системы подавляющей
части развивающихся стран. Характерной
чертой транспортных систем этих стран
является наличие в них "колониальных
пережитков". Они выражаются в
специфической конфигурации транспортных
сетей (приспособленных для
К пятому типу относятся
транспортные системы стран с
переходной экономикой (восточноевропейские,
СНГ, Балтия). Транспортные системы
этих стран в настоящее время
перестраиваются с целью
Большое значение для развития транспортных систем восточноевропейских стран, в частности Украины, имеет их современное геополитическое и транспортно-географическое положение. Через территорию этих стран проходят важнейшие транспортные коммуникации, обеспечивающие транзит грузопотоков между Северной Европой и Западной Азией (включая Ближний и Средний Восток), Россией и Западной Европой, Центральной Азией и Европой. В портах Латвии, например, доля собственно латвийских грузов составляет лишь 3-5%, а транспортные услуги этой страны, благодаря транзитным грузопотокам, равны 50-60% стоимости всего ее товарного экспорта)
Мировая транспортная система постоянно развивается. Соответственно требованиям времени и законов экономического развития в ней происходят адекватные качественные и количественные изменения. Это находит отражение в улучшении технического оснащения транспортных операций, изменении географии важнейших транспортных грузо- и пассажиропотоков, структурных соотношениях роли и значения различных видов транспорта в мировом хозяйстве.
2. СЕТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, в рамках которой взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и региона.
Мировая транспортная
система неоднородна. Прежде
Транспортные
системы развитых стран
Существенно
различаются между собой и
региональные транспортные
Наиболее
развитыми являются
Виды транспорта
группируются следующим
По структуре мирового грузо- и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный – 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный – 11% грузооборота, на морской – 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной – 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный – менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота).
Автомобильный транспорт зародился в начале XX в. и является наиболее дорогим видом транспорта, обладающим большой маневренностью, скоростью движения и возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям. Общая протяженность автомобильных дорог – 24 млн. км (70% общей длины всех путей сообщения). Плотность автодорог в мире – 180 км на 100 км2 территории.
Самая большая протяженность автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франции; самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании; самый высокий уровень автомобилизации в США (600 автомобилей на 1000 жителей). Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта.
Железнодорожный
транспорт обеспечивает
В развитых странах наблюдается тенденция к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся, напротив, – к расширению.
Трубопроводный
транспорт. Первые
Информация о работе Транспорт как отрасль производства в мировом хозяйстве